Принцип аналогии веры и аналогии Писания



 

Наше толкование учитывает различие в двух типах фарисеев и книжников.

 

Некоторые из них были образцом праведности и даже могли научиться Царствию Божьему (Мф. 13:52). Другие же фарисеи были лицемерами, т.е. учили правильно, а жили неправильно (Мф. 23:2–4)

 

Учение о том, что нерадивые верующие войдут в Царство и наследуют спасение, есть у апостола Павла:

 

Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. (1 Коринфянам 3:10–15)

 

У того же апостола Павла мы встретим ясное учение о том, что исполнение Закона никак не может привести нас в Царствие Небесное.

 

однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. (Галатам 2:16)

 

Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер. (Галатам 2:21)

 

Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. (Римлянам 3:28)

 

 

Вывод

 

19 стих является лишь одним из аргументов в цепи доказательства центральной мысли всей Нагорной Проповеди: Человеческая праведность – ничто. Божья праведность – всё.

 

Нагорная Проповедь – это этика Царства. Никому не позволено халатно относиться к воле Царя Небесного. Однако, вход в Царство не зависит от исполнения заповедей. Он зависит только от Жертвы Христа.

 

По этому поводу хорошо писал К. С. Льюис:

 

Желание «быть хорошим без Христа» зиждется на двух ошибках. Во‑первых, это вам не под силу, во‑вторых, это не цель вашей жизни. Нельзя взобраться самому на высокую гору праведности, но если бы мы и взобрались, мы бы погибли во льдах и разреженном воздухе. Начиная с определенной высоты, не помогут ни ноги, ни топорик, ни веревка. Нужны крылья; дальше придется лететь.

 

К Богу вас может поднять только Христос! Доверьтесь Ему!

 

…Ну и, разумеется, живите так, как Он вас просит в Нагорной Проповеди… Быть головнёй, исторгнутой из огня очень больно и неприятно… Оно вам надо?

 

 

Глава 17. Где в Писании сказано: «До ревности любит Дух, живущий в вас» (Иак. 4:5)?

 

Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? (Иакова 4:4–5)

 

Формулировка вопроса

 

Сегодня нам предстоит ответить на сравнительно несложный вопрос. Он продиктован особенностями редакторской пунктуации в синодальном издании русской Библии.

 

Фраза «до ревности любит дух, живущий в нас» оформлена в виде цитаты из какого‑то текста Писания. В связи с чем возникает вопрос: из какой же книги Писания взята эта цитата, если дословно этой фразы нет более нигде в Писании?

 

Возможные варианты толкования

 

Речь идёт о цитате, которая ранее содержалась в Писании, но позже была утеряна.

 

Речь идёт о цитате из ныне неизвестной апокрифической книги, которую Иаков считал частью Писания.

 

3. Речь вообще не идёт о прямой цитате. Текст состоит из двух разных предложений, пунктуацию в которых надо расставить так: «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание? До ревности любит дух, живущий в нас!» Иаков, таким образом, суммирует общее библейское учение о ревности Божьей.

 

Выбранное решение вопроса

 

Первые два варианта толкования нам представляются надуманными.

 

В первом случае мы сталкиваемся с проблемой текстологической. Ни в одном ныне известном манускрипте даже в разделах разночтений нет фразы «до ревности любит дух…». Конечно, мы верим, что сохранность и целостность Библейского текста – это ответственность людей, а не Бога. Бог нередко оставлял без сверхъестественного вмешательства порчу Библейского текста (см. например Иер. 36:22,23). Однако маловероятно, что со временем мы обнаружим такой манускрипт, который будет содержать фразу «до ревности любит дух…». А основывать толкование текста Писания на маловероятных предположениях нам представляется делом весьма спорным.

 

Во втором случае мы видим попытку дать объяснение нашему вопросу с позиций либеральной библеистики, подразумевающей, что Писание – это только лишь плод человеческого религиозного гения. Дескать, Иаков считал Писанием то, что Таковым на деле не было. Другими словами, Иаков ошибся в определении границ Канона. Однако, никто не приводит и цитаты из апокрифов со словами «до ревности любит дух…» А во‑вторых, Дух Святой, подвигнувший Иакова на написание послания уж точно знал границы Канона. В‑третьих, эта точка зрения совершенно нелогична, так как она называет истинным Писанием текст нам вообще не известный, в то же время заставляет сомневаться в безошибочности текста Иакова, который, безусловно, является каноническим Писанием.

 

Поэтому, мы выбираем третий вариант, руководствуясь следующими герменевтическими принципами.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!