Получать пользу от силы группы



 

Я понял, как важно медитировать сразу же после утреннего пробуждения и принятия душа. Медитировать здесь с группой предлагается в 7:30. Что важнее – медитировать здесь с другими людьми после каких-то других дел или медитировать одному сразу же после принятия душа?

Очевидно, что определенные стороны практики являются второстепенными. И в сравнении с практикой медитации с другими людьми все остальное является второстепенным. Исключение составляют отшельники, аскеты, которые медитируют часами каждый день. Есть еще несколько вещей, настолько же важных, как совместная медитация с другими. Есть совместная работа в группе, которую мы можем назвать медитацией в действии – физическом, эмоциональном и интеллектуальном. Хотя сидячая медитация внешне кажется более пассивным видом медитации, внутренне она так же активна.

Очень немногие понимают важность работы или медитации в группе, потому что они не чувствуют ее, и каждый человек действует в соответствии со своим типом или тем, что ему нравится делать. Причина – просто в недостатке восприятия того, что на самом деле происходит. А происходит следующее: где двое или трое собираются во имя чего-то высшего, это высшее воплощается гораздо быстрее и гораздо легче, и эта сила делится между всеми людьми, кто там находится. Если мы медитируем в одиночестве, нам очень сложно соединиться с этой энергией, которая полностью превосходит энергию одного человека.

Потом в группе мы должны снова стать уединенными, то есть войти в свою собственную медитацию, но мы находимся в силовом поле высшего духа, который присутствует.

Это как принимать пищу в одиночестве. В прошлом в Школах Мудрости человек никогда не позволял себе есть в одиночку. Даже органические и биодинамически выращенные продукты теряют свою силу и энергию, когда мы едим в одиночестве. Тогда мы просто едим пищу, на наиболее мирском уровне.

Но пока у людей нет чувствительности, тонкости, чтобы чувствовать такие вещи, и они не могут их практиковать, они находятся в невежественном состоянии, из-за которого многие вещи и знания остаются для них совершенно недоступными, поскольку они их не воспринимают. Именно поэтому в прошлом в Школах Мудрости существовали точные правила, и все следовали этим правилам; таким образом каждый получал пользу от знания, переданного более опытными людьми, автоматически, даже не понимая этого, и в конце концов осознавал важность следования этим правилам: медитировать с другими людьми, практиковать движения с другими людьми, принимать пищу с другими людьми, петь песни, работать с другими людьми. Это пример того, насколько важна групповая работа.

Точно так же дело обстоит со многими упражнениями; обычный человек не может воспринять их настоящего воздействия, приводящего к внутренней структуризации. Но тот, кто практикует их, постепенно создает это второе тело внутри себя, по-настоящему пробуждает свой дух – даже если вначале он ничего не чувствует, что является нормальным. Чтобы чувствовать тонкую природу этих вещей, второе тело уже должно быть достаточно сформированным, дух должен быть достаточно пробужден. У некоторых людей есть определенная природная чувствительность к таким вещам, но у большинства ее нет, им необходима практика. Это указание Гурджиева: «Я буду просить вас делать то, что вы не хотите делать, и не делать того, что вы хотите делать». Потому что пока мы не имеем знания этих вещей, пока мы их не чувствуем, мы действуем согласно своему типу, согласно своему образованию, согласно своим настроениям, согласно своим желаниям. В среде Школы передаются принципы. Если вы следуете им, вы входите в движение этих формирующих, творящих сил и энергий.

То, что мы не хотим делать, обязательно будет тем, что для нас трудно?

Нет, я не думаю, что это следует понимать так. Используя термины Гурджиева, это не соответствует духу вещей. Слово «хотите» означает то, что вы воплощаете, что вы делаете. Это не вопрос воли, желания или нежелания, это вопрос воплощения чего-либо. Это касается вопросов: «Что вы на самом деле делаете?», «Вы медитируете в одиночку или в группе?», «Вы применяете принцип или не применяете его?». Вот что значит хотеть или не хотеть. Есть люди, находящиеся в состоянии, в котором они слышат принципы, но не применяют их – даже простые вещи. Они идут на поводу своих настроений, склонностей, желаний. То есть они не хотят применять принцип, они продолжают делать то, что хотят. В то время как человек, применяющий принцип, делает то, чего он не хочет делать.

Но это неестественно…

Да, это не «естественно» – это не обусловлено его типом, его образованием, его склонностями и т. д. Это изречение нужно связать с другими принципами: обычный человек не имеет воли, у него есть только желания и т. д. Мы должны правильно понимать, что означают эти указания. Точно так же обстоит дело, когда мы недостаточно понимаем такие принципы, как важность групповой работы, медитации в группе и совместного принятия пищи, выполнения проекта с другими людьми. Если мы не понимаем важность этих вещей, мы остаемся в плену своей кармы; мы не можем освободиться от нее. Единственный способ освободиться от индивидуальной кармы (это сделать сложно) состоит как раз в том, чтобы быть связанным с многими кармами других людей. Тогда в игру вступает другой тип кармы, карма высшей природы, которая унесет большую часть отрицательной индивидуальной кармы.

Есть силы эволюции в этой высшей карме, которая является кармой нескольких людей, собравшихся вместе во имя чего-то. Именно то, во имя чего они собрались, привносит свою карму вместо индивидуальной, личной кармы, которую в этом случае сметает. Если вы собираетесь вместе с другими людьми во имя поиска истины, вы соединяетесь именно с движением истины, с движением вперед, с эволюционным течением человечества, и именно оно начинает присутствовать в вас. Иначе говоря, вместе вам гораздо проще идти к истине. Когда вы объединяетесь во имя чего-то высшего, именно этот дух будет присутствовать в вас, он будет дышать в вас. Именно в этот поток (любви, сострадания) вы войдете. Такие силовые поля будут очищать вашу индивидуальную карму.

Именно поэтому, когда у нас не хватает силы что-то сделать, потому что мы на самом деле не хотим это делать или не чувствуем порыва, так важна принятая нами дисциплина?

Мы можем сказать себе, что не разрешаем себе выбора. Медитировать каждое утро с другими людьми, принимать пищу с другими людьми, нравится нам это или нет, хорошо мы себя чувствуем или нет – для нас это дисциплина. Потому что элементы этой дисциплины соотносятся с давними принципами более стремительной, быстрой, легкой эволюции; благодаря этим давним принципам эволюция происходит быстрее, и очевидно, что тот, кто решает следовать этим элементам дисциплины, находится в этом движении. Другими словами, он становится сильным даже там, где он слаб. Если он слишком слаб и не хочет что-то делать, он использует дисциплину и получает силу дисциплины.

Это всегда происходит так: если вы склоняетесь перед высшим, вы получаете его силу. В то время как сдавшийся своей слабости получает еще большую слабость. А дух групповых встреч, в какой бы группе вы ни работали, чрезвычайно важен. В прошлом он навязывался отдельным людям, принуждал их, но с прошлого века развилось сознание, становящееся все более и более индивидуализированным, и теперь дух группы не принуждает отдельных людей, человек просто питается от него, погружается, «переваривает» силы, идущие от этого духа.

То есть отдельный человек все больше и больше развивается вместо того, чтобы теряться во множестве, как это происходило несколько веков назад. Тогда индивидуальность не имела значения, а теперь существует обратное явление. Напротив, есть люди, отделяющиеся от группы, «индивидуализирующие» себя, – мы видим это сегодня, потому что речь идет о глобальном человеческом явлении: люди все больше и больше отделяются друг от друга и полностью отрываются от высших сил. Иначе говоря, они становятся застывшими, высохшими индивидуалистами. Гурджиев говорил, что даже их душа, их сущность высыхает; все заходит настолько далеко.

 

Принятие того, что есть

 

Не является ли неприятие того, что есть, других людей или ситуаций такими, как они есть, признаком чего-то детского в человеке?

Да – некой незрелости. То, что человек не принимает чего-либо, – это вопрос невежества. С другой стороны, испытывать негатив по отношению к тому, что мы не принимаем, – это по-детски. Когда мы больше не испытываем негатива, но сопротивляемся тому, что есть (то есть не принимаем то, что есть), – это знак незрелости. Принятие того, что есть, но бездействие в том случае, когда возможно что-то улучшить или изменить, также является знаком невежества и недостатка понимания. Принятие того, что есть, и понимание того, что нужно в нем преобразовать, чтобы улучшить, – это знак зрелости.

Если я правильно поняла, когда в конкретной ситуации есть что-то, что мы не принимаем, то, если мы пытаемся отыскать, что мы можем изменить или улучшить в этой ситуации, это означает, что мы переходим от незрелости к зрелости?

До этого есть еще один момент. Понимаете, все начинается с наблюдения. Мы здесь, мы наблюдаем то, что есть. Если мы не полностью спим, мы наблюдаем то, что происходит вовне. Например, человек разговаривает. Мы наблюдаем это. И мы слышим, что он говорит, мы понимаем, что он говорит. Абсолютно необходимым при этом является одновременно осознавать, что поднимается в нас, пока мы наблюдаем это вовне. Есть то, что мы наблюдаем вовне, и то, что это вызывает внутри нас: появляющиеся мысли, появляющиеся эмоции. И когда мы наблюдаем, мы видим, что в нас не дает нам принять то, что есть.

Если в нас поднимается критика, например критика другого человека или других людей, мы видим, где в нас самих находится проблема. Это важно. Потому что именно это не дает нам принимать реальность такой, как есть. Именно внутренний диалог или поднимающиеся в нас эмоции не дают нам соединиться с реальностью. Потому что те мысли и эмоции, что появляются, то есть то, какую позицию внутренне мы занимаем по отношению к тому, что есть, в точности раскрывает нам то, кто мы есть. Мы – то, что не имеет ничего общего с внешней реальностью. Однажды нам нужно это понять: внешняя реальность всегда является для нас возможностью увидеть, кто мы и как далеко мы прошли.

Когда я сижу здесь, слушая людей, я пытаюсь понять, способен ли я осознать то, о чем говорит человек, я вижу и принимаю то, что есть. Во мне не поднимается критика, у меня нет к людям негативных эмоций, я просто здесь. Если появляется еще что-то, критика, ощущение скуки или чувство раздражения по отношению к тому, что есть вовне меня, я являюсь этим. Эти эмоции показывают, где у меня проблема. Хотя люди, как правило, считают, что понимают, что происходит вовне, но они даже не понимают, что происходит внутри. И они критикуют внешнее, судят внешнее, хотя в них самих появляется движение, которое порабощает, скрывает реальность, не дает им доступа к внешней реальности и к принятию того, что есть.

Это одна из самых важных вещей: понять, что перед лицом любой ситуации нам нужно смотреть на то, как мы реагируем изнутри. Если именно это становится важным в любой внешней ситуации, то перед лицом любой внешней ситуации я учусь не только познавать себя, видеть, где я нахожусь, но одновременно я могу начать трансформировать себя. И трансформировать внешнюю ситуацию, только когда ситуация этого требует.

Недавно я столкнулся с человеком, на лице которого были написаны печаль, жалость к себе и жалобы, и я увидел в себе гнев; я продолжал упорно смотреть на его лицо, бывшее реальным, и думал о текущем упражнении, о принятии другого человека, как он есть. Я видел, как мой ум думает об упражнении, я видел реальность своего гнева, и я видел, как ничего не менялось. Несколько минут спустя я снова взглянул на этого человека, в этот раз на его лице была легкая улыбка, и я увидел, как эта легкая улыбка извне вызвала изменения в моем внутреннем состоянии.

Важно отметить, с одной стороны, то, до какой степени внешний мир имеет на нас влияние, и с другой стороны – как это предоставляет нам возможность увидеть, что поднимается в нас; в этот момент влияние уже больше не имеет значения, мы просто смотрим на это, мы смотрим на наш гнев. Итак, выражение лица печального и жалующегося человека вас злит, хотя кто-то другой отождествляется по-другому, он сам становится печальным; еще кто-то, когда видит такого человека, чувствует желание убежать, а еще кто-то остается на месте, просто видит печальное лицо и остается с собой. Все поднимающееся в нас, что не является принятием того, что есть, просто наблюдением того, что есть, – все это показывает нам место нашей внутренней работы… Этот гнев, эта печаль, это желание убежать, эта раздражительность… Когда мы поверхностны, мы говорим, что нас печалит другой человек, его позиция злит нас, другой человек нас раздражает… Абсолютно не так!

Потому что мы можем не злиться, мы можем не становиться подавленными, мы можем не раздражаться, мы можем не убегать, мы можем просто быть здесь. Принимая то, что есть. И часто, если у нас есть ответственность, мы можем сделать следующий правильный шаг, который заключается в помощи человеку, который грустит и жалуется. Мы можем сказать этому человеку что-то очень-очень простое. Поскольку мы принимаем то, что есть, можно сказать только: «Я вижу, что ты грустишь». Это все. Это самая большая помощь, которую мы можем оказать другому человеку. И что он ответит? Он скажет: «Да нет же! Нет, я не грущу!» И вы говорите: «Я вижу, что ты говоришь, что не грустишь». Можно попрактиковаться делать так. «Я слышу, что ты говоришь, что не грустишь». А другой человек скажет: «Теперь ты начинаешь меня раздражать!» И вы отвечаете: «Я вижу и слышу, что ты выходишь из своей грусти и начинаешь раздражаться». Вы всегда остаетесь с тем, что есть. И если вы всегда остаетесь с этим, у вас будет хороший день.

 

Выбираем свои мысли

 

Во время исполнения движений Гурджиева были моменты, когда меня затрагивала красота движений и само исполнение в целом. После выступления я больше ничего не чувствовал. И так со мной происходит всегда после выступления; во время выступления меня трогает, а потом ничего не остается, я ничего не чувствую. Вечером во время медитации пришли образы движений вместе с музыкой, и после медитации все это очень сильно присутствовало во мне. Я не понимаю, что произошло.

Ты был затронут красотой и возможно еще чем-то другим, когда смотрел выступление танцующих. Потом что-то произошло, и оно заставило тебя подавить все это, и поскольку это было подавлено, оно снова всплыло в тот момент, когда твой ум стал немного посвободнее, и снова зазвучало в тебе. Вопрос в следующем: что ты сделал такого, что подавило часть того, что ты испытывал?

Я думаю, что после выступления я начал сравнивать, жалеть о том, что не могу танцевать движения, что я их не практиковал, что-то в этом роде.

Почему человек, находящийся во внутренне ясном состоянии, видит красоту? Почему, когда я гуляю, я вижу красоту всего окружающего, я люблю тех людей, что приходят, и тех, что уходят? Потому что у меня нет никаких притязаний и требований ни к кому и ни к чему. У меня нет никаких желаний. Я связан с тем, что находится непосредственно здесь, с моментом, – это не желание, это отношения с настоящим миром. Когда я прохожу мимо тех цветов, я на мгновение останавливаюсь, чтобы взглянуть на них. Если мне чего-то не хватает, есть желание, требование или любая отрицательная эмоция, красота ускользнет от меня. И для большинства людей это состояние желания, ожидания или требования становится помехой их взаимодействию, возможному резонансу с красотой, будь это красота каких-то вещей, красота музыки, красота движений. Сознание большинства людей достаточно ограничено, свободного пространства немного. Если это пространство занимают поверхностные, отрицательные вещи, то, скорее всего, мы больше не можем входить во взаимодействие с прекрасным или великим. Мы теряем с ним связь.

Итак, у тебя возникает вопрос: «Но я не делал этого специально, не вызывал сожаления, например». Правильно? «Оно приходит само». Да? Ты можешь изменить это. Работа состоит именно в изменении того, что приходит само, что приходит механично, и мы можем считать, что все виды негативных эмоций, сожаления и т. п. – это иллюзии, которые приходят сами, механически. Следовательно, мы можем влиять на них. Работа состоит в том, чтобы распознать их, когда они появляются, и больше не давать им пространства. Посылать их куда-нибудь в другое место. И со временем они больше не будут возвращаться. Человек, у которого есть привычка сожалеть, злиться или грустить, должен признать это, а потом добровольно решить, то есть не механично, а сознательно и добровольно решить делать что-то другое. Что вы разрешаете себе думать, что вы решаете думать, становится вашей реальностью. Часто это уже является вашей реальностью и становится ею все больше и больше. Именно поэтому мы не можем позволить, чтобы наши отрицательные мысли, связанные с отрицательными эмоциями, захватывали нас. Настоящая Работа состоит в этом.

И потом, есть люди, которые больше не могут соединяться и входить в резонанс с красотой. Они в депрессии… Это означает, что их полностью захватила эмоция и связанные с ней мысли. Это все больше и больше отдаляет их от резонирования с прекрасным и даже с великим, и они становятся полностью отрезаны от этого.

Есть одна вещь, на которую каждый может влиять постоянно: ваши мысли. Вы можете добровольно решить думать по-другому или о другом, не о том, что заставляет вас страдать сейчас или заставит вас страдать позже. Вы можете добровольно решить изменить образ своих мыслей. Вы можете занять свои мысли чем-то другим. А если негативные мысли возвращаются, даже если они возвращаются тысячу раз, вам нужно научиться в течение какого-то времени позволять им проходить мимо.

Что касается движений Гурджиева: мы практиковали их неделю на семинаре, и я наблюдала, как в конце концов, несмотря на усталость моего тела, внутри меня появилась энергия, которая привела к состоянию радости и легкости в отношениях с другими. И тогда я задумалась, привели ли к этому сами движения или мое отношение, мое состояние ума во время семинара, когда я пыталась не быть поглощенной ничем, кроме движений, оставляя в стороне все свои намерения, которые обычно вызывают во мне напряжение, не дают мне быть легкой и открытой, принимать все мягко и с юмором.

Состояние ума – очень важная вещь. Все, что мы делаем, потому что ценим это, потому что мы действительно считаем это ценным, или потому что мы это любим, ведет к нужному состоянию. Ты решила в течение какого-то времени не позволять другим мыслям беспокоить твой дух. Ты решила полностью сконцентрироваться на работе, которую делала там, на этих движениях, на семинаре, в котором ты принимала участие вместе с другими, ты решила быть полностью в этом. Ты ценишь это, ты любишь это, и ты решаешь думать только об этом. В этот момент это становится твоей реальностью. Когда ты даешь пространство отрицательным мыслям или другим всевозможным проблемам, постепенно изменяется твое состояние ума, изменяются твои мысли, изменяются твои эмоции.

Часто вместо того, чтобы собирать энергию, идущую от того, что человек ценит то, что делает, любит то, что делает, он теряет эту энергию во всевозможном внутреннем учитывании о себе, о других людях и вещах. Энергия потеряна, и он снова становится усталым. Причем это нездоровая усталость. После интенсивной работы наступает здоровая, хорошая усталость. А это другой вид усталости – усталость, в которой мы теряем энергию из-за отрицательного в нас. Мы должны принять это решение, добровольно решить в первую очередь интересоваться тем, что мы действительно ценим и любим. А в то мгновение, когда приходят другие мысли, когда приходит что-то другое, мы работаем с этим, если нужно, и не даем этому пространства.

Речь идет не о вещах, которые мы делаем или должны делать, речь о следующем: достаточно ли мы их ценим? Решаем ли мы их достаточно любить? (Поскольку любовь часто приходит, когда мы что-то ценим.) Решаем ли мы правильно, с чувством ответственности относиться к тому, что делаем?

Это вопрос придания ценности, а не количества вещей, которые мы делаем. Потому что это нечто внутреннее, это не внешние вещи. Вы можете находиться в нужном состоянии ума, когда работаете в саду или собираете цветы или груши. Важным будет вопрос: насколько я ценю это? Решаю ли я ценить это? Решаю ли я, что то, что я делаю, – это самая важная вещь в мире, или нет? Мы можем принять такое решение для всего, что делаем. Я принимаю это решение каждый день: то, что я делаю здесь, сейчас, – самая важная вещь в мире. И если после этого мне нужно сделать что-то правильное, что не является самой важной вещью в мире для меня, я не делаю этого. Я всегда ищу самую важную вещь! Но это не внешняя вещь, это мое внутреннее состояние.

Ваша жизнь драгоценна! Каждая проходящая минута, каждый проходящий час больше не вернется! Они есть драгоценность! Решите сами быть во внутреннем состоянии, которое резонирует с этим состоянием драгоценности. А это зависит от важности, от ценности, которую вы придаете тому, что делаете. Даже когда вы отдыхаете, это должно быть самой важной вещью в мире. А потом работа, которую вы делаете, становится самой важной вещью. Или потом ваше развлечение становится самой важной вещью, не важно! Но решите тотально, это ваша жизнь! Как только вы позволяете приходить другим мыслям, все уходит. И более того, если вы не примете этого решения, этого не произойдет!

Пока вы не вошли в контакт с жизнью, как она есть, вам нужно каждый раз снова и снова принимать это решение. Иначе прошлое захватит вас, с его обусловленностью, вашей кармой, вашей судьбой – все это захватит вас, пока вы не решите помнить себя, а самовоспоминание означает, что вы помните свою жизнь сейчас, и она драгоценна и важна. Итак, действительно важно, что вы сделаете из этого, из этого вещества жизни.

Сначала вам нужно постоянно напоминать себе об этом. И если вы станете способны помнить, как вы делаете то, что любите, и примените это ко всему остальному, когда вы будете входить в это внутреннее состояние во всех остальных ситуациях, все придет еще проще.

Прямо сейчас я пью самый лучший чай в мире. Люди часто думают, что я люблю зеленый чай, – я терпеть не могу зеленый чай! А мне всегда его подают! И я пью самый лучший зеленый чай в мире. Потому что это тот чай, который есть здесь.

 

Возникновение мыслей

 

Что такое доверие? Это тоже вид требования или потребность? Это понятие, которое не существует в другой реальности? Об этом доверии вы говорите?

Есть два вида доверия: доверие, основанное на высшем ощущении, которое является надеждой, и доверие, основанное на эмоциональной незрелости и невежестве.

Но на более глубоком уровне и первое, и второе имеют основой бессознательное ощущение, что все всегда оборачивается хорошо, и что мы находимся в потоке жизни и эволюции, которая всегда идет вперед, несмотря ни на что. Что мы приходим от Источника и что самое худшее из того, что с нами может случиться, – это возвращение в самое лучшее место, Источник. От чего мы приходим, к тому мы вернемся. Будь это детское доверие или доверие, основанное на надежде, в обоих случаях оно связано с глубоким знанием об Источнике и возвращении к Источнику.

Наше индивидуальное сознание вещей, мира и себя всегда связано с большим сознанием, с вселенским сознанием. Но по причине нашей индивидуализации нам сложно постоянно поддерживать связь с этим всеобщим сознанием. Тем не менее оно звучит в нас, оно постоянно присутствует в нас.

Когда нас атакуют наши привычные мысли и мы отождествляемся с ними, мы забываем об этом и теряем связь с этим великим сознанием.

Проблема большинства людей в том, что они отождествляются со своими мыслями. Как только мы по-настоящему понимаем природу мысли, мы больше не можем отождествляться с ними. Что такое мышление? Что есть мысль?

Если бы я попросил вас сейчас подумать о самолете… Подумайте о самолете. Что происходит?

Мысль превращается в образ.

Сначала есть мысль, но очень часто есть и образ. Во-первых, самолет, о котором вы думаете, и настоящий самолет – это не одно и то же. Что означает, что ваши мысли никогда не имеют связи с реальностью, как она есть. Никто не спутает мысль о самолете с настоящим самолетом. Но самое важное вот что: что произошло, когда я попросил вас подумать о самолете или когда вообще попрошу подумать о чем-нибудь?

Я полагаю, каждый человек создает свой собственный образ, проекцию, мысль – это проекция…

Да, именно поэтому мысль никогда не сможет соответствовать реальности, потому что у каждого она своя. Но что должно произойти, чтобы появилась мысль? Мы можем спросить себя: откуда она приходит? Она всегда приходит из определенного места: из вашего ума.

Существует ваш ум, это то место, где вы думаете. В процессе мышления происходит так, словно внезапно собирается энергия, и она создает мысль… О самолете или о море. В вашем уме нечто собирается, как будто сгущается энергия, и появляется мысль, и она проходит, снова растворяясь в вашем уме. Вы понимаете это?

А теперь я могу указать вам осознавать мысль, что возникает в вашем уме. Вы видите, насколько это отличается?

Осознайте сейчас, что вы собираетесь подумать о мартышке. Вы сможете заметить, как вы способны создать мартышку в своем уме. Сознание – это нечто отличное от ума. Вы можете осознавать, что прямо сейчас вы находитесь в процессе мышления.

Это означает, что всегда есть четыре составляющие: сознание, ум, мысль и энергия. Энергия создает и растворяет вещи, она присутствует все время; мысль есть сгущенная, собранная энергия, мысль находится в уме, и вы можете сознавать ее.

Теперь, когда вы знаете, что любая мысль возникает в уме таким образом, а потом снова исчезает, вы сможете больше никогда не становиться рабом своих мыслей, потому что вы знаете, что любая из ваших мыслей, раздражающих мыслей, ваше внутреннее учитывание, ваши переживания возникают в вашем уме и снова растворятся в нем. Вы можете помнить их, если желаете, но вы также можете сказать: «Достаточно» – и позволить им пройти и раствориться.

Но если вы не знаете, что все происходит именно так, вы верите в неизбежность мыслей, верите, что они – это нечто реальное, длительное. Вы можете испортить всю свою оставшуюся жизнь, и именно это мысли часто делают со многими людьми. В то время как на самом деле каждая мысль появляется в уме, сгущается, затем растворяется и исчезает. Потому что это просто энергия, которая собирается в уме.

Вы можете начать осознавать это и потом становитесь наблюдателем (потому что именно осознанность создает это состояние наблюдения) этого процесса в уме.

Быть наблюдателем, быть сознательным означает наблюдать, как мысли появляются и растворяются в уме.

Можно ли сказать, что первый способ мышления иллюзорен и не приносит энергии, тогда как второй приносит энергию?

Каждая мысль – это просто движение энергии. Быть сознательным – это быть вне этого движения энергии. Это простое присутствие, состояние наблюдения – вы свидетель, который наблюдает, как мысли создаются и исчезают в уме. Именно поэтому можно очень легко осознавать и наблюдать, как проходят мимо наши мысли, как они появляются и исчезают, как они собираются и рассеиваются в уме.

И точно так же с воспоминаниями: внезапно появляется энергия, которая собирает воспоминание или образ, а потом снова его растворяет. Все это происходит в уме, это действие ума.

Большинство наших внутренних учитываний и трудностей основаны на этом. Мы верим в мысль, которая растворяется и проходит, вместо того чтобы использовать мысли как инструмент, который может быть эффективным на своем месте.

Так что, потеря энергии все-таки происходит?

Нет. Происходит постоянное преобразование энергии. Потери нет.

И также нет определенного уровня энергии? Может быть, у энергии нет уровней?

С той точки зрения, с которой я сейчас объясняю, потери энергии нет.

Теперь с другой точки зрения: вы как слишком напряженное человеческое существо, имеющее внутреннее учитывание, теряете энергию. Как существо, нуждающееся в определенном количестве энергии, которое принимает и отдает энергию. Но это нечто другое.

В самом процессе мышления нет получения или потери энергии. Но существует определенное количество мыслей или воспоминаний, которые энергетически «заряжены». Например, заряжены эмоцией. Или заряжены страхом. В таких мыслях слишком много энергии. Поэтому мы проводим энергетическую обработку, которая удаляет эмоциональный энергетический заряд и остается только мысль, память.

Допустим, если человек, боящийся змей, подумает о змее, появляется эмоциональный заряд. Обработка состоит в удалении эмоционального заряда, и тогда остается только мысль. А мысль – это ничто, она незначительна…

Итак, есть эмоциональные и энергетические стороны, сопровождающие наши мысли. Но они принадлежат той же системе. И все искусство состоит в том, чтобы проследить, чтобы воспоминания остались воспоминаниями, а не травмами, например. Травма прошлого, которая все еще причиняет вам страдание, – это мысль или воспоминание, слишком заряженное энергией или эмоцией. Если мы проведем энергетическую обработку, мы снимем заряд с мысли. Потом энергия эмоции уходит своим курсом и растворяется, а мысль снова становится простым воспоминанием без какого-либо эмоционального заряда. Заряд был снят.

Эта энергия позволяет нам дольше жить?

Мы говорим не об одном и том же. Но вы можете считать, что поскольку энергия используется для чего-то особенного, она не истощается и становится снова доступной для целого.

Когда я думал о мартышке, я мог наблюдать мысль, но когда я до этого медитировал, я подумал, что медитирую недостаточно хорошо, и это немедленно создало напряжение…

Мартышка – это мысль, не заряженная эмоционально; а другая мысль, появившаяся в твоем уме, о том, что ты недостаточно сконцентрировался во время медитации, – это эмоционально заряженная мысль. А поскольку эта мысль эмоционально заряжена, она очень быстро проявляется в теле. Но в теле проявляется именно стремление этой отрицательной эмоции покинуть тело. А ты не знаешь, как позволить ей уйти, и поэтому она создает напряжение или боль. Она впечатывается точно так же, как мысль. Эти энергии не растворяются, они не следуют своим курсом.

С того момента я наблюдал, насколько мой ум заполнен облаками… Мне казалось, что причиной тому было физическое напряжение.

Нет, физическое напряжение – это то, что уже пытается освободить вас от эмоции, связанной с возникшей у тебя мыслью. Но очевидно, что все это приводит к некоторой путанице, именно поэтому обычному человеку трудно думать на высшем уровне. Не в техническом смысле; на высшем уровне – значит думать ясно. Его ум неясен, его ум постоянно загроможден всеми его мыслями, некоторые из которых эмоционально заряжены и оставляют физические следы. Все находится в состоянии путаницы.

Зато тот, кто видит, как появляются его мысли и как они растворяются, как они приходят и как он позволяет им проходить мимо, тот, кто делает это в каждый момент времени, всегда имеет ясный ум.

Всегда ли мысль предшествует эмоции или эмоция приходит первой? Мне кажется, что я злюсь на себя, и злость остается, в то время как одна мысль сменяет другую…

Злость основана на мысли, на воспоминании о прошлом. Когда я говорю «мысль», я имею в виду также и воспоминания о прошлом, но вы не осознаете эти воспоминания. Вы совершенно не осознаете большинство своих мыслей. Они проходят через ваш ум, эти воспоминания о прошлом. Ваше сознание не достаточно ясное и не достаточно присутствует, чтобы вы могли видеть все свои мысли.

Есть мысли, которые вы осознаете, и всевозможные мысли, которых вы даже не замечаете. Именно эти мысли из прошлого приходят и вызывают гнев, например. Потом вы начинаете думать об эмоции, но на самом деле эмоция основана на мысли.

Все основано на мысли, точнее, даже на памяти, которая постоянно формируется заново. Причина в том, что что-то не было впитано или пережито полностью, не было растворено. Оно постоянно воздействует на ум, все время возвращается, имея более глубокую цель раствориться окончательно.

Люди думают, что проблемой являются их навязчивые мысли; нет, эти мысли появляются, потому что что-то хочет раствориться. Люди думают, что нужно сражаться с отрицательными эмоциями. Нет, отрицательные эмоции приходят, потому что они основаны на чем-то нерастворенном, что называется неусвоенными возмущениями. Это нерешенные жизненные ситуации, которые продолжают резонировать и постоянно воссоздаваться в уме, в виде мыслей или воспоминаний, сознательных или бессознательных.

Например, когда вы злы на кого-то, это гнев из вашего детства, направленный на кого-то из ваших родителей или детских друзей, но вы этого не осознаете. Мысль появляется в вашем уме бессознательно, создает эмоцию и напряжение, и когда вы встречаете другого человека, вы думаете, что именно он вызывает в вас гнев. Это явление также называется проецированием.

Вы связаны со своими напряжениями, своим гневом и своими вытекающими из этого мыслями, вы общаетесь с человеком вовне и думаете, что дело в нем. Вы думаете, что дело во внешней ситуации, хотя это вовсе не так. Именно поэтому нам нужно быть присутствующими, сознательными, разоблачая то, как функционируют наши мысли и наш ум; мы можем оставаться присутствующими, сознательными, свидетелем, наблюдателем. И тогда все остальное становится не так важно.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!