Художественный образ (сценарный ход) сценария.



Сценарный ход - это художественный образ произведения, воплощения его главной мысли, материализованная идея сценария и, в то же время, специфическое конструктивное средство, с помощью которого собирается, обрабатывается, монтируется в единое целое весь драматургический материал. Кроме того, он является формой обособленниясверхзадания, аккумулирования многофункциональной метафоры, а характером своего использования он более за все похожий на песенный рефрен или припев, то есть тематический лейтмотив. И потому сценарный ход работает таким образом, что время от времени напоминает читателям или зрителям, зачем, ради чего создано то или другое драматургическое произведение.

Сценарный ход всегда состоит из двух важных компонентов: из самого художественного образа в форме языковой дефиниции и из адекватных форм и средств реализации.

Средства реализации сценарного хода. В драматургии массовых театрализующих мероприятий, как свидетельствует сценарная практика, употребляются три самых главных варианта средств реализации образной структуры сценариев :

 

а) вариант тематический - в нем используются лишь те средства, которые воспринимаются с помощью слуха, : это слова, музыка, разные шумы;

б) вариант действенен - в этом варианте используются разнообразное сценическое действие, поступок персонажу, сценическое движение, которое повторяется или без изменений, или с какими-то вариантами, появлениями и исчезновение действующих лиц, то, которое происходит на сцене;

в) вариант вещественен - это использования каких-то вещей, которые легко узнаются зрителями и ассоциируются сглавной линией сценария.

Функции сценарного хода в драматургической структуре. Разрабатывая сценарный ход драматургического произведения, сценарист должен иметь достаточное представление о том, зачем именно этот сценарный ход ему нужен, какую работу он производит в сценарии и какие у него функции. Если сценарный ход так или иначе найден, но не очень понятно, как именно его использовать, надо вспомнить каким образом функционирует художественный образ в сценарии.

Основными служебными функциями, для использования которых и нужен сценарный ход, являются именно такие :

Функция изобразительная. Ее содержание заключается в том, что сценарный ход в условно-обобщающий форме воплощает самое главное мнение сценария, его обид.

Функция формообразующая. Ее содержание заключается в том, что сценарный ход используется в качестве средство, с помощью которого создается форма драматургического произведения, которое предоставляет ему определенного внешнего вида.

Функция конструктивная. Ее содержание заключается в том, что сценарный ход связывает все отдельные фрагменты, все части и эпизоды сценария в какой-то логической последовательности, исполняя роль своеобразного драматургического каркасу.

Функция соединительная. Ее содержание заключается в том, что сценарный ход, который не должен все время находиться в сфере зрительского внимания, всегда «мигает», то есть появляется и исчезает, представляя из себя не непрерывную линию развития сценарной структуры, а скорее условный «пунктир».

 

Функция сигнальная. Ее содержание заключается в том, что каждый новое «включение» сценарного хода является условным сигналом, который извещает о конце одного эпизода и начале следующего.

Жанр как отношение автора к материалу.

Структурные единицы драматургического произведения – «сцена» и «эпизод».

Сцена– это, как и кадр, отрывок. Это часть фильма, состоящая из группы кадров (как правило) и отмеченная единством места, времени и действия. От эпизода сцена отличается тем, что эпизод состоит из сцен, а сцена делится на кадры.

Бывают исключения из определения сцены. Например, герои начинают спорить у реки, не прерывая реплик, спорят осенью в храме, а потом спорят зимой в лесу, сохраняя начатый летом разговор: нет единства места и времени, но есть единое действие.

В исключительных случаях можно сказать, что сцена – это только единство действия.

Свойства сцены:

1) Многоточечность (это термин Эйзенштейна) – сцена состоит из нескольких точек зрения на объект (даже когда снято одним кадром) - в отличие от театральной сцены, где одна точка зрения зрителя на сцену. В хорошей прозе точки зрения также меняются. Часто сцены строятся на сопоставлении объективных и субъективных точек зрения. Это надо учитывать и в сценарии!

2) Существование внутри сцены своей драматургии

3) Драматургическая незавершенностькиносцены (тоже в отличие от театра)

Виды сцен

Сцены различаются по уровню разработанности.

1) Существует развёрнутая сцена – где мы можем найти почти все компоненты сюжетной композиции (завязка, развитие, кульминация…) В хорошем фильме (и в сценарии!) должно быть несколько развёрнутых сцен, хотя в современных фильмах сцены резко смонтированы, как клипы – ощущение от фильма остается поверхностное)

2) Фрагментарная сцена – в ней нет всех компонентов композиции (напр в «Андрее Рублеве» дерущиеся мужики во дворе.

3) Проходные сцены (напр. Там же идут монахи). Проходные сцены необходимы, т.к. иначе из фильма исчезнет ощущение воздуха, он загонится в павильоны, станет театральным.

4) Сцена–перебивка – когда наблюдаем большую сцену, отвлекаемся на небольшую сцену, а потом возвращаемся обратно.

5) Параллельные сцены – когда две сцены равнозначные, но идут параллельно друг другу.

6) Флэш-бэк и флэш-фьючерс – очень короткое возвращение в прошлое или переход вперед

Сцены также делятся по функциям:

1) сцена экспозиционная

2) сцена информативная – что-то сообщается зрителю

3) ретроспективная сцена – возврат назад

4) сцена поворотная

5) сцена кульминационная

6) сцена финальная.

Сцены различаются ещё и по характеру места действия и съёмки: снимаются в помещении или на натуре.

(В сценарии лучше переходить от сцены в помещении к сцене на натуре, чередовать их. )

Кроме того, сцены подразделяются по жанровому и стилевому решению. Сцена может быть драматической, комедийной, и т.д. Это используется профессиональными авторами для разнообразия.

Способы сопоставления сцен:

1) по контрасту

2) по соответствию

3) по развитию (когда одна сцена сильнее развивает предыдущую)

 

 

Способы соединения сцен:

1) Столкновение

2) Сцепление

Технические средства разделения и сцепления сцен:

1) Затемнение

2) Наплывы

2) Шторка

4)Вытеснение

5) Фигурное затемнение

6)Компьютерная графика

Эпизод – это большая часть фильма, состоящая из ряда сцен, внутренне драматургически завершенная и вместе с тем развивающая сюжет и идею фильма.

Свойства эпизода (в отличие от сцены):

1) Эпизод – это группа сцен

2) Это смена мест действия внутри эпизода (как правило)

3) Смена времени

4) Смена действия

5) Драматургическая завершенность (это главное отличие от сцены). Двоякость функции эпизода: с одной стороны – это завершенная часть, с другой – это часть общего сюжета фильма. Здесь очень важно правильно построить финал эпизода так, чтобы в конце эпизода был некий интерес, чтобы было оправдано дальнейшее построение фильма.

6) В профессиональном эпизоде присутствуют все драматургические компоненты, присущие фильму в целом.

Виды эпизодов:

1. Пролог и эпилог.

 

Пролог:

а) пролог – эпиграф

б) сжатое изложение предшествующих событий

в) начало воспоминаний.

Эпилог:

а) пост-эпиграф

б) завершение воспоминаний

2.экспозиционный

3.эпизод-развитие

4.финальный

В эпизод могут быть включены подэпизоды (подэпизод ослепления в эпизоде «Страшный суд» в фильме «Андрей Рублёв»).

Эпизод может быть поделен на микроэпизоды (подглавки)

Сюжетные повороты бывают:

1)неожиданны для зрителя

2)неожиданны для персонажей

3)неожиданны для зрителей и для персонажей.

Неожиданный для зрителя поворот не должен быть случайным: его надо подготовить.

32.Термин «интрига». Его значение.

Интрига – это сложные и запутанные действия и взаимоотношения персонажей, обеспечивающие развитие сюжета художественного произведения. В зависимости от жанра, это могут быть неожиданные поступки героев и события, необычайные ситуации, пространственно-временные смещения, новые, таинственные персонажи, которые круто меняют судьбы и поведение остальных героев. Интрига всегда придает произведению занимательность, а потому чаще всего применяется писателем в произведениях авантюрного характера, приключенческого жанра, в исторической прозе. Интрига постоянно играла и продолжает играть ведущую роль в драматургии.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 4235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!