Стандартное восприятие - стереотип 7 страница



Если человек профессионально занимается генерированием новых идей, то его критика более дружелюбна. Про- фессион&аьные дизайнеры, например, более восприимчивы к идеям моих студентов, чем преподаватели других специальностей, не связанных с дизайном и творчеством. Профессионалы в области решения проблем понимают всю сложность генерирования новых идей и с уважением относятся даже к тем идеям, которые кажутся несовершенными или неправильными. Если человек страдает навязчивым влечением к осуждению и оценке идей, то ему следует осознать, что эта привычка ведет к тому, что его собственные идеи будут отвергаться еще задолго до того, как оформятся и превратятся в нечто приемлемое. Такой человек практически ничем не рискует, если не считать его собственных полезных идей, которым он не дает выхода. По всей вероятности. он удовлетворяет собственное Эго осознанием того, что может рассуждать о чужих идеях, и забывает о том. что приносит в жертву значительную часть собственного творческого потенциала.

Неумение иди нежелание

ВЫНАШИВАТЬ ИДЕИ

Независимо от того, верят люди в существование бессознательных мыслей или нет, практически все соглашают-

систем, что решения проблем иногда возникают внезапно. Иногда идея появляется после тщательного обдумывания проблемы, а иногда приходит неожиданно. Одним из самых раздражающих феноменов для человека является ситуация. когда правильное решение важной проблемы приходит к нему слишком поздно. Можно днями и неделями работать над решением проблемы, решить ее и приняться за какой- нибудь другой вид деятельности. И тогда, в определенный момент (казалось бы, произвольный), в голове «возникает* гораздо лучший вариант решения уже бывшей проблемы. Поскольку она уже решена, то этот «лучший» вариант чаще всего только раздражает человека, который задается вопросом о том. почему он не додумался до этого раньше. Лучший ответ кажется результатом «инкубационного» процесса-процесса вынашивания идеи, происходившего в мозгу. Я часто серьезно думаю над решением проблемы, заряжая собственное бессознательное, затем откладываю это решение на некоторое время. Когда я вновь берусь за проблему, то совершенно неожиданно у меня рождаются новые варианты ее решения.

Множество «симптомов» вынашивания идеи являются общими для всех. Среди студентов распространено мнение, что они лучше всего справляются с выполнением заданий тогда, когда сроки, отведенные на их выполнение, практически заканчиваются. На самом деле, работая над полученным заранее заданием, они загружают данными свое бессознательное, что приводит к началу периода вынашивания идеи, в результате чего оптимальное решение появляется значительно позже. Довольно часто подобный инкубационный период позволяет своевременно находить оптимальные реяния. Многие студенты утверждают, что верное решение приходит к ним утром в последний день, несмотря на то. что До этого они бились над ним несколько дней.

П 1

Нужно дать разуму определенное время на выработку решения возникшей проблемы. Период вынашивания идеи очень важен в этом процессе. Diyno не давать мозгу времени на спокойный анализ и обработку вариантов оптимального решения конкретного вопроса. Крайне важно также уметь расслабиться при этом. Если расслабиться на определенное время, то обдумывание проблемы перестанет быть принудительным. И разум, скорее всего, сможет сложить кажущиеся «глупыми» мысли в какую-либо «разумную» комбинацию. Если никогда не отдыхать и не расслабляться, то мозг, находясь в постоянном напряжении, и не будет допускать какой-либо несерьезной деятельности. Как результат, станет крайне сложно обрести стиль мышления, необходимый для гибкого процесса концептуализации.

Недостаток мотивации в противоположность

ЧРЕЗМЕРНОМУ РВЕНИЮ

«Недостаток мотивации» и «чрезмерное рвение» — противоположности. роль которых в процессе решения проблем и генерации идей нельзя назвать положительной. Человек будет продолжать поиск оптимального решения проблемы до тех пор. пока не пропадет мотивация. Профессионалы в области решения проблем находят мотивацию в денежном вознаграждении и возможных будущих заказах при успешном решении поставленной задачи. Если подобные задачи будут возникать редко, то прибыльность значительно снизится, что приведет к потере мотивации. И наоборот, чрезмерно завышенная мотивация, желание преуспеть и как можно быстрее ограничивают творчество. Здесь, как никогда. актуальна история о черепахе и кролике. Довольно часто в процессе решения проблемы успеха достигает тот. кто думает дольше, но приходит к простым и изящным решениям. Так же.

как в соревнованиях по бегу, черепаха надеется на непоследовательность действий кролика. Поскольку кролик так мало времени уделяет концептуализации и выбирает первое пришедшее в голову решение, то вероятность непоследовательности и неэффективности его действий практически гарантирована.

Реальность и вымысел

Серьезный разговор о «недостатке воображения", «недостатке контроля над воображением» и о «неспособности отличить реальность от вымысла» пойдет в главе 6. Если быть кратким, то наше воображение пытается создавать различные образы объектов и событий. Каждый человек должен не только использовать все возможности собственного воображения. но и контролировать его. При недостатке ощущений (не только зрительных, но и звуковых, вкусовых, обонятельных и тактильных) воображение не сможет проявиться во всей своей красе. Наличие всех этих ощущений помогает проще и эффективнее решать проблемы, а их комбинация — максимально увеличить силу воображения. Например, человеку со слабо развитой способностью словесного описания проблемы сложно решать задачи, связанные с описанием фигур и форм. Если доступен визуальный образ. то воображение будет более полезным, но не настолько, насколько предполагалось, если бы присутствовали и все остальные ощущения. Человек может значительно ярче представить футбольный стадион, если вспомнит запах газона. вкус орешков и пива, твердость сидений, тепло солнечного света и шум трибун.

Творческая личность должна уметь не только сформировать яркий образ с мельчайшими деталями, но и манипулировать этим образом. Для творчества важно умение манипулирования и рекомбинации накопленными образами, знаниями и представлениями. Воображение, неспособное к манипуляциям с уже имеющимися представлениями, ограничивает

творческую личность. Если человек хочет научиться максимально эффективно использовать собственное воображение, то он должен развить в себе способность представлять извержение вулкана, возникшее в центре футбольного поля, самолет, приземляющийся на этом поле, или уменьшение площади травяного газона, сопровождающееся изменением цвета травы на фиолетовый. В главе 6 читатели найдут некоторые упражнения для развития способности контролировать собственное воображение. В этой же главе будет обсуждаться и вопрос о том. как накачать «мышцы» разума, ответственные за использование воображения (рис. 3.3).

Творческая личность должна свободно и ярко фантазировать и при этом уметь отличить реальность от вымысла. Если фантазии станут очень похожими на реальность, то контролировать их будет значительно сложнее. У читателя, которому не удастся выполнить следующее упражнения без чувства острого физического дискомфорта, могут возникать сложности с отделением реальности от вымысла. Это упражнение взято из книги «Put Your Mother on the Ceiling» («Поставьте маму на потолок*), написанной Ричардом Милом. Останавливайтесь на каждой воображаемой ситуации (отделенной косой чертой), пока не сформируете соответствующий образ в своем воображении. Эта игра называется «Дыхание».

Представьте, что перед вами плавает золотая рыбка. Представьте, что она плавает вокруг вас. /Представьте, что рыбка заплывает вам в рот. /Глубоко вдохните, чтобы рыбка попала к вам в легкие, в грудную клетку. /Пусть она там некоторое время поплавает. /Выдохните, чтобы рыбка снова выплыла наружу в комнату.

Теперь вдохните в себя множество маленьких золотых рыбок. /Пускай они поплавают в вашей грудной клетке. /Выдохните, чтобы рыбки выплыли наружу.

Проверим, какие предметы вы можете вдохнуть и выдохнуть обратно. /Вдохните лепестки роз. /Выдохните лепестки наружу. /Вдохните большое количество воды. /Пусть она поплещется в грудной клетке. /Выдохните воду. /Вдохните много

сухих листьев. /Пускай покружатся у вас в грудной клетке. /Выдохните листья. /Вдохните множество дождевых капель. /Пусть побарабанят в грудной клетке. /Выдохните капли. /Вдохните

большое количество песка. /Пускай пересыпается в грудной клетке. /Выдохните песок. /Вдохните множество маленьких фейерверков. /Пускай взрываются в грудной клетке. /Выдохните образовавшийся дым вместе с остатками фейерверков. / Вдохните большое количество маленьких львов. /Пускай порычат в грудной клетке. /Выдохните, чтобы львы вышли наружу.

Вдохните немного огня. /Пускай горит и потрескивает у вас в груди. /Выдохните огонь. /Вдохните несколько деревянных поленьев. /Сложите и подожгите их в грудной клетке. /Пусть поленья разгорятся, и огонь костра станет реветь у вас в груди. /Выдохните дым и пепел.

Представьте перед собой большое дерево. /Дыхните пламенем на дерево и испепелите его. /Представьте перед собой старинный замок. /Дохните на него пламенем, чтобы он разрушился. /Представьте перед собой океан. /Дыхните пламенем на океан и высушите его.

Что бы вы теперь хотели вдохнуть? /Хорошо, вдохните это.

/А теперь? /Хорошо, вдохните и это. /Что вы бы теперь хотели испепелить, дыхнув на него огнем? /Хорошо, сделайте это.

Представьте себя рыбой. /Вы плаваете в океане. /Вдыхайте и выдыхайте океанскую воду. /Как вам это нравится? /Представьте себя птицей. /Вы летаете высоко в небе. /Вдыхайте и выдыхайте холодный воздух. /Как вам это нравится? /Представьте себя верблюдом. /Вы в пустыне. /Вдыхайте и выдыхайте горячий воздух пустыни. /Какие ощущения вы испытываете? /Представьте себя старым паровозом. /Выдыхайте пар и дым. /Какие у вас ощущения? /Представьте себя камнем.

/Не дышите. /Какие ощущения возникают теперь? /Представьте себя мальчиком (девочкой). /Вдыхайте и выдыхайте воздух этой комнаты. /Что вы теперь ощущаете?

Естественно, по-настоящему вдохнуть в себя песок невозможно. Сможете ли вы представить себе, что вдыхаете песок, зависит от того, насколько у вас развита фантазия. Ведь никакой реальной опасности нет. а значит, и нет боли. Но если вы когда-нибудь случайно вдыхали песок, то представить такое будет трудно, потому что возникнут неприятные физические ощущения. Воображение человека — очень мощный инструмент, поскольку может вывести его за пределы реальности. Для того чтобы представить все

вышеописанное, следует освободить воображение от всех ограничений, присущих реальным действиям и событиям.

О ПОТОКЕ И бЕСПОКОЙСТВЕ

Михай Чиксентмихайи — профессор психологии Чикагского университета. Он опросил огромное количество творческих личностей и пришел к выводу, что пик творческой активности у них наступает в состоянии, которое он назвал •потоком». В таком состоянии люди полностью поглощены поставленной перед ними задачей. Время в таком состоянии проходит незаметно, а сам человек находится в приподнятом или даже радостном эмоциональном состоянии. Каждый человек хотя бы раз испытывал подобное состояние либо в процессе работы, либо в процессе игры, когда создание чего-то нового настолько поглощает и увлекает, что все тревоги, заботы и неприятности отходят на второй план. Над этим состоянием потока следует поразмыслить, поскольку оно связано не только с простым выполнением действий. Оно неразрывно связано с представлением, согласно которому негативные эмоции угнетают творчество, склоняя человека в сторону чего-то проверенного, реалистичного и традиционного. Но относительно всемирно известных творческих личностей достоверно известно, что жизнь многих из них была полна неудач, проблем и тяжелых испытаний. Как же нам удается достичь подобного состояния?

Как и большинство людей, я видел много фильмов и читал литературные произведения о таких великих творцах, как Ван Гог Моцарт. Оскар Уайльд. Эн Секстон, чьи судьбы можно назвать несчастными. Но сам я не знаком с гениальными людь- Ми- Возможно, поэтому моя жизнь ограничена. Возможно, это так- потому что таких крайне нестандартных людей я никог- Да Не представлял в качестве своих друзей. Возможно, так- *е и потому, что в организациях, где мне довелось работать

(как и в большинстве других организаций), таким людям было бы сложно найти свое место — скорее всего, их просто не приняли бы на работу. Если описание Моцарта в художественном фильме «Амадеус» правдиво, то ему крайне сложно пришлось бы в роли профессора музыки Стэнфордского университета, где я преподаю. Точно так же сложившийся в нашем сознании общий образ Ван 1Ъга крайне сложно вписать в состав сотрудников кафедры изобразительных искусств.

Я верю в то. что у людей, находящихся на грани нормальности. могут очень ярко проявляться творческие способности. Как показали последние исследования, большинство выдающихся художников находятся на пределе того, что считается нормальным состоянием психики. Согласно другой гипотезе, люди с биполярными расстройствами визуально иначе воспринимают внешний мир. В нашем сознании настолько укоренились истории об эксцентричных гениях и творческих личностях (скорее, даже с психопатическими наклонностями), что не верить им невозможно. Однако среди моих друзей, коллег и бывших знакомых немало людей, достигших значительных успехов в разных сферах жизни, включая искусство. Среди них есть обладатели премий Нобеля. Макартура, Филдинга. Оскара. Тони, медалей президента. Они получили статус членов разных обществ, разнообразные награды за значительные достижения от множества уважаемых и известных научных и профессиональных обществ. Напрашивается вывод о том. что все эти люди являются творческими личностями. Как и следовало ожидать, они очень умны, любознательны, всегда отлично мотивированы и иногда везучи. Вместе с тем они подозрительно нормальны и их жизнь сложно назвать несчастливой. Они легко выходят из состояния потока, отвлекаемые заботами и беспокойством о своих детях, борьбой с кротами, изрывшими их газоны, просмотром телепередач и рассуждениями о том. что им еще нужно сделать в этой жизни.

По роду деятельности мне пришлось работать в сферах, где плоды творческих усилий созревают только через годы, а не через дни или недели. Технические проекты невозможно воплотить в жизнь за пару дней. Несколько раз мне прихо- дилось начинать курс лекций, не зная, насколько успешным и эффективным он будет. Учитывая все отсрочки, на написание книги у меня ушли годы. Мои друзья, ставшие лауреатами Нобелевской и других премий, провели многие годы в обучении. а затем — занимаясь работой и исследованиями. Для того чтобы пережить и выждать такие большие промежутки времени, человек должен быть достаточно стабильным. Но и эти люди говорят о состоянии, подобном потоку.

В процессе творческой деятельности время от времени у человека действительно наступает состояние потока. Как же продлить подобные моменты или достигать их чаще? Далее в этой книге речь пойдет о вопросах мотивации, но на этот вопрос можно ответить и довольно коротко. Человеку должно нравиться дело, которым он занят, и тогда состояние потока будет посещать его с завидной регулярностью. Этот ответ нельзя считать полным или даже полезным. Например, чаще всего я достигаю состояния потока, мастеря что-либо собственными руками. Но. к сожалению, подобное занятие не дает мне всего, чего бы мне хотелось достичь в жизни. Мне нравится организационная деятельность и привлекает борьба с ветряными мельницами. Поэтому значительную часть времени я проработал в компаниях, где на меня возлагалась огромная организационная ответственность, и было больше разнообразных препятствий, чем свободного потока. Однако даже в таком виде деятельности бывают моменты, когда «все складывается именно так. как следует*, и это рождает чувство, подобное потоку. И награда в случае успеха никогда не разочарует.

 

ГЛАВА 4

КультурныЕ блоки

И ВЛИЯНИЕ СрЕДЫ

Все мы — представители множества культур. И не только национачьных. но и уникальных для каждого региона, в рамках отдельных наций. Культур, отличающихся по религиозным. возрастным, этническим, ценностным и другим признакам, общим для отдельных групп людей. Отсутствие взаимопонимания между этими группами порождает проблемы. начиная с религиозных и расовых конфликтов и заканчивая провалами в бизнесе и крахом спланированного летнего путешествия. Творчество также страдает при игнорировании культурного фактора. И наоборот, внимание к элементам культуры может привести к небывалому успеху в решении проблем. Перечислим некоторые примеры культурных блоков, распространенных в США:

1. Табу.

2. Фантазирование и размышление — пустая трата времени, занятие для ленивых или даже для сумасшедших.

3. Игры и чудачества свойственны исключительно детям.

4. Решение проблем является серьезным занятием, в котором нет места юмору.

5. Здравый смысл, логичность размышлений, умение оперировать числами и практичность являются

положительными качествами, а чувствительность, интуиция, качественные суждения, умение получать удовольствие — отрицательными.

6. Любую проблему поможет решить научное мышление и большая сумма денег.

7. Все должны быть такими же. как я.

8. Все. что связано с компьютерными и информационными технологиями. — это хорошо.

9. Традиции лучше, чем нововведения.

Кроме того, решению проблемы часто препятствуют различные обстоятельства. Например:

1. Отвлекающие факторы — телефон, коллеги, друзья, соседи и т.п.

2. Недостаток поддержки и доверия среди коллег.

3. Начальник-деспот, который ценит только собственные идеи и не поощряет своих подчиненных.

4. Недостаток поддержки для воплощения идеи в жизнь.

Рассмотрим сначала культурные блоки. Начнем с примера, который поможет лучше разобраться в сути вопроса.

Упражнение. Представьте себе стальную трубу, вмурованную в бетонный пол в пустой комнате, как изображено на рис. 4.1. Внутренний диаметр трубы на 0,15 см больше диаметра мячика для настольного тенниса (3,81 см), лежащего внутри трубы, на самом дне. Кроме вас в комнате находится еще пятеро человек и следующие предметы:

• 30,5 м бельевой веревки;

• молоток;

• зубило;

• пачка пшеничного печенья;

• напильник;

• проволочная вешалка («плечики») для одежды;

• разводной гаечный ключ;

• электрическая лампочка.

Через пять минут назовите все возможные способы извлечения мячика из трубы, при которых мяч, труба и пол не будут повреждены.

Дж. П. Гйлфорд — один из первых исследователей творческих способностей — выделял конвергентное (направлено на поиск одного-единственного правильного ответа) и дивергентное (характеризуется выработкой множества вариантов решения проблемы). Важнейшими характеристиками дивергентного мышления (которое, в отличие от конвергентного, собственно и является творческим) он считал подвижность и гибкость. Под подвижностью ученый подразумевал количество концепций, которое способен генерировать отдельный человек за определенное время. Обладатель подвижного мышления за отведенное время придумает огромное количество способов извлечения мячика из трубы. Однако количество является только одной стороной медали в предложенной игре. Гибкостъипи оригинальность характеризует


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!