КРУГ ЗОДИАКА КАК КЛЮЧ К ЦАРСТВУ ЖИВОТНЫХ 5 страница
1. Имеется определенное соответствие между длиной шеи и длиной конечностей. В то время как шея у китов почти исчезла, конечности отчасти отсутствуют, отчасти мало развиты.
2. Коротким шеям принадлежат большие головы. Длина головы кита часто составляет четверть или даже треть общей длины тела.
3. Крупные животные среди имеющих короткие шеи, как правило, сильно связаны с тяжестью. Мы видели, что крупные киты больше, чем какие-нибудь другие животные, стремятся в царство тяжести.
Как и следовало ожидать, у животных с очень короткой шеей глаза мало выдаются. Обычно они находятся вблизи от углов рта над ними. Это означает, что у крупных китов они находятся на расстоянии нескольких метров от переднего конца тела и, кроме того, на расстоянии нескольких метров друг от друга. Часто они сидят довольно глубоко или даже очень глубоко. Это относится, прежде всего, к тем формам, у которых верхняя сторона головы сильно выпуклая. Несмотря на все это, глаза все же хорошо развиты. Они могут использоваться и над водой. Все тело крайне прочное, так что оно может выдерживать давление и толчки.
Есть слепые и тем не менее очень подвижные киты - пресноводные дельфины. Это указывает на то, что эти животные в своих быстрых и хорошо ориентированных движениях опираются не только на зрение. Недавние эксперименты показали, что даже те дельфины, у которых хорошо развито зрение, могут находить некоторые предметы, если им закрывают глаза. Они постоянно издают звуки и ориентируются с помощью слуха по отраженным звукам.
|
|
В зоологическом музее г.Лейдена выставлены скелеты различных видов китов и совсем рядом с ними - скелеты жирафов. Это наталкивает на сравнения. У обеих форм есть семь шейных позвонков, как почти у каждого млекопитающего. Это понятно, потому что они относятся к одному и тому же типу животных. Но какая разница в выражении этого типа в реальных формах животных! У жирафа шейные позвонки имеют форму почти вытянутых трубок, у китов они выглядят так, как будто их с силой сплюснули. У кита семь шейных позвонков вместе занимают не больше места, чем один грудной позвонок. Соответственно и скелет задних конечностей у кита почти исчез, в то время как у жирафа самые длинные ноги в царстве животных.
Жирафы вытягивают голову над землей гораздо выше, чем все остальные животные. Они как бы делают последний вывод из того факта, что млекопитающие - преимущественно животные с конечностями. Они, так сказать, - бегающие преувеличения сути млекопитающих.
К китам относятся животные, которые могут погружаться глубже всего /мы не говорим, что нет животных, которые живут глубже/. Есть в них что-то, что кажется противоположностью собственно сути млекопитающих.
|
|
Кажется, что не только в том музее, но и в действительности есть связь между жирафом и китом: создается впечатление, что мы имеем в этом случае перед собой два крайних выражения одного типа, которые, могут существовать только потому, что они взаимно уравновешиваются.
Можно представить себе, как жираф, благодаря тому климату, в котором он живет, вытягивает свою точеную голову в воздушный мир, в котором царит невероятный зной. Ныряющий кит своей мощной головой ищет прохладный, сумеречный или даже темный мир.
У ластоногих мы находим определенное сходство с китами. И для них характерно то, что они не могут противостоять тяжести. Это в первую очередь относится к тюленю и представителям его семейства.
Как же беспомощен тюлень на суше, которую он все же все время ищет. Животное лежит на животе или на боку или с трудом передвигается на брюхе. Свои короткие ноги он при этом практически не использует. В воде, когда надо, он плавает быстро и ловко, но и там он вряд ли употребляет свои конечности как ноги, он ими не гребет. Обе плоские задние ноги он держит направленными назад, более или менее прижатыми друг к другу, и он плывет с их помощью примерно так, как рыба с помощью хвоста.
|
|
Морские слоны, которые близко родственны тюленям, превратились даже в образец неуклюжести, тяжести и медлительности. Это впечатление они производят каждый раз, когда оказываются на суше. Если же они попадают в воду, они становятся проворными и подвижными. После того, что было сказано о китах, ясно, что и в этой группе животных встречаются животные, которые выглядят как неповоротливые мешки с жиром. Морские слоны могут достигать иногда 6000 кг веса.
У морских львов и их родственников ноги развиты немного лучше. Они могут с их помощью немного бегать и даже передвигаться несколько быстрее - своего рода галопом. Однако если ближе присмотреться к поведению этих животных и к положению их ног, то и у них создается впечатление прочной связи с тяжестью. При плавании они невероятно быстро скользят вперед, благодаря движению передних конечностей, которое представляет собой нечто среднее между ударом крыла и гребным движением. Задние ноги преимущественно играют пассивную роль. Стадо морских львов под водой напоминает оживленный танец, так переплетаются их движения. Можно было бы говорить о балете в пространстве.
|
|
У тюленей относительно короткие шеи. В их строении и типе движения они, как кажется, испытывают сильное влияние рыбьего типа. У морских львов и их родственников это наблюдается тоже, но в гораздо меньшей степени. Они используют свою длинную и очень подвижную шею, на которой они на суше охотно поднимают вверх голову.Тогда они производят впечатление очень бодрых, бдительных животных.
Если обратиться к развитию маленьких детей и заметить, что они сначала полностью предоставлены силе тяжести и лишь постепенно начинают защищаться от нее, то всегда можно вспоминать определенные формы животных. Создается впечатление, что эти животные являются проекциями стадий, которые проходит в развитии ребенок. Удивительнейшим образом речь здесь идет в первую очередь о таких формах, которые живут и в воде и на суше. Нечто вроде фиксированной картины стремления к освобождению от власти тяжести и после начала этого освобождения - выпрямления тела - мы находим у ластоногих и в не меньшей степени у лягушек.
У некоторых ластоногих есть склонность к тому, чтобы вертикально поднимать заднюю часть тела. И это указывает на то, что у этой группы животных основной проблемой является взаимодействие с силой тяжести.
Если хорошенько подумать о тех явлениях, о которых шла речь, то можно найти новые аспекты: удивительные способности морских львов к балансированию и даже к жонглированию. При этом они используют свою длинную шею и ее чрезвычайно большую, но полностью управляемую подвижность. Их поведение при балансировании оказывается прямо противоположным поведению других животных при беге и лазании в трудных ситуациях. У них не тело с помощью йог уравновешивается с чем-то, а они держат что-то над собой в состоянии равновесия.Иногда в цирке можно видеть бегущего в абсолютно вертикальной позе морского льва. Все это указывает на особую способность реагировать против влияния силы тяжести.
В то время как киты и ластоногие - очень бодрые и виртуозно подвижные животные, у которых, однако, конечности в большей или меньшей степени отсутствуют, у ленивцев мы находим длинные, хорошо развитые конечности и даже довольно длинные шеи, но крайне замедленные движения и смутное сознание.
Ленивцы - те из высших животных, которые самым безоговорочным образом отдаются влиянию силы тяжести. Почти всю свою жизнь они проводят в висячем положении, держась всеми четырьмя конечностями. Даже на ветви лиственных деревьев они карабкаются, не меняя висячего положения. Их когти превратились в мощные крючья и могут служить только для того, чтобы подвешивать тело и чтобы раздавать мощные удары. Если ленивец попадает на землю, он почти беспомощно ложится на живот или приподнимается на локтях, проверяя когтями, нет ли где-нибудь подходящей опоры. Если животное находит что-нибудь, что может обхватить его коготь, тогда оно подтягивается, пока не найдет чего-нибудь, на чем можно будет повиснуть. У ленивцев почти полностью отсутствует возможность отталкиваться или приподниматься над землей. Ноги у них очень длинные, слабые и могут поворачиваться в большей степени, чем у какого-либо другого животного. И шея довольно длинная и очень подвижная.
Мы видели раньше, что повышение уровня сознания, как правило, сопровождается выпрямлением тела и противодействием силе тяжести. Поэтому у животного, которое отказывается от любой попытки выпрямиться и от любого проявления противодействия тяжести, можно ожидать особенно смутного сознания, хотя оно и имеет хорошо развитые конечности. У таких животных проявляется не только малая активность, но, прежде всего, и притупленность способности восприятия. Трехпалый ленивец в отношении этих особенностей еще более настоящий ленивец, чем двухпалый.
Само собой разумеется, что эти животные особенно хорошо маскируются. Когда они висят в тропических лесах среди листвы, они бывают не менее зелеными, чем сами листья. Однако сами они не прилагают никаких усилий к тому, чтобы добиться такой окраски, а просто в их шерсти растут водоросли. Остальные маскирующиеся животные по крайней мере сами определяют свою окраску, хотя и под сильным влиянием окружающей среды. У этих животных какая-то часть внешнего мира определяет их внешний вид. Трудно найти среди высших животных нечто, равное этому выражению пассивности. Единственное, что здесь может быть приведено, это, возможно, само поведение ленивца.
При засыпании ленивцы сворачивается, изгибаясь в сторону брюха. Это - одна из редких возможностей, при которой они совсем чуть-чуть выпрямляются. При пробуждении они снова принимают, позу с вытянутой спиной, которая отдаленно напоминает нашу позу во время сна.
Из сказанного ранее почти самой собой ясно, что ленивцы - ночные животные. Способность зрительного восприятия у них слаба. Они ни в коем случае не проявляют интереса к свету.
Теперь мы должны снова ненадолго вернуться к китам и ластоногим. Они, как кажется, противоречат правилу о том, что для раскрытия сознания необходимы поднимание тела и противодействие силе тяжести. Ведь не может быть и речи о том, что эти животные относятся к "менее одаренным", чем ленивцы. Совсем наоборот!
Чтобы понять это, надо вспомнить о том, что тело в воде теряет свой вес, благодаря этому, влияние силы тяжести ослабляется. То, что наземное животное может осуществить благодаря собственной активности, у водных животных в определенной степени обеспечивается средой. Эти животные всю свою жизнь или хотя бы большую ее часть проводят в том же положении, как наш мозг, который также в большой степени поддерживается окружающей его жидкостью.
Кроме, того, есть целый ряд китов, которые при разных условиях принимают отчетливо выраженное вертикальное положение. Это описывает, например, Брем у кашалотов и дельфинов. Когда у дельфинов веселое настроение, они могут даже подниматься над водой в полный рост и в почти вертикальном положении, танцуя, проскользить на изогнутом хвосте некоторое расстояние. Такое поведение сейчас можно даже видеть в кино. Но и здесь происходит, как и у морских львов, виртуозная игра с тяжестью. Мелкие киты, как правило, очень быстрые, ловкие животные. Они даже хорошо поддаются дрессировке и склонны играть с человеком. В этом они похожи на "интеллигентных" собак.
Чтобы полностью оценить все значение ситуации, в которой живут киты и ластоногие, нужно помнить о том, что они не связаны, как другие млекопитающие, с поверхностью земли и используют большое пространство под поверхностью воды, в котором они могут перемещаться во все стороны. В этом они в определенной степени сравнимы с птицами. И они в полной мере пользуются предоставляемыми им возможностями для передвижения. У этих животных мы встречаем крайне своеобразный стиль жизни и подвижности. В течение всей своей жизни они производят плавные скользящие, ритмичные направленные вверх и вниз волнообразные движения. Это касается не только регулярного подъема вверх и ныряния в целом,но и, в частности, движения хвоста. Если помнить об этом, тогда может стать понятным, почему хвост у кита должен находиться в горизонтальной плоскости и совершать вертикальные движения, в то время как хвост рыб стоит вертикально и бьет туда и сюда по горизонтали.
Когда погружаешься в жизнь этих животных, возникает совершенно определенное впечатление. Кажется, как будто они одержимы стремлением к музицированию, но могут это выражать только своими плавными гармоничными движениями. Это видно у морских львов, но в еще большей степени у китов, а больше всего, очевидно, у дельфинов. У китов эта музыкальность выражается даже и в строении скелета.
Крот еще другим путем односторонне ориентирован на силу тяжести. Это заходит так далеко, что он избегает контактов со светом и большую часть своей жизни проводит в полной темноте. Крот время от времени выходит на поверхность земли для охоты или, когда он молодой, чтобы даже немного поиграть, но в большинстве случаев он тут же убегает из царства света и избегает большой свободы в движениях. Он снова ныряет вниз, во мрак и под защитную оболочку земли. В своем движении он ищет неопределенного сопротивления земли, которую он выбрасывает, или скольжения земли в стенках своих ходов. Само собой разумеется, что глаза у крота развиты слабо и применяются мало.
От передних конечностей из кожи выступает только часть, соответствующая кисти. Она находится сбоку животного и превратилась в мощную лопату. Задние ноги имеют обычную форму, но довольно коротки и несколько изогнуты. Ясно, что это животное при беге едва может подниматься над землей. Прыгать и лазать крот вообще не может. При всем этом все же удивительно, что он довольно быстро продвигается вперед.
Летучие мыши демонстрируют нам взаимодействие с тяжестью, которое оказывается чрезвычайно удивительным для млекопитающего. Многие из них очень ловкие и быстрые летуны. В своем движении они как бы порвали связь с землей. Если такое животное попадает на землю, то оно оказывается очень беспомощным. Оно едва может приподнять свое тело и передвигается, только очень медленно. Если животное снова хочет освободиться от земли, тогда оно должно с помощью крючков на своих крыльях влезть на что-нибудь и упасть оттуда. Тогда оно может распластать крылья и продолжить полет.
Во время сна летучие мыши висят вниз головой, держась задними ногами. Они ищут для этого темное, тихое пространство - пещеру, чердак сарая, дупло дерева. При этом они опираются о землю, но она находится над ними. Их поза во сне противоположна нашей позе при стоянии. Создается впечатление, что и здесь мы сталкиваемся с компромиссом, который мы уже обнаруживали раньше. Однако при полете летучие мыши совсем покидают землю, которой они, собственно, принадлежат как млекопитающие; во сне они отдают свою голову во власть тяжести больше, чем какие-нибудь другие животные.
У этих животных есть еще одна особенность в поведении: при спаривании они "обнимаются". При этом они висят головами вниз и обращены брюшными сторонами друг к другу. В этом они отличаются от большинства других млекопитающих и, в том числе, от человекообразных обезьян. Поза человекообразных обезьян при спаривании в основном соответствует таковой других млекопитающих.
Своеобразно протекают здесь и роды. Мать при этом висит, и детеныш выпадает, но тут же мать ловит его в кожные складки по обеим сторонам хвоста, которые вместе с хвостом изгибаются вперед. После этого он самостоятельно взбирается на мать.
В акте родов всегда есть что-то от падения на землю. В этом случае суть родов проявляется очень красноречиво. То, как проходят роды, в этом случае, напоминает начало полета: в обоих случаях сначала падение, а потом подхватывание того, что падает.
Сильное впечатление о сущности летучих мышей можно получить, если сравнить их с птицами. Птицы в целом характеризуются способностью без большого напряжения подниматься над землей. И при беге, и при стоянии контакт их с землей невелик. Надо представить себе бегущую, прыгающую, стоящую на длинных ногах спящую птицу и сравнить ее с карабкающейся с трудом летучей мышью. Лишь очень малое количество птиц обладает способностью висеть. Большинство птиц при всех условиях демонстрируют свою легкость, их связь со свободным полным света пространством, их избежание тяжести.
В заключение этой главы мы должны заняться еще одной очень важной вещью - позой обезьян. В музее эволюции в Йене, который был основан Эрнстом Геккелем и предназначен для демонстрации его взглядов на эволюционное учение, в конце ряда животных находится скелет человека, рядом со скелетом гориллы. Геккель считал, что человек возник от похожего на человекообразных обезьян предка.
Было бы интересно представить себе встречу в этом месте Геккеля и Гёте. Геккель со своей силой вдохновения, которой он обладал, указывал бы на соответствия между гориллой и человеком. Гете, однако, попытался обратить его внимание на негармоническое строение нижних конечностей, на чрезмерно длинные руки, на выпуклую грудную клетку и, наконец, на форму и посадку головы, в которых нет ничего от прямой посадки и благородной уравновешенности человеческого черепа. Гете, благодаря своей способности подходить к явлениям физиогномической точки зрения, был застрахован от опасности упустить разницу между человеком и животным даже в тех случаях, когда он совершенно ясно признавал сходство.
Можно предположить, что физиогномический взгляд у Геккеля был развит еще неполностью, хотя он обладал большими артистическими способностями и острым взглядом, позволяющим выявлять родство форм животных. Этот недостаток, без сомнения, является причиной его слепоты в отношении принципиальной разницы между человеком и животным. Благодаря этому, он смог стать крупным пропагандистом материализма, который в конце концов основывается на выведении высшего из низшего, внутренней жизни из более внешних процессов, происходящих с веществами, духа от материи. Тот, кто исходит из положений физиогномики, считает, что во внешнем находит своё отражение внутреннее и что также во внутреннем следует искать происхождение внешнего.
Если рассматривать физиогномически скелеты гориллы и человека, то все будет указывать на то, что человекообразных обезьян следует считать развившимися в обратном направлении людьми и что человек не является продуктом развития обезьяны. Ничто не указывает на то, что обезьяна является высокоразвитым млекопитающим, но многое говорит о том, что она представляет собой находящегося в плену тяжести человека. Строение человека может быть понято само по себе, строение обезьяны можно понять, только выводя его из строения человека. Даже если скелет человекообразной обезьяны неестественно выпрямлен, как это было в том музее и по его примеру на многих рисунках, можно видеть, что он односторонне находится под влиянием тяжести. У него отнюдь нет того гармонического равновесия между верхом и низом, как у человека.
Еще отчетливее становится влияние тяжести, если обратить внимание на передвижение человекообразных обезьян. В большинстве случаев они передвигаются, вися на ветвях и перехватывая их руками. Они как бы бегают с помощью рук под ветвями, в то время как нижние конечности, передвигаясь вместе с руками, все же играют гораздо меньшую роль. Можно было бы их позу при необходимости назвать прямой и, таким образом, соответствующей позе человека, но здесь полностью отсутствует самое существенное в позе человека - преодоление тяжести и свободное выпрямление головы. Орангутанг, висящий на одной руке, может выглядеть как мешок на канате. А если он висит на обеих руках, его голова производит такое впечатление, как будто она втянута вглубь.
Поведение передвигающейся человекообразной обезьяны в смысле отношения к тяжести является прямой противоположностью поведению человека. Карабкающаяся человекообразная обезьяна, хотя она и поднимается высоко над землею, отказывается в своей позе от любого противодействия тяжести. Можно сказать это еще более резко: оно карабкается, чтобы иметь возможность тем интенсивнее висеть. Собственно, при этом больше нельзя говорить о позе. У низших обезьян дело обстоит по-другому. Большинство из них быстро и умело передвигается по ветвям, делая часто при этом большие прыжки. Их поза указывает на характерные для обезьян признаки, но при беге она все же очень похожа на позу других млекопитающих. Многие эти животные имеют чрезвычайно длинные задние конечности, в то время как у человекообразных обезьян задние конечности относительно коротки. Строение, окраска и способ передвижения у этих обезьян часто бывают удивительно изящными.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!