Святой преподобномученик Вадим архимандрит и семь его учеников



День памяти: 9 / 22 Апреля

Священномученик Вадим Персидский

 Святой преподобномученик Вадим архимандрит родился в IV веке в персидском городе Вифлапате, происходил из богатой и знатной семьи. В молодых годах он был просвещен христианским учением. Святой раздал часть имения и ушел в пустыню, где на свои средства основал монастырь. Для уединенной молитвы он уходил на гору и однажды удостоился видеть Славу Божию. В то время персидский царь Сапор[114] (310 - 381) начал преследовать христиан. Святого Вадима взяли вместе с семью учениками и ежедневно истязали в темнице, добиваясь, чтобы они отреклись от Христа и поклонились солнцу и огню. Но преподобный Вадим и его ученики твердо держались христианской веры. Четыре месяца пробыли исповедники в тюрьме. Все это время святой Вадим был духовным вождем и опорой для христиан, живших в Персии.

Один из приближенных царя Сапора, Нирсан, исповедовавший христианство и даже перенесший за это заключение в темницу, не выдержал испытания и отрекся от Христа. Он обещал выполнить любое повеление царя. Сапор потребовал от Нирсана, чтобы он собственноручно отсек голову святому Вадиму. За это он обещал ему прощение и награду. Нирсан не смог побороть в себе страха новых мучений и согласился ступить на предательский путь Иуды. Когда к нему привели святого Вадима, он взял меч и направился к нему, но, обличаемый совестью, Нирсан вдруг затрепетал и как бы окаменел. Святой Вадим сказал ему: "Неужели твоя злоба, Нирсан, дошла до того, что ты не только от Бога отрекся, но и рабов Его начинаешь убивать? Горе тебе, окаянный, что станешь делать в тот день, когда предстанешь на Страшном суде дать ответ Богу?! Я с радостью скончаюсь в мучении за Христа, но не хотел бы принять смерть от твоей руки". Ожесточившись, Нирсан ударил мечом. Но руки его дрожали, и он не смог сразу отсечь голову святому, так что огнепоклонники стали называть его трусом. Преподобномученик Вадим стоял неподвижно, перенося страшные удары, пока убийце не удалось наконец отрубить ему голову (+ 376). Возмездие за отречение не замедлило постигнуть несчастного: терзаемый совестью, он покончил с собой, бросившись на меч. После смерти царя Сапора 7 учеников преподобномученика Вадима вышли из темницы.

МУЧЕНИК ГАВРИИЛ ФОМИН

Память 9 / 22 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился в 1882 году в селе Ивачево Зарайского уезда в семье крестьянина.

Гавриил был холост. Он помогал священнику в храме и исполнял при церкви обязанности сторожа. Иногда он пел на клиросе в Захариино-Елизаветинской церкви села Горетове, отчего некоторые думали, что он служит псаломщиком.

В 1925-1926 годы жил в селе Городец Коломенского района, и помогал священнику Никольского храма.

В 1928 году он был лишен избирательных прав, в 1932 году арестован и осужден на три года за несдачу хлебозаготовок государству. Все его имущество, включая дом и надворные постройки, было конфисковано, так что он в буквальном смысле остался без крова.

По возвращении из заключения поселился в селе Сушково Коломенского района (ныне в составе г. Луховицы) и стал помогать служившему здесь в Казанском храме священнику Сергию Любомудрову.

7 сентября 1938 года был арестован и обвинен в распространении контрреволюционной клеветы. В тот же день следователь предъявил ему обвинения в ведении среди пассажиров в июне 1937 г. на станции Сушково, а также среди колхозников в ноябре 1937 г. разговоров о скорой гибели советской власти.

Гавриил Харитонович не признал себя виновным, тогда были вызваны «свидетели», некоторые из которых

служили негласными сотрудниками НКВД; они и подтвердили свои письменные доносы. После этого мученик вновь был допрошен, но опять не подтвердил показаний лжесвидетелей. Тогда ему были устроены с ними очные ставки, но и тогда он проявил стойкость и мужество.

2 октября 1938 года следствие было завершено; в обвинительном заключении говорилось, что «допрошенный по делу в качестве обвиняемого Фомин Г. X. виновным себя не признал, но достаточно изобличается тремя свидетельскими показаниями и тремя очными ставками».

После окончания следствия Гавриил Харитонович содержался в Таганской тюрьме в Москве. 25 апреля 1939 года его освидетельствовал врач и установил, что он болен туберкулезом правого голеностопного сустава, что оставляло ему мало шансов пережить заключение.

Почти год мученик пробыл в тюрьме - не приговоренный и не оправданный, пока власти перестраивали систему «троек» и снова вводили судебные слушания, проходившие в том же закрытом режиме, что и заседания троек. Только 16 августа 1939 года, наконец, состоялись слушания по его делу. На суде Гавриил Харитонович сказал: «Я в церкви был сторожем, и были случаи, пел на клиросе. Виновным себя не признаю, потому что никаких контрреволюционных действий никогда не производил. Со свидетелями, которые вызваны по моему делу, - я их не знаю и в ссорах никогда с ними не состоял, и те разговоры, которые указаны в обвинительном заключении, я никогда нигде не разглашал. Псаломщиком я никогда в церкви не состоял, а наговорили свидетели, потому что были случаи, я пел на клиросе, потому они и думают, что я псаломщик».

В тот же день суд приговорил его к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и трем годам «поражения в гражданских правах».

Скончался 22 апреля 1942 года в Унженском лагере НКВД и был погребен в безвестной могиле.

Его имя внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода от 21 августа 2007 г.

Использованные материалы

  • Жизнеописание на сайте Коломенского церковного округа
    • http://kolomna-hram.ru/muchenik_gavriil_fomin
  • Православная энциклопедия, электронная версия
    • http://www.pravenc.ru/text/1616194.html

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе. Бдение совершал о.Димитрий Осипов. Чин полиелея возглавлял о.Антоний Новицкий. Пел один верхний хор (боковой хор в службе не участвовал в связи с болезнью регента). . Служба окончательно вернулась к обычному чину (включая пение «Богородице Дево Радуйся…» в конце вечерни). Лишь в начале, вместо «Приидите поклонимся….» духовенство пело пасхальный тропарь, да во время пения стихир на Великой вечерне всегда поются стихиры Пасхи. Раньше их всегда пело духовенство целиком, теперь же оно пело лишь стихи к ним, а сами стихиры пел боковой хор. В Неделю Жен-Мироносиц к ним была прибавлена и стихира из службы Великой пятницы «Тебе одеющуся светом, яко ризою[115]….». Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[116] пело духовенство в алтаре.

Впервые после Пасхи на службе поются воскресные антифоны «Ангельский Собор», повествующие о Воскресении Христа. Когда-то они всегда пелись попеременно обоими хорами, что создавало праздничную атмосферу на службе, теперь же, уже традиционно, их пел один верхний хор.

Евангелие (от Марка): 1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

9Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.

10Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; 11но они, услышав, что Он жив и она видела Его,- не поверили.

12После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.

13И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.

14Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.

15И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

16Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

17Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

19И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

20А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

При обычном для попразднества Пасхи троекратном пении «Воскресение Христово видевшее…», ввиду отсутствия бокового хора песнопение дважды пело духовенство (а за ним – народ). Еще одной особенностью этого дня является то, что начиная с этого дня, в храме поется пасхальный канон, но без припевов на 9 песни. В отличие от Пасхальной ночи и Светлой седмицы, тропари канона пелись необычным распевом, характерным, скорей, для стихир. Раньше он всегда пелся вместе с Богородичными тропарями, на манер будних дней Светлой седмицы. На сей же раз он пелся по чину Пасхальной ночи (правда, ирмосы пелись только один раз, а потом повторялись в качестве катавасий), а Богородичные тропари канон уже читал чтец, вместе с каноном Недели Жен-Мироносиц, от которого, правда, читался лишь один тропарь… Что касается стихир в конце утрени, то они были сокращены до всего двух.

По окончании службы о.Димитрий сообщил, что в сам день позднюю литургию в соборе, вероятно, будет служить правящий архиерей…..

Литургия.

В конце литургии.

Итак, архиерейское богослужение в соборе ожидается, но все же под вопросом. Но я все-таки решил идти в собор на позднюю литургию. Вот, и храм. У открытых настежь верхних ворот стоит сторож, пристально смотря на дорогу. Следовательно, архиерейское богослужение не отменено. В самом храме народу еще не особенно много, однако, к иконам праздника в центре храма уже выстроилась довольно большая очередь. В центре и правда стоит архиерейский амвон, а на амвоне обычном уже стоят аналои с иконами для чтения входных молитв. Орлецы были разложены чуть позднее. Служба уже идет, а потому, войдя, я сразу же становлюсь…. Проскомидия заканчивается уже на середине 3 часа и тогда же открывается завеса, и диакон кадит весь храм, громко приветствуя верующих. В середине 6 часа на амвон выходят иподиаконы с подсвечником и архиерейским жезлом. Значит, чина встречи снова не будет… Торжественное служение с чином встречи и облачением в нашем соборе становится редкостью… Вскоре открываются Царские врата, и на амвон, приветствуя верующих выходит Владыка Феогност в сопровождении о.Антония Новицкого (второй священник, который будет служить, о.Михаил Смирнов, совершал проскомидию, а потому уже пребывает в полном литургическом облачении. А вышедшее к амвону духовенство начинает читать входные молитвы, испрашивая благословение Божие на служение литургии (священники и диаконы на литургии обязательно причащаются, при этом чтение входных молитв не избавляет их от необходимости чтения последования ко святому причащению, которое у духовенства даже несколько полнее, чем у простых верующих). При этом духовенство, читая особые тропари, поклоняется стоящим иконам. Наконец, священнослужители просят прощения у верующих, а архиерей благословляет народ на три стороны, и уходит в алтарь. Царские врата закрываются. Чтение часов продолжается. После окончания чтения 6 часа (без конечной молитвы) чтец начинает читать молитвы ко святому причащению. Он успевает прочитать несколько молитв, прежде чем в храме зажигается весь свет. В центр храма выходит правящий архиерей в сопровождении сослужащего духовенства (два упомянутых выше священника, а также диаконы, включая некоего незнакомого). «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Евгений Кузнецов) идет в алтарь к престолу, а протодиакон – на амвон. Иподиаконы с подсвечником и архиерейским жезлом выстраиваются перед амвоном. «Благослови Владыко!» - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». Но это и всякая душа, живущая по заповедям Господним. Хотелось бы, чтобы и нашим душам быть таким же Царством!

Как и всегда, в начале литургии в дни попразднества Пасхи духовенство троекратно громко поет пасхальный тропарь. После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Отец Александр Лысенко, как и раньше, исполняет обязанности иподиакона, держа архиерейский чиновник, открывая его во время ектений, дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы.

На сей раз на службе присутствуют оба хора, причем 1 антифон литургии поет боковой хор, чей регент вчера болел. Итак, первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!»

Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

Второй антифон уже поет верхний хор. Архиерей в это время сидит в поставленном кресле. И верхний хор поет традиционную песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!»  И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона, который поет, как всегда, верхний хор, используя некий необычный распев. Он включает в себя пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо

велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Это даже не заповеди, а указания на то, к чему подобает стремиться. О них я подробно пишу каждый раз, когда описываю литургию. Стоит ли писать о них опять? Наверно, все-таки приведу их вновь. Нишета духа – эта фраза дает повод неверующим злословить нас, но на деле это означает лишь видение своей нищеты пред Богом, что без Бога он не способен ни к чему доброму, что всякое добро его на поверку отравлено злом, а желая искоренить в себе грех, он видит, что…. не может это сделать. И он понимает, что он ничто пред Богом, что он может лишь просить о помощи и лишь с помощью Божией способен одолеть путь спасения. «Я есть червь, а не человек» - вопит он вместе с псалмопевцем, желая спастись от своей нищеты. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но прошедших этот путь до конца мы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас этого нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это Мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами достигается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения, как проявления Промысла Божия, вразумляющего человека даже через явное зло. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием (рипиды не использовались) , диакона с кадилом, а затем – протодиакона Евгения с Евангелием, а затем – прочего духовенства. Все выстраиваются в центре. Во время пения антифона Владыка снова сидит, вставая в последний момент. Наконец протодиакон испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….» По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем – духовенство. Начинается пение тропарей и кондаков. Первый тропарь Недели Жен-Мироносиц поет верхний хор, а два последующих – боковой. В конце духовенство пропело кондак Пасхи[117]. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно двумя хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом.

Прокимен возглашал и читал отрывок из Деяний апостольских незнакомый диакон.

Чтения литургии. Отрывок из книги Деяний Апостольских: 1В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов[118]ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

2Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

3Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

5И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца[119], обращенного из язычников; 6их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

7И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

8А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.

9Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев[120] и Киринейцев[121] и Александрийцев и некоторые из Киликии[122] и Асии[123] вступили в спор со Стефаном; 10но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.

11Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.

12И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.

13И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.

14Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.

15И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.

Поставление первых диаконов. Как видно, их первоначальной их функцией было не столько помощь священнику при богослужении, сколько дела милосердия, помощь нуждающимся. Со временем их обязанности изменились, но о предыстории появления диаконского сана знать полезно.

«Аллилуиа» - возглашает зычный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии (его проносит через центр, сразу же унеся в алтарь, архидиакон Сергий (Пугач)…). Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Марка): 1Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.

2Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.

3И первосвященники обвиняли Его во многом.

4Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.

5Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.

6На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.

7Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.

8И народ начал кричать и просить Пилата о том, что́ он всегда делал для них.

9Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?

10Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.

11Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.

12Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?

13Они опять закричали: распни Его.

14Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.

15Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

16А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию[124], и собрали весь полк, 17и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; 18и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!

19И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.

20Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.

21И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.

22И привели Его на место Голгофу, что́ значит: Лобное место.

23И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.

24Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что́ взять.

25Был час третий, и распяли Его.

26И была надпись вины Его: Царь Иудейский.

27С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.

28И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.

29Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!

30спаси Себя Самого и сойди со креста.

31Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.

32Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.

33В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.

34В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои́! Элои́! ламма́ савахфани́? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

35Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.

36А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.

37Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

38И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.

39Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, та́к возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.

40Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, 41которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

42И как уже настал вечер,- потому что была пятница, то есть день перед субботою,- 43пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

44Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

45И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

46Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

47Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Глава 16.

1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

9Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.

10Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; 11но они, услышав, что Он жив и она видела Его,- не поверили.

12После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.

13И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.

14Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.

15И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

16Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

17Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

19И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

20А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

И снова мы возвращаемся к погребению и Воскресению Христову. Здесь Евангелие читается в контексте воспоминания труда праведного Иосифа (Никодим упоминается только в одном из Евангелий) и женщин, постоянно следующих за Христом и служащих Ему. Слова о Воскресении Его мимо ушей пропустили практически все, а потому, погребя тело Христа, они намеревались завершить погребальный ритуал, который они не успели провести до конца из-за близости субботы, когда иудею запрещается проводить какую-либо работу. И тогда они услышали весть о Воскресении Христа. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов добавляет к этому, что Мария Магдалина увидела Христа отдельно от всех, а Евангелист Матфей прибавляет, что все они, когда побежали к апостолам, встретили Христа…. Лишь тогда они вспомнили слова Его о Воскресении и возвестили об этом и всем прочим (Мария Магдалина поверила в Воскресение лишь когда сама увидела Учителя). Да и сами апостолы поверили в Воскресение лишь когда сами увидели Его. Вера их пока еще немощна и обретет силу лишь по Сошествии Духа Господня на них. Тогда их труд будет подлинно приносить плоды и именно за этот труд апостолы будут названы апостолами, а святые Жены-Мироносицы будут названы равноапостольными, так как разделяли благовестнические труды апостолов. В этот день вместе с ними принято чествовать и всех, трудящихся во славу Господню. Впрочем, дело не в одних женщинах, ведь вместе с ними чествуются и праведный Иосиф и Никодим, а обо всех, славящих Бога деятельно. Но в широком смысле этот день надлежит праздновать и всем нам, ведь мы все призваны быть светом для мира, не пытаясь специально показывать свое благочестие, ибо это – гибельный путь, но исполняя на деле все заповеданное нам. Именно тогда проповедь Христа будет приносить пользу, ибо будут не слышать лишь одни пустые слова, но видеть дела, в которые эти слова воплощаются, в противном случае, проповедь слов без дел рождает лишь один соблазн (и в большей степени, чем мы можем подумать, так как окружающим видны наши дела в больше степени, чем мы осознаем это)….

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. После этого была и ектения с молитвой об усопших. Начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий и трикирий, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя. После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет задостойник Пасхи: «Ангел вопияше благодатней, Чистая Дево радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся. Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего». После этого протодиакон выходит на амвон, как бы осеняя верующих орарем, возглашая: «И всех и вся!»…. Как и обычно, правящий архиерей сразу возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. После этого протодиакон призывает всех верующих к молитве о правящем архиерее, «приносящем Святые Дары сия Господеви Богу нашему» (при этом он уходит в алтарь, показывая орарем на престол, где стоят сосуды с уже освященными Дарами), а затем и обо всех верных Божиих, начиная о священноначалия и заканчивая всеми предстоящими и молящимися и «иже и кийждо (каждый) в помышлении имать и о всех и за вся». Во весь голос произнеся последние слова, снова уходит в алтарь. После этого служба шла уже, как всегда. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях) верхний хор пел пасхальный тропарь, а боковой – ирмосы пасхального канона.

Причастников в этот день было довольно много, так что причащение шло на две чаши. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению. Когда-то на этом литургия и заканчивалась – в древней литургии святого апостола Иакова, брата Господня, доныне совершаемом в Иерусалиме в день памяти апостола, а в Русской Церкви – в храмах духовных семинарий и академий и в некоторых приходах – с благословения начальства, до сих пор после этого звучит фраза «Отпущаетесь с миром» и служба кончается. У нас же выходящий из алтаря священник у амвона читает молитву с просьбой о благословении всех молившихся в храме и всех верующих по окончании литургии, когда они уйдут в мир с его страстями и грехами. В конце традиционно поется пасхальный тропарь. Обычно он в этом случае поется лишь один раз, но на сей раз он пелся троекратно, как и положено, владыка Феогност произносил отпуст и благословлял народ пасхальным трисвечником.

Произнеся отпуст, Владыка поздравил всех с праздником. Ныне, во 2 Неделю по Пасхе мы празднуем так называемую Неделю Жен-Мироносиц. В этот день мы почитаем тех женщин, которые следовали за Христом и служили Ему от имений своих. Кто-то из них был богат, как Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова. Они жертвовали много. Большинство же других давали лишь то, что могли дать. И эти женщины самоотверженно следовали за Христом даже когда иудеи схватили Его, бичевали, избивали, а затем – распяли на Кресте, когда и сами апостолы разбежались и попрятались. И вместе с ними мы чтим праведного Иосифа Аримафейского, а также Никодима – членов Совета. Оба чтили Христа, но почитали Его тайно, ведь они, как и все знатные и влиятельные лица, были весьма боязливы, когда речь заходила об общественном мнении. Однако теперь (когда Христа распяли) они оставили страх и пришли к Пилату, прося тело Господа Иисуса Христа, и получив, погребли Его. Для этого Иосиф предложил использовать гроб, приготовленный для себя. Так как дело было накануне субботы, то погребение шло в спешке. А на следующий день женщины пришли, дабы завершить чин погребения, смазать благовонными маслами тело Господа Иисуса. Их не смущало даже то, что гроб охранялся римскими воинами, хоть они знали об этом. Но их это не страшило. Они так спешили, что пришли еще затемно и лишь на месте задумались о том, как отвалить тяжелый камень, которым был закрыт гроб. Придя же, они увидели камень отваленным, а гроб – пустым. И здесь же был Ангел, который возвестил им о Воскресении Христа. И как говорилось в прочитанном сегодня Евангелии, они «шедше, бежаше, имяше же их трепет и ужас, и никомуже ничтоже реша, бояхубося…». А в другом Евангелии говорится, что по пути им встретился сам Христос, которому они поклонились. еще от радости не веря, а потом пошли и возвестили ученикам. Так, они стали апостолами для самих апостолов, возвестив им о Воскресении Христа. Итак, мы почитаем этих самоотверженных женщин. А вместе с ними мы чтим и всех женщин, трудящихся ради Христа. Но также мы чтим и праведных Иосифа и Никодима, а вместе с ними – и современных Иосифов и Никодимов. Женщины, как показывает история, всегда более ревностны в вере, всегда более близко к сердцу воспринимают веру во Христа. Так уж сложилось и так устроен их ум. Мужчины верят по-другому – они не сразу принимают все в сердце, но должны сначала пропустить все через ум, а потом уже решить – верить или нет. И в первые века христианства именно женщины первыми веровали во Христа. И именно они были самыми ревностными последовательницами Христа. Они исполняли обязанности диаконисс, помогавшим священникам окормлять женщин. Они носили Святые Дары женщинам и творили многие дела милосердия. И в новые времена именно они являли наибольшую ревность. Во времена гонений именно они продолжали чтить Бога, наполнять храмы, много помогать Церкви, когда большая часть мужчин оставили храмы. В те годы в храмах были, по большей части, именно женщины (здесь он заметил, что в Караганде, где он родился и вырос, все было по-иному – мужчин в храме, который он посещал, было более половины, хоть это – скорей исключение). И именно женщины, «белые платочки», как их назвали писатели современности, помогали сохранять храмы, часто спасая их от уничтожения, иной раз оставаясь в них, дескать, если взрывайте, то только вместе с нами. И храмы часто удавалось отстоять. Их подвиг был не меньшим, чем подвиг святых Жен-Мироносиц. Но те верили, так как видели Христа своими очами. А эти Христа не видели, но веровали, являя веру самыми делами своими (здесь он приводил обширную цитату из слов священномученика, митрополита Серафима (Чичагова), превозносящего подвиг этих женщин ради Христа, «творящих великие дела…»). И сегодня именно они больше всего помогают Церкви (здесь он вспоминал то, как он в свое время создавал подворье в Дивноморском, заметив, что именно женщины, создав небольшую общину, помогали создавать подворье, когда денег не было ни на что, даже на пропитание священника). И роль женщин сегодня – ключевая. Они поют на клиросе, они часто преподают в воскресных школах. Также они и убирают в храмах. Это служение ничуть не менее достойно, чем служение благовестия, ведь они проявляют усердие, заботясь о храме Божием. Также именно они служат сестрами милосердия, не ради доходов, но ради Христа, тратя время на помощь больным. Они трудятся в социальных службах, оказывая помощь нуждающимся. И потому мы в этот день мы чтим этих современных жен-мироносиц и современных Иосифов и Никодимов, трудящихся не ради своей выгоды, а ради Христа, жертвующих своими силами и временем, дабы угодить Богу…. Далее он довольно долго поздравлял и тех и других с праздником. Пожелав им всего наилучшего, он благословил народ, и под пение многолетия ушел в алтарь. После этого вышли священники с напрестольными крестами для целования. Всем женщинам раздавались гвоздики…


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!