Работа над проявлением авторского отношения
К изображаемым картинам и над выражением авторского
Настроения посредством интонационного чтения
Учитель. Итак, перед нами два разных образа лошади. А одинаковы ли эти стихотворения по настроению?
Дети. Нет, не одинаковые.
Учитель. Какое же настроение было у Д. С. Самойлова, когда он описывал свою лошадку?
Ученики. — Веселое.
— Радостное.
— Восхищенное.
— Ласковое.
— Нежное.
— Восторженное.
Учитель. А какое же настроение у Некрасова по отношению к его лошади? Дети. — Грустное. — Жалостливое.
— Сочувственное.
— Виноватое.
(Учитель выписывает словарь отношений в два столбика на доске.)
Учитель. А теперь давайте попробуем передать особой интонацией при чтении настроение, выраженное автором.
(Сопоставительная работа над разнохарактерными произведениями дает возможность учителю познакомить учащихся с тем, что для выражения чувств и настроений при чтении необходимо подбирать и соответствующую интонацию. Так, о лошадке, изображенной в стихотворении Д. С. Самойлова, следует читать повышенным тоном: радостно, бодро. Чтение стихотворения о Савраске должно сопровождаться грустным, жалостливым, нежным и сочувственным оттенком в голосе. Заслушивается чтение двух-трех учеников в сравнении. После каждого чтения учитель обращает внимание детей на то, удалось ли читающему своей интонацией передать авторское настроение.)
Итоговая беседа
|
|
Учитель задает следующие вопросы:
1. Понравилась ли вам работа на сегодняшнем уроке?
2. Нравится ли вам читать стихи так, чтобы передалось
авторское настроение в вашем чтении?
3. А слушать выразительное чтение вам нравится?
Домашнее задание. Подготовиться к выразительному чтению стихотворений о лошади.
УРОК 3-й
Тема урока
Изобразительные и выразительные средства языка художественных произведений.
Цель урока
Знакомство учащихся с возможностью поэта передать чувства.
Материалдля чтения
А. С. Пушкин «...Под голубыми небесами...». Г. М. Новицкая «Береза».
Оборудование урока
Картинка или фотография с изображением березы.
I. Повторение изученного материала
1. Выразительное чтение стихотворений учениками с его последующей оценкой
Учитель. Ребята, дома вы готовили выразительное чтение двух стихотворений о лошади. Вспомните, что мы говорили на прошлом уроке об описаниях лошадок, об отношении к ним авторов. Подумайте, как надо прочитать каждое стихотворение, чтобы передать авторские картины и отношение авторов к ним.
(На этом уроке дети сами оценивают чтение своих одноклассников. Учитель учит ребят культуре общения: смотреть друг другу в глаза, называть одноклассников по имени. Он также обращает внимание ребят на то, что при оценке вначале необходимо высказать хорошее, отметить достоинства, а потом указать на недостатки, но не в форме замечаний, а в форме пожеланий, например: «...я бы тебе посоветовал...», «...было бы лучше, если... и т. д.)
|
|
2. Подведение итогов работы над выразительностью чтения
(Учитель отмечает, что именно ребятам удалось в домашней подготовке к данному этапу работы, хвалит ребят за общение. Внимание детей не акцентируется на недостатках, наоборот, учитель находит, за что можно похвалить каждого ученика, поддерживает и уверяет их, что они обязательно всему научатся.)
II. Работа над новым материалом
1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, постановка цели
Учитель. Мы продолжаем читать стихи русских поэтов и наблюдать за изобразительными средствами авторов художественных текстов, которые помогают нам увидеть в своем воображении прекрасные картины, созданные ими.
На прошлых уроках мы читали тексты о животных, а сегодня будем знакомиться со стихотворениями, в которых поэты рисуют природу.
2. Работа по разделу «Предварительное чтение»
1. Чтение хором по слогам, а затем слитно 1-й группы слов.
|
|
2. Объяснение значения слов 3-й группы.
(При объяснении значения слов «алмаз» и «бархат» необходимо показать камень, похожий на алмаз, а также лоскуток бархата.)
3. Чтение стихотворения А. С. Пушкина (про себя) с предварительным прочтением задания к тексту
4. Беседа после чтения
Учитель. Какое время года нарисовал А. С. Пушкин?
Дети. Зиму!
Учитель. Сколько и какие картины вы себе представили, читая стихотворение?
(Дети обмениваются мнениями.)
Учитель. Если бы вы рисовали зиму, какой краски бы использовали больше всего?
Дети. Белой!
Учитель. А у Пушкина? Давайте проследим в тексте, какими красками он нарисовал свою зиму.
5. Повторное чтение текста с анализом (чтение проводится по частям)
1 строка («Под голубыми небесами») Учитель. Какой здесь цвет мы видим? Дети. Голубой.
2—3 строки («Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»)
Учитель. А как вы думаете, снег у Пушкина — белый?
Ученик. Нет, он блестящий.
Учитель. Ас чем он сравнивается?
Дети. С коврами.
Учитель. А ковры какие? Белые?
Ученик. Они разноцветные.
Учитель. Значит, сравнение с коврами помогает каким представить снег?
Дети. Разноцветным, потому что он блестит и переливается на солнце.
|
|
Учитель. А как поэт относится к этой картине, которую изображает?
Ученик. Он любуется ею.
Учитель. Просто любуется?
Ученик. Нет, он восхищается!
Учитель. Найдите и прочитайте слово, которым автор высказывает свой восторг.
Ученик. «Великолепными».
Учитель. Давайте обратимся к разделу «Предварительное чтение» и найдем цепочку с этим словом. Какое слово стоит в начале цепочки?
Дети. Великий.
Учитель. Это слово входит в состав слова «великолепными». Во второй части этого слова мы находим старинное слово «лепо», что означает «красиво». В старину говорили: «лепый» — красивый, «лепота» — красота. Так что же означает слово «великолепный» дословно? Ученики. Великая красота.
Учитель. А это значит «очень-очень красивые». Действительно, первая картина — чудесная. Посмотрим, какие краски дальше.
Ученики. — Черная («лес... чернеет»).
— И зеленая («ель... зеленеет»).
— Блестящие («речка... блестит»). Учитель. Так какая же зима у Пушкина? Ученик. Разноцветная.
Учитель. А сейчас я выпишу на доске все цвета пушкинской зимы: «голубой», «черный», «разноцветный» («радужный»), «зеленый», «блестящий». Вы представили себе эту картину?
Дети. Да!
Учитель. Нравится вам она?
Ученики. Очень!
Учитель. Какое настроение, чувство у вас и автора? Дети. — Радостное!
— Бодрое!
— Восхищенное!
— Восторженное!
Учитель. Вот так давайте и прочитаем, как вы сказали.
6. Упражнениев выразительном чтение стихотворения
А. С.Пушкина: подбор соответствующей интонации для
передачи чувств восторга ивосхищения
7. Вступительная беседа перед чтением стихотворения Г. М. Новицкой «Береза»
Учитель. А сейчас мы будем читать еще одно стихотворение. Автор его — Г. М. Новицкая. Это стихотворение о березе — оно так и называется. (Прикрепляет к доске картинку или фотографию с изображением березы.) Где вы видели это дерево?
Дети. — В лесу.
— В парке.
— Возле нашей школы.
— А я видел у нашего дома.
— У нас на даче очень много берез.
Учитель. Да, береза — распространенное дерево в России. Недаром оно употребляется в выражении «русская береза». А какие слова пришли бы вам на память, если бы вас попросили охарактеризовать березу?
Дети. — Стройная!
— Кудрявая!
— Красивая!
— Высокая!
— Нарядная!
— Белоствольная!
— Лесная красавица!
(Учитель записывает эти определения на доске по ходу высказываний ребят.)
Учитель. А кого в народе сравнивают со стройной березкой?
Ученик. Красивую девушку.
Учитель. А теперь давайте прочитаем стихотворение Г. М. Новицкой и посмотрим, какая береза у автора.
Когда будете читать текст, подчеркните карандашом слова, которые покажутся вам непонятными, необычными или даже странными.
8. Чтение учащимися текстас карандашом вруке (дети читаютпро себя)
9. Повторное чтение текстас анализом
Учитель. Итак, ребята, что вам показалось необычным, странным в этом стихотворении?
Ученик. То, что автор рассказывает о березе, как о человеке, как о девушке.
Учитель. А из чего вы сделали такой вывод?
Ученик. А здесь такие слова: «забрала», «жила», «на плече».
Учитель. А теперь прочитаем вслух первые две строчки. Какое слово «оживляет» березу, делает ее похожей на человека?
Ученик. «Забрела».
Учитель. А как надо было бы сказать применительно к дереву?
Ученик. «Выросла».
Учитель. А какое значение у слова «забрела», как можно сказать по-другому? Ученики. — Забежала!
— Пришла.
(Учитель записывает цепочку слов на доске: «зашла — забежала — забрела».)
Учитель. Но почему из этой цепочки автор взял именно это слово: «забрела»? В каком случае так говорят о человеке?
Ученики. — Когда он идет медленно, устало.
— Когда этот человек старый или больной.
— Когда человек идет не спеша и о чем-то думает. Учитель. Значит, какая здесь береза?
Дети. — Усталая.
—Задумчивая.
—Неторопливая.
—Старая.
(Учитель все определения, высказанные детьми, выписывает на доске.)
Учитель. А с чем автор сравнивает березу?
Ученик. С зеленым облаком.
Учитель. А как вы представляете себе эту картину? Передайте ее своими словами.
Дети. — Я представляю поле, и во ржи стоит старая береза.
—Деревьев рядом с ней нет, она одна, и на фоне голубого неба напоминает зеленое облако.
—У нее листики мелкие, тоненькие и поэтому кажутся лёгкими, воздушными.
Учитель. Читаем следующую картину. О чем в ней говорится?
Дети. — У березы нет подружек, они остались в лесу. Но стрекозы приносят березе новости из ее родного дома.
— Береза, наверное, скучает по дому, а стрекозы стараются ее развеселить.
Учитель. Значит, какой здесь вам показалась береза? Дети. — Невеселой.
—Грустной.
—Скучающей по дому.
—Одинокой.
Учитель. Читаем следующую картину. Как вы себе ее представляете? Расскажите!
Дети. — Береза стоит на перекрестке двух дорог. Рядом течет ручей, и она в него глядится, как в зеркало.
—Это ее немножко забавляет.
—А на ее «плече», на ветках, — грачиное гнездо.
Учитель. Дима нам сказал, что береза стоит на перекрестке, а вот автор говорит — «на перепутье». Почему же именно — «перепутье», а не «перекресток»?
Ученик. Наверное, потому, что это слово более красивое.
Учитель. И еще автор, наверное, этим словом хочет что-то рассказать о березе... Что?
Ученик. Может быть, то, что береза перепутала место и выросла не там, где надо: не в лесу, а во ржи...
Учитель. Может быть, и так. Но я хочу вам сообщить, что у этого слова есть еще одно значение: перепутье — распутье.
Часто люди говорят: «Я сейчас нахожусь на распутье». В каком же случае так говорят?
Дети. — Когда человек растерялся.
— Когда он не знает, что ему делать.
Учитель. Верно, быть на распутье значит быть в нерешительности, не знать, как поступить. Следовательно, береза не просто стоит на перекрестке, она растерянная, оттого, что она одна, она — на перепутье жизни, своей судьбы. О чем же говорится дальше? Читаем. Дети. Березе грустно.
Учитель. А какая эта грусть? Как об этом говорит автор?
(«Наполненная светлой грустью».)
Учитель. Так почему же эта грусть — «светлая»? Ведь она — одна?
Ученики. — Да, она одна. У нее нет подружек — берез. Но рядом с ней стрекозы, которые ей приносят новости из леса.
—А еще рядом протекает ручей, в котором она отражается.
—А на ее ветках — грачиное гнездо. Грачи с ней дружат.
—У нее есть друзья, а с ними не бывает очень грустно.
Учитель. Ну а теперь давайте прочитаем на доске слова, которыми автор характеризует березу: «старая», «усталая», «одинокая», «грустная», «растерянная», «задумчивая», «скучающая». А теперь посмотрим, совпадает ли образ этой березы с тем традиционным образом стройной белоствольной лесной красавицы, которую вы увидели на рисунке перед чтением стихотворения.
Дети. Нет! Не совпадает.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!