Монтаистический период (202/3 - 222/3). 9 страница



Св. Григорий родился около 210 г. в языческой семье в Неокесарии Понтийской. С целью получить лучшее образование, он прибыл в Кесарию и здесь сделался учеником Оригена. В своем "Похвальном слове" Оригену Григорий говорит о любви учеников к своему учителю. "Души их были пронзены его разумом, как стрелой", он обладал "странной силой убедительности".

Ориген предложил Григорию сначала искать разбросанные "семена истины" у языческих философов, возбудил в нем стремление познать истину и только после этого предложил ему христианское учение. "Я думаю, - говорит Григорий в похвальном слове Оригену, - он говорил не иначе, как по внушению Духа Божия. Слово Божия людям, разуметь Слова Божие как Бог Сам употреблял его и изьяснял его людям, как они могут разуметь".

Св. Григорий был крещен около 238 г., возвратился в Неокесарию, где был избран епископом.

Во время гонения Декия Св. Григорий скрылся и из убежища руководил паствой, участвовал в осуждении Павла Самосатского, "проповедовал, наставлял и исцелял, привлекал толпы к слушанию Евангелия".

Св. Григорий Нисский говорит, что ко времени его вступления на неокесарийскую кафедру в городе было всего 17 христиан, а ко времени смерти осталось только 17 язычников.

О его избрании и жизни передаются много чудесного, отчего он получил наименование "Чудотворца". Скончался Св. Григорий около 269 г. и был погребен в построенной им самим Церкви в Неокесарии. Память его 17 ноября.

СОЧИНЕНИЯ СВ. ГРИГОРИЯ

Наиболее известным творением Св. Григория является краткий символ веры, сохраняющийся во многих греческих, латинских и сирийских рукописях. По свидетельству Св. Григория Нисского, Символ этот, был сообщаем Чудотворцу Ап. Иоанном Богословом по повелению Богоматери, когда он перед принятием рукоположения в епископа в пустынном уединении ночью размышлял о тайне Св. Троицы. В этом символе изложено православное учение о Святой Троице. Содержание Символа таково:

"Един Бог Отец Слова живого, премудрости и силы самосущей и образа вечного; совершенный родитель Совершенного, Отец Сына Единородного. Един Господь, Единый от Единого, Бог от Бога, образ выражения Божества, Слово действенное, Мудрость, содержащая, состав всего, движущая все творения, истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, Нетленный Нетленного, Бессмертный Бессмертного, Вечный Вечного. И един Дух Святый, от Бога исходящий, посредством Сына явившийся, т.е. людям, образ Сына, Совершенный Совершенного, Жизнь, в которой причина живущих, святый Источник; Святыня, подающая освящение. Им является Бог Отец, Который над всем и во всем, и Бог Сын, который через все. Троица, Совершенная славою и вечностью и царством нераздельная и неразлучная, почему нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни привходящего, чего бы прежде не было и что вошло бы после. Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но Троица непреложна, неизменна и всего одна и та же".

Важно отметить, что такое точное изложение учения о Святой Троице было связано с богословствованием представителя Александрийской школы.

Другое, несомненно подлинное, произведение Св. Григория - Панегирик Оригену. Произнес в большом собрании в присутствии Оригена. По содержанию речь представляет не столько панегирик, сколько подробную, правдивую оценку ученой деятельности Оригена со стороны искренне привязанного к нему ученика. Панегирик наполнен живым, горячим чувством глубочайшей благодарности к Оригену, искренним одушевлением научными занятиями и сожалением о предстоящей разлуке. Исторически он ценен, т.к. в нем дается описание ученых занятий в школе Оригена.

Для знакомства с покаянной дисциплиной древней церкви важно Каноническое послание Св. Григория к епископам в Понте, касающееся применения церковной дисциплины к христианам, впадшими в разного рода грехи и преступления.

Кроме того, Св. Григорию принадлежит несколько глубоких по содержанию слов (на Благовещение, Рождество Христово, Богоявление...).

"Небесный Царь, - читаем в слове на Богоявление, - приходит ко Иоанну - Своему Предтече, не будучи окружен воинством ангельским и не предпосылая пред Собою вестников, т.е. бестелесных сил, но подобно простому и обыкновенному воину..."

"Иисус... сказал Иоанну, научись желать того, чего желаю Я... Дай мне исполнить Мое намерение я желание, для которого Я пришел на землю. Таинственно и сокровенно то, что ныне совершается на Иордане. Сокровенно здесь то, что Я делаю сие не для своей нужды, а для уврачевания... Таинственно и сокровенно то, что в сих водах, возрождающих человечество, еще прежде указаны потоки небесные... Я Законодатель и Сын Законодателя, и потому Мне прежде всего нужно Самому исполнить заповеданное, а потом уже повсюду являть опыты Моей власти. Мне должно прежде исполнить закон, и тогда уже сообщать благодать. Мне должно прежде произвести тени потом уже самую истину. Мне должно положить конец ветхому завету, и потом уже проповедовать новый, начертать его в сердцах человеческих, скрепить Моею Кровью и запечатлеть Моим Духом... Мне должно ныне креститься сим крещением, и после преподать всем людям крещение Единосущной Троицы".

К творениям Св. Григория относятся еще отрывки диалога "О Божестве Слова" и пересказ Экклезиаста.

СВ. МЕФОДИЙ ОЛИМПИЙСКИЙ

Несмотря на то, что Св. Мефодий не был учеником Оригена и один из первых подверг критике отдельные стороны его системы, все же принадлежность Св. Мефодия к александрийскому богословию не вызывает сомнений, как и влияние на него Оригена.

Сведения о его жизни не сохранились. Даже о месте его кафедры нет точных данных. Его называли епископом в Ликии, Патарским, даже Тирским. Современный исследователь считает (епископ Михаил - Чуб), что Св. Мефодий быв епископом в г. Филиппах в Македонии.

Несмотря на отдельные противоречивые известия, следует считать, что "наиболее надежно засвидетельтвованной датой его мученической смерти является 311 г". Церковное воспоминание 20 июня.

СОЧИНЕНЯ И БОГОСЛОВИЕ СВ. МЕФОДИЯ

"Св. Мефодий уже при жизни бил авторитетнейшим богословом. В последующие века его многократно цитировали не только единомышленники, но и противники... Судьба духовного наследства Св. Мефодия в последующих веках весьма своеобразна: в течение ряда столетий с его именем связывали сочинения, вовсе ему не принадлежавшие. В то же время, подлинные его творения или постепенно отодвигались на второй план или пребывали в неизвестности" (епископ Михаил).

Из подлинных сочинений Св. Мефодия на греческом языке сохранились диалог - "Пир десяти дев" и отрывки из сочинений "О свободе воли" (против валентиниан), "О воскресении" и "О сотворенном" (против Оригена), и отдельные небольшие отрывки из других сочинений. Но кроме того, сохранился в древнем славянском переводе сборник сочинений Св. Мефодия, в который входят, кроме "Пира" и сочинений, признанных подложными, ряд сочинений, считавшихся утерянными, в т.ч. весь текст "О свободе воли" и большая часть трактата "О воскресении". Часть этих сочинений в переводе со славянского опубликована епископ Михаилом ("Богословские труды", сб. 2). Слова в день Сретения и в неделю, включенный в число творения Св. Мефодия в перевод Ловягина, не принадлежат ему.

"Пир десяти дев" ("О девстве" по форме является подражанием известному диалогу Платона "ПИР"). Каждая из 10-ти дев произносит речь в похвалу девства, рассматривая его с разных сторон. Диалог кончается гимном Спасителю.

Помимо основной темы, здесь имеются глубокие высказывания о Церкви, Ее тесном единстве со своим Главой - Христом. "Исповедывать воплощение Сына Божия, - говорит Св. Мефодий, - от Св. Девы, но не исповедывать, что Он и в церковь приходит, как бы в свою плоть, -несовершенно".

В Церкви совершается единение, по выражению Св. Мефодия, брак Христа с человеческой природой.

В сочинении "О свободе воли" Св. Мефодий, опровергая гностическое учение о зле, останавливается на понятии свободы человека: "Свобода самое лучшее, что даровал Бог человеку". Зло вошло в мир потому, что "человек сам опустошил себя", поддавшись искушению. Здесь решительно отвергается дуализм гностиков.

В сочинение против Оригена "О воскресении" Св. Мефодий отвергает понимание Оригеном воскресения и возражает против умаления Оригеном значения тела: тело не темница души, а часть человека, без которой он был бы неполным. Смерть тела есть следствие греха, но через смерть само тело очищается. Падение произошло не в состоянии чистой духовности, а вместе с телом, поэтому в теле "живет грех". Сочинение заканчивается молитвой.

Молитва эта, известная только в славянском тексте, принадлежит к числу наиболее ранних молитв христианских. Употребленные в ней формулировки и выражения характерны для суждения о догматическом словоупотреблении доникейской эпохи. Заслуживает особого внимания то место молитвы, где говорится о победе над смертью, совершенной страданиями и умерщвлением Бесстрастного и Бессмертного: "Потому благословляют Тебя (смиренные) люди, ибо Ты послал с неба Помощника для каждой смиреной души - научающее нас истине Слово Твое, Которое, будучи не причастным, страданиям, восприняло по Твоей воле это подверженное многим страданиям тело.., чтобы угасить смерть умерщвлением Бессмертного, сделавшись смертью для смерти. Таким образом, ради твоего милосердия смертное изменилось в бессмертное и подверженное страданиям. Ибо решительно никто не воспротивился Твоему повелению. Ты сотворил существующее из несуществующего и ничто из него не лишено Твоего искусства и украшения. Ибо нет Бога кроме Тебя, Владыки жизни и смерти, но Ты Господь и Владыка всего".

В этой молитве встречаются слова и мысли, знакомые уже древнейшей христианской Церкви и прочно вошедшие в молитвенный обиход последующих веков. Поэтому молитва Св. Мефодия имеет важное значение о суждении о прочности и устойчивости церковных традиций, и в частности о способах сохранения и передачи этих традиций.

Сочинение "О сотворении" (отрывки) также направлено против оригенистов, утверждавших, что мир не имеет начала и совечен. Против этого Св. Мефодий и ведет свое рассуждение, доказывая православное учение о Боге как едином Творце и виновнике всего.

Из других творений, сохранившихся только в славянском тексте (перевод сделан в Болгарии не позднее X в.), следует отметить четыре трактата:

1) "О жизни и разумной деятельности";

2) "О различии яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окропились грешники";

3) "О проказе";

4) "О пиявице, о которой говорится в книге Притчей, и о словах "Небеса проповедуют славу Божию".

Основная мысль трактата "О жизни" - это христианское и, вместе с тем, философское (приближающее к стоической морали) увещание довольствоваться тем, что человек в земной жизни должен терпеливо переносить искушения и ждать непреходящих благ будущего.

"Человек становится более сильным и крепким телесно посредством многих трудов, получая (при этом) от трудов и от житейских скорбей и более здоровую душу", - мы читаем в указанном трактате.

"О человек, - творение Божие, Божий образ; не печалься, (сказываясь) руководимым, не считай тягостное повеление, не смей ослушаться, будучи вразумляем, ведь (Он) вразумляет тебя с любовью. Иных (Он вразумляет), как уже согрешивших, а других - чтобы не грешили".

"Знай также, человек: если тебе кажется, (что ты) чего-нибудь лишаешься, то (это) не вечное, а временное, и было (оно у тебя) для употребления, а не собственностью".

"Лучше, пережив временные лишения, наслаждаться потом непрекращающимися благами, нежели, напитавшись кратковременными удовольствиями, подвергнуться жестокой и непрекращающейся муке".

Три последних трактата имеют своей основной задачей истолковать в христианском смысле иудейские обрядовые предписания. Наряду с этим в них много элементов нравоучительного и догматического характера.

"Истинная телица - это плоть Христова, которую Он воспринял для очищения мира; рыжей (красной) она называется ради страданий, не имеющей порока - ради невинности, не носящей ярма - как чистая от всякого греха, не приученной к упряжи - как бесстрастная. Она закалывается вне стана, вне Иерусалима, на чистом месте, без смешения с чем бы то ни было. Ее кровью освящается Церковь. Ее пеплом очищаются люди, а Ее смертью все язычники (т.е. страны) искуплены от смерти".

"Для чего же Писание называет Христову смерть перстью и пеплом? - Для того чтобы поистине явно было, что не призрачно, но в действительности претерпел Христос спасительные страдания, без изменения восприняв нашу плоть, Он действительно вкусил смерть подобно нам. По - этому, уверовавшие в Него, но не проповедующие о том, что Он действительно ради нас претерпел страдания, пребывают еще в грехах".

"Душа умирает, - не временной смертью, но вечною, - как и пророк говорил: - душа согрешающая - та умрет (Иезек. 18,4)". (Из трактата "О различении яств и телице").

"Церковь есть риза Господня, собранная из многих народов; Он соткал нас так, чтобы мы -самые немощные - имели поддержку в сильнейших" ("О проказе").

Заслуживают внимания указания на применявшиеся в древней Церкви методы покаянной дисциплины и на установившуюся литургическую практику. Можно услышать такие жалобы на проникавшие в Церковное общество - даже в среду высшей иерархии - слабости и пороки.

"Нынешние люди больше любят клевету и мерзость, обвинения и обманы даже (по отношению) к благодетелям, охотнее слушая о ближних худое, нежели доброе. (Из трактата «О различении яств и телице»).

"О горе! Чем превосходим др. людей мы, получившие предписание иметь праведность, превосходящую (праведность) книжников и фарисеев... Ведь если и океан потечет серебром и вся земля золотом, то мы не насытимся".

"Склонившись к земле, как животные, мы не можем воззреть на Отца всех и Творца". ( Из трактата "О проказе").

Из сочинений Св. Мефодия, дошедших до нас только в кратких отрывках, замечательны:

А) сочинение "Против Порфирия", который был современником Св. Мефодия, славился между язычниками своей ученостью и написал 15 книг против христианства. Это творение Св. Отца; по свидетельству блаж. Иеронима, состояло из "нескольких книг";

Б) слово "О мучениках". На основании даже отрывка можно заключить, что Св. Мефодий ревностно утверждал верующих среди гонений, указывая на величайший пример мученического терпения Сына Божия.

Из воззрений Св. Мефодия можно вывести целое заключение "о драгоценности" каждой жизни, каждого человека.

Св. Мефодий решительно отрицает мнение Оригена о предсуществовании душ. Но несомненная близость к Оригену у Св. Мефодия проявляется в общем для всех богословов александрийского направления аллегорическом истолковании Св. Писания. Несмотря на возражения против аллегорического истолкования отдельных мест у Оригена, сам Св. Мефодий не менее широко применяет тот же метод.

Литературная деятельность Св. Мефодия, совпадающая с концом доникейского периода развития богословской мысли, в известной степени может рассматриваться, как своеобразный итог этого рассказа.

РАЗВИТИЕ СВЯТООТЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВЫЕ ТРИ ВЕКА

Богословие Св. Отцов никогда не было отвлеченным рассуждением на религиозные или философские темы. Оно всегда тесно связано с жизнью Церкви и особенности этой жизни определяют направление и развитие святоотеческой мысли. Это вполне ясно проявляется в рассмотренных сочинениях писателей первых трех веков христианской жизни Церкви.

Естественно, что в период, непосредственно примыкающий к веку апостольскому, первые церковные писатели раскрывали в своих сочинениях учение о Едином Боге и спасении человека воплотившимся Сыном Божиим, то есть те истины, которые были наиболее важны для продолжающейся проповеди среди язычников и иудеев. В тот же период необходимо было уяснить отдельные таинства и сохранения единства Церкви.

В последующий период усилившихся преследований такой задачей была прямая защита христианства, опровержение обвинений со стороны язычников, выполненная апологетами. Писатели этого периода также раскрывали те истины, которые были особенно важны для философского понимания христианского учения: Об абсолютной непознаваемости Бога в Его Существе, об откровении Его во Христе (Логосе), о спасении мира и человека, о свободе человека - против понятия о непреодолимости судьбы, или Рока, тяготеющего над человеком, о бессмертии души, воскресении и об ответственности человека за свою жизнь, дела и поступки.

Затем наступил период борьбы с искажением христианства со стороны гностиков, и церковные писатели (Св. Ириней и Тертуллиан) уясняют значение церковного предания и непрерывности апостольского преемства.

В период возникновения расколов более четко формулируется (Св. Киприан) учение о единстве и иерархическом устройстве Церкви.

С течением времени все шире становится круг вопросов, рассматриваемых церковными писателями: изучается вопрос об источниках церковного учения, методах истолкования Слова Божия; имеют место и установления богословской терминологии и создания целых систем церковного богословия. Не только возникающие ереси, но и отдельные мнения возбуждают богословскую полемику.

К концу Ш в. необходимость установления точной терминологии для выражения основных истин христианства в философских понятиях становится главной задачей богословской мысли.

Вместе с особенностями богословствования отдельных писателей выявляются различные направления богословской мысли, общие целым группам церковных учителей - "школы".

Кроме указанных ранее школ александрийской и антиохийской, можно, для начального периода, говорить еще о "школе" Малоазийской (Св. Игнатий Богоносец и Св. Ириней Лионский), связанной с непосредственными учениками апостолов в Малой Азии (Папий Иерапольский и Св. Поликарп Смирнский). Особенность этой школы была верность преданию.

Наконец, следует обратить внимание на известность западного, "латинского" богословия, на особенности которого было указано при рассмотрении сочинений Тертуллиана и Св. Киприана и которые в дальнейшем развитии привели к более значительным отличиям западного богословия от восточного.

В начале IV века в жизни Церкви происходят резкие изменения: прекращение гонений и свободное развитие всех сторон церковной жизни. Естественно, это приводит к такому же всестороннему развитию святоотеческой литературы. Наступает период, который иногда называется - "золотым веком отцов". Изучение этого периода составляет продолжение курса патрологии.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ПЕРИОД ВТОРОЙ (с 251-320гг.)

ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО МОНАШЕСТВА НА ВОСТОКЕ

Во втором веке защитники христианства - апологеты в борьбе с ересями и нападками язычников обратились к философии и пользовались данными современной им языческой науки, но опыты защиты христианского вероучения не имели характера строгой систематичности, а использование данных философии и науки носило случайный характер. Многие обстоятельства не благоприятствовали развитию богословской науки в первые два века. Главнейшими из них являлись гонения на Церковь и напряженная борьба с полу языческим гносисом. К третьему веку положение изменилось в благоприятную сторону. Гонения стали более редкими, а гнозису был нанесен сокрушительный удар. В более продолжительные периоды спокойствия у деятелей Церкви накопился достаточный запас сил, чтобы заняться научным оформлением христианской истины, что отвечало и запросам философски образованных язычников, вступавших в Церковь.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!