ФОРМИРОВАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОГО РИТМА



Целенаправленная, планомерная работа по формированию слухоречевого ритма развивает слуховое восприятие, способ­ствует привлечению слухового внимания к ошибкам в произ­ношении. Работа в данном направлении проводится в опреде­ленной последовательности (узнавание ритмических структур, понимание и сознательный анализ воспринимаемого образца, сознательная имитация) и способствует усвоению детьми на­выков ритмики слова и формированию ритмической органи­зации высказывания.

Предварительная логопедическая работа заключается в обу­чении детей делению слов на слоги по подражанию. При этом широко используются вспомогательные приемы: хлопки в ла­доши, удары мяча о пол, стук карандаша, притопывание ногой и т. д.

Работа по формированию слухоречевого ритма проводится, как правило, с детьми старшего дошкольного возраста (третья ступень обучения). Это обусловлено тем, что на данной ступени в соответствии с программными требованиями дети знакомят-

25


Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

ся с понятием «слог», у них формируются знания о слоговом строении слова, умение слышать гласные в слове, определять количество слогов. Эти знания и умения являются базовыми для развития слухоречевого ритма на материале слов и пред­ложений. Однако и с детьми младшего и среднего дошколь­ного возраста (первая и вторая ступень обучения) логопед мо­жет проводить работу по формированию слухоречевого ритма, используя синтезированный контур (отхлопывание ритмиче­ского рисунка серии слогов), а также отхлопывание ритми­ческого рисунка контура простых слов. Чтобы отхлопывание ритмического рисунка контура слова и предложения не пре­вращалось для ребенка в механическое неинтересное занятие, можно использовать компьютерные демонстрации предлагае­мых слов и фраз, а также образца выполнения задания (на экране — изображение, сопровождаемое озвучиванием слова и его отхлопыванием).

Упражнения на восприятие ритмического рисунка слова:

1.Узнать, какую из лежащих на столе картинок «назвал»
ведущий, если он отхлопал в ладоши определенное число раз.

2. Подобрать как можно больше слов к определенной рит­
мической структуре.

3. Подобрать слова к определенным ритмическим структу­
рам, отличающимся местом ударения (с опорой на предметные
картинки).

Упражнения на воспроизведение ритмического рисунка синтезированного контура, слова

Отхлопывание ритмического рисунка синтезированного контура

Отхлопать в ладоши ритмический рисунок слогов с выде­лением слога под ударением более громким хлопком:

26


Развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова

 

Па-па Па-па Па-папа Папа-па Папа-па Ма-ма Ма-ма Ма-мама Мама-ма Мама-ма Та-та Та-та Та-тата Тата-та Тата-та Га- га Га-га Га-гага Гага-га Гага-га Ка-ка Ка-ка Ка-кака Кака-ка Кака-ка Ва-ва Ва-ва Ва-вава Вава-ва Вава-ва

Упражнения по отхлопыванию ритмического рисунка сло­ва проводятся на речевом материале в определенной последо­вательности, с выделением хлопком каждого слога в слове.

Речевой материал:

— двухсложные слова, состоящие из двух открытых сло­
гов — сало, мама, папа, лапа, рана, сани, сода, луна, рука, сыро,
весы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра
и т. п.;

— трехсложные слова из открытых слогов — панама, кана­
ва, минута, копыто, полено, монета, малина, лимоны,.колено,
калина, тополя
и т. п.;

— односложные слова — мак, пук, кот, мох, ком, лев, Ким
и т. п.;

— двухсложные слова с одним закрытым слогом — каток,
веник, петух, венок, туман, лимон, моток, пакет, Алик, камыш
и т. п.;

— двухсложные слова с одним закрытым слогом и со сте­
чением согласных в середине слова — тыква, кофта, кепка,
танки, папка, утка, лента, ветка, туфли, окно, тапки, нитка,
вафли, копна
и т. п.;

— двухсложные слова с закрытым слогом и стечением со­
гласных —компот, Павлик, стакан, кровать, клубок, медведь,
фартук
и т. п.;

— трехсложные слова с закрытым слогом — котенок, пуле­
мет, теленок, самолет, сарафан
и т. п.;

— трехсложные слова из открытых слогов со стечением со­
гласных —крапива, стаканы, красота и т. п.;

— трехсложные слова со стечением согласных и закрытым
слогом —памятник, светофор, автобус, пистолет, карандаш,
вертолет, цыпленок, конфета, котлеты, комната, калитка,
рубашка, подушка, ботинки
и т. п.;

1                                                                                                                                                                             27


Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

— односложные слова со стечением согласных звуков в на­
чале или в конце слова — стол, стук, крот, сталь, гром, кнут,
клей, хлеб, враг, брат, слон, друг, куст, мост, волк, лист, танк,
тигр
и т. п.;

— двухсложные слова со стечением согласных звуков в на­
чале и середине слова — ставни, спутник, кнопка, клетка, клум­
ба, кружка, смуглый
и т. п.;

— четырехсложные слова из открытых слогов — кукуруза,
пуговица, черепаха, паутина, гусеница
и т. п.

«Программой» определены следующие требования к рече­вому материалу:

— на первой ступени обучения (младший дошкольный воз­
раст) ребенку предлагается одновременное проговаривание и
отхлопывание ритмов односложных и простых двусложных
слов, состоящих из двух открытых, затем из открытых и за­
крытых слогов с ударением на гласные звуки [А], [У], [И, [О],
[Ы], а также трехсложных слов, в состав которых входят от­
крытые и закрытые слоги (за исключением трехсложных слов
с одновременным стечением согласных и закрытым слогом);

— на второй ступени обучения (средний дошкольный воз­
раст) дети отхлопывают ритмический рисунок слов в пред­
ложенной выше последовательности, за исключением слов,
состоящих из четырех слогов;

— на третьей ступени обучения (старший дошкольный воз­
раст) логопедическая работа по отхлопыванию ритмического
рисунка слова проводится в полном объеме согласно предло­
женной выше последовательности предъявления речевого ма­
териала.

Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение)

При развитии акцентной структуры слова учитывается сле­дующая последовательность предъявления речевого материала: 1. Двухсложные слова, состоящие из двух открытых слогов: а) с ударением на первом слоге: мама, папа, лапа, рана, сани, сало, сода, сыро, Соня, вата и т. п.;

28


Развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова

б) с ударением на втором слоге: луна, рука, весы, коса, несу, оса, лиса, дыра и т. п.

2. Трехсложные слова из открытых слогов:

а) с ударением на первом слоге: дерево, ягода, лошади, ку­
рица
и т. п.;

б) с ударением на втором слоге: панама, канава, минута,
копыта, полено, монета, малина, лимоны, колено, калина, рези­
на
и т. п.;

в) с ударением на последнем слоге: молоко, пироги, борода,
комары, сапоги
и т. д.

3. Односложные слова: мак, кот, мох, сок, ком, лев, сук, зуб
и т. д.;

4. Двухсложные слова с одним закрытым слогом:

а) с ударением на первом слоге: веник, лошадь, тополь, Алик
и т. д.;

б) с ударением на втором слоге: каток, веник, петух, венок,
туман, лимон
и т. д.

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине
слова:

а) с ударением на первом слоге: тыква, кепка, утки, иглы,
сушка, сумка, белка, цапля, зебра, лента, ветка, туфли, каска,
миска
и т. д.;

б) с ударением на последнем слоге: окно, ведро, сырки, сук­
но, весна
и т. д.;

6. Двухсложные слова с закрытыми слогами и стечением
согласных:

а) с ударением на первом слоге: фартук, мостик, зонтик,
Павлик
и т. д.;

б) с ударением на последнем слоге: компот, карман, стакан,
кровать, клубок, медведь, сугроб
и т. д.

7. Односложные слова со стечением согласных звуков в на­
чале слова: стол, стук, крот, гром, враг, брат, слух, слон, спор,
друг
и т. д.

8. Односложные слова со стечением согласных звуков в кон­
це слова: куст, мост, волк, пост, наст, лист, танк, полк, тигр
и т. д.

9. Трехсложные слова со стечением согласных:

29


Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

а) с ударением на первом слоге: бабочка, комната, мыльни­
ца, девушка, бабушка
и т. д.;

б) с ударением на втором слоге: конфета, котлета, рубаш­
ка, подушка, ботинки, улитка, ромашка
и т. д.;

в) с ударением на последнем слоге: ветчина, колбаса, глу­
бина, кенгуру
и т. д.

10. Четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов:

а) с ударением на первом слоге: пуговица, гусеница и т. д.;

б) с ударением на втором слоге: говядина, гадание, вязание,
дыхание, милиция
и т. д.;

в) с ударением на третьем слоге: кукуруза, паутина, черепа­
ха, ежевика, одеяло, пирамида
и т. д.;

г) с ударением на последнем слоге: колокола, тетерева и т. д.

Имитация акцентной структуры слова может выполняться путем воспроизведения ритмического рисунка с помощью отхлопывания с выделением ударного слога более громким хлопком или произнесением ритмического рисунка с помо­щью слогов: дома — тата; машина — татата; дерево — татата и т. п.

Предлагая упражнения по имитации акцентной структуры слова, логопед должен учитывать программные требования к речевому материалу:

— на первой ступени обучения (младший дошкольный воз­
раст) ребенку предлагаются односложные и двусложные слова
из открытых, а затем из открытых и закрытых слогов, трех­
сложные слова (за исключением трехсложных слов с одно­
временным стечением согласных и закрытым слогом);

— на второй ступени обучения (средний дошкольный воз­
раст) детям предъявляются односложные, двусложные и трех­
сложные слова;

— на третьей ступени (старший дошкольный возраст) к
этим словам добавляются слова, состоящие из четырех сло­
гов.

Эти же требования предъявляются к речевому материалу, используемому при имитации акцентной структуры предло­жения.

30


Развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 513; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!