Семантическое поле: Прут – Волос – Сила – Жизнь – Огонь – Бытие.



 

ПУСТОТА

Общеславянская база pust развивается из индоевропейского корня paus-. Отсюда и латинское pausa, в свою очередь произошедшее от греческого pausis, означающего «утоление», «прекращение», «отдых»; греческое pausole – «отдых», «спокойствие», «покой», «прекращение».

В русском производным указанного корня является глагол (от)пустить, который в своих старших значениях мыслился как «оставить в покое», «не мешать», «освободить».

На основе семантического генезиса можно говорить о непосредственных отношениях понятий «Пустота» – «Чистота». В сакральном, старшем значении «чистый» несло в себе значение «святой». Соответственно, пустота издревле ассоциировалась с абсолютной святостью, результатом очищения от скверны и бренности, подобно тому, как чистота, освобожденная от мути мусора становится предельной ясностью.

В связи с обнаруженными параллелями новые оттенки получает и слово «нагой». Интересно и показательно его сравнение с греческим agios – «святой».

Отмеченные свойства Пустоты несомненно указывают и на ее прямое отношение к Божественному, для чего достаточно сопоставить латинское vacuum – «пустой» и и.-е. vac – «издавать звуки», чтобы обнаружить взаимосвязь Пустота – Слово.

Семантическое поле: Пустота – Чистота – Божество – Слово –Нагота.

ПУТЬ

В чешском pout означает «паломничество, богомолье». Польское patnik – «паломник». Древнерусское – «проход». Индоевропейский корень pent (pont) – «ступать», «идти». Латинское pons – «мост». Отсюда pontifex – «верховный жрец», первоначально – «строитель мостов, дорог».

Известно, что мост как символ означает связь миров и тем самым указывает на возможность перехода в сферу божественного. В этом смысле он относится к ряду священных символов, олицетворяющих собой сопричастность космического и бытового, небесного и земного, к которому принадлежат также: дерево, радуга, гора.

Английское way – «дорога, путь» имеет отношение к древнеанглийскому wang «Вселенная». Таким образом сразу обнаруживает себя сакральный смысл понятия «Путь». Литовское taka «тропинка» – индоевропейский корень tak «молчать» (имеется в виду священное безмолвие в религиозном экстазе). Греческое odos «дорога» – греческое же oda «песня» (священное песнопение). Греческое dromos «дорога» - древнеанглийское dream «радость, песня, музыка». Древнеирландское cassan «дорога» – греческое kosmos «Вселенная». Греческое poros «проход» – русское «пора» (во временном значении). Древнеирландское conar «дорога» – и.е. konos «делать, совершать сакральный акт». Русское «тропа» – и.-е. terp – «радоваться, ликовать, преуспевать», расти(Род)». Английское path «дорога» – древнеиндийское patah – “охраняемый».

Семантическое поле: Путь – Проход – Движение – Мост – Верховный Жрец – Рост – Род – Охраняемый – Радость – Песнь.

 

РАЗУМ

То, что часто необоснованно путают с понятием «ум».

См. УМ.

Семантическое поле: Разум – Дух – Речь – Совесть – Мысль.

 

РЕАЛЬНОСТЬ

По латыни realis означает «вещественный». Res – «вещь». И.-е. корень re-.

Понятие «вещь» в древнерусском языке обладало такими значениями как «дело», «естество», «происшествие».

И.-е. основа uek- «говорить». К этому корню восходят: латинское vox «голос», «глас», древнеиндийское vakti – «говорит», «рассказывает», греческое epos – «слово», «речь». Теперь обратим внимание на соотношение «вещь» – «вещать» через корень uek-. И далее «вещать» – «вещий»

В общей смысловой картине прорисовывается еще один корень ved- «ведать». Ведать – стало быть «знать», «уметь», «управлять». Английское wit «разум», готское witan «знать». Древнеиндийское veda «знание».

Также обращает на себя внимание и.-е. корень u(e)id – «видеть», «замечать». Латинское video «замечаю», «нахожу», греческое eidos «вид» oida «знаю». В русском соотносятся «видеть» – «ведать». Древнеиндийское vindati «находит», «открывает», «существует» (см.Быть).

Противоположно реальности: Идол – Кумир – Ад.

Значит, реальность представлена в слове. И тот, кто к Слову приобщен, тот обладает речью и владеет способностью видеть. Видящий – ведает. Кто ведает, тот и знает, кто знает, тот и управляет. В этом и проявляется разум. Наделенный Разумом, истинно существует, ибо пребывает в «я есть» и, стало быть, становится сущим. Как видим, такое вроде бы абстрактное и размытое понятие как реальность вполне очевидно и четко раскрывается в совершенно конкретных и прагматически значимых элементах.

Семантическое поле: Реальность – Вещь – Дело – Естество – СловоРечь – Знать – Уметь – Управлять – Разум – Видеть – Открывать – Существовать.

 

 

РЕЛИГИЯ

Понятие происходит из латинского religo,что означает «связываю, соединяю, обвиваю, обвязываю». (Т.к. в представленных значениях присутствует и.-е. корень se-, см. статьи с однокоренными понятиями Свобода. Семья).

Отсюда становится понятен прямой смысл религии, который указывает человеческому существу его изначальное, нативное состояние связанности, соединенности с неким источником, генерирующим жизненную энергию и потому саму возможность бытия, иными словами, с Богом.

Даже не апеллируя к теологии, а, оставаясь в рамках только психоаналитической парадигмы, мы можем легко доказать, что любой человеческий организм есть существо религиозное. И любые его отношения и взаимоотношения перманентно религиозны.

Не вызывает никаких возражений тот факт, что изначально находясь в поре своего раннего, младенческого состояния, ребенок не может воспринимать своих родителей осознанно. Он еще не знает, что они для него – мать и отец. Лишь позже он приучается их узнавать и называть подобными именами. Хотя и в этом случае знание, у-знавание и называние суть далеко не одно и то же.

И из этого вполне очевидно следует, что родительские фигуры ребенком воспринимаются вне-личностно, то есть они представляются для него некими воплощениями огромного и непостижимого мира и на первых этапах этим миром и являются.

Выходит, что первую очередь организм взаимодействует с неопределяемым, неописуемым и глобальным Миром. Можно сказать, что он оказывается в ситуации один на один с Миром, и между ними нет посредников.

Со временем в нашем восприятии окружающий нас и наполняющий нас мир так или иначе, но закономерно разделяется на две составляющих: предметно-вещественную – явленную в результате предложенного нам описания и объяснения картины «реальности» и ту, что располагается за пределами обыденных представлений. Последняя же берет начало в довербальном, дологическом опыте общения ребенка с матерью – «Миром». Выходит, что изначально субъект общается с чем-то, или кем-то иным еще до признания своих биологических родителей. Подобная тенденция вытесняется в Бессознательное, но никак не может быть уничтожена, ибо выходит, что она является врожденной.

При этом физическая компонента бессознательно переживается как производная от мета-физической, которая в развитии организма первична.

Получается, что Метафизический Мир представляет собою нечто Изначальное, Извечное, Абсолютно тотальное, До-родительское, Независящее и Независимое от восприятий и представлений нашего ума, Существующее как Непреходящая Сущность, Бытие в Чистом виде. И синонимы ему: Абсолют, Абсолютный Разум, Бытие, Бог. Но главное в том, что это до-родительское по логике вещей более актуально, чем родительское!

Следовательно, вне религии нет человека. И все мы в любом случае бессознательно религиозны.

Семантическое поле: Религия – Соединение – Связь – БогСемьяСвобода.

 

РЕЧЬ

И.-е. корень rek-:rok-«определять», «располагать», «устраивать» - тот же, что и в слове «рок».

Древнеисландское regin – «божественная сила, дающая совет».

Древнеиндийское racayati (здесь c как ч) – «создает», производит», «делает». На хинди рач’на – «творить», «созидать», «сочинять» (книгу); рачайита – «создатель», «творец», «автор».

Семантическое поле: Речь – Божество – Рок – ПрограммаДело – Творчество – Созидание – СловоЯзыкЗакон.

РОД

Индоевропейский корень uerdh- «расти» (см. Путь), «прибывать», «разрастаться», «подниматься». Общеславянский корень rod- «происхождение». Греческое ordos- «прямо стоящий», «вставший», «поднявшийся»

Таким образом, становится ясным, что и понятие «Род» как таковое, извлеченное из контекста бытующего менталитета, кристаллизованное и очищенное от наслоений мировоззренческих стереотипов, являет собой смысл мистический. Получается, что приобщиться к Роду – значит проникнуть в тайну своего происхождения, вернуться в собственную глубину, «подняться» до изначальных и сокровенных истоков. Обретение родового сознания и означает Восхождение к Происхождению.

Семантическое поле: Род – Расти – Путь – Подниматься – Верх – Вертикаль.

 

 

РОДОВАЯ ТРАВМА

Никто из людей еще не пришел в этот мир с улыбкой на устах. 

Более того, наше появление на свет сопровождается плачем, болью, муками, страданиями и всепоглощающим ужасом.

Что вполне естественно, если вспомнить заявление, согласно которому рождение ребенка – это смерть плода.

Стало быть, каждый из нас несет в себе опыт смерти и уже при жизни!

"Я умер – когда родился" – любой может сказать подобное, никоим образом не покривив душой.

К данной теме проявили интерес и представители психоанализа, полагая, что здесь можно отыскать один из ответов на те вопросы человечества о себе самом, которые принято называть "проклятыми".

Согласно исследованиям и прозрениям Отто Ранка, ситуацию, в которой оказывается очередное вновьприбывшее сюда существо, можно представить в следующем виде:

- Рождение рассматривается как глубочайший шок.

- Шок этот создает резервуар тревоги, порции которой освобождаются в течение всей последующей жизни.

- Травматический опыт рождения настолько ужасен, что вытесняется из детской памяти.

- Причина дальнейших проблем и кризисов кроется в содержании родовой тревоги.

- Отделение от матери представляет первичную травму.

- Последующие отделения любого рода приобретают столь же травматический контекст.

- Отделение при рождении "впечатывается" в мозг младенца в форме визуального образа.

- Первым таким образом предстают женские гениталии и при этом как нечто внушающее ужас.

- Любое наслаждение в конечном итоге стремится к воссозданию внутриутробного первичного блаженства, рая, утраченного при рождении.

- Наивысшее удовольствие достигается посредством сексуального акта.

- Сексуальный акт представляет символическое воссоединение с матерью.

- Мужчина в сексуальном акте отождествляет себя с пенисом, возвращающимся в материнскую матку.

- Женщина в сексуальном акте испытывает наслаждение, идентифицируясь с ее собственным неродившимся ребенком.

- Препятствие для удовлетворения представляет родовая тревога, сигнализирующая об опасности возвращения в материнское лоно.

Психономика, кристаллизуя положения Ранка, в определенную схему, дает возможность наглядного представления об истории появления и жизнедеятельности человеческого существа:

1. Внутриутробное существование – Эдем, пребывание в котором сопровождается переживанием блаженства.

2. Начало родовой активности матери – Нарушение райского гомеостаза, зарождение тревоги, предвещающей грядущую катастрофу.

3. Роды – Катастрофа обрушилась во всей своей ужасающей мощи. Переживание кошмара изгнания. Полная утрата безмятежности, покоя и состояния нирванического единства. Паника и нарастающая тревога. Сотрясение. Потрясение. Крушение. Мгла бездны и удушье сжимающего коридора. Встреча с Неведомым, таящим в себе опасность и угрозу уничтожения.

4. Рождение – Изгнание свершилось. Падение в холод чужого мира. Переживание потери, утраты единства, брошенности, вы-брошенности. Взрыв отчаяния.

Если следовать путем дальнейших обобщений, можно обнаружить такую последовательность:


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!