V. Метроритмические движения с изменением их динамики



- Какие явления природы передал композитор в «Осенней песне»? (Порывы ветра и опадание листвы.)

Сейчас вы послушаете начало произведения «Октябрь. Осен­няя песнь» еще раз. А когда вы услышите в музыке порыв ветра, покажите его движениями рук — поднимите их. Когда ветер пре­кратится, покажите руками, как парят в воздухе листочки, мед­ленно опускаясь на землю.

(Прослушивание начала произведения с нужными движения­ми рук.)

VI. Новое произведение - разучивание

- Разучиванием какой песни вы закончили предыдущую четверть? («Песенки зверей».)

— О чем говорилось в этой песенке? (О том, как звери от­правились в гости к Слоненку на его день рождения, их вел музыкант — сурок, который всю дорогу играл на скрипке.)

Сегодня вы начнете разучивать хор из детской оперы, в ко­торой тоже говорится о празднике, который отмечала главная героиня, — именинах.

— Подумайте, может быть, кто-то из вас вспомнит, в какой книжке ее главная героиня праздновала свои именины. («Муха-цокотуха».)

Эту сказку сочинил замечательный детский поэт К.И. Чуков­ский, и вы все ее хорошо знаете. А еще вы знакомы с музыкой композитора Михаила Красева, который написал музыку для песенки «Маленькой елочке холодно зимой», ее поют все дети нашей страны почти 100 лет. И еще композитор М. Красев сочи­нил оперу на сюжет сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха». Сегодня вы познакомитесь с финалом этой оперы, который на­зывается так: «Заключительный хор из оперы «"Муха-цокотуха", композитор М. Красев». Внесите эту запись к себе в тетради. По­слушайте отрывок.

(Педагог проводит показ отрывка из оперы «Муха-цокотуха».) Вы услышали знакомые слова в тексте хора? Да, многие слова вам знакомы по сказке К.И. Чуковского, значит, и разучивать их вам будет легче.

— Менялся ли темп в течение всего хора? (Да. Были замедления и ускорения.)

— Менялся ли характер музыки? (Ответы детей.) Конечно, музыка отражала портреты разных гостей мухи.

Например, Стрекоза-щеголиха танцевала изящно, кокетливо. А Клоп, наоборот, громко топал сапогами: «Топ, топ!»

Музыку композитор сочинял для того, чтобы ее могли слу­шать и петь сами дети, поэтому она носит подзаголовок «детская опера».

— Какую еще детскую оперу вы знаете и даже сами пели от­рывки из нее? («Волк и семеро козлят».)

Чтобы было легче запомнить мелодию хора из оперы «Муха-цокотуха», композитор взял за основу куплетную форму. В этом хоре три куплета, которые начинаются совершенно одинаково, но в середине у них будут некоторые изменения.

1. Бом! Бом! Бом! Бом!

Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ.

— На ваш взгляд, какой музыкальный жанр лучше всего по­дойдет для этого отрывка? (Марш.)

Послушайте, какая будет мелодия в этом отрывке. (Педагог демонстрирует мелодию начала куплета, школьники ее разучивают и исполняют.)

При исполнении этого отрывка надо тщательно проговари­вать окончания слов: боМ, тоП. Последние буквы в этих словах произносите отчетливо. Далее мелодия немного изменится, это произойдет потому, что танец продолжат другие гости Мухи-цо­котухи. Послушайте, что это за гости.

Стрекоза- щеголиха

С Муравьем танцует лихо.

Сам усатый Таракан

Громко бьет в барабан.

— Послушайте мелодию этой части 1-го куплета.

(Показ мелодии, ее разучивание и пропевание школьниками.)

— В каком слове появился распев слогов? («Стрекоза-а».)

Отличается ли характер мелодии начала куплета от ее окон­чания? (Да.)

Каким по характеру было начало куплета? (Маршевым, гром­ким, решительным.)

— Какой стала мелодия во второй части? (Песенной, танце­вальной, изящной, кокетливой.)

А потом вновь вернулся характер 1 -й части. Соедините вместе весь 1-й куплет, споем его в среднем рабочем темпе.

Хор из оперы «Муха-цокотуха» начинается инструментальным вступлением. Послушайте его, найдите место вступления хора и спойте первый звук: «Бом!»

(Педагог играет вступление, школьники учатся точно испол­нять начальный звук.)

— Послушайте слова начала 2-го куплета.

3. Тара-pa! Тара-ра!

Заплясала мошкара.

Веселится народ,

Пляшет, песни поет.

Этот отрывок надо спеть на уже вам знакомую мелодию начала 1-го куплета.

(Педагог показывает мелодию отрывка, школьники исполня­ют начало 2-го куплета.) + — В каком слове вам встретился распев слогов? («Пе-есни».)

Теперь послушайте и запомните окончание 2-го куплета.

Хвалит смелого, лихого,

Удалого комара.

Хвалит смелого, лихого,

Удалого комара.

— Вы видите, что здесь одни и те же слова повторяются два­жды, музыка тоже будет повторяться. Но сначала послу­шайте ее и запомните.

(Педагог показывает мелодию, которую школьники повторя­ют и заучивают.)

— В каком регистре исполняется эта часть? (В высоком.)

Почему хвала Комару сочинена композитором в высоком регистре? (Здесь мелодия напоминает звуки фанфар, которые звучат в торжественные моменты.)

— Соединим вместе весь 2-й куплет.

Между 1-ми 2-м куплетами исполняется проигрыш, он такой же, как и вступление к песне. Объедините вместе 1-й и 2-й ку­плеты.

(Исполняют вместе 1-й и 2-й куплеты.)


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!