Волшебная Сказка и жизненные кризисы.



1. Жизненные кризисы является показателем того, что картина мира человека вступила в противоречие с картинами мира других людей или территорией его жизни.

2. Поиск способов смены картины мира приводит к возрастной регрессии к той стадии развития сознания, в которой человеку предоставляется возможность завершить свою инициацию, переписать свою Волшебную Сказку…

Ю. Чекчурин

«Психотерапия в пространстве Волшебной Сказки»


Морфология Волшебной Сказки.

Функции персонажей.

Вредитель: 1. вредительство.

               2. бой.

               3. иные формы борьбы с героем.

Даритель: 1. подготовка передачи волшебного средства.

2. снабжение героя волшебным средством.

Помощник: 1. пространственное перемещение героя.

2. ликвидация беды или недостачи.

3. спасение от преследования.

4. разрешение трудных задач.

5. трансфигурация героя.

Царевна и ее отец: 1. задавание трудных задач.

2. клеймение.

3. обличение.

4. узнавание.

5. наказание второго вредителя.

6. свадьба.

Отправитель:   1. отсылка.

Герой:                   1. отправка на поиски.

2. реакция на требование дарителя.

3. свадьба.

Ложный герой. 1. отправка на поиски.

2. реакция на требование дарителя.

3. необоснованные притязания.

 

Способы включения новых лиц.

Вредитель. 1. появляется вначале и исчезает.

2. встречается в процессе путеводительства.

Даритель появляется случайно по пути, в чистом поле, в лесу и пр.

Волшебный помощник включается как дар.

Отправитель включается только один раз.

Герой        включается в начальную ситуацию.

Ложный герой включен в начальную ситуацию, потом выясняется его роль.

Царевна вводится, как правило, как отысканный персонаж.

 

 

«Ходы» сказочного сюжета. Содержание «хода» Варианты «хода»

1.Отлучка.

Один из членов семьи отлучается из дома.

отлучка лица старшего поколения
смерть родителей
отлучка лица младшего поколения

2. Запрет. .

К герою обращаются с запретом

прямой запрет
Приказание
3. Нарушение запрета. Запрет нарушается. (вступает вредитель)

4. Выведывание.

Вредитель пытается произвести разведку.

прямое выведывание
обратное выведывание (жертва у вредителя)                         
Выведывание через других лиц
5. Выдача. Вредителю выдаются сведения о его жертве. Непосредственный ответ

6. Подвох

Вредитель пытается обмануть свою жертву и завладеть ею или имуществом.

принятие чужого облика
Уговоры
Применение волшебных средств
Применение средств обмана и насилия

7. Пособничество.

Жертва поддается обману и тем самым невольно помогает врагу.

Соглашательство, принятие уговоров   
Механическое реагирование на применение всех            обманных средств

8. Вредительство..  

 

 

Вредитель наносит одному из членов семьи или имуществу вред

 

Похищение человека             
Похищение и отнятие волшебных средств  
Насильственное отнятие волшебного помощника  
Расхищение и порча посева  
Похищение дневного света  
хищение в иных формах  
Нанесение телесных повреждений  
Вызывание внезапного исчезновения
Выманивание жертвы из дома  
Изгнание  
приказание бросить в море  
околдовывание кого-либо или чего-либо  
Подмена  
приказ убить  
убийство
заточение
угроза насильственным супружеством
угроза каннибализмом                                 
мучительство по ночам
объявление войны

. Недостача

Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо.

недостача диковинок
недостача рационализированной формы (денег)  
недостача волшебного средства  
недостача необходимого предмета
недостача невесты

9. Посредничество, соединительный момент.

Беда или недостача сообщаются, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его.

 

 

клич о помощи с последующей отсылкой
отсылка героя  
отпускание из дома  
сообщение о беде  
увоз из дома  
отпускание обреченного на смерть
пение жалобной песни
10. Начинающееся противодействие.   Искатель соглашается или решается на противодействие.
11. Отправка. Герой покидает дом.    

12. Первая функция дарителя..

Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника

 

испытание героя    
приветствие и выспрашивание героя  
просьба оказать услугу    
просьба об освобождении    
просьба об арбитраже (арбитраж)  
просьба о пощаде    
другие просьбы  
попытка уничтожить героя    
бой, драка с героем    
предложение выменять волшебное средство

13. Реакция героя.

Герой реагирует на действия будущего дарителя.

выдерживание - не выдерживание испытания
ответ – не ответ на приветствие
оказание – не оказание услуги умершему
отпускание плененного  
пощада просящему  
арбитраж (либо похищение предметов спора)
оказание другой услуг
спасение от покушения, применяя средства враждебного существа к нему самому  
победа – не победа над враждебным существом
согласие на обмен, но немедленное применение предмета к отдателю  

14. Снабжение, получение волшебного средства.

В руки героя попадает волшебное средство.

· Животные

· Предметы с волшебными помощниками внутри.

· Предметы, имеющие волшебное свойство

· Качества, даруемые непосредственно

средство передается непосредственно  
средство указывается
средство изготовляется  
средство продается и покупается
средство случайно попадается герою
средство внезапно появляется само собой  
средство выпивается или съедается  
средство похищается  
различные персонажи сами предоставляют себя в распоряжение героя  

15. Пространственное перемещение, путеводительство.

Герой переносится, доставляется или приводится в место нахождения предмета поисков.

летит по воздуху  
едет по земле и по воде
героя ведут  
герою указывают путь  
герой пользуется неподвижными средствами перемещения  
герой идет по кровавым следам  

16. Борьба.

Герой и вредитель вступают в непосредственную борьбу.

бьются на открытом поле
вступают в состязание  
играют в карты  
взвешиваются  

17. Клеймение, метка.

Героя метят.

метка наносится на тело
получение кольца или полотенца    

18. Победа.

Вредитель побеждается.

побеждается в открытом бою
побеждается в состязании  
проигрывает в карты  
убивается без предварительного боя  
проигрывает при взвешивании  
непосредственно изгоняется  

19. Ликвидация начальной беды или недостачи.

Начальная беда или недостача ликвидируется.

похищение с помощью силы и хитрости
добыча несколькими лицами сразу, с быстрой сменой их действий  
добыча при помощи приманок
добыча путем всех предыдущих действий  
добыча мгновенно путем применения волшебного средства
применением волшебного средства изживается бедность  
ловля объекта
расколдовывание заколдованного
оживление убитого
освобождение плененного
20. Возвращение. Герой возвращается. Перемещение (15), но в обратную сторону.

21. Преследование, погоня.

Герой подвергается преследованию.

летит
требует виноватого
преследует героя, быстро превращаясь в различных животных  
становятся заманчивыми предметами и становятся на пути героя  
пытается поглотить героя  
пытается убить героя.  

22. Спасение.

Герой спасается от преследования.

герой уносится по воздуху  
герой бежит, ставя препятствия
герой обращается предметами, делающими его неузнаваемым
герой прячется
герой прячется у кузнецов  
герой спасается бегством в обличии животных, птиц
герой избегает соблазна обращенных змеих
герой не дает себя поглотить  
герой спасается от покушения  
герой перескакивает на другое дерево

23. Неузнанное прибытие.

Герой неузнанным прибывает домой или в другое место.

прибытие домой
прибытие в другое место
простое прибытие
24. Необоснованные притязания. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

25. Трудная задача.

Герою предлагается трудная задача.

испытание едой и питьем  
испытание огнем  
задачи на выбирание  
задачи на отгадывание  
Прятки  
поцеловать царевну в окне
прыгнуть на ворота
испытание силы и мужества
испытание терпения
задачи на доставку и изготовление
26. Решение. Задача решается.
27. Узнавание. Героя узнают.

28. Обличение.

Ложный герой или вредитель изобличается.

результат неразрешенной задачи
рассказ
сказка
песня.

29. Трансфигурация.

Герою дается новый облик.

новый облик с помощью волшебного помощника
выстраивание чудесного дворца
одевание нового платья
рационализованные и юмористические формы
30. Наказание. Вредитель наказывается.

31. Свадьба.

Герой вступает в брак и воцаряется.

невеста и царство или полцарства
герой женится на не-царевне
достижение престола без свадьбы
обещание брака
возобновление брака
денежная награда или компенсация

 

Пропп В.Я.

«Морфология Волшебной Сказки»

 


Комплексы сказочных мотивов.

«…Мы установили, что различные типы посвящения можно отнести к двум большим категориям:

1) обряды взросления, благодаря которым люди получают допуск к сакральному, к знаниям и сексуальности, в общем, становятся по-настоящему человеческими существами;

 2) специализированные посвящения, которые отдельные индивидуумы предпринимают, чтобы выйти за рамки обыденного и получить защиту от Сверхъестественных Существ или даже стать им подобными…»

М. Элиаде

«Тайные общества».

 

Посвящение – социализация. Посвящение – смерть/рождение.
Увод или изгнание детей в лес или похищение их лесным духом. Избушка. Запродажа. Избиение героев ягой. Обрубание пальца. Показывание оставшимся мнимых знаков смерти. Печь яги. Разрубание и оживление. Проглатывание и извергание.  Получение волшебного средства или волшебного помощника. Травестизм. Лесной учитель и хитрая наука. Похищение девушек змеями. Разновидность чудесного рождения, как возвращения умершего. Отправка в путь с железной обувью и пр. Лес как вход в иное царство. Запах героя. Окропление дверей избушки. Угощение у яги. Фигура перевозчика-путеводителя. Далекий путь на орле, коне, лодке и пр. Бой с охранителем входа, стремящимся съесть пришельца. Взвешивание на весах. Прибытие в иное царство и все аксессуары царства.  

 

 

Пропп В.Я.

«Истоки Волшебной Сказки»

 


ЗНАКИ И СИМВОЛЫ.

 «…Обычный человек привык осознавать только то, что считает важным для себя. Настоящий воин должен осознавать все и всегда…»

К. Кастанеда,

 «Сказки о силе»

Активное мечтание.

1. Сделать своим намерением решить некую задачу (дискретно) или найти некое направление, путь (аналогово).

2. Остановить внутренний диалог (состояние не знания), расфокусировать восприятие, расслабить тело и «отпустить его гулять».

3. Прогуляться в этом открытом состоянии, воспринимая все происходящее снаружи. Когда появиться символ (за 10-30 минут), он будет интенсивно отличается от всего остального, мимо него не возможно пройти. Символ может быть в любой из модальностей. Можно говорить, что бессознательное ухватиться за важный символ или что вселенная просто преподнесет вам дар.

4. Примите этот символ, как имеющий отношение к вашему намерению и войдите во 2-ю позицию символа - станьте этим символом (предметом, звуком, ощущением). Изучить все характеристики символа изнутри. Спросите себя: «Когда я являюсь символом, какими характеристиками я обладаю?»

5. Выйти в 3-ю позицию и отметить связь между намерением и информацией, которую несет символ. Как он соотноситься (связан) с намерением? Как ваше мышление и восприятие меняется с этой информацией?

6. Зарисовать (в молчании и отсутствии контактов с людьми) символы.

7. Полностью осознать, как символы соотносятся с намерением. Позволив мыслям следовать за ними, родить маленький рассказ (метафору) о намерении. Записать.

 

Джудит Делозье,

«Мастерство, новый код и системное НЛП»,

Сны и сновидения.

«…Когда ночью вы ложитесь в кровать, вы собираетесь спать и, может быть, видеть сны. И во сне вы рассуждаете, вы переживаете. Однажды своему сынишке Лансу я не дал конфетку. Я сказал ему, что он уже съел достаточно. Проснувшись на следующее утро, он сиял от счастья. «Я съел весь кулек», - сказал он мне.

И когда я показал ему кулек, в котором еще были конфеты, он подумал, что я наверное, успел сходить и купить еще, потому что он знал, что он съел их. И он на самом деле съел их – во сне.

В другой раз Берт дразнил Ланса, и Ланс хотел, чтобы я наказал Берта. Я отказался. На следующее утро Ланс сказал: «Я рад, что ты задал Берту трепку – только не надо было бить его такой большой бейсбольной битой». Он был уверен, что я действительно строго наказал Берта. Он превратил свое чувство вины – относительно желания, чтобы отец наказал Берта – в критику суровости моего наказания. Таким образом, с ним что-то произошло.

Многие люди, которые склонны рассуждать вместо того, чтобы впадать в транс, однажды ночью, думая совсем о другом, увидят сон, в котором им присниться, что они находятся в трансе. И в этом приснившемся состоянии транса они будут совершать некоторые действия. На следующий день они придут и скажут вам: «Я увидел во сне решение этой проблемы». Задача психотерапии, главным образом, состоит в том, чтобы создать у бессознательного мотивацию использовать все разнообразие приобретенных им навыков и опыта…»

М. Эриксон,

«Мой голос останется с вами…»

 

«…- Какой мне сегодня странный сон приснился! – сказала Джейн за завтраком, посыпая сахаром кашу. – Мне снилось, как будто мы были в Зоопарке, и у Мэри Поппинс был день рождения, и вместо зверей в клетках сидели люди, а все звери были на воле…

 - Это же мой сон! Он мне приснился! – сказал Майкл с удивлением…»

П. Трэверс

«Мэри Поппинс».

 

«…Иногда ты просыпаешься непонятно где, и тогда приходится задавать вопросы.

Тень гигантской руки от бревен – вот что создал Тайлер. Только теперь все пальцы, кроме большого, были непропорционально длинными, как пальцы Носферату, а большой, наоборот, слишком короток. Но в половину пятого, объяснил Тайлер, тень руки выглядела идеально. Тень гигантской руки выглядела совершенной всего какую-то минуту, и именно эту минуту Тайлер и сидел в тени созданного им совершенства…»

Чак Паланик

«Бойцовский клуб»

 

 

Интерпретация снов и метафор

Система трех колонок

Колонка 1 Колонка 2 Колонка 3
Слайды снов Описание символов Значение символов Внутренние прозрения (инсайты) по главной теме

Метод «трех стульев»

Найдите в себе вашего Наставника. Метод «трех стульев» помогает получить уверенный доступ к позиции Наставника. Поставьте стул для Наставника (подсознание) и стул для своего сознания. Попрактикуйтесь входить в эти состояния. Найдите в себе «голос наставника» (чаще всего определяется как интуиции внутри или вне головы). Определите, где у вас «шкала чувств» (часть тела, которая ощущает, что все хорошо).

Помните, в этом упражнении очень важно положение ваших глаз. Принимая определенное положение глаз, вы не даете своему сознанию вмешиваться, анализировать и цензурировать. Сознание подключается к работе в Колонке 3. Попросите сознание быть терпеливым.

 

Колонка 1. Слайды снов

 

Описание фильма-сна.

Запись фильма-сна в виде «застывших» слайдов.

Называние слайдов короткими фразами в 1-5 слов.

 

Колонка 2. Значение символов

 

Абстрактные слова, фразы, понятия.

Рассматривание слайдов сна; глаза в визуальной позиции.

 

Увидьте себя в них

 

Быстро переместитесь в позицию наблюдателя или на стул бессознательного, глаза переведите в соответствующую позицию и услышьте ответ.

Проверьте «шкалу чувств». Устраивает ли вас этот ответ полностью? Каждый ответ записывайте в Колонке 2.

 

Найдите главную тему

 

Сидя на стуле наставника, спросите: как это соотносится с моей жизнью сейчас?

Продолжая задавать себе этот вопрос, прочитайте все Колонку 2.

Прочитывая очередную фразу, делайте паузу. Позвольте озарениям (инсайтам) из зоны интуиции «вспыхивать» перед вашим внутренним взором.

Какую-то фразу вы ощутите как правильную. Она-то и окажется главной темой сна, тем, чему он на самом деле посвящен. Если вы сами запрограммировали сон, отвечает ли эта тема вашему запросу?

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!