Разногласия в шиитских кругах
Сейид Мостафа Мохагег Дамад
Профессор права и исламской философии,
доктор философии Тегеранского
университета, глава отделения изучения
Ислама Академии наук ИРИ
ШИИТЫ
Москва
«САЛАМ ПРЕСС»
2009
В терминологии древних арабских филологов «шиа» означает группу приверженцев (адептов) того или иного человека[1]; кроме того, иногда обязательной частью такой приверженности считается их привязанность и дружеские отношения с данным лицом[2]. Однако в более поздних источниках, таким словом определяли скорее человека, помогающего или поддерживающего другого[3]. В любом случае, термин «шиа» также встречается и в Священном Коране, где он используется в буквальном смысле: «группа людей, которую следует прославлять или презирать»[4]. Развитие шиитской традиции
началось еще при жизни Пророка (ДБАР), что отражено в некоторых Ею хадисах. Они включают высказывание Пророка (ДБАР), обращенное к Имаму Али (мир ему): «Ты и твои сподвижники (шиа) - хранители справедливости»[5]. Согласно традиционному взгляду историографов религиозных течений, формирование религиозной организации под названием «Шиа» знаменовало собой первый серьезный раскол в исламском мире: имеется в вицу отделение «партии Али» (шиа Али) от остальных мусульман, после того, как в Сакифе была принесена клятва верности, а Абу Бакр стал халифом[6]. Основной вопрос (об имамате), по которому расходятся взгляды шиитов и суннитов: насколько сам Имам Али (мир ему) мог претендовать на титул халифа, несмотря на клятву верности, принесенную им трем другим халифам. В любом случае, исторические факты таковы: в ранний период истории Ислама, группа мусульман посчитала, что Имам Али (мир ему) обладает законным правом занять это место - она-то и получила название «партии Али» (шиа Али). В рассказах о сражениях при Сиффине (Арабские гражданские войны), «шиитами» («шиа») называли группу ближайших сподвижников Имама Али (мир ему)[7]. В мирном договоре, заключенном Имамом Али (мир ему) в 41 г.х. (661 г. н.э.), имелось условие, по которому Муавия не должен был причинять никакого вреда «партии Али»[8]. Стоит упомянуть, что термин «шииты» («шиа») возник в связи с использованием выражения «партия Али» (шиа Али) в исторических и религиозных текстах в I в. х. (V - нач.VI вв. н.э.); вероятно, употребление сокращенного варианта названия также было широко распространено в тот период[9].
|
|
Если для шиитов имамат Али (мир ему) был вопросом религиозной важности и правом, данным свыше, то имамат Абу Бакра. с теологической точки зрения, для большинства мусульман всегда был «произвольным решением», поэтому никто, за исключением малоизвестной группы под названием «бакриты»[10], никогда не считал имамат Абу Бакра сравнимым с правами Имама Али (мир ему).
|
|
После мученической гибели Имама Али (мир ему) и халифата Имама Хасана (мир ему), продолжавшегося всего несколько месяцев, титул халифа перешел к Муавии ибн Абу Суфьяну - так завершилась эпоха первых халифов и началось правление Омейядов. В то время множество социальных и экономических причин подготовили почву для распространения тирании (со стороны правителей) и распутства (и со стороны правителей, и со стороны народа), которые достигли пика в правление сына Муавии. Язида (60 - 64 г. х.; 679 - 683 тт. н.э.). Имам Хасан (мир ему) (41 - 50 г.х.; 661 - 669 гг. н.э.), второй шиитский имам, в 41 г. х. (661 г. н.э.), отрекся от халифата, а шииты не собирались развязывать войну с Омейядами, и придерживались этой политики в течение всего периода имамата Имама Хасана (мир ему) и вплоть до смерти Муавии (50 - 61 г. х.; 669 - 680 гг. н.э.). Однако распространение шиитского учения ведущими фигурами этого религиозного направления и та важность, которую шиитские богословы вкладывали в искоренение тирании и распутства, время от времени подталкивали Муавию к нарушению договора с Имамом Хасаном (мир ему), согласно которому никто из «партии Али»[11] не должен был пострадать. Из-за этого были убиты несколько шиитов, включая Хаджра ибн Ади и Амра ибн Хамка[12]. Высшей точкой шиитского движения, в борьбе против тирании и распутства, стало восстание Имама Хусейна против Язида в 61 г. х. (680 г. н.э.), которое завершилось его мученической смертью, знаменовавшей одно из самых героических событий в истории Ислама. Традицию обращения к мечу в борьбе с тиранией и распутством позднее поддержали выдающиеся Люди Дома Пророка (мир им), прежде всего - Зейд, сын имама Али Зайна аль-Абидина (мир ему)[13] (а сам принцип был признак фундаментальным догматом зейдитской ветви шиизма)[14]. Помимо этой ветви, существовала и другая тенденция, преобладавшая среди шиитов из Ку-фы, признававших своим имамом Мухаммада ибн Ханифию (сына Имама Али (мир ему), чьей матерью была не Фатима). Это направление дало возможность аль-Мухтару. выдающемуся политику из Ирака, собрать под своим началом множество шиитов, а также стало основой для появления недолговечного кейсанитского мазхаба[15]. Что касается шиизма имамитского толка, его глава, Али Зайн аль-Абидин ибн Хусейн (имамат: 61 - 95 г.х.; 680 -713 гг. н.э.), хотя и не считал обращение к мечу целесообразным, все равно проповедовал воздержание от земных соблазнов и от распутства[16]. Несмотря на недолгую историю своего существования, кейсаниты сыграли важную роль в изменении шиитского направления Ислама. Но, если говорить о долговечных течениях, именно имамиты и зейдиты образовали две основные ветви шиизма, стабильно существовавшие на протяжении многих веков. Несмотря на сложную историю двух этих религиозных течении и принимая во внимание тот факт, что между ними существуют серьезные расхождения касательно основ понимания имамата и космологии в целом, не следует забывать, что значительная часть их сяров по поводу идеи имамата связано с той позицией, которую каждое из направлений заняло касательно халифата в период правления Омейядов.
|
|
|
|
Разногласия в шиитских кругах
Сегодня, обозревая концептуальные расхождения но вопросу имамата среди шиитов в I в. х. (V - нач.VI вв. н.э.), эти противоречия можно определить следующим образом: одна группа шиитов считала имамат вопросом, выходящим за рамки мирских отношений, и полагала, что имамы стоят выше всех остальных людей, другая же группа (в соответствии с нешиитскими взглядами) полагала, что, хотя имамат остается делом религии, тем не менее, это вполне мирской вопрос, а имамы являются фактическими лидерами исламских обществ — то есть, избранными индивидуумами, обладающими качествами обычных люден. На основании первой интерпретации возник шиизм имамитского толка, а на основании последней - зейдитский мазхаб.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!