СЛОВА, ОТНОСЯЩИЯСЯ К BЕPOBAHИЮ И ОБРЯДАМ.



 — свет, cияние, и по этому также название солнца.

 — сущее, природа, бытие, собств. плоть; жертвенный огнь, и также свет, блеск, солнце.

 — (в замен, л) благо, богатство.

,  — дивный divine, celestical, beautiful, charming.

й — божественный, дивный, й — судьба, счастие, фортуна.

 — божество любви, чувство любви, чистейшая любовь ( ) — приязнь ( ); отсюда кумовство й — подавление плотской страсти, воздержание.

 — самобытный, своебытный.

 — истина, совершенство, обязанность — вера.

 — жертвенный огнь.

, по зенд. , жартра, — жертва, в знач. даяния.

, джарти, — жрать, жертвовать, по польски соотв. жарты.

 — сходбище, coбpaние на мольбу (моль, мольбище, по Чешс. modla (буква d. вставная).

 — моленье.

От , и й  — жертва, жертвование, очищение, омовение (от греха);  —жертвующий, очищающийся, омовенный —  — служение, богопочитание. Все эти названия, тоже, что й —поклонение Сиве, и й , поклонники его.

 — обоготворение, обоготворенный; соот. слову царь.

 — мощный могучий.

 — вoзлияние на пищу в поминкахъ; значит также чара, чаша — за здравие или за упокой.

 — чарание, чарование, совершение обряда вoзлияния.

 — мыт, жертва, дань пошлина, долг.

 — дар, жертва, сбор и также излияние, мыть, мытье — омовение (от долга).

 — мытый, обмовенный, очищенный, уплативший дань, долг.

 — мытарь, собирающий пошлину.

 — вещание, вечание (вече).

 — провещание и также название свящ. письмен, Вед, в значение правовещания, предвещания, перваго главнаго вещания.

 — противовещание, ответъ;  — ведь, — , ведение, познание, и название священных книг.

 — предведение, провидение, foresight.(*)

 — проречение , предречение.

, зенд. праннизана — проницание.

 — пир, веселье.

 — снеданье, снедь.

й — твердость, крепость, сила; от , скала, камень, или й гора.

й — обитель вечнаго, вечная обитель, место поклонсния, жертвоприношений, приют странниковъ; соответственно Слав, могила, погост где собственно и были гόстины, гостинницы.

 

 

(*) По Вильсону это слово также значит несчастие, горе, брак (союзъ), выигрыш, приобретение; но Вильсон, как и во многих объяснениях, не постигал кореннаго значения. Счастье, несчастье, выигрыш, брак, народ вообще называет судьбой, счастливой, или несчастной судьбой, предназначением. В этом смысле принято и значение слова.

КНИГИ ЗАКОНА.

 

Италийские Савины имели письмена закона. Известно, что Нума ( (?)вообще название законодателей) дал Риму законы, или вернее, первые законы Рима были Сайванские, нбо Нума был родом из Савин. Его 12 таблиц могли соответствовать 12 книгам Ману, аSalii, Salиеns — по смыслу значили Славии, Славленые, Slavny — Salennis,Solemnis.

Тацит упоминает о девах пророчицах Сайван, о Веледе и Ауринии; соотв. имена Слав.: Влада, Иерина (женс, от Яро, Юро, Юрина) или Обрения,

Не основываясь на одном сходстве имен, должно припомнить два стиха из древняго Чешскаго стихотворения «Суд Любуши».

«У едней (девы) су дески правдодатне,

Увторей мечь кривды карайчи (карающий).

Здесь дева, образ чистоты и непорочности, держательница дски (?) закона, или меча, имеет тоже значение что и  — божество; в женск. роде богиня, и также величание: дивная, божественная.

Правдодатный т. е. дающий правду, собственно приговор, соотв. Санск, ,(*) означающему также приговорь, совещание, провещание;  — совещание, совещающий.

Упоминание о дсках правдодатныхь подтверждает существование у Славян начертаний ( — черта, to paint, to delineate). Слово писать существует во всех Славянских наречиях и имеет один корень с печать. Печатать, в первоначальном значении прикладывать руку,  пять пальцев. Инд. , по Зенд. произн. , значит рисование, писание;  — рисовать, писать. Равно как , по Зенд. произн. , также значит рисование,; писание, сближаясь с  —рез, резать; или  — рушить (в знач. резать).

Ясно, что древния письмена у Славян резались как и у Римлян, Греков и других народов на дсках, посредством резца (stylet). Листы некоторых растений, кора, лубок, были первоначальною бумагой. Существующее до сихь пор у простаго народа отпечатывание (в роде политипажнаго) сказок и так называемых лубочных картин, может служить некоторым доказательством что лубки у Руссов заменяли некогда бумагу, а равно и объясняет слова Черноризца Храбра: «Прежде оубо Словене не имеху книг, н чрътами и резами чьтеху и гатааху.».

Здесь слово книга употреблена в новом значении и форме, современной Храбру, и преимущественно в значении священнаго писания. На востоке же, по cие время, письмена составляют coбpaние дощечек, в роде картонов, на которых писано или печатано с одной стороны.

Санскритское слово  — (**) значит решение. заключение, постановление, конъ; й конать, законать, закончить, кончить, заключить;  — ключь;  также знач. речить, решать, совещаться.

У нас слово кон, в древности и употреблялось в значении закон — совесть,завет. По Черноризцу Храбру, книги конни, значит законныя, изконныя; ибо они «от кона суть» т,е. от начала, от постановления вещей.

Таким образом слово кон, столь однозначительное с , или  может объяснить и значение слова книга, по общему как в Санскритском, так и в Славянском языках окончанию , на пр. сон — сонник (собрание сновъ); трава — травникъ; гунна — количество, число, счисление,  — числитель (в Арифм.) и счислитель в значении собрание счислений: так от  — конь, , — сочетающей, сочетание, собрание постановлений, правил — собственно , законник, что и значило в древнем смысле книга, по прежнему писанию кънига.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!