Былины об Иване Годиновиче и Кащее 8 страница



И отправился Идойло на черлен кораб.

Как заходит тут Идойло в гридню светлую

И садился-то он верно за стол дубовый же.

Как подносят тут Идойлу чару зелена вина,

Как не малу, не велику - в полтора ведра.

Берет тут Идойло единой рукой,

Как выпивает тут Идойло единым духом.

Как подносят тут Идойлу втору чарочку,

Как не малу, не велику - в полтора ведра,

Полтора-то ведра да зелья лютого.

Говорит тут Идойло сын Идойлович:

- По серёдочке чарочки огонь горит,

По краям-то ведь чарки струйки струятся.-

Как от чары тут Идойло не отказывается.

Как берет-то он чару единой рукой,

Выпивает тут Идойло единым духом.

Как выходит тут Идойло на черлен кораб,

Еще стало тут Идойлушку помётывать,

Еще стало тут Идойлушку посвистывать,

Еще стал тут Идойло за снасточки похватываться.

За какую снастку схватится - снастка порвется.

Говорит тут Олешенъка Попович млад:

- Уж ты гой еси, поганое Издойлище,

Не тобой-то были ведь снасти снащены,

Не тобой-то были деревца ставлены,

Не тебе-то, проклятому, обрывати же.-

Еще стало тут Издойлушку помётывать,

Еще стало его ведь пуще посвистывать.

За каку снастку схватится - снастка порвется.

Говорит тут Добрынюшка Никитич млад:

- Уж ты гой еси, поганое Издойлище,

Не тобою-то были ведь снасти снащены,

Не тобою-то были деревца ставлены.-

Вынимает тут Добрыня саблю вострую,

Отрубает тут Идойле буйну голову.

Как оттуда-то ведь Анна поворот держит,

Поворот-то держит да в стольный Киев-град.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

Принято считать, что былинный сюжет о сватовстве Идойлы за племянницу князя Владимира возник гораздо позже других былин на тему сватовства и был создан как своеобразная антитеза былине о Соловье Будимировиче. Записана былина о сватовстве Идойлы действительно позднее "Соловья Будимировича" - уже в начале XX века на берегу Зимнего берега Белого моря, но это вовсе не значит, что у нее не было "эпического предшественника", поскольку сама тема "добывания невесты" являлась одной из наиболее животрепещущих во все времена Киевской и докиевской 'Руси. Именно браками киевские князья, как, впрочем, и любые другие государи в средневековье, укрепляли свой международный престиж и международные связи. Достаточно вспомнить, что среди жен Владимира Святославовича была "чехиня", "болгарыня" и греческая царевна Анна, его сын Ярослав Мудрый женился на дочери шведского короля, дочерей выдал за королей и королевичей норвежского, французского, венгерского, а сыновей породнил с греческим, саксонским и польским царствующими домами. Так было и с внуками, и с правнуками, и с праправнуками Владимира.

 

Так что былины о сватовстве отразили ситуацию вполне типическую для многих веков русской истории. Былина о сватовстве Идойлища дополняет эту картину. Ведь князьям русским приходилось родниться не только с европейскими и византийскими государями, но и с половецкими, а позднее с татарскими ханами. Женихи приезжали не только желанные, но и всевозможные идойлища, от которых приходилось спасать невест.

 

Былина "Идойло сватает племянницу князя Владимира" ("Про Василия Турецкого") записана в 1956 году на нижней Печоре от Т.С. Кузьминой. Публикуется по изданию:

 

Былины Печоры и Зимнего берега Белого моря, ? 83.

 

В.И. Калугин

 

 

Хотен Блудович

 

 

А й во славноём во городи во Киеви,

Славного у князя Владымира,

Заводился у князя почестен пир.

Было на пиру у него две вдовы:

Первая вдова-то честно-Блудова жена,

Другая вдова была купёць-жона.

К честной вдовы к честно-Блудова жены

Подносили к тоей чару зелена вина,

Да не малую стопу - полтора ведра.

Честна вдова честно-Блудова жена,

Ставала-то она да на резвы ноги,

Брала эту чарочку в белы ручки,

Й она за этоей за чарочкой посваталася

За своего за сына за любимаго,

За того Хотинушку за Блудовица.

А у честной вдовы у купец у жоны,

На прекрасной Офимьи купёць-доцери,

Честная вдова та купець-жона

Скорёшенько ставала и на резвы ноги,

Брала от ней чарочку в белы руцки,

А назад-то ей чарочку повыплеснула,

Куньюю шубоньку облила,

Курвой, б..... оклёскивала;

Говорила-то вдова таковы слова:

- Ай ты, глупая вдова честно-Блудова жона!

Тоби дойдет ли Офимья моя взять за сына,

Да и за твоего Хотинушку за Блудовица?

А и сидит моя Офимья во тереми,

А и во славном сиди в тереми в златом верху,

На ню красное солнышко не обпекёт,

На ню буйный ветрушки не обвеют,

Многии люди не обгалятся.

Твой сын Хотинушка Блудович,

Ездит он по городу, уродует

Со своим-то со паробком любимыим,

Ищем бобоваго зёрнедки,

Гди бы то Хотинушки обед сочинить,-

Честна вдова честно-Блудова жона,

Со честна пиру пошла она невесело,

Припечаливши пошла, прикручинивши,

Приклонив буйную головушку к сырой земли,

Ясны очушки втопила во сыру землю;

А подходит-то' на к терему к высокому,

Со того со терема высокого,

Из того с косевчата окошечка,

Сквозь то хрустальнё стеколышко

Усмотрел Хотинушка Блудович

Идуцись-то свою он родну матушку:

Со честна пиру идёт она невесело,

Прикручинивши идёт, припечаливши,

Приклонив буйну головушку к сырой земли,

Ясны очушки втопила во сыру землю.

Выскочил Хотин на крутой на крылёчь,

Говорил Хотин а таковы слова:

- Свет ты моя родна матушка,

Честная вдова ты честно-Блудова жена!

Что же ты идёшь с пиру невесело?

Место в пиру было не по чину,

Чарой ли в пиру тобя приобнесли,

Аль кто пьяница дурак приобгалился? -

Воспроговори вдова таковы слова:

- Свет ты моё чадо любимое,

Молодой Хотинушка Блудович!

Место в пиру было мни по чину,

Чарою меня в пиру не обнесли,

Пьяница дурак не обгалился;

Насмеялась надо мной честная вдова,

Честна вдова-то купёць-жона:

Подносила ко мни чару зелена вина;

Я скорёшенько ставала на резвы ножки,

Брала эту чарочку в белы руки,

Я за этою за чарочкой посваталася

За тобя, за сына любимого,

А за молода Хотинушку за Блудовица,

Да у честной вдовы у купёць у жоны,

На прекрасной Офимьи, купёць-дочерй.

Честна вдова честно-Блудова жона

Скорёшенько ставала на резвы ноги,

Брала мою чару во белы руки,

А и назад она чарочку повыплеснула,

Кунью мою шубоньку облила,

Меня куровой б..... оклёскивала,

Говорила мни вдова таковы слова:

"Глупа ты, вдова честно-Блудова жона!

Дойдет ли Офимья тоби взять за сына,

Да и за своего Хотинушку за Блудовича?

Сидит моя Офимья во тереми,

А во тереми сидит во златом верху,

На ню красное солнышко не обпекёт,

Буйныи ветры не обвеют,

Многия люди не обгалятся.

Твой сын Хотинушка Блудович

Ездит он по городу, уродует

Со своим со паробком любимыим,

Ищет бобового зёрнедки,

Гди-то бы Хотинушка обед сочинить".-

Воспроговорил Хотинка таковы слова:

- Свет ты моя да родна матушка,

Ах ты честная вдова честно-Блудова жона!

В честь я Офимку за собя возьму,

А и не в честь я Офимку за товарища,

Да за своего за паробка любимаго.-

Повернется Хотинушка в высок терем,

Кунью шубоньку накинул на одно плечко,

Шапочку соболью на одно ушко,

Шол ён полатой белокаменной,

Выходил-то Хотин а на широк на двор,

Заходил ён во конюшеньку стоялую,

Выводил ён коня богатырского,

Ён садился на добра коня на седлана,

Брал свою палицку булатнюю,

Поехал-то Хотинушка в чисто поле.

На добром кони в чистом поли поёзживаёт,

Стал он шуточок Хотинушка пошучивати,

Стал он паличку булатню покидывати,

На добром кони Хотинушка подъёзживаёт,

Он одною ручкой паличку подхватывает,

Не велика его паличка булатняя,

Весу она и девяносто пуд.

А и у молода Хотинушки у Блудовича

Кровь-то в нём и роспылаласи,

Сердце-то разгорелоси

За эту родительску обидушку.

То он поехал по роздолью чисту полю,

А во всю ён ехал в силу лошадиную,

Он подъехал как ко терему к злату верху;

Бил он палицей булатнёй по терему,

Да по славному по терему злату верху;

Маковки на тереми покривилися,

Да и околенки во тереми россыпалися.

Молодой Хотинушка Блудович

Сходит он скоренько со добра коня,

Подходит он ко терему к злату верху,

Стал ён замочиков отщалкивати,

Стал ён дверьцей выставливати,

А приходит он во терем во златы верхи.

Ходит Офимья по терему

А в одной тонкой рубашки без пояса,

А в одных тонких чулочиках без чоботов,

У ней русая коса пороспущеная.

Говорил Хотин а таковы слова:

- Ай же Офимья купёць-дочи!

А идёшь ли ты замуж за Хотинушку,

За того Хотинушку за Блудовича? -

Воспроговорит Офимья таковы слова:

- Три года я господу молиласи,

Что попасть бы мне замуж за Хотинушку,

За того Хотинушку за Блудовича.-

Молодой Хотинушка Блудович

Брал он ю за ручушки за белыи,

Брал за ней за перстни злаченыи,

Целовал в уста во сахарныи

Он за ней за речи за умильнии,

Выводил он Офимью со терема,

А привел-то Офимью ко добру коню,

Ко добру коню привел богатырскому,

Да и садил ён Офимью на добра коня,

На коня он ю садил к головы хребтом,

Сам ён садился к головы лицём.

Оны сели на добра коня, поехали

Да по славному городу по Киеву,

Да и приехали ко матушки к божьей церквы.

Молодой Хотинушка Блудович

Он скорёшенько-то сходит со добра коня,

Опущает он Офимью со добра коня,

Брал он ю за ручушки за беленьки,

Брал за ней за перстни злаченыи,

Да повел ю во матушку в божью церковь,

Выходили-то со матушки с божьей церквы,

Молодой Хотинушка Блудович,

А садил он ю да на добра коня,

На добра коня садил ю к головы хребтом,

Сам ён садился к головы лицём,

Да приехали к Хотину на широк на двор.

Молодой Хотинушка Блудович

Он скорёшенько сходит со добра коня,

Опущает он Офимью со добра коня,

Ай берет он ю за ручушки за беленьки,

А за ней берет за перстни злаченыи,

Шли оны полатой белокаменной,

Проходили во столову свою в горенку,

Стали жить да быть, век коротати.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

Начало былины подчеркнуто традиционно: {во городи во Киеве... заводился у князя почестен пир}... Только на пиру этом, выпив столь же традиционную чару в {полтора ведра}, порасхвастались не богатыри киевские, а две вдовы. Содержание былины-новеллы сводится к истории ссоры двух семей - бедной и богатой. Своеобразен и облик Хотена Блудовича: он богатырь-бедняк, мстящий за честь оскорбленной богачами матери. Ценность былины заключается в том, что в ней нашли отражение реальные черты древнерусского быта и семейных отношений.

 

Сюжет былины довольно подробно исследован О.Ф. Миллером, М.Г. Халанским, П.А. Бессоновым, В.Ф. Миллером, В.Я. Проппом, Б.Н. Путиловым, установившими на основе целого ряда сохранившихся исторических реалий ее новгородское происхождение,- Блудова улица в древнем Новгороде, воевода Блуд и так далее.

 

Былина входит в "Сборник Кирши Данилова", собрания П.В. Киреевского, П.Н. Рыбникова, А.Ф. Гильфердинга, записана от Т.Г. Рябинина, А.М. Крюковой и других знаменитых сказителей, но широкой популярностью не пользовалась (известно только 35 ее текстов) и принадлежит к числу редких эпических произведений.

 

Публикуемый вариант записан А. Ф. Гильфердингом 25 ноября 1871 года в Петербурге от Т.Г. Рябинина ({Онежские былины. 3-е изд., т. 2, ? 84}).

 

В.И. Калугин

 

 

Сорок калик со каликою

 

 

А из пустыни было Ефимьевы,

Из монастыря из Боголюбова,

Начинали калики нарежатися

Ко святому граду Иерусалиму,

Сорок калик их со каликою.

Становилися во единой круг,

Оне думали думушку единую,

А едину думушку крепкую;

Выбирали болшева атамана

Молоды Касьяна сына Михаилыча.

А и молоды Касьян сын Михаиловичь,

Кладет он заповедь великую

На всех тех дородных молодцов:

- А итить нам, братцы, дорога не ближнея

Итти будет ко городу Иерусалиму,

Святой святыни помолитися,

Господню гробу приложитися,

Во Ердань-реке искупатися,

Нетленною ризой утеретися,

Итти селами и деревнями,

Городами теми с пригородками.

А в том-та веть заповедь положена:

Кто украдет, или кто солжет,

Али кто пуститца на женской блуд,

Не скажет болшему атаману,

Атаман про то дело проведает,-

Едина оставить во чистом поле

И окопать по плеча во сыру землю.-

И в том-та веть заповедь подписана,

Белые рученки исприложены:

Атаман Косьян сын Михаиловичь,

Податаманья - брат ево родной

Молоды Михаила Михаиловичь.

Пошли калики в Ерусалим-град.

А идут неделю уже споряду,

Идут уже время немалое,

Подходят уже они под Киев-град,

Сверх тое реки Череги,

На ево потешных на островах

У Беликова князя Владимера.

А и вышли оне из раменья,

Встречу им-та Владимер-князь:

Ездит он за охотою,

Стреляет гусей, белых лебедей,

Перелетных малых утачак,

Лисиц, заицов всех поганивает.

Пригодилося ему ехати поблизости,

Завидели ево калики тут перехожия,

Становилися во единый круг,

Клюки-пасохи в землю потыкали,

А и сумочки исповесили,

Скричат калики зычным голосом,

Дрогнет матушка сыра-земля,

З дерев вершины попадали,

Под князем конь окарачелся,

А богатыри с коней попадали,

А Спиря стал постыривать1),

Сема стал пересемовать.

Едва пробудитца Владимер-князь,

Разсмотрил удалых добрых молодцов,

Оне-та ему поклонилися,

Великому князю Владимеру,

Прошают у него светую милостиню,

А и чем бы молодцам душа спасти.

Отвечает им ласковой Владимер-князь:

- Гои вы еси, калики перехожия!

Хлебы с нами завозныя,

А и денег со мною не годилося,

А и езжу я, князь, за охотою,

За зайцами и за лисицами,

За соболи и за куницами,

И стреляю гусей, белых лебедей,

Перелетных малых утачак,

Изволите вы итти во Киев-град

Ко душе княгине Апраксевне;

Честна роду дочь королевична

Напоит-накормит вас, добрых молодцов,

Наделит вам в дорогу злата-серебра.-

Недолго калики думу думали,

Пошли ко городу ко Киеву.

А и будут в городе Киеве,

Середи двора княженецкова,

Клюки-посохи в землю потыкали,

А и сумочки исподвесили,

Подсумочья рыта бархата,

Скричат калики зычным голосом,-

С теремов верхи поволялися,

А з горниц охлупья2) попадали,

В погребах питья сколыбалися.

Становилися во единый круг,

Прошают святую милостыню

У молоды княгини Апраксевны.

Молода княгиня испужалася,

А и болно она передрогнула,

Посылает столников и чашников

Звать калик во светлу гридню.

Пришли тут столники и чашники,

Бьют челом-поклоняютца

Молоду Касьяну Михайлову

Со своими его товарищами

Хлеба есть во светлу гридню

К молодой княгине Апраксевне.

А и тут Косьян не ослушался,

Походил во гридню во светлую,

Спасову образу молятца,

Молодой княгине поклоняютца.

Молода княгиня Апраксевна

Поджав ручки, будто турчаночки,

Со своими нянюшки и мамушки,

С красными сенными деушки.

Молоды Касьян сын Михаиловичь

Садился в место болшее,

От лица ево молодецкова,

Как бы от солнучка от Краснова,

Лучи стоят великия.

Убиралис тут все добры молодцы,

А и те калики перехожия

За те столы убраныя.

А и столники-чашники

Поворачевают-пошевеливают

Своих оне приспешников,

Понесли-та ества сахарныя,

Понесли питья медвяныя.

А и те калики перехожия

Сидят за столами убраными,

Убирают ества сахарныя,

А и те вить пьют питья медяныя,

И сидят оне время час-другой,

Во третьем часу подымалися,

Подымавши, оне богу молятца,

За хлеб за соль бьют челом

Молодой княгине Апраксевне

И вcем столникам и чашникам.

И тово оне еще ожидаючи

У молодой княгини Апраксевны,

Наделила б на дорогу златом-серебром,

Сходить бы во град Иерусалим.

А у молодой княгини Апраксевны

Не то в уме, не то в разуме:

Пошлет Алешунку Поповича

Атамана их уговаривати

И всех калик перехожиех,

Чтоб не итти бы им сево дня и сего числа.

И стал Алеша уговаривати

Молода Касьяна Михаиловича,

Зовет х нягине Апраксевне

На долгия вечеры посидети,

Забавныя речи побаити,

А сидеть бы наедине во спалне с ней.

Молоды Касьян сын Михаиловичь,

Замутилось ево серце молодецкое,

Отказал он Алеши Поповичу,

Не идет на долгия вечеры

К молодой княгине Апраксевне

Забавныя речи баити.

На то княгиня осердилася,

Посылает Алешунку Поповича

Прорезать бы ево суму рыта бархата,

Запехать бы чарочку серебрену,

Которой чарочкой князь на приезде пьет.

Алеша-та догадлив был:

Распорол суму рыта бархата,

Запехал чарочку серебрену

И зашивал ее гладехонко,

Что познать было не можно то.

С тем калики и в путь пошли,

Калики с широка двора,

С молодой княгиней не прошаютца,

А идут калики не оглянутца.

И верст десяток отошли оне

От столнова города Киева.

Молода княгиня Апраксевна

Посылает Алешу во погон за ним.

Молоды Алеша Поповичь млад

Настиг калик во чистом поле,

У Алеши вешство нерожденое,

Он стал с каликами здорити,

Обличает ворами-разбойниками:

- Вы-та, калики, бродите по миру по крещеному,

Ково скрадите, своем зовете,

Покрали княгиню Апраксевну,

Унесли вы чарочку серебрену,

Которой чарочкой князь на приезде пьет! -


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!