Былины об Иване Годиновиче и Кащее 9 страница



А в том калики не даютца ему,

Молоду Алеши Поповичю.

Не давались ему на обыск себе.

Поворчал Алешинка Поповичь млад.

Поехал ко городу Киеву,

И так приехал во столнои Киев-град.

Во то же время и во тот же час

 Приехал князь из чиста поля,

И с ним Добрынюшка Никитичь млад.

Молода княгиня Апраксевна

Позовет Добрынюшку Никитича,

Посылает за каликам,

За Косьяном Михаиловичем.

Втапоры Добрынюшка не ослушался,

Скоро поехал во чисто поле,

У Добрыни вештво рожденое и ученое,

Настиг он калик во чистом поле,

Скочил с коня, сам бьет челом:

- Гои еси, Касьян Михаиловичь,

Не наведи на гнев князя Владимера,

Прикажи обыскать калики перехожия,

Нет ли промежу вас глупова! -

Молоды Касьян сын Михаиловичь

Становил калик во единой круг

И велел он друг друга обыскивать

От малова до старова,

От старова и до болша лица,

До себя, млада Касьяна Михаиловича.

Негде та чарочка не явилася -

У млада Касьяна пригодилася.

Брат ево, молоды Михаила Михаиловичь,

Принимался за заповедь великую,

Закопали атамана по плеча во сыру землю,

Едина оставили во чистом поле

Молода Касьяна Михаиловича,

Отдавали чарочку серебрену

Молоду Добрынюшки Микитичю,

И с ним написан виноватой тут

Молоды Касьян Михаиловичь.

Добрыня поехал он во Киев-град.

А и те калики - в Ерусалим-град.

Молоды Касьян сын Михаиловичь

С ними, калики, прощаетца.

И будет Добрынюшка в Киеве

У млады княгини Апраксевны,

Привес он чарочку серебрену,

Виноватова назначено -

Молода Касьяна сына Михайлова.

А с таво время-часу захворала она скорбью недоброю:

Слегла княгиня в великое во агноище.

Ходили калики в Ерусалим-град,

Вперед шли три месяца.

А и будут в граде Ерусалиме,

Святой святыни помолилися,

Господню гробу приложилися,

Во Ердане-реке искупалися,

Нетленною ризою утиралися,

А все-та молодцы отправили;

Служили обедни с молебнами

За свое здравие молодецкое,

По поклону положили за Касьяна Михаиловича.

А и тут калики не замешкались,

Пошли ко городу Киеву

И ко ласкову князю Владимеру.

А идут назад уже месяца два,

На то место не угодили они,

Обошли маленкаи сторонкаю

  Ево, молода Касьяна Михаиловича;

Голосок наносит помалехонку,

А и тут калики остоялися,

А и место стали опознавать,

Подалися малехонко

И увидели молода Касьяна сын Михаиловичь:

Он ручкой машит, голосом кричит.

Подошли удалы добры молодцы,

Вначале атаман, родной брат ево

Михаила Михаиловичь,

Пришли все оне, поклонилися,

Стали здравствовать.

Подает он, Касьян, ручку правую,

А оне-та к ручке приложилися,

С ним поцеловалися

И все к нему переходили.

Молоды Касьян сын Михаиловичь

Выскакивал из сырой земли,

Как есен сокол из тепла гнезда.

И все оне, молодцы, дивуютца.

На ево лицо молодецкое

Не могут зрить добры молодцы,

А и кудри на нем молодецкия до самаго пояса.

И стоял Касьян не мало число -

Стоял-в-земле шесть месяцев,

А шесть месяцев будет полгода.

Втапоры пошли калики ко городу Киеву,

Ко ласкову князю Владимеру.

Дошли оне до чюдна креста Леванидова,

Становилися во единой круг,

Клюки-посохи в землю потыкали,

И стоят калики потихохунку.

Молоды Михаила Михаиловичь

Атаманом еще правил у них,

Посылает лехкова молодчика

Доложитьца князю Володимеру:

- Прикажит ли итти нам поабедати? -

Владимер-князь пригодился в доме,

  Послал он своих клюшников-ларешников

Побить челом и поклонитися им-та, каликам,

Каликам пообедати,

И молоду Касьяну наособицу.

И тут клюшники-ларешники

Пришли оне х каликам, поклонилися,

Бьют челом х князю пообедати,

Пришли калики на широкой двор,

Середи двора княженецкова

Поздравствовал ему Владимер-князь,

Молоду Касьяну Михаиловичю,

Взял ево за белы руки,

Повел во светлу гридню.

А втапоры молоды Касьян Михаиловичь

Спросил князя Владимера

Про молоду княгиню Апраксевну:

- Гой еси, сударь Владимер-князь!

Здравствует ли твоя княгиня Апрексевна? -

Владимер-князь едва речи выговорил:

- Мы-де уже неделю-другу не ходим к ней.-

Молоды Касьян тому не брезгует,

Пошел со князем во спалну к ней,

А и князь идет, свои нос зажал,

Молоду Касьяну то нечто ему,

Никакова духу он не верует.

Отворяли двери у светлы гридни,

Раскрывали окошечки косящетые,

Втапоры княгиня прощалася,

Что нанесла речь напрасную.

Молоды Касьян сын Михаиловичь

А и дунул духом святым своим

На младу княгиню Апраксевну,-

Не стало у ней тово духу-пропасти,

Оградил ея святой рукой,

Прощает ее плоть женскую,

Захотелос ей, и пострада она:

Лежала в страму полгода.

 Молоды Касьян сын Михаиловичь

Пошел ко князю Владимеру во светлу гридню,

Помолился Спасову образу

Со своими каликами перехожими,

И сажалися за убраны столы,

Стали пить-есть, потешатися.

Как будет день в половина дня,

А и те калики напивалися,

Напивалися и наедалися,

Владимер-князь убиваетца,

А калики-та в путь нарежаютца.

Просит их тут Владимер-князь

Пожить-побыть тот денек у себе.

Молода княгина Апраксевна

Вышла ис кожуха, как ис пропости.

Скоро она убиралася,

Убиралася и нарежалася,

Тут же к ним к столу пришла

С нянками, с мамками

И с сенными красными девицами;

Молоду Касьяну поклоняетца

Бес стыда без сорому,

А грех свои на уме держит.

Молоды Касьян сын Михаиловичь

Тою рученкои правою размахивает

По тем ествам сахарныем,

Крестом огражает и благословляет,

Пьют-едят, потешаютца.

Втапоры молоды Касьян сын Михаиловичь

Вынимал из сумы книшку свою,

Посмотрил и число показал,

Что много мы, братцы, пьем-едим, прохложаемся,

Уже третей день в доходе идёт.

И пора нам, молодцы, в путь итти.

Вставали калики на резвы ноги,

Спасову образу молятца

И бьют челом князю Владимеру

С молодой княгиней Апраксевнои

За хлеб за соль ево,

И прощаютца калики с князем Владимером

И с молодою княгинею Апраксевною.

Собрались оне и в путь пошли

До своего монастыря Боголюбова

И до пустыни Ефимьевы.

То старина, то и деянье.

 

 

Среди героев русского эпоса наравне с богатырями, безусловно, нужно называть калик перехожих. Древних русских паломников, которые были не только постоянными действующими лицами, но и создали свой богатейший репертуар духовных стихов и особых каличьих былин.

 

Замечательный образец каличьей поэзии - былина "Сорок калик со каликою", в основе которой утверждение высоких моральных качеств калик, их нравственного превосходства над княжеской средой. "Дошедшая до нас былина - духовный стих "Сорок калик со каликою",- отмечал академик Ю.М. Соколов,- дает прекрасное изображение старинного каличьего быта - она ярко изображает организацию паломничьей дружины, "каличьего круга", подробно описывает каличью одежду, указывает на существование специального своего каличьего суда над провинившимся, говорит об обетах калик и подробно отображает понятия и быт каличьей дружины..."

 

Но помимо таких замечательных памятников устного народного творчества, как былины "Сорок калик со каликою" и "Голубиная книга", русские калики {перехожие-переброжие (калиги, калиговки} - обувь странников, паломников) создали выдающиеся произведения древнерусской письменности, целый жанр литературы путешествий, родоначальником которой по праву считается игумен Даниил, совершивший свое знаменитое хождение в Иерусалим и подробно описавший его в самом начале XII века. А есть еще "Сказание" Добрыни Ядрейковича (1200), "Хождения" архимандрита Грефения (1375), Игнатия Смольнянина (1389), инока Зосимы (1414) и целый ряд других, включая такие популярные, как "Хождение за три моря" Афанасия Никитина и "Хождение Трифона Коробейникова".

 

Текст былины публикуется по изданию: {Сборник Кирши Данилова, ? 24}.

 

В.И. Калугин

 

1) Постыривать - делать что-либо неохотно, неповоротливо.

 

2) Охлуп - гребень, конек крыши.

 

 

Вавило и скоморохи

 

 

У чесной вдовы да у Ненилы

А у ей было чядо Вавило.

А поехал Вавилушко на ниву

Он ведь нивушку свою орати,

5 Ишша белую пшоницю засевати:

Родну матушку свою хочё кормити.

А ко той вдовы да ко Ненилы

Пришли люди к ней весёлые,

Весёлые люди не простые,

10 Не простые люди, скоморохи.

- Уж ты здрасвуешь, чесна вдова Ненилы!

У тя где чядо да нынь Вевило?

- А уехал Вавилушко на ниву

Он ведь нивушку свою орати.

15 Ишша белую пшоницю засевати:

Родну матушку хочё кормити. -

Говорят-ка те скоморохи:

- Мы пойдём к Вавилушку на ниву;

Он не идёт ли с нами скоморошить?

20 А пошли скоморохи к Вавилушко на ниву:

- Уж ты здраствуёш, чядо Вавило,

Тибе дай бог нивушку орати,

Ишша белую пшоницю засевати,

Родну матушку тибе кормити.

25 - Вам спасибо люди весёлые,

Весёлые люди, скоморохи;

Вы куда пошли да по дороги?

- Мы пошли на инишное царьтво

Переигрывать царю Собаку,

30 Ишша сына его да Перегуду,

Ишша зятя его да Пересвета,

Ишша дочь его да Перекрасу,

Ты пойдём, Вавило, о нами скоморошить.

Говорило-то чядо Вавило:

35- Я ведь песён петь да неумею,

Я в гудок играть да не горазён.

Говорил Кузьма да со Демьяном:

Заиграй, Вавило, во гудочик

 А во звончатой во переладець;

40 А Кузьма с Демьяном припособит.

Заиграл Вавило во гудочик,

А во звончятой во переладец,

А Кузьма с Демьяном припособил.

У того ведь чадо у Вавила

45 А было в руках-то понюгальцё,-

А и стало тут ведь погудальцё;

Ишша были в руках у его да тут ведь вожжи,-

Ишша стали шелковые струнки,

Ишшо то чядо да тут Вавило

50 Видит, люди тут да не простые;

Не простые люди-те, светые;

Он походит с има да скоморошить.

Он повёл их да ведь домой жа.

Ишша тут чесна вдова да тут Ненила

55 Ишша стала стала тут да их кормити.

Понесла она хлебы-те ржаные,-

А и стали хлебы-те пшоные;

Понесла она куру-то варёну,-

Ишша кура тут да ведь взлетела,

60 На пецьней столб села да и запела.

Ишша та вдова да тут Ненила

Ишша видит, люди тут да не простые,

Не простые люди-те, светые,

И спускат Вавила скоморошить.

65 А идут скоморохи по дороги,

На гумни мужик горох молотит.

- Тобе бог помож, да те кресьянин.

На белу горох да молотити!

- Вам спасибо, люди веселые,

70 Веселые люди, скоморохи;

Вы куда пошли да по дороги?

- Мы пошли на инишьшоё царьство

Переигрывать царю Собаку,

Ишша сына его да Перегуду,

75 Ишша зетя его да Пересвета,

Ишша дочь его да Перекрасу.

Говорил да тут да ведь кресьянин:

- У того царя да у Собаки

А окол двора да тын залезной,

80 А на кажной тут да на тычиньки

По человечей-то сидит головки,

А на трёх ведь на тычинках

Ишша нету человечьих тут головок;

Тут и вашим-то да быть головкам.

85 - Уж ты ой еси, кресьянин!

Ты немог добра нам тут сдумать,

Ишша лиха ты бы нам не сказывал.

Заиграй, Вавило, во гудочик

А во звоньчятой во переладец;

90 А Кузьма с Демьяном припособит.

Заиграл Вавило во гудочик,

А Кузьма с Демьяном припособил:

Полетели голубята-ти стадами,

А стадами тут да табунами;

95 Они стали у мужика горох клевати,

Он ведь стал их кичигами сшибати;

Зашибал, он думат голубяток,

Зашибал да всех своих ребяток.

Говорил да тут да ведь кресьянин:

100 - Я ведь тяжко тут да согрешил:

Это люди шли да не простые,

Не простые люди-те, светые, -

Ишша я ведь им да не молился.

А идут скоморохи по дороги.

105 А на стречю им идёт мужик горшками торговати.

- Тобе бог поможь да те кресьянин,

А-й тибе горшками торговати!

- Вам спасибо, люди веселые,

Веселые люди, скоморохи;

110 Вы куда пошли да по дороги?

- Мы пошли на инишьшоё царьство

Переигрывать царю Собаку,

Ишша сына его да Перегуду,

Ишша зятя его да Пересвета,

115 Ишша дочь его да Перекрасу.

Говорил да то веди кресьянин:

- У того царя да у Собаки

А окол двора да тын залезной,

А на каждой тут да на тычиньки

120 По человечей-то седит головки,

А на трёх ведь на тычинках

Ишша нету человечьих тут головок;

Тут и вашим-то да быть головкам.

- Уж ты ой еси, да ты кресьянин!

125 Ты не мог добра нам тут сдумать,

Ишша лиха ты бы нам не сказывал.

Заиграй, Вавило, во гудочик

А во звоньчятой во переладец;

А Кузьма с Демьяном припособит.

130 Заиграл Вавило, во гулочик

А во звоньчатой во переладець,

А Кузьма с Демьяном припособил:

Полетели куропци с ребами,

 Полетели пеструхи с чюхарями,

135 Полетели марьюхи с косачями;

Они стали по оглоблям-то садитьсе.

Он ведь стал их тут да бити

И во свои ведь воз да класти,

А наклал он их да ведь возочек.

140 А поехал мужик да во городочик,

Становился он да во редочик,

Розвезал да он свой возочик,-

Полетели куропци с ребами,

Полетели пеструхи с чюхарями,

145 Полетели марьюхи с косачями.

Посмотрел ведь во своем-то он возочку,-

Ишша тут у его одны да да черепочьки.

- Ой! я тяжко тут да согрешил ведь:

Это люди шли да не простые,

150 Не простые люди-ти, светые,-

Ишша я ведь им да не молился.

А идут скоморохи по дороги.

Ишша красная да тут девиця

А она холсты да полоскала.

155 - Уж ты зрасвуёшь, красна девиця,

На бело холсты да полоскати!

- Вам спасибо, люди веселые,

Веселые люди, скоморохи;

160 Вы куда пошли да по дороги?

- Мы пошли на инишьшоё царьство

Переигрывать царю Собаку,

Ишша сына его да Перегуду,

Ишша зятя его да Пересвета,

165 Ишша дочь его да Перекрасу.

Говорила красная девиця:

- Пособи вам Бох переиграти

И того царя да вам Собаку,

Ишша сына его да Перегулу,

170 Ишша зятя его да Пересвета,

А-й дочь его да Перекрасу.

- Заиграй, Вавило, во гудочик;

А во звончатой во переладець;

А Кузьма с Демьяном припособит.

175 Заиграл Вавило во гудочик

А во звончатой да во переладець

А Кузьма с Демьяном припособил.

А у той у красной девици

А были у ей холсты ти ведь холщовы, -

180 Ишша стали атласны да шолковы.

( Как нам с тобой эти старины дороги,

так им слово доброе.)

Говорит как красная девиця:

- Тут ведь люди шли да не простые,

Не простые люди-те, светые,-

Ишша я ведь им да не молилась.

185 А идут скоморохи по дороги.

А идут на инишьшое царьство.

Заиграл да тут да царь Собака,

Заиграл Собака во гудочик

А во звончатой во переладець.-

190 Ишша стала вода да прибывати:

Он хочё водой их потопити.

- Заиграй, Вавило, во гудочик

А во звончатой во переладець,

А Кузьма с Демьяном припособит.

195 Заиграл Вавило во гудочик

А во звончатой во переладець,

А Кузьма с Демьяном припосоил.

И пощли быки-те тут стадами

А стадами тут да табунами,

200 Ишша стали воду да упивати:

Ишша стала вода да убывати.

- Заиграй, Вавило, во гудочик,

А во звончатой во переладець,

А Кузьма с Демьяном припособит.

205 Заиграл Вавило во гудочик,

А во звоньчатой во переладець,

А Кузьма с Демьяном припособил:

Загорелось инишьшоё царство

И горело с краю и до краю.

 

Садкe

 

 

Во славном Нове-граде

Как был Садке купец, богатый гость.

А прежде у Садка имущества не было,

Одни были гуселки яровчаты,

5 По пирам ходил-играл Садке.

Садке день не зовут на почестен пир,

Другой не зовут на почестен пир,

И третий не зовут на почестен пир.

По том Садке соскучился,

10 Как пошел Садке к Ильмень-озеру,

Садился на бел горяч камень

И начал играть в гуселки яровчаты.

Как тут-то в озере вода всколыбалася,

Тут-то Садке пер(пался,

15 Пошел прочь от озера во свой во Новгород.

Садке день не зовут на почестен пир,

Другой не зовут на почестен пир

И третий не зовут на почестен пир.

По том Садке соскучился,

20 Как пошел Садке к Ильмень-озеру,

Садился на бел горяч камень

И начал играть в гуселки яровчаты.

Как тут-то в озере вода всколыбалася,

Тут-то Садке перепался,

25 Пошел прочь от озера во свой во Новгород.

Садке день не зовут на почестен пир,

Другой не зовут на почестен пир,

И третий не зовут на почестен пир.

По том Садке соскучился,

30 Как пошел Садке к Ильмень-озеру,

Садился на бел горяч камень

И начал играть в гуселки яровчаты.

Как тут-то в озере вода всколыбалася,

Показался царь морской,

35 Выше со Ильменя со озера,

Сам говорил таковы слова:

- Ай же ты, Садке новгородский,

Не знаю, чем буде тебя пожаловать

За твои за утехи за великие,

40 За твою-то за игру нежную:

Аль бессчетной золотой казной?

А не то ступай во Новгород

И ударь о великий заклад,

Заложи свою буйну голову,

45 И выряжай прочих купцов

Лавки товара красного,

И спорь, что в Ильмень-озере

Есть рыба - золоты перья.

Как ударишь о велик заклад,

50 И поди свяжи шелкового невода,

И приезжай ловить в Ильмень-озеро:

Дам три рыбины - золоты перья.

Тогда ты, Садке, счастлив будешь.

Пошел Садке от Ильменя от озера.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!