Монтаистический период (202/3 - 222/3). 8 страница



4) Следствием соединения с логосом было преобразование, обожение человеческой природы Христа. Душа и тело Его перешли в Божество. В особенности это нужно сказать о плоти его по воскресению. "Он воскрес из мертвых и обожествил воспринятую им человеческую природу". Тело его одухотворилось и почти разрешилось в дух. Поэтому оно было невидимо. Плоть Его слилась с божеством и стала вездесущей: "Он находится везде, и все проникает" - "О Нем не должно думать, что Он заключен в каком-либо одном месте". Словом, плоть Христа стала телом чудесным.

УЧЕНИЕ ОБ ИСКУПЛЕНИИ И СПАСЕНИИ

Последствия греха были троякого рода. Это:

1) неведение Бога;

2) подчинение власти дьявола;

3) разрыв нравственного союза с Богом.

От всех этих последствий греха Господь избавил человека.

1) Господь прогнал неведение, сообщивши людям истину. Он учил словом и примером, и при том так, что был понятен всем и удовлетворил нужды всякого человека. Слова его для ученых заключали в себе глубокие учения, но они были доступны и для детей, женщин и рабов. На своем примере Господь показал путь к совершенству и богоуподоблению.

2) Господь освободил людей из под власти дьявола. Уяснял это Ориген при помощи теории выкупа у дьявола. Люди, будучи побеждены дьяволом, сделались его рабами, стали его собственностью на законном основании. Избавить их от его власти нужно было тоже законным путем. Дьявол согласился, принимая всю цену безгрешной души Христовой. Своими кознями через иудеев он довел Христа до смерти. Но он не знал плана Божественного домостроительства, не знал, что смерть Христа разрушит власть смерти. Он думал удержать душу Христа в аду и своей власти. Но, оказав несправедливость по отношению к безгрешному Христу, он не мог удержать Его в своей власти и по договору должен уступить выкупленных Христом людей. Христос вывел их из ада и Сам воскрес. Таким образом, Христос как бы обольстил дьявола, что вполне было справедливо по отношению к обольстителю людей.

Отмеченный уклон мысли Оригена Болотов объясняет тем, что он не ясно представлял себе положительное значение искупления и сосредоточия внимание на отрицательном - поругании дьявола и т.д.

3) Христос не только искупил людей от дьявола, но и принес за них умилостивительную жертву Богу. Грех мог быть искуплен страданием за людей или жертвой за них. Сами люди не могли принести жертву, ибо она должна быть безгрешной. И вот Господь, будучи безгрешен, "возложил на главу Свою грехи рода человеческого, ибо Он Сам есть глава тела Церкви" и понес на Себе всю тяжесть наказаний. Он добровольно претерпел на земле ряд испытаний, огорчений, страданий и самую смерть. Так он примирил людей с Богом.

4) Искупление, совершенное Христом, имеет универсальное значение. Христос умер не только за людей, но и за все другие разумные существа. Плоды Его смерти распространяются на весь космос, даже на ангелов. Впрочем, иногда Ориген высказывался в том смысле, что Господь для искупления ангелов Сам становился ангелом и пострадал за них подобно тому, как и за людей.

ЭСХАТОЛОГИЯ

Эсхатология Оригена носит спиритуалистический характер, что вполне согласно с философским направлением его богословствования. Почти все изречения Священного Писания о конечной судьбе мира и человека, он понимает в духовном смысле. Хилиазм он, конечно, отвергает решительно, упрекая сторонников его в неразумении и ссылаясь на свидетельство Священного Писания о духовности будущего тела. Характерным пунктом в его учении о загробной жизни является мысль о возможности продолжения нравственного развития, очищения и совершенствования человека после его смерти - процесс спасения отдельного человека не заканчивается в земной жизни, но продолжается за гробом. Это учение вытекало у Оригена из основных понятий о благости Божией и о свободе воли человека. Бог вложил в человека стремление к истине, добру и богоуподоблению. Это стремление должно получить удовлетворение, ибо дано оно не напрасно, почему осуществление его необходимо предположить в загробном бытии человека, ибо для Бога нет ничего не возможного, для Творца нет ничего неисцелимого. С другой стороны, как бы не пал человек, он всегда сохраняет свободу воли, а вместе с ней возможность исправления и совершенствования. Вся посмертная жизнь и представляет процесс очищения и совершенствования человека. Души людей после смерти известное время пребывают на земле, в некоем месте, которое называется в Священном Писании раем и которое служит как бы школой для их воспитания. Здесь они очищаются в огне через крещение (зачатки учения о чистилище). Страданиям этим подвергаются все, но в различной степени, в зависимости от своей нравственной чистоты. Если бы нашелся совершенно чистый человек, он мог бы пройти чрез этот огонь без страданий. Параллельно с очищением происходит и умственное развитие душ. Здесь они постигают мировые загадки, таинственный смысл истории Израиля, значение жертв и Закона, планы божественного Промысла о каждом существе. Затем души поднимаются в следующую высшую сферу - воздушное пространство и научаются постигать бытие находящихся там существ и предметов и их внутренний смысл. Далее, они восходят на небеса, в планетные пространства, и изучают их, находящиеся там светила и назначение каждого из них. Наконец, они достигают общения с духовными сущностями и удостаиваются полного откровения истины "вечного Евангелия", которого теперешнее Евангелие является лишь прообразом и типом.

2) В этом постепенном возвышении душ воскресение плоти не представляется логически строго необходимым. Ориген, однако, сделал попытку (ради согласия с верой Церкви) ввести это учение в свою систему. Будущее тело будет отлично от земной плоти по своим качествам: оно будет духовным, прославленным, оно не будет нуждаться в питании, пищеварении, размножении и потому соответствующие органы будут отсутствовать. Но воскресшие тела будут тождественными земным (было бы несправедливо, если бы награждена была иная плоть, чем та, которая подвизалась). Тождество это заключается не в самых материальных частицах, не в составе человека, а во внешней форме тела. Дело в том, что состав человека уже при жизни его постоянно меняется, одни элементы заменяются другими в силу обмена веществ. Неизменным остается самый вид человека и именно потому, что в теле каждого человека существует семя Логоса или внутренняя сила, которая образует его тело по своему типу, подобно тому, как семя пшеницы дает соответствующие своему виду ростки. Эта сила всегда сохраняется и по разрушении тела может, по слову Божиему, образовать из материала частиц духовного тела по форме своей тождественное с земной плотью. Воскресшие тела будут соответствовать качествам душ: грешники будут облечены в темные тела, святые - в светлые. Дальнейшее развитие душ будет сопровождаться все большим и большим одухотворением телесной субстанции, пока оно не разрешится в тонкую духовную "нерукотворную" телесность (О началах, кн. 2,3).

Что касается грешников, они подвергнутся мучениям в огне. Огонь не вещественный и заранее приготовленный, а духовный - муки совести, которые собирает в себе грешная душа, наподобие дурных соков, вызывающих лихорадочный жар. Мучения эти не будут вечными. Бог наказывает для того, чтобы исправить, подобно врачу для исцеления от тяжких болезней. Он употребляет огонь и таким образом, очищает грешников от грехов. Если Священное Писание и говорит о вечности мучений, то чтобы страхом наказаний отвлечь грешников от грехов. Выражение: "во веки веков" означает в нем определенный период. На протяжении веков все души без исключения обратятся к Богу. Все они будут наслаждаться блаженством, хотя и не для всех одинаковым, ибо в доме Отца обителей много, однако, все войдут в них. В конце - концов, все восстановится в первоначальном состоянии. Души одухотворятся настолько, что станут бес­телесными, материальный мир уничтожится. Будет Бог все во всем, ибо душа ничего не будет знать, созерцать или помнить, кроме Бога. Это и есть конечное восстановление всего, апокатастасис. Идея апокатастасиса ведет к предположению, что дьявол спасется, который "скорее не хочет, чем не может быть восстановлен, неистовство злодеяний у него обратилось в похоть, он услаждается". Ориген допускал возможность обращения злых ангелов и говорит, что последний враг - смерть - истребится, но "не в том смысле, что уже не будет существовать, но в том смысле, что не будет врагом и смертью, ибо нет ничего невозможного для Всемогущего и нет ничего неисцелимого в Творце" (О началах, Ш).

4) По-видимому, апокатастасис не означает собою полного завершения мирового процесса. Свободная воля разумных существ всегда предполагает возможность падения, а с падением вытекает опять необходимость создания материи для исправления духов до времени нового апокатастасиса и т. д. в бесконечность. В этом пункте упрекал Иероним систему Оригена. Впрочем, Ориген утверждает, что свободная воля тварных существ будет укреплена в добре и волей Божией и так, непрерывно будет пребывать неизменной.

Эсхатологическое учение Оригена больше всего вызвало нареканий на него. Сам он сознавал смелость некоторых своих мнений и потому высказывал их с оговоркой.

Система Оригена, которую Болотов называет "самым полным образцом христианского гнозиса", разделила судьбу всех великих систем. Никто из последователей Оригена не усвоил ее в целом, а останавливался на той или другой стороне ее, часто утрируя ее до крайности. Нашлись со временем неумеренные почитатели Оригена, которые настаивали, на его неправильных личных мнениях. Это послужило источником оригенистических споров. Они начались с осуждения Оригена Феофилом александрийским в 399 г. и закончились в эпоху Юстиниана. Последний издал в 543 г. указ, в котором обвинял Оригена в еретичестве, утверждая, что в его учении больше языческого, манихейского, арианского, чем христианского. Он изложил и главные заблуждения Оригена:

1) предсуществование душ;

2) предсуществование души Христа;

3) образование Его тела до соединения с душой;

4) Искупление Христом Ангелов;

5) воскресение сферических тел;

6) признание светил существами одушевленными;

7) Учение о распятии Христа и демонов;  

8) отрицание неограниченности Божией;

9) отрицание вечности адских мучений.

Вследствие этого обвинения состоялось на Константинопольском соборе в 543 г. осуждение Оригена как еретика, память его предана анафеме и сочинения объявлены подлежащими истреблению. Был ли подтвержден этот приговор на последовавшем через 10 лет 5-м Вселенском Соборе, остается спорным вопросом, так как подлинные акты этого собора до нас не дошли. Следовательно, с точки зрения церковно-юридической остается некоторая возможность защитить Оригена. Такая защита относительно самого лица Оригена облегчается тем несомненным обстоятельством, что он никогда не высказывал свои неправильные мысли как непогрешимые и обязательные истины, а следовательно, не мог быть формальным еретиком, а слишком эллинский склад ума разделили с Оригеном многие Св. Отцы.

Ориген оказал величайшие услуги Церкви во всех областях богословской науки. Этим объясняется его сильное и продолжительное влияние на Востоке. Великие отцы - Св. Григорий Чудотворец, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский - можно сказать, воспитались на Оригене. К его сочинениям они относились с величайшим уважением. Даже противники его (например, Мефодий Патарский) пользовался заимствованными у него аргументами и положениями и большей частью зависел от него. И в последующее время, несмотря на старание Юстиниана, авторитет Оригена в Церкви не был уничтожен. И в следующем веке можно заметить следы оригенизма, хотя значительно смягченного истинно-христианским сознанием, у великого борца за православие Максима Исповедника - против монофилитства. Поэтому, за исключением всех неправославных мнений, Оригена можно считать одним из лучших богословов Восточной Церкви.

УЧЕНИКИ ОРИГЕНА

Во 2-й половине Ш-го в. возникают споры о правильности понимания учения о Святой Троице (монархианство в разных видах) и ученики Оригена должны были принять в них непосредственное участие.

СВ. ДИОНИСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Св. Дионисий, названный Великим уже Евсевием и Св. Василием Великим, родился около 190 г. от знатных и богатых языческих родителей. В молодости получил хорошее философское образование и обратился в христианство благодаря критическому изучению различных философских и религиозных систем. После обращения в христианство, Дионисий слушал лекции Оригена и навсегда остался его почитателем. В утешение своему учителю, заключенному в тюрьму в гонение Декия, он написал сочинение "О мученичестве", недошедшее до нас. Своим уважением к философии, знанием Св. Писания и некоторыми пунктами догматического учения он был обязан Оригену. Дионисий 16 лет стоял во главе Александрийской катехизической школы, а в 247 или в 248 г., после смерти александрийского епископа Иракла, был возведен на епископскую кафедру Александрии.

Это было во время гонений и других тяжелых испытаниях для александрийской Церкви.

В сохранившихся письмах Дионисий довольно подробно описал некоторые из этих событий: начало преследований, смерть мучеников, эпидемию чумы и др.

В письме, сохранившемся у Евсевия, Дионисий рассказал о том, как он был арестован язычниками и неожиданно освобожден узнавшими об этом поселянами - язычниками, собравшимися на свадьбу. После этого освобождения Св. Дионисий некоторое время из укрытия руководил Александрийской церковью, потом возвратился в город. Затем, в одно из последующих гонений (Валериана) был сослан в Ливию.

Руководя такой обширной и имеющей большое значение церковью, Св. Дионисий должен был принимать участие во многих церковных событиях того времени.

Разногласия между Карфагенской и Римской Церковью по вопросам крещения еретиков был более близок к взглядам Св. Киприана, но употребил все свое влияние, чтобы призвать обе стороны к умеренности.

По вопросу о принятии падших не одобрял чрезмерной строгости - "приказал пресвитерам, чтобы умирающим, если они просят, а особенно если они и раньше просили, давать разрешение, дабы они отходили от сей жизни с доброю надеждою", как он писал в письме епископу Антиохийскому Фабию. Он в особом послании уговаривал Новациана в Риме отказаться от незаконно полученного рукоположения и не производить раскола в Риме.

Св. Дионисий скончался в конце 264 г. (или начале 265 г.). Память его 5 октября.

СОЧИНИЛ СВ. ДИОНИСИЯ И ЕГО УЧЕНИЕ

Сочинения Святого Дионисия сохранились только в отрывках (их перевод на русский язык издан Казанской Академией), но и из них можно заключить о его богословии.

Богословие Св. Дионисия было близко к богословию Оригена, не столько к его домыслам, сколько к его аллегорическому методу толкования Священного Писания и учению о Святой Троице и Лице Сына Божия. В воззрениях Св. Дионисия в отдельных выражениях проявляется та же двойственность, что и у его учителя.

УЧЕНИЕ О СЫНЕ БОЖИЕМ

Полемизируя с возражениями Савелия, "смешивающего Божество", и монархианством Павла Самосатского, Св. Дионисий допустил ряд выражений, в которых говорил, что природа Сына Божия не тождественна с природой Отца, отрицал термин "единосущие" и т. д.

Эти выражений осудил папа Римский и Св. Дионисий в свое оправдание написал особое сочинение - "Обличение и Оправдание", в котором искренне использовал ряд других мыслей и выражений того же Оригена, вполне православных. "Этим, - говорит он, - я изобличил ложь высказанного против меня обвинения, будто я не признаю, что Христос единосущен Богу".

"Отец и Сын, по сказанному, суть Едино и Один в Другом пребывают". "Как сияние вечного света, Сын, конечно, и Сам вечен. Если всегда есть свет, то ясно, что всегда есть и сияние".

"Нераздельную Единицу, - говорит он, - "мы распространяем в Троицу и не умаляемую Троицу опять соединяем в Единицу".

Папа Дионисий признал эти объяснения достаточными, как можно заключить, направляя свои обвинения, не столько против самого Дионисия, сколько против неточности выражения Александрийского богослова.

Впоследствии Св. Афанасий засвидетельствовал православие воззрений Св. Дионисия.

В сочинениях Св. Дионисия впервые встречается наименование Фэотокос - Богородица в отношении к Пречистой Деве Марии.

УЧЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА

Космологические представления Св. Дионисия изложены им в сочинении "О природе". Оно разделилось на несколько книг и содержало в себе:

1) критику учения Эпикура о происхождении мира;

2) изложение христианского учения о творении мира.

От него остался большой отрывок, сохраненный Евсевием и содержащий в себе критику эпикурейской атомистики. В этом отрывке Св. Дионисий ставит вопрос: какая теория -эпикурейская или христианская - удовлетворительнее объясняет происхождение мира? В ответ на этот вопрос он доказывает, что учение эпикурейское не объясняет ни происхождения, ни свойств мира. Вот его основания.

А) Ежедневный опыт убеждает, что предметы, имеющие разумную цель, например «дом, корабль, не могут образоваться путем случайного сцепления атомов. Они всегда являются результатом разумных усилий мастера. Мало того, эти предметы, уже существующие, будучи предоставлены самим себе, обыкновенно уничтожаются. По аналогии и для объяснения происхождения и сохранения мира нужно допустить существование Художника, Который сообразно Своим разумным целям соединяет атомы и сохраняет их соединения.

Б) В мире мы видим великое разнообразие вещей. Все это безграничное разнообразие не могло произойти из атомов, которые одинаковы по своей субстанции и различаются лишь величиной и формой.

В) В мире господствует величайший порядок, и красота, в силу которых мир и назван космосом. Особенно поражают нас своей законосообразностью движения небесных тел, т. к. по учению Эпикура, первоначальное движение атомов не определяется ни разумными целями, ни имманентными им законами, то им нельзя объяснить возникновение законосообразного и правильного круговращения частей мира.

Г) В человеческом организме нет ничего излишнего или бесполезного. Все в нем в высшей степени целесообразно и направлено или к поддержанию жизни или к ее украшению. Такое целесообразное устройство человека не могло произойти из случайного крепления атомов.

Д) Действие никогда не может заключать в себе более чем дано в причине. Поэтому вероятно, каким образом душа, ум, мышление - одним словом, духовная жизнь человека - могли возникнуть из материального, слепого и бессознательного.

ОТНОШЕНИЕ СВ. ДИОНИСИЯ К ХИЛИАЗМУ

Св. Дионисий писал (сохранилось в отрывках) особое сочинение против хилиазма (воззрений в известной степени разделявшихся Св. Иустином Философом, Св. Иринеем Лионским и Тертуллианом) - "об обетованиях ".

Хилиастическое учение было сильно распространено в одном из округов Александрийской Церкви. Св. Дионисий отправился туда, вызвал на диспут главу этого направления и в течение 3 дней подробно разобрал книгу "Обличение аллегористов", где излагались доводы в защиту хилиазма, основанные на буквальном понимании известного места Апокалипсиса (гл.20), и убедил противников отказаться от этих воззрений и соединиться с Церковью. С этого времени хилиастические воззрения проявляются только в отдельных сектах.

От книги Св. Дионисия сохранился отрывок, в котором он отрицает принадлежность Апокалипсиса Ап. Иоанну. Но последующие отцы с его выводами о не подлинности Апокалипсиса не согласились.

СВ. ГРИГОРИЙ НЕОКЕСАРИЙСКИЙ (Чудотворец)

Сведения о жизни Св. Григория имеются в особом "слове" Св. Григория Нисского и истории Евсевия. Сохранилось письмо к Св. Григорию Оригена, но в более поздний период его жизни, когда Ориген оставил Александрию и жил в Кесарии.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!