Работа над главной мыслью произведения
Учитель. Ребята, ради чего было написано это стихотворение? Что хотел сказать автор?
Дети. — Может быть, автор нас хотел убедить в том, чтонельзя рвать цветы: они нужны пчелам?
— А я думаю, что автор хотел показать, что в природе все взаимосвязано, — если мы будем срывать цветы, мы лишим пчел питания.
Учитель. Вы правы, ребята, именно в этом хотел нас убедить автор, иему это удалось: поэт нашел такие средства, с помощью которых мы смогли не только увидеть картинку, но иуслышать ее.
9. Работа надстихотворением А. А. Усачева
«Шуршащая песня»
Учитель. Зная эти авторские секреты, попробуйте определить, какую картину предлагает услышать А. А. Усачев.
(Учитель читает стихотворение вслух, выделяя голосом шипящие звуки, после чего ребята сообщают учителю, какие картины они «услышали» и почему стихотворение имеет название «Шуршащая песня».)
10. Работа над стихотворением А. А. Шибаева «Переполох»
Учитель. Сейчас вы прочитаете стихотворение-загадку А. А. Шибаева. Выделите карандашом звуки, которые повторяются и подскажут, с какого языка на человеческий перевел автор этот разговор.
(Учитель обращает внимание на созвучие согласных в словах: «крр», «грр», «брр» и др., имитирующих карканье ворон. В дальнейшем работу над стихотворением можно провести, разыгрывая сценки: учитель делит класс на группы по 4—6 человек, каждая группа готовит свою сценку. Дети, изображая ворон, читают стихотворение по строчке по кругу. Учитель обращает внимание ребят на то, что при чтении необходимо соблюдать интонационные знаки, а также выделять голосом звуки, передающие «вороний язык».)
|
|
11. Подведение итогов
Учитель. Молодцы, ребята. Сценки вам удались, значит, вы поняли главный секрет, с помощью которого авторы звуками рисуют картины.
Домашнее задание. Самостоятельно разобрать стихотворение А. Л. Барто «Игра в слова» и найти в нем «рисующие» слова и звуки.
УРОК 7-й
Тема урока
Особенности художественного текста.
Цель урока
Обобщение знаний учащихся о художественном тексте, его изобразительной природе.
Материал для чтения
Т. М. Белозеров «Тучка».
С, И. Ожегов Статья из толкового словаря о дожде.
К. Г. Паустовский «Мелкий грибной дождь...».
I. Повторение изученного материала
1. Обобщение работы над домашним заданием
Учитель. Ребята, сегодня мы заканчиваем первый раздел учебника. Помните, как он называется? Скажем хором!
Дети. «Ведь это чудо из чудес —
Когда из слов
Вдруг вырос лес!»
Учитель. Так что же это за «лес»?
Ученик. Картины окружающей жизни, природы, которые авторы рисуют в тексте.
Учитель. Какие же средства используют поэты и писатели, чтобы нарисовать картину?
|
|
Ученик. Они подбирают «рисующие» слова и звуки.
Учитель. Дома вы самостоятельно читали стихотворение А. Л. Барто «Игра в слова». Трудно вам было услышать звучащие картины?
Ученик. Нет, ведь А. Л. Барто сама рассказывает, зачем и как она подбирает слова с «рисующими» звуками, чтобы изобразить предмет или явление природы.
Учитель. Какие же картины вы «услышали»?
Дети. — Я услышала гром.
— А я кукушку!
— А еще можно было услышать шуршание мышей.
— И то, как падают листья.
Учитель. Сколько же всего картин вы увидели и услышали?
Дети. Четыре.
Учитель. Давайте мы озаглавим каждую картину.
(Дети придумывают заглавия, учитель записывает на доске:
1. Гром.
2. Шесть мышат.
Примечание. В работе над стихотворением особое внимание уделяется языковым средствам, «рисующими» образы туч, как живых существ. С помощью учителя ребята находят в тексте тропы (без употребления терминологии):
сравнения — «стучит, как олененок»;
метафоры — «зонтик груздя»;
олицетворения — «лежит на небе», «вздыхает», «ворчит», «копытцами стучит», «копытцами дождя».
Учитель. — Какие-звуки в словах напоминают шум частого дождика и стук крупных дождевых капель?
|
|
Дети. [Т], [ч], [к], [ц], [г], [д].
Учитель. Произнесем эти звуки отдельно, а также пальчиками простучим по крышке стола и послушаем шум дождя, похожего на стук оленьих копытец.
(Ребята изображают «живую картину» дождя.)
Учитель. Какая тучка вам нравится больше? Почему?
Дети. Маленькая!
Учитель. А автору? Из каких слов это видно?
Ученики. — Автору тоже нравится маленькая тучка, потому что он называет ее ласково: «тучка», «маленькая». А большая туча ему не нравится. Он называет ее — «туча».
—Он свое стихотворение даже назвал именем маленькой тучки и в основном описывает ее, а о взрослой туче автор говорит только в первых двух строках.
—Большая туча — ленивая, она только лежит и ворчит, от нее никакого толку, только шум один, а маленькая тучка — веселая, дает дождь, влагу растениям и грибам. Автор ее любит.
Учитель. А теперь попробуем прочитать стихотворение выразительно и передадим свое настроение и автора, подобрав нужную интонацию.
4. Упражнение в выразительности чтения
III. Итоговая самостоятельная работа
1. Определение задачи
Учитель. А сейчас я хочу посмотреть, как вы усвоили материал прошлых уроков. Вам в учебнике предлагаются
|
|
два текста на странице 22. Вы должны определить, какой из них — художественный, найти слова, которые доказывают это, и подчеркнуть их карандашом.
Примечание. Перед выполнением самостоятельной работы учитель отсылает первоклассников к информации, расположенной
над текстами.
2. Выполнение работы с текстами
(Ребята выполняют работу с карандашом в руках.)
3. Проверка самостоятельной работы
Учитель. Итак, к какому выводу вы пришли?
Дети. — Первый текст — не художественный, он несет только информацию об осадках. В тексте нет художественных, «рисующих» слов.
— А второй текст — художественный. В нем есть слова,
«рисующие» картину дождя. Эти слова помогают представить нам образ дождя, рассказать, какой он.
Учитель. Вы молодцы, правильно определили. Действительно, первый текст — это статья из толкового словаря С. И. Ожегова, он несет научно-познавательную информацию. Второй текст — художественный. Автор его — К. Г. Паустовский. И мы сейчас посмотрим, какой образ дождя изображает писатель. Такой это дождь, как в стихотворении Т. Белозерова «Тучка»?
Дети. Нет, дождь здесь не такой.
Учитель. Докажите это с помощью текста.
Ребята. — У Паустовского тучи «низкие» — это значит темные, тяжелые, дождевые.
— Дождь «мелкий, грибной», он «сонно сыплется», а не «идет» (частый, словно сквозь сито).
— Лужи от дождя «теплые».
— «Усыпительный», под его шум хочется спать.
— Дождь словно какое-то мягкое живое существо, зверек («возится в кустах», «трогает мягкой лапкой»).
— Дождь тихий, глухой («он не звенит, а шепчет»).
— В словах много согласных, передающих звук дождя: [д], [т], [с], [п], [з], [ч], [ш]
к
Учитель. А среди этих согласных каких больше: звонких или глухих?
Ученик. Это звуки [с], [ч], [ш], [п], [т] — глухие. Ведь дождь тихий, сонный, почти беззвучный.
Учитель. Молодцы! Я вижу, что вы научились определять виды текстов и хорошо усвоили их особенности. На этом мы закрываем 1-ю главу учебника, хотя знания, которые вы приобрели во время чтения помещенных в ней рассказов и стихотворений, помогут вам открывать другие «секреты» художественных текстов.
Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения Т. М. Белозерова «Тучка».
ГЛАВА II
«...Чужое горе так болит,
чужою радостью мы рады»
УРОК 8-й
Тема урока Выразительные возможности художественного текста.
Цель урока
Продолжение работы по формированию умения передавать настроение и чувства героя или автора в выразительном чтении*'.
* На протяжении первых семи уроков работа над выразительностью чтения проводилась, но в основном интуитивно: ребята сами, как умели, старались подобрать интонацию, чтобы передать ту или иную картину. Начиная с восьмого урока работа над выразительностью чтения ведется целенаправленно: наряду с анализом авторского текста особое внимание уделяется тому, как чтецу удалось передать голосом свое внутреннее видение нарисованных автором картин, чувств и настроений. Постепенно младшие школьники знакомятся с тем, что на первое место в поэтических текстах выносится не изображение картин окружающего мира, а чувства и настроения, вызванные той или иной картиной, т. е. раскрывается главная чувственная природа лирических произведений.
Материал для чтения
Г. А. Ладонщиков «Зимняя радость». И. П. Токмакова «Это ничья кошка».
Оборудование урока
Таблица «Словарь настроений».
I. Повторение изученного материала
1. Чтение наизусть стихотворения Т. М. Белозерова «Тучка»
(Уже на этом этапе урока идет подготовка к работе над новым материалом следующей главы учебника.)
Учитель. Ребята, дома вы учили стихотворение «Тучка». Сейчас вы будете его читать парами: один •— про взрослую тучу, а другой — про маленькую. Но вначале договоритесь друг с другом, распределите роли между собой и обсудите, с какой интонацией надо читать, чтобы нарисовать голосом разные образы тучек, а также показать свое и авторское отношение к ним.
(Дети готовятся 1—2 минуты, а затем читают стихотворение в парах.)
Учитель. Удалось ли нашим чтецам показать голосом разные картины, изображенные в тексте?
Ученики. — Когда Дима читал о большой туче, он изображал ее медленным, тихим и недовольным голосом.
—У Димы даже лицо было хмурое, он показал, что туча ему не нравится.
—А Коля про маленькую тучку читал весело, у него глаза были радостные, потому что эта тучка ему нравится.
—Я хочу сказать, что Дима читал о большой туче низким, тяжелым голосом, он далее вздыхал, а Коля, наоборот, читал легко, свободно, повышенным тоном, ведь тучка легкая, игривая, похожа на олененка. Только я бы посоветовал Коле выделить голосом слово «олененок», прочитать его более четко, ведь автор сравнивает с ним тучку, и нам это сравнение надо увидеть и услышать.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 508; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!