Работа над главной мыслью стихотворения



Учитель. Так почему же береза у Г. М. Новицкой дру­гая, не такая, какой мы привыкли ее видеть и представля­ли по фотографии?

Дети. — Потому что на фотографии береза такая, как на самом деле, а в стихотворении — как ее себе представляет автор.

— Потому что автор говорит не только о березе, а еще и о
человеке.

Учитель. Что хотел сказать нам автор? Какую мысль о людях заложил он в образ березы? Вспомним все, что мы говорили на сегодняшнем уроке об этом.

Дети. — Наверное, он хотел показать, что плохо жить в одиночестве.

—О том, что одинокий человек грустит, ему хочется скем-либо пообщаться.

—И что грусть бывает светлой, если рядом окажутся друзья.

Учитель. Чему же учит стихотворение?

Дети. — Быть внимательными к окружающим людям.

—Помогать тем, кому плохо и одиноко.

—Дарить людям радость.

— Делать их счастливее добрыми делами.
Учитель. Молодцы! Вы хорошо поняли главную мысль автора.

Заключительная беседа

Учитель. Какой новый секрет вы узнали о художествен­ном тексте, читая стихотворение «Береза»?

Учащиеся. — То, что автор описывал березу, как чело­века.

— Он как бы «оживил» ее.

Учитель. Дома вы будете готовиться к выразительному чтению стихотворения «Береза». А чтобы подобрать инто­нацию, соответствующую характеру этого стихотворения, ответьте на второй вопрос на странице 11. Стихотворение А. С. Пушкина выучите наизусть.

УРОК 4-й

Тема урока

Художественное описание природы и человека в произ­ведении.

Цель урока

Знакомство учащихся с художественными текстами опи­сательного характера, их особенностями.

Материалдля чтения

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» (Описание). В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (Отрывок).

Оборудование урока

1. Портрет Л. Н. Толстого.

2. Лоскутки бархата.

3. Камень, похожий на алмаз.

Повторение и закрепление изученного материала

Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина

«...Под голубыми небесами...». Оценивание учащимися

Выразительности чтения

Чтение стихотворения Г. М. Новицкой «Береза»

С предварительной подготовкой

Учитель. Ребята, как вы ответили на второй вопрос в учебнике на странице 11?

(Далее заслушивается чтение пяти-шести учащихся. Каж­дый ученик перед чтением сообщает классу и учителю, ка­кую интонацию он выбрал для чтения и почему. После про­слушивания ребята обсуждают, соответствует ли чтение ученика тому интонационному варианту, который он сам выбрал.)

3. Заключительная беседа с использованием иллюстрации в учебнике: соотношение рисунка и текста

Учитель. Ребята, в заключение работы над стихотворе­нием обратим свое внимание на иллюстрацию к тексту.

Удалось ли художникам передать образ березы, созданный поэтом?

Дети. — Я думаю, что да. Художник нарисовал березу не стройной, какой она обычно нам представляется, а со­гнутой, сгорбленной.

—Да, ее ствол похож на сгорбленную спину старика.

—Наверное, она согнулась от одиночества. Когда дерево одно, его легко согнуть ветром, ведь у него нет опоры и поддержки.

—А я заметила, что художник нарисовал березу внешне очень похожей на человека: ее крона вверху напоминает голову, ветки — руки, а внизу будто юбочка на нее надета.

—А вот мне кажется, что художник пропустил в рисун­ке одну деталь: грачиное гнездо.

Учитель. Но нам ведь удалось увидеть гнездо в своем воображении?

Дети. Да!

Учитель. Значит, художественный текст восполнил эту недостающую деталь в рисунке.

Ученица. А вот я увидела, что в рисунке не все точно совпадает с текстом: в нем говорится только о стрекозах, а художник нарисовал и других животных — рыбку, утенка, лягушонка, бабочек, — а о них ведь в авторском тексте ни­чего не сказано.

Ученик. Я с тобой не согласен: ведь автор нам расска­зывает о ручье, а лягушка, рыбка, утенок — это его обита­тели. И художник нам показал, как все они сочувственно смотрят на березу, ласково и нежно, словно ее утешают.

Учитель. Ребята, а давайте проведем такой эксперимент: закройте пальчиками утенка, лягушонка и рыбку, которых Аня считает «лишними». Что вы заметите?

Дети. — Береза стала более одинокой.

— А картина стала более скучной.

Учитель. Вот видите, художник тоже очень вниматель­но читал текст и, наверное, тоже обратил внимание на вы­ражение «светлая грусть», поэтому решил дополнить свой рисунок, сделать богаче, ярче, добрее.

В заключение этой работы я хочу отметить вашу наблю­дательность, умение соотносить две разные картины: сло­весную и изобразительную. Эти умения вам вскоре понадо­бятся: на следующем уроке вы не только будете рассматривать готовые иллюстрации, но и сами попробуете в своих рисун­ках изобразить содержание художественного текста.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 479; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!