Стандартное восприятие - стереотип 6 страница



К сожалению, в большинстве исследований тема эмоций обходится стороной из-за ее сложности. В самых доскональных исследованиях все эксперименты повторяются неоднократно, и их данные сравниваются и анализируются. В первой половине XX века в психологии господствовали бихевиористы (И. П. Павлов. Б. Ф. Скиннер), которые считали поведение совокупностью двигательных и других реакций, возникающих в ответ на воздействия (стимулы) внешней среды. Они ничего конкретного не могли сказать о роли эмоций в этой цепи. Большинство своих экспериментов они ставили на животных — крысах, котах, собаках, голубях. Воздействуя на помещенную в лабиринт крысу, можно заставить ее изменить свое поведение, и эти изменения можно выразить в количественных значениях. Это даст уверенность в том, что данный эксперимент с равным успехом можно повторить еще раз. А что. если испытуемым будет человек? Как в этом случае может избежать чувства раздражения субъект, которого заставляют в очередной раз бежать по лабиринту, хотя он мог бы пойти домой? Представьте себе всю сложность исследования влюбленности в группе подростков или даже в группе

студентов психологического факультета. Куда девается однотипность действий и их повторяемость? Как измерить результаты подобных исследований количественно? Даже когнитивные психологи, доминирующие в исследованиях сегодня, все еще не решаются серьезно углубиться в изучение природы человеческих эмоций. Вполне возможно, что неадекватность наших моделей и нашего понимания этих механизмов вовсе не связана с их сложностью.

Поэтому, в результате отсутствия «четкости», психологические теории. связанные с изучением эмоций, пока остаются на заднем плане. Например, современные когнитивные психологи и бихевиористы уделяют крайне мало внимания теории 3. Фрейда и его последователей, а также психологов- гуманистов (таких как К. Роджерс. А. Маслоу и др.). хотя эти теории не только живы, но и являются важным направлением психотерапии. Эти теории следует упомянуть в книге хотя бы по той причине, что в них уделяется большое внимание чувствам, и потому, что в некоторых теориях творчества их значение очень сложно переоценить.

Теория ФрЕйдд

Значительная часть теории 3. Фрейда основывается на конфликте между Оно (инстинктивная, животная, бессознательная часть нас самих). Эго (сознательная часть психики. руководствующаяся требованиями реальности) и Супер-эго (бессознательная психическая инстанция, формирующаяся в результате усвоения общественных норм и ценностей, а также запрещающая и ограничивающая наши действия). Движущей силой, согласно теории Фрейда, является Оно. представляющее собой бессознательную часть психики и являющееся источником примитивных влечений и удовлетворения потребностей. По Фрейду, идеи, порождаемые в бессознательном, подвергаются тщательному анализу со

стороны Эго. которое может их отвергнуть по причине оторванности от реальности, и Супер-эго. которое может их отвергнуть по той причине, что подобные идеи не должны выдвигаться на первый план. Если идея будет отвергнута, то она либо будет полностью подавлена, либо вызовет невротическое поведение, спровоцированное неразрешенным конфликтом. Если идеи принимаются, то становятся осознанными. (Этот процесс принятия идеи может сопровождаться чувством беспокойства и тревоги, поскольку Эго и Супер-эго могут отвергнуть идею.) Если Эго и Супер-эго человека очень избирательны, то до сознания доходит лишь небольшая доля порождаемых идей. Если же Эго и Супер-эго недостаточно избирательны, то у человека возникает целый поток крайне инновационных, но крайне непрактичных идей (рис. 3.1).

 

rMODJ lUMnryri UDUn I «w/...

После Фрейда его учение развивааи его последователи. Яркий пример продолжения этого учения можно увидеть в книге Лоуренса С. Кьюби «Neurotic Distortion of the Creative Process» («Невротическое искажение творческого процесса*). Кьюби использует концепцию Фрейда о предсозна- тельных процессах в своей модели творческого мышления. Он переводит подсознательную составляющую творческого мышления и решения проблем в область предсознания. оставляя бессознательное в качестве области для неразрешенных конфликтов и подавленных желаний. В его модели предсознательные умственные процессы сдерживаются как бессознательными, так и сознательными процессами. В своей книге Кьюби утверждает:

Предсознательные процессы испытывают давление с двух сторон. С одной стороны, они превращаются в символы, искаженные бессознательными мотивами, которые не согласованы с реальностью и состоят из компромиссных конструкций, с отсутствующей гибкой изобретательностью. С другой стороны — управляются осознанными целями, проверяемыми и контролируемыми сознательной ретроспективной оценкой.

Подобно теории Фрейда, в теории Кьюби существует модель разума, в которой творческое мышление подавляется сознательным Эго и Супер-эго. В этой модели творчество, по крайней мере частично, находится на бессознательном уровне. Однако неврозы в теории Кьюби играют более негативную роль, нежели в теории Фрейда.

Гуманистическая психология

Хотя психологи-гуманисты тоже признают, что творчество является откликом на основные внутренние потребности человека, иерархия этих потребностей в их учении значительно шире, нежели в теории фрейдистов. Они утверждают, что человек творит с целью собственного усовершенствования и самореализации, а также для решения конфликтов и удовлетворения потребностей Оно. Психоло- гов-гуманистов больше заботит всесторонний рост и развитие личности. Карл Роджерс в своей статье «К теории творчества» в книге «Creativity and its Cultivation" (под редакцией Гйрольда Андерсона) писал:

Главным побудительным мотивом творчества, как оказалось, служит стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности. Оно же, как мы выяснили, выступает и глубинной лечебной силой психотерапии. Под этим стремлением я имею в виду направляющее начало, которое проявляется во всех формах органической и человеческой жизни, — стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденцию к выражению и проявлению всех способностей организма и личности. Это стремление может быть глубоко скрыто под несколькими слоями ржавых психологических защит; оно может быть спрятано за неосознаваемым человеком искусственным фасадом. Я, однако, убежден, основываясь на своем опыте, что это стремление есть в каждом индивиде и только ожидает подходящих условий для освобождения и проявления.

Психологи-гуманисты уверены в том. что творческая личность является эмоционально здоровой и чувствительной как к потребностям, так и к возможностям бессознательного генерировать творческие идеи. Так же. как и творческая личность у Фрейда, она обладает сильным Эго и реалистичным Супер-эго. которые предоставляют возможность активного развития концептуализации и относительную свободу от неврозов.

Из теорий гуманистов и фрейдистов можно сделать несколько интересных и правдоподобных заключений:

1. К творчеству человека побуждают внутренние мотивы. порождаемые либо необходимостью решения проблем. либо потребностью самореализации, либо и тем и другим одновременно. К творчеству человека может

побуждать и ряд других факторов, например, материальное вознаграждение.

2. Часть творческих способностей зарождается и существует, по крайней мере, частично, в той части психики. которая находится ниже уровня сознания.

3. Хотя источник творческих способностей и неврозов может быть одним и тем же. творчество лучше развивается при отсутствии неврозов.

4. Сознательный разум, или Эго. выступает в роли контрольного клапана по отношению к творчеству.

5. Творчество может порождать чувство беспокойства и тревоги.

Какие же выводы относительно творческих способностей можно сделать, обратившись к другим направлениям психологии? Управлению концептуальными блоками, речь о которых шла в предыдущей главе, могут значительно помочь знания когнитивных психологов. Узнав лучше строение и принципы работы мозга, можно научиться использовать свой разум по-новому. Бихевиористы акцентируют внимание на роли поощрения и наказания, а социальные психологи напоминают о существенном влиянии на наше поведение друзей, коллег и общественного мнения. Эти вопросы более детально будут рассмотрены в главах 8 и 9. Нейропсихологи и специалисты по психофармакологии изучают значение и роль физиологического состояния мозга и рассматривают способы улучшения его работы с помощью химических препаратов — крайне противоречивый и спорный аспект улучшения творческой активности.

Теперь можно перейти к конкретным примерам эмоциональных блоков, чтобы их природа и характеристики стали более понятны читателю. Эти блоки оказывают влияние на нашу способность исследовать и использовать идеи, на способность к свободной и гибкой концептуализации, а также могут мешать передаче наших идей другим людям в понятной и приемлемой для них форме. Ниже перечислены некоторые примеры эмоциональных блоков:

1. Боязнь сделать ошибку, потерпеть неудачу, боязнь риска.

2. Неспособность выносить неопределенность: преобладающее желание покоя, порядка и надежности: -нелюбовь к хаосу».

3. Преобладающее желание оценивать чужие идеи, а не генерировать собственные.

4. Неспособность расслабляться, вынашивать идеи и «переспать с этой мыслью-.

5. Недостаток мотивации (проблемы не возбуждают интерес) в противоположность чрезмерному рвению (слишком большое желание быстро добиться успеха).

6. Неспособность отличить реальность от вымысла.

Боязнь рискд

Боязнь сделать ошибку, потерпеть неудачу, боязнь рискнуть. пожалуй, самые распространенные эмоциональные блоки. В детстве нас обычно поощряли, когда мы делали что-то «правильно», и наказывали за ошибки. В случае неудач приходит осознание того, что мы подводим и других людей (обычно тех. которых любим). С детства нас приучают жить осторожно (лучше синица в руках, чем журавль в небе), избегая риска. Очевидно, что. придумывая и пытаясь продать творческую идею, человек рискует. — рискует сделать ошибку, потерпеть неудачу, выглядеть глупо, потерять деньги, пострадать психически или физически и т. п.

До определенной степени это не лишено здравого смысла. Новое всегда представляет угрозу существующему положению вещей, поэтому встречает некоторое сопротивление.

Нововведения практически всегда связаны с серьезными трудностями. Было бы глупо советовать человеку нереалистично оценивать то. чего будет стоить для него его же собственное творчество. Например, мне потребовалось довольно много времени, чтобы объяснить студентам, что на извлечение финансовой выгоды из практичной коммерческой идеи понадобится около восьми лет психических и эмоциональных лишений. Иногда приходится приносить в жертву собственный брак или даже значительно ограничивать рацион питания. Однако я стараюсь объяснить студентам, что страх, подавляющий концептуализацию, довольно часто не обоснован реалистичными предположениями и выводами. Естественно, мало-мальски “авангардная* идея решения домашнего задания не приведет к потере жизни, крушению брака или потере капитала. Единственно возможной проблемой в этом случае может быть гнев учителя. которому не понравится ответ — мне же подобные ответы студентов иногда очень нравятся. Возникающий при этом страх является проявлением общей боязни риска.

Наилучший способ преодоления этого блока — реалистичный просчет возможных негативных результатов, связанных с новой идеей. Люди иногда спрашивают полушутя: •Каковы ваши катастрофические ожидания?*» Если у человека возникла идея о новом типе велосипедного замка, и он решил уйти с работы, чтобы открыть небольшой бизнес по производству этих замков, не убедившись в наличии спроса на такой продукт и не имея представления о том. как наладить его производство, то риск будет очень велик, за исключением случаев, когда человек располагает значительной суммой денег и серьезными контрактами. Если кто-то изобрел новый способ подняться в воздух (с помощью склеенных воском крыльев из птичьих перьев), то его риск тоже велик, но связан с совершенствованием изобретения (см. рис. 3.2). Если же новая идея касается распорядка дня.

покраски собственной ванны или других вещей в вашей комнате в общежитии, в таком случае риск значительно ниже.

По собственному опыту знаю, что в большинстве случаев люди не реально оценивают возможные последствия творческого действия. Они либо слепо игнорируют все возможные последствия, либо страх перед неудачей заставляет их придавать слишком большое значение каждой незначительной «ошибке», насколько бы малой и несущественной она ни выглядела в глазах историков будущего. Часто боязнь потенциальных негативных последствий внедрения новой творческой идеи можно преодолеть. Если у человека родилась идея, которая кажется ему рискованной, то нужно потратить некоторое время на изучение возможных последствий ее реализации. В процессе изучения можно рассмотреть самые «катастрофические ожидания», если все пойдет не так. как запланировано, и оценить возможные результаты. Сделав все это и оценив ситуацию, человек сможет легко определить, готов он пойти на риск или нет.

Упражнение. В следующий раз, когда перед вами возникнет дилемма — продвигать «творческую» идею или нет, составьте небольшой (на две страницы) список самых «катастрофических ожиданий». В мельчайших деталях попытайтесь описать, чем чревата для вас ситуация, если все пойдет по худшему сценарию. Составив полное описание и подкрепив его аргументированными фактами, вы обменяете свою боязнь потерпеть неудачу на способность анализировать ситуацию — это выгодная сделка.

Нелюбовь к хдосу

Страх сделать ошибку коренится в чувстве опасности, ненадежности, свойственном в большей или меньшей степени каждому человеку. Это же чувство является причиной формирования следующего эмоционального блока — «неспособность выносить неопределенность: преобладающее

 

желание покоя, порядка и надежности: нелюбовь к хаосу-. Вновь следует признать, что определенная часть этого блока является вполне логичной и рациональной. Я не утверждаю. что для творчества нужно избегать порядка и жить в полном хаосе. Я говорю о чрезмерном увлечении порядком. о порядке везде и во всем. Решение сложной проблемы представляет собой довольно запутанный и несколько беспорядочный процесс. Точные и логические методы нужны в этом процессе, но одних их недостаточно. В процессе решения проблемы человеку приходится «вываляться в грязи» ошибочных, вводящих в заблуждение данных, размытых и сложно проверяемых концепций, вариантов, значений и других не очень «чистых» величин и параметров. В определенном смысле решение проблемы представляет собой не что иное, как упорядочивание хаоса. Таким образом, стремление к порядку действительно нужно человеку. Но также необходима и способность относиться к хаосу толерантно.

Наверное, каждый знаком с таким обязательным человеком. у которого все и всегда должно находиться на своем месте и который очень расстраивается, если порядок по каким-то причинам нарушается. Если подобная склонность к упорядочиванию свойственна и его интеллектуальным способностям, то он теряет способность решать определенные проблемы. Одной из причин полной упорядоченности окружающей обстановки может быть стремление к максимальной производительности своих действий. Другая причина состоит в эстетическом удовлетворении от гармонии объектов. Еще одна причина — желание добиться стабильности и надежности. Если нижнее белье человека правильно сложено в шкафу или «правильно надето», то он четко и полностью контролирует этот аспект своей жизни. Следовательно. в его жизни становится на одну вещь меньше, которую он не контролирует и которая могла бы угрожать его спокойствию. На самом деле меня совершенно не волнует.

как сложено нижнее белье у читателей этой книги. Но если мысли человека точно так же правильно сложены и аккуратно надеты, то он будет испытывать огромные сложности с решением проблем. Решать большинство задач будет не под силу такому человеку. В этом случае процесс объединения несопоставимых мыслей в единое целое не может быть эффективным. Разум такого человека не допустит сосуществования совершенно несовместимых мыслей достаточно долго для того, чтобы они могли стать совместимыми.

Желание оценивать чужие идеи,

А НЕ ГЕНЕрирОВАТЬ С06СТВЕННЫЕ

Следующий эмоциональный блок — «преобладающее желание оценивать чужие идеи, а не генерировать собственные» — является еще одним примером того, как человек выбирает для себя более спокойный и безопасный жизненный путь. Оценка, упрямство и практичность являются важными элементами процесса решения проблемы. Но их несвоевременное применение или неограниченное использование становится губительным для концептуализации. В решении проблем анализ, суждение и синтез

— это три отдельных стиля мышления. В процессе анализа предполагается единственно правильное решение. Я

— инженер. Если заказчик поручит мне рассчитать толщину опоры для конкретного сооружения, то будет ожидать от меня один-единственный точный ответ. Поскольку я способен выполнить математический анализ всех данных, то смогу дать нужный ответ. Суждение применяется в тех случаях. когда может быть несколько ответов. Хорошим примером могут стать судебные разбирательства. Другим примером может быть принятие решения о том, нарушил ли в свое время закон президент США Билл Клинтон. Рассудить определенную ситуацию, такую как ситуация с выбором

вариантов решения «виновен** и «не виновен*, могут только здравомыслящие люди. Ситуация с решением проблемы при этом достаточно сложна, в ходе обсуждения и решения проблемы могут возникнуть серьезные споры и разногласия. В ситуациях, которые предполагают еще большее количество потенциально правильных ответов и решений, используется синтез. В дизайне, проектировании и разработке чего- либо (например, при изобретении нового способа продажи мороженого) существует бесконечное количество ответов и вариантов и всего несколько точных методов, помогающих человеку сделать правильный выбор.

Если к процессу решения проблемы подключить анализ и суждение слишком рано, то в результате будет отброшено большое количество новых идей. Это пагубно повлияет на процесс решения проблемы по двум основным причинам. Во-первых, новые идеи очень хрупкие и несовершенные. Для их оформления и созревания нужно время, по прошествии которого сформируются их отдельные детали и в целом они смогут казаться правдоподобными. Во-вторых (об этом мы будем более подробно говорить позже), одни идеи довольно часто порождают другие. Успех применения многих приемов концептуализации, таких как «мозговой штурм», зависит от эффективности и длительности процесса генерирования идей. Время необходимо для того, чтобы идеи успели «созреть» и оформиться в более реалистичные концепции. Нередко это сделать очень сложно, поскольку никто не желает быть заподозренным в генерировании и замалчивании непрактичных идей. Однако в процессе концептуализации нельзя слишком рано судить о качестве идеи и ее реалистичности.

К сожалению, обсуждение чужих идей и их оценка являются очень популярным видом времяпрепровождения. В любой газете можно найти значительно больше суждений (колонки критиков, анализ политических событий, передо-

вые редакционные статьи и т.п.). чем примеров генерирования новых идей. В большинстве высших учебных заведений процесс обучения связан преимущественно с обсуждением идей, а не с процессом их создания. Не секрет, что зачастую именно те. кто увлекается негативной критикой абсолютно всех новых идей, считаются мудрыми с практичным складом ума. Но обливание грязыо чужих идей — самый дешевый способ демонстрации собственного умственного превосходства.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!