Повторение средств музыкальной выразительности



— Какую еще пьесу композитора П.И. Чайковского из сбор­ника «Времена года» вы слушали на прошлом уроке? («Но­ябрь. На тройке».)

Чем вам запомнилась эта музыка?

— Сколько частей в этом произведении?

— Послушайте начало пьесы, попробуйте спеть голосом ее мелодию на слоги «ла-ла».

(Педагог исполняет экспозицию пьесы, школьники ее вока­лизируют.)

— Какой характер в этом отрывке? (Бодрый, четкий, звонкий, радостный, светлый, морозный.)

Что можно представить себе при звуках начала пьесы? (Кар­тину природы поздней осени. Ударили первые морозцы, посе­ребрили деревья. Воздух стал свежим и прозрачным.)

От морозцев затвердела дорога, и мы ожидаем, когда наста­нет пора прокатиться на тройке с бубенцами. Послушайте пьесу «Ноябрь. На тройке» полностью.

— Сколько частей вы насчитали в этом произведении? (Три.)

Был ли в конце повтор 1-й части? (Да.)

Как называется музыкальная форма, где в конце повторя­ется 1-я часть? (Репризная.)

Значит, уэтого произведения трехчастная репризная форма.

— Какое еще произведение, написанное в трехчастной репризной форме, вы сегодня слушали? («Октябрь. Осенняя песнь».)

Вы уже отмечали сходство этих двух произведений - они сочинены одним автором, входят в сборник «Времена года», ис­полняются на фортепиано. А еще, оказывается, у них одинаковая музыкальная форма — трехчастная репризная.

VI. Хор из оперы «Муха-цокотуха» - повторение, продолжение разучивания

— Определите по началу музыки, какое произведение звучит. (Педагог исполняет начало заключительного хора из оперы

«Муха-цокотуха».)

— Что происходит в финале этой оперы? (Муха-цокотуха вы­ходит замуж «за лихого, удалого, молодого комара», все ее гости веселятся.)

Какой характер музыки в этом хоре?

— Какая музыкальная форма у этого хора? (Куплетная.)

— Кто помнит начало 1 -го куплета? Послушайте его мелодию. (Педагог напоминает мелодию начала 1 -го куплета, школь­ники ее повторяют.)

— Кто помнит окончание 1 -го куплета? Будет ли меняться характер музыки на протяжении исполнения всего купле­та? (Да, в окончании куплета появятся новые герои, и музыка изменится.)

— Спойте целиком весь 1 -й куплет, покажите своим испол­нением, как изменится музыка — из громкой, отрывистой она станет плавной, изящной.

— Кто напомнит слова, которыми начинается 2-й куплет? (Повторение начала 2-го куплета, потом этот отрывок испол­няется вокально.)

— В этом куплете меняется музыка окончания — помните, там поется хвала удалому Комару. Как это подчеркивается му­зыкой?

— В каком регистре написан этот отрывок? (В высоком.)

— Это высшая точка напряжения всего хора. Как называется такое место в музыке? (Кульминация.)

— Вспомните, какие слова надо петь в моменте похвалы Комару.

— Соедините весь 2-й куплет целиком. (Исполнение 2-го куплета.)

— Осталось разучить 3-й куплет, заключительный куплет хора. Этот куплет начинается, как 1-й, спойте его начало. Далее изменятся только слова. Послушайте их и запомните.

Пляшет Бабочка-шалунья,

Машет крылышком игрунья.

Пчелка с Блошкой обнялись,

Словно ветер, понеслись.

(Школьники повторяют и запоминают текст 3-го куплета.)

— Спойте этот отрывок в нужном характере. (Поют объединенный 3-й куплет.)

И еще в этом куплете есть окончание - финал.

Нынче Муха-цокотуха именинница!

Нынче Муха-цокотуха именинница!

(Класс повторяет слова финала.)

— Как вы думаете, какой будет музыка в финале? (Гордой, громкой, торжественной, ликующей.)

Верно. Это окончание всей сказки, которая завершается хоро­шо - злодей наказан, а хорошие герои побеждают. Послушайте, какая будет музыка в этом окончании.

(Педагог исполняет мелодию финала, разучивает и исполняет ее вместе со всем классом.)

— Что надо сделать, чтобы исполнить финал так, как он на­писан у композитора, — звонко, ликующе, ярко? (Взять хорошее дыхание.)

А самый последний звук подержите подольше, чтобы чувство­валось — произведение завершилось. (Повторное исполнение финала.)

— Теперь вы знаете слова и музыку всего финального хора из этой детской оперы. Но с чего начинается этот хор, сразу с пения? (Нет, с музыкального инструментального вступления.)

Это вступление будет потом повторяться перед каждым новым куплетом. Послушайте его и продирижируйте одной рукой, а по­том вступите и остановитесь на первом звуке: «Бо-о-о».

(Отработка точного начала пения после инструментального вступления.)

— Теперь объединим все три куплета. Не забывайте про вступ­ления к ним. А в каждом куплете подчеркните изменения в характерах.

— Будет ли меняться темп всего хора, встретятся ли там за­медления и ускорения мелодии? (Да.)

Общий характер хора — «живо, весело», но в каждом куплете будут небольшие изменения темпа. Это связано с характерами образов. Когда в куплетах появляются Стрекоза и Бабочка, му­зыка замедляется, становится более игривой, напевной, рисуя внешний вид и поведение этих грациозных насекомых. В конце 1-го и 3-го куплетов будут еще замедления. И наконец, самый последний звук вы должны пропеть, подольше задержав его.

— Исполните этот хор еще раз, как можно точнее передавая характеры образов и изменения темпа.

— Можно ли этот хор исполнить приемом «эстафета» — когда отдельную строчку, где говорится про каких-то героев, поет солист? Да, можно.)

Таким приемом вы попробуете спеть этот хор на следующем уроке.

VII. Вокальная импровизация

— На прошлом уроке вы сочиняли импровизацию к строчкам поэта С. Есенина. Кто помнит эти строчки?

— Какие образы здесь рисует поэт? (Звон под копытами коня и полет ворон.)

— Как будет меняться мелодия импровизации, какие средства музыкальной выразительности вы найдете для двух разных образов?

— На несколько секунд закройте глаза и спойте свои импро­визации «в уме».

— Кто хочет спеть свои мелодии вслух?

— Это стихотворение С. Есенина называется «Пороша». Что такое пороша? (Первый снег, который не покрывает землю целиком, а лишь слегка припорашивает ее.)

— Послушайте следующие строчки этого стихотворения.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

(Школьники повторяют текст.)

— Что это за белая косынка, которой повязалась сосна?

— Прочитайте эти стихи все вместе хором, нараспев.

— Какой музыкальный жанр здесь подойдет лучше всего? (Ко­лыбельная песня.)

— Исполните эту часть стихотворения в жанре колыбельной песни.

(Школьники показывают свои варианты мотивов.)


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 355; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!