Замужества и утверждение на престоле                                                          



С самого начала царствования Тамара проявила недюжинный ум, озаботившись прежде всего избранием наиболее достойных лиц на должности советников (везиров) и военачальников. Своими приближёнными она сделала Антония Глонистависдзе из Гареджи (горный район у нынешней грузино-азербайджанской границы) и двух сыновей главного воеводы (амирспасалара) Мхаргрдзели: Захарию и Иванэ, которые в дальнейшем показали себя верными и умелыми людьми. В это же время Тамара обеспечила епископов пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей, и постаралась собрать к себе людей праведной жизни.

Некоторые из высших должностных лиц сговорились возвыситься ещё больше и не пропустить новых приближённых выше по карьерной лестнице. Казначей (мечурчлетухуцес) Кутлу-Арслан открыто предложил создать некое подобие парламента, которое занималось бы делами управления, а власть царицы сводилась бы при этом лишь к формальному утверждению всех принятых ими законов. Тамара задержала Кутлу-Арслана. За него вступились было военные, но путём переговоров противостояние было разрешено.

В 1185 году по единогласному решению патриарха, епископов и придворных, было принято решение найти юной Тамаре мужа. Для этого на Русь, "ввиду принадлежности русских племен к христианству и православию"[83] послали купца Зоровавеля, который сосватал царице князя Юрия (Георгия) Андреевича, сына великого князя благоверного Андрея Боголюбского. Придворные одобрили жениха, и хотя Тамара просила "переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его"[84], грузинские вельможи настояли на своём и устроили свадьбу.

Вскоре опасения Тамары оправдались: супруг проявил себя пьяницей, совершавшим "много неприличных дел"[85]. Два с половиной года святая терпела пороки мужа, обращалась к нему через достойных монахов, а затем сама лицом к лицу принялась обличать его. Но Юрий рассвирепел ещё больше и стал совершать более губительные проступки. Тогда Тамара, "проливая слезы, отправила его в изгнание, снабдив несметным богатством и драгоценностями"[86].

Блгв. царица Тамара. Фреска (нач. XIII в.) в церкви Рождества Богородицы Бетанийского монастыря

 Благодаря природной красоте, уму и обаянию святая стала желанной невестой для множества царей и князей со всего света. К её руке стремился старший сын императора Мануила Комнина, несколько султанов готовы были ради неё отказаться от мусульманства. Но Тамара оставалась непреклонной, так как по врождённой тяге к чистоте вообще желала оставаться безбрачной. Лишь уступая убеждениям придворных, тревожившихся из-за отсутствия наследника, она наконец согласилась выйти замуж в 1188 году за воспитанника своей тётки Русудан аланского царевича Давида Сослана. Этот брак оказался удачным: в Давиде святая Тамара нашла прекрасного мужа и бесстрашного военачальника. Вскоре Тамара родила наследника, будущего царя Георгия IV, а затем и дочь Русудан.

Узнав о втором браке святой царицы, её первый муж задумал побороться за утерянный престол. Он, находясь в Константинополе, собрал под свои знамена войска, а затем явился в страну Эзинкан (Эрзинджан, ныне город в восточной части Турции), где к нему присоединились многочисленные предатели и пошли войной на Тамару. Войско бунтарей было разбито в ночном сражении при реке Куре, но святая явила милосердие и никого из предателей не казнила, а бывшего мужа отпустила на свободу. Впоследствии Юрий Андреевич ещё дважды пытался вернуть себе грузинский престол, но всякий раз бывал бит преданными Тамаре вассалами.

Внешняя политика

Через десять лет по вступлении на престол царица Тамара повела наступательную политику против сопредельных мусульманских государств. Её силы взяли Хорасан, Тавриз (ныне Тебриз, город в Иране, центр иранской части Азербайджана) и Эрзурум. В ответ багдадский халиф решил покорить крепнущую христианскую Грузию и в 1195 году собрал против неё мощное объединённое войско мусульманского мира, включавшее силы из Индии, Самарканда и Дербента под началом атабека Азербайджана Абу Бакра. Узнав о готовящемся вторжении, святая Тамара повелела распространить указ, чтобы немедленно собралось войско, чтобы во всех церквях и монастырях совершались всенощные бдения и литии, а царедворцы послали бы "побольше денег и все потребное для нищих"[87]. За десять дней удалось собрать немалую армию. Святая обратилась к воинам: "Братья мои, не бойтесь оттого, что их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог"[88]. После чего она препоручила их Богу, а сама сняла обувь и босой пришла в храм Богоматери в Метехи, где, пав перед святой иконой, не переставала молиться со слезами. Грузинские войска одержали блестящую победу под Шамхором (ныне Шамкир), пленив множество воинов неприятеля. Великая победа принесла царице славу, но её жизнеописатель подчёркивает что благоверная Тамара не поддалась гордости, а "напротив, еще более скромной делалась она перед Богом"[89].

Ещё одним тяжёлым испытанием для царицы и страны стала схватка с султаном Румским Рукн ад-дином. Притворно заключив с Тамарой ряд мирных договоров, он собрал большое войско по всей своей державе, и в начале 1200-х годов выступил против неё, объявив что жизнь оставит "только тому, кто исповедует веру пророка Мухаммеда, отвергнет твою веру и своей рукой станет ломать крест"[90]. Тамара, возложив всё упование на Бога, призвала придворных и стала совещаться с ними "не как баба и не с пренебрежением велений разума"[91]. В немного дней удалось собрать воинов, которые сперва направились в храм Пресвятой Богородицы в Вардзии. Царица препоручила Богородице мужа и всё его войско, а сама предалась посту и молитве. В Басианской битве грузины разбили противника, взяли богатые трофеи и вновь отразили нависшую над христианами угрозу. Жизнеописание сохранило письмо благоверной царицы к султану Рукн ад-дину написанное в преддверии битвы: "Доверившая себя Всемогущему Богу Вседержителю и вечно молящаяся Деве Марии и с верою уповающая на честный Крест, прочла я твое, Бога гневающее, послание, Нукардин. Всякий, лживо клянущийся именем Господа, Богом будет стерт с лица земли. Я посылаю христолюбивое воинство, чтобы сокрушить твою гордыню и заносчивость"[92].

Благоверная царица, продолжая расширение государства в борьбе с мусульманскими странами, также способствовала созданию союзной Грузии ромейской Трапезундской империи. Приняв у себя своих родственников, изгнанных ромейских царевичей Алексия и Давида Комниных, она оказалась в противостоянии с их гонителем, императором Алексием III Ангелом. Толчком к обострению отношений стало изъятие Алексием Ангелом щедрых даров, которыми Тамара наделила пришедших к ней монахов. Узнав об этом царица послала на имя преподобных отцов золото в ещё большем количестве. Тогда же, в 1204 году, она отправила войско в северо-восточные пределы ромейских владений и поставила императором над этими землями Алексия Комнина со столицей в Трапезунде.

Таким образом за годы своего правления, благоверная царица Тамара смирила внутренних и внешних врагов, расширила пределы царства и доставила Грузии преобладающее политическое значение во всей Малой Азии. Царица смогла занять место арбитра над обширным регионом - по словам летописца, "она восседала как судья меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны или пытался набросить ярмо насилия друг на друга"[93]. При этом сама Тамара не расслаблялась от действия времени и не выказывала неприлежания к управлению.

Внутреннее управление

Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории не только с политической стороны, но и с духовной и культурной. Высокое благочестие и мудрость царицы проявляли себя во многих деяниях, но благоверная Тамара особенно прославилась как блюстительница Православия, щедрая покровительница Церкви и искусств.

Сразу после своего избрания святая Тамара объявила о созыве церковного Собора, для участия в котором призвала из Иерусалима бывшего Мцхетского католикоса Николая и, под его председательством, собрала многочисленых священноучителей, монахов, пустынников и знатоков закона Божьего со всего царства. Усадив всех в одном помещении, царица села поодаль и сказала: "О, святые отцы, исследуйте хорошо все и утвердите прямое и изгоните кривое. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности. Вы словом, а я делом, вы учением, а я поучением, вы наставлением, а я установлением подадим все друг другу руку помощи, чтобы сохранить Божьи законы непоруганными"[94].

Руководствуясь этим наказом, Собор устранил неурядицы в церковной жизни и сместил недостойных иерархов. В дальнейшем царица делала всё для того, чтобы в её царствование чин церковной службы выполнялся сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей. В самом дворце непрерывно служились молебны и бдения, приносилась Бескровная Жертва. Святая Тамара много заботилась о благоустроении Божиих храмов: в Картли[95] в этот период были построены церкви Икорта, Бетания, Кватахеви; в Тбилиси был возведён Лурджи Монастери; выдающимся памятником стал высеченный в скале монастырский комплекс Вардзия в Джавахети, примечателен и Ваханский монастырь высеченный неподалёку в то же время.

Заботясь о благосостоянии Грузинской Церкви, царица способствовала распространению веры Христовой в своих землях. Известна её особая забота о христианском просвещении единокровных для неё алан. Благоверная Тамара также радела о Божиих людях и обителях далеко за пределами своих владений. Она посылала своих доверенных в дальние страны, отправляя с ними потиры, дискосы, покровы для святынь и неисчислимое золото для монахов и нищих. В круге её благотворения были Ливия, Греция, Македония, Болгария, Фракия, Исаврия[96], Кипр; монастыри Александрии, Константинополя, Синая, Святой Горы Афон и Чёрной Горы.

При святой царице грузинская культура пережила небывалый расцвет. Пишутся такие выдающиеся поэмы как "Абдул-Мессия" преподобного Иоанна Шавтели, "Витязь в тигровой шкуре" Шота Руставели и "Тамариани" Чахрухадзе. Вдобавок к великолепным храмам создаются многочисленные новые постройки, такие как Гегутский дворец, а также мастерски сработанные Беслетский, Рконский мосты и мост Дандало.

Благоденствие Грузии при Тамаре также основывалось на её особой заботе о малоимущих. Она поставила верных смотрителей над нуждающимися и отдавала нищим десятую часть всего государственного дохода, причём следила за тем, чтобы не пропало даже одного зернышка ячменя. В стране прекратились казни; во всей Грузии нельзя было встретить ни одного человека, который бы подвергся насилию с ведома царицы. За 31 год своего правления по её распоряжению никто не был наказан даже плетью[97].

Блгв. царица Тамара. Фреска нач. XIII в., Никольский храм Кинцвисского монастыря

Духовный облик

Грузинские сказания прославляют благочестие, кротость, миролюбие, мудрость и красоту святой царицы. Люди любили её без оглядки и звери повиновались ей: жизнеописатель говорит о выросшем при её дворе льве, который клал морду на колени царице, ластился к ней, а когда его уводили - обильно плакал[98]. Её имя славилось как "имя ангела четырех стран света, с востока на запад, с севера на юг"[99].

Святая Тамара была проникнута страхом пред Всевышним и служила Богу верно. Она приложила все старания, чтобы "её человеческая природа осталась простой, по роду ее внутреннего склада, без соединения со страстями"[100]. Царица поражала приближенных тем что "проводила всю ночь в стоянии на ногах, бодрствовании, молитве, поклонах и слезных мольбах ко Господу, равно как в рукоделии, чтобы помогать нищим"[101]. Царица радовалась возможности помогать нищим и немощным, а к священникам и монахам питала особую любовь.

Последние годы и кончина

В 1206 году скончался муж и соправитель святой Тамары Давид Сослан. Царица сделала своим соправителем сына Георгия Лашу, а сама стала готовиться к преставлению. Последние годы жизни она провела в пещерной обители Вардзия, где благоверная царица имела келью, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время богослужений. Сначала она позаботилась о государственных делах, затем управилась с делами церковными и монастырскими, после чего у нее открылась неизвестная болезнь. Человеческое искусство и повсеместные молитвы о её выздоровлении не изменили ход событий. На пороге перехода в мир иной, святая Тамара созвала именитых людей царства и обратилась к ним со словами: "Братья мои и дети! Вот и я призываюсь Страшным Судьей. В своем сердце я хранила любовь к вам. Молю всех вас творить добрые дела и поминать меня. Оставляю вам наследниками дома моего детей моих, Георгия и Русудан, примите их взамен меня"[102].

Затем Тамара обратилась к Богу: "Христос, Боже мой Единый, Тебе препоручаю это царство, которое Тобою мне было вверено, и этот народ, искупленный Твоей честной Кровью, и этих моих детей, которых Ты мне даровал, и затем душу свою"[103].

С этими словами благоверная царица грузинского народа мирно и тихо скончалась. Кончину её чаще всего датируют 18 / 31 января[104] 1213[105] года.

Нагрудный крест св. царицы Тамары, XII в. (ГМИГ)

Мощи и почитание

По слову жизнеописателя, с преставлением святой царицы Тамары "погасло солнце Грузии", и веселье грузин сменилось горем: "земле, обеспложенной от соли, уподобились уста их"[106]. Согласно "Жизни царицы цариц Тамар" прах святой Тамары на несколько дней положили в соборе в Мцхете, а затем погребли в Гелати[107] в родовой усыпальнице Багратионов. Однако на деле подлинное место упокоения её мощей осталось сокрытым. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после кончины, она завещала похоронить себя тайно, чтобы могила осталась сокрытой от мира. Ночью из ворот замка, где умерла царица, выехало десять отрядов. Каждый вёз гроб, и все десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы.

 Согласно одному преданию, она была похоронена в Гелатском монастыре. Другая традиция утверждает, что она была погребена в Иерусалимском Крестном монастыре, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Георгий Лаша исполнил заветное желание своей матери.

Современники царицы Тамары оставили два оставшихся в веках крупных жизнеописания святой. "Жизнь царицы цариц Тамар"[108] написано, по мнению наиболее авторитетных грузинских исследователей, приближённым царицы Василием Эзосмодзгвари и посвящено в первую очередь нравственному облику святой. Другое произведение - "История и восхваление венценосцев"[109] - написано в более светском ключе очевидцем большинства описываемых им событий и изобилует подробными географическими сведениями, описаниями битв и государственных советов. Сведения о жизни святой также содержатся в указах и документах наподобие дарственных грамот.

Как её личное благочестие, так и беспримерный расцвет Грузии под её рукой, способствовали сложению особого почитания вокруг её имени. Наравне с равноапостольной Ниной, благоверная царица сделалась наиболее чтимой и любимой святой среди грузин. Соборно утверждённое Церковью почитание святой царицы дополнилось разнообразными народными легендами и поверьями. Со временем почитание святой стало распространятся и в других православных народах. На Руси широкое хождение со второй половины XVI века получила "Повесть о царице Динаре", основанная на событиях связанных со славной Шамхорской битвой. В связи с 800-летием её кончины Грузинская Православная Церковь объявила 2013 год годом царицы Тамары[110].

Св. блгв. Тамара Грузинская

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Во святы́х ди́вная,/ Иве́рии свети́ло,/ благове́рная цари́це Тама́ро,/ на гора́х высо́ких хра́мы воздви́гшая,/ да в ни́х моле́ния возсылаю́т ко Го́споду,/ мольба́ми твои́ми кре́пость дарова́вшая во́ем христолюби́вых люде́й страны́ И́верския,/ десни́цею же свое́ю по́лчища ага́рянская низпрове́ргшая,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Использованные материалы


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!