Сценарно-режиссерский ход как способ организации материала.



Сценарно-режиссерский ход - это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно педагогического воздействия.

Сценарно-режиссерский ход должен быть найден на этапе разработки замысла, когда у авторов сформулирована проблема, появилась четкая концепция, определены конкретные сценические задания, т.е. когда сделан смысловой каркас сценария. Также, сценарно-режиссерскин ход (прием) - это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии:

Экспозиция - ввод в действие. Это короткий рассказ о событиях предшествующих конфликту. Экспозиция перерастает в завязку т. е. непосредственное начало действия. Появляется конфликт - столкновение жизненных противоречий, противоположных позиций, идей мировоззрения, идеологий.

Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастая, входит в кульминацию высшую точку представления.

Развязка - как разрешение конфликта, затем - главное событие, где сформулирована основная мысль автора, т. е. идея.

Монтаж – основний метод создания сценария Виды монтажа.

Монтаж- это художественный метод соединения разножанрового материала. "При помощи монтажа можно конструировать и выражать самые сложные идеи, самые сложные ощущения эпохи, мира, времени, человека, человечества" (М. Ромм). Это искусство особого рода.

Монтажно мыслить - это значит обладать способностью анализировать и синтезировать, то есть уметь разъять произведение на части и объединять части в единое целое с целью создания качественно нового произведения. Монтировать не значит просто соединять. Это значит выявлять суть, смысл, причинность явлений и их связей. Это особый процесс познания мира.

Монтаж есть в литературе и искусстве. Объяснил и оригинально применил монтаж в кинематографе С. Эйзенштейн, а в театре - В. Мейерхольд.

Монтаж – творческий метод соединения художественного,документального и реального действия участников в стройную законченную композицию, позволяющий избежать учительского назидательного характера мероприятия, делая педагогическое воздействие незаметным.

Монтаж – ведущий метод сценариста. Методом монтажа сценарист соединяет отдельные номера, эпизоды, выразительные средства (документальный и художественный материал) в единое художественное целое.

Монтаж – метод мышления (вспоминать кусками).

Формула монтажа: А+В=С. А – 1-ый смысл, В – 2-й смысл, С – 3-й смысл, который рождается у зрителя.

Существуют 2 основных способов организации монтажа:

1. Конструктивный – последовательный, параллельный (2 события

развиваются параллельно), симультанный (одновременный, когда экран разбивается на 2, 4 части), контрастный (голод - сытость), взгляд в будущее, реминисцентный, лейтмотив (напоминание – один из основных монтажных приемов. Наиболее полно лейтмотив проявляется в авторско-режиссерском ходе. В сценарии агитбригады из города Константиново «Дороги, которые мы выбираем» через каждый номер и эпизод, в отдельных репликах, в стихах, читаемых всеми участниками представления, лейтмотивом звучала фраза о том, что восемьсот человек не дождался их город с полей Великой Отечественной войны);

2. Ассоциативный (плывет Ледоход – время после революции, означает

приход светлого будущего).

Виды монтажа:

Контрастный монтаж:

"Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень..." (А. Пушкин)

Параллельный монтаж:

"Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели..." (Н. Некрасов)

Линейный монтаж:

"Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит..." (Ф. Тютчев).

 

В результате монтажа строк у каждого возникает свой образ – в зависимости от интеллектуального, эмоционального, жизненного запаса, а также от способности к образному восприятию.

Главной специфической чертой драматургии театрализованных представлений является проявление драматического конфликта через композицию путем монтажа. Задача сценариста состоит в том, чтобы создать основу единого, цельного и оригинального художественного публицистического произведения путем соединения документальных материалов, публицистических выступлений, церемоний, действований с поэтическими произведениями, музыкой, песнями, с пластическими фрагментами из спектаклей и кинофильмов. Монтаж служит подчинению всего этого материала общему замыслу, единой идее. 

Авторская ремарка.

Задача ремарки – уточнить, что происходит с героями, как меняется окружающая их обстановка и т.д. Это один из композиционно-стилистических приемов, которыми пользуется автор, чтобы сделать повествование более ярким и образным. Ремарка может быть напрямую связана с сюжетом или иметь к нему косвенное отношение. Наиболее яркие примеры авторских ремарок можно найти в драматических произведениях. Это, например, написанные в начале каждого акта фразы о том, где происходит действие, какие предметы присутствуют на сцене, кто из героев движется в данный момент и т.д. Иногда авторская ремарка представляет собой всего одно слово. Например, если речь идет о персонаже, ремарка может выглядеть как «подходит», «засыпает», «отворачивается» и т.д. Бывают и очень длинные ремарки, занимающие страницу или даже больше. Такая ремарка замешает часть сюжета. Она может как подчеркивать основную линию повествования, так и противоречить ей, создавая вспомогательный сюжет.

Авторская ремарка, стоящая в начале повествования или его фрагмента, может уточнять обстоятельства места или времени, дополнять данные о происходящих одновременно с основным повествованием событиях. Такие ремарки чаще всего (но не обязательно) встречаются в драматических произведениях. Авторское примечание может также отсылать автора к финалу. В художественной прозе довольно часто встречается другой вид ремарок. Писатель может, например, включить в повествование свои личные воспоминания, связанные с его автобиографией или с событиями, не связанными с основным сюжетом, свидетелем которых он был.

13. Сюжетно-композиционное построение драматического материала. Экспозиция.

Экспозиция - первый структурный элемент композиционного построения сценария. Как правило, экспозиция располагается вначале и служит основой для развития последующего драматического действия. Особенность экспозиции заключается в том, что в ней практически отсутствует событие. Она лаконична, кратковременна, в ней отражается лишь общий характер темы будущего мероприятия. Это может быть знакомство с участниками театрализованного представления или сообщение ведущего исходных данных о теме предстоящего мероприятия.

В некоторых случаях экспозицию отождествляют с таким композиционным приемом, как пролог, но следует помнить экспозиция и пролог не идентичные понятия. Пролог (предисловие) - это композиционный прием, суть которого заключается в показе или демонстрации идеи автора, его отношения к событию, которому посвящено мероприятие. Самым существенным отличием является то, что пролог не связан с основным сюжетным действием, в то время как в экспозиции сюжетное действие берет свое начало. Использование данного приема характерно для театрализованных и особо торжественных представлений, что дает возможностьрежиссеру-постановщику осуществить красочное зрелищное начало представления.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 3811; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!