Догматические и нравственные основы 29 страница
«Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Надо учиться! Скучен, потому что не радеют о нем» (прп. Анатолий Оптинский). Пусть в представлении наших учеников храм не будет просто зданием, особенным образом устроенным и освященным, а домом Божиим, местом, где невидимо присутствует Сам Господь, и алтарь — не отделением храма для священнослужителей, но святым святых, куда миряне не могут входить без крайней Нужды, а, войдя, должны благоговейно поклониться перед святым престолом. Пусть лучше дети не знают, какую форму имеет святой престол и как называются одежды, которым он покрыт, но они должны твердо усвоить мысль, что это главная святыня храма. Тогда и иконостас станет не перегородкой, отгораживающей алтарь от храма, а окном, соединяющим нас со всей Церковью небесной.
Уроки, касающиеся храма и богослужения, должны быть пронизаны любовью к Церкви. Даже сам ход занятия, раскрывающего устройство храма от притвора до главной части — алтаря, как бы распахивает его двери для начинающего христианина. Здесь все говорит о вечности, все имеет глубокий смысл. Святые так любили храм и богослужение, что готовы были скорее отдать жизнь, чем расстаться с ними. Во многих житиях мы встречаем случаи, когда святой приходил в храм раньше всех, а уходил последним. Церковь и для каждого из нас имеет первостепенное значение, без нее невозможна жизнь человека. Здесь — все потребное для спасения, и главное — соединение с Богом в Святых Тайнах. Храните любовь к вере и Церкви Православной, к посещению храмов! — вот главный призыв таких уроков.
|
|
Митр. Вениамин (Федченков) неоднократно свидетельствует: «Если я еще живу, если я еще дышу, окаянный, грешный, если не сгнил еще от язв греховных, то только потому, что я дышу чудным ароматом Литургии, что мои уста смочены Живоносной Кровью Господа, Спасителя моего. Божественная литургия — соль, сохраняющая меня от гниения греховного; она — роза, услаждающая меня своим ароматом небесным. Она — посох мой, поддерживающий меня от падения. Она — якорь мой, спасающий меня от потопления; она — радость, восторг, крепость, жизнь моя. Здесь я только начинаю Божественную литургию, а закончу ее там, на Небесах, с теми... которые... посещают Божественную литургию, любят ее, питаются из этого благоуханного Животворящего Источника».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Многие не любят быть у богослужения потому, что не знают его хорошо во всем его богатстве, величии, мудрости, сладости, животворности, а узнают — не расстанутся никогда; так оно привлекательно, питательно, сладко для души». Для того чтобы дети полюбили богослужение, нужно сделать его близким и понятным для них. По поводу того, что Закон Божий должен иметь характер не теоретическим, а практический, религиозно-воспитательный прот. А. Дернов приводит слова «одного достопочтенного и опытного педагога»: каждый урок должен быть «как бы отдельным актом христианского богослужения». Постараемся разобраться, как это сделать.
|
|
МЕТОД ОБЪЯСНЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ
«Будьте святы, как Я свят», — говорит Господь в Ветхом Завете (Лев. 11,44). Эта святость усваивается нами принятием пролитой на Кресте Крови Христовой через установленное Иисусом Христом Таинство Святого Причащения. Прот. А. Дернов обращает наше внимание на то, что раз величайшее Таинство совершается на Литургии, следовательно, мы должны хорошо знать ее — смысл, образ совершения, равно как и смысл богослужения христианского вообще. И сщмч. Фаддей (Успенский) рекомендует кроме раскрытия общего значения объясняемых служб и отдельных песнопений более всего остановиться на Божественной литургии, которая, по словам свт. Иоанна Златоуста, «совершается на земле, но чиноположение имеет вещей небесных».
При изучении необходимо освещение богослужения с различных сторон. И С. И. Ширский, и о. Аполлоний Темномеров отмечают, что церковно-богослужебные действия имеют две стороны: внешнюю — видимую, и внутреннюю — таинственную. Первая имеет значение лишь в соединении с последней. Поэтому богослужение можно объяснять:
|
|
1) с фактической, внешней стороны. Здесь имеется в виду изучение непосредственного смысла молитв, песнопений, порядка богослужения, исторического происхождения отдельных моментов;
2) с внутренней стороны. Речь идет о таинственном, символическом значении богослужебных действий как воспоминании домостроительства человеческого спасения.
Но главным является понимание непосредственного смысла богослужения для сознательного участия в нем. Задача обучения будет выполнена только тогда, когда дети усвоят и непосредственный смысл, символическое значение богослужебных действий. Знание смысла и хода службы, а также понимание воспоминаемых событий — все это служит сознательному и активному участию детей в молитве.
Уставная сторона богослужения
В школе особым вниманием пользуется уставная сторона. Прежде всего ученик должен уразуметь смысл православного церковного богослужения вообще. Для этого ему надо дать понятие об основных службах.
|
|
1) Рассказ о службах дневного круга включает в себя следующие вопросы:
• с какой службы начинается суточное богослужение,
• порядок следования служб друг за другом,
• условное разделение девяти суточных служб на три группы,
9 час полунощница 3 час
вечерня утреня Литургия
повечерие 1 час 6 час
• книги, по которым ведется богослужение (часослов, служебник),
• место Литургии среди служб суточного круга (выше всех, вне времени, фактически не входит в общий порядок).
Ученик узнает, что суточный круг — это основа всего богослужения. Каждый день (за некоторыми исключениями) построен одинаково. Но здесь важнее всего дать понять, что Церковь все время дня распределила на молитву. Она освящает каждое мгновение жизни человека, непрерывно печется о его спасении. Церковь придает значение всему совершающемуся в жизни человека, не считая ничего мелким, незначительным, второстепенным. Церковь все освящает своими молитвами и заботами. Она ходатайствует перед Богом о всех делах и нуждах людей: она молится о младенцах, юных, старцах и вдовицах, о заключенных, больных, плененных, скорбящих и угнетенных, она духовно сопутствует путникам, печалуется о гонимых, умилостивляет гнев власть имущих, поминает отошедших в мир иной. И христианин, живя в Церкви, приучается так же непрестанно заботиться о подготовке к вечности.
2) Годовой круг. Неизменный порядок суточного круга пересекается с молитвенным воспоминанием годового круга. Здесь ученик должен получить:
• понятие о важнейших праздниках Церкви, а также о постах,
• сведения о жизни святых, местночтимых и поминаемых всей Церковью. Особое место занимают сведения о новомученикаи исповедниках XX в., знания о книгах, по которым совершаются службы годового круга, — о Минеях.
Ученик должен понять, как он может принимать участие в жизни Церкви — присутствуя в храме в особо торжественные дни, отмечая дни памяти святых и события жизни Господа Иисуса Христа и Божией Матери, следуя благочестивым церковным традициям.
3) Недельный круг. Ученик должен усвоить, что в течение недели Церковь посвящает каждый день определенному событию:
• воскресный день — торжественному воспоминанию Христова Воскресения и называет этот день малой Пасхой,
• среду — воспоминанию предательства Христа Иудой Искариотским,
• пятницу — воспоминанию смерти и страданий Спасителя мира, остальные дни — последовательному воспоминанию невидимой Церкви Христовой в порядке творения:
• понедельник посвящен Бесплотным Силам,
• вторник — ветхозаветным праведникам в лице св. Иоанна Крестителя,
• в четверг чествуются апостолы и их преемники святители в лице свт. Николая Чудотворца,
• в субботу поминаются все другие святые, угодившие Богу своей жизнью, и возносится молитвенное прошение за всех усопших христиан.
Необходимо в этой теме указать, что воскресенье является первым днем церковной недели (а также, по учению святых отцов, и восьмым, принадлежащим вечности), среда и пятница — днями поста. Главное, чтобы дети особое почтение оказывали воскресному дню, пребывая в храме, а в остальные дни, даже не будучи в храме, молитвенно соединялись со всей Церковью. Мы, члены Церкви, Должны быть в живом общении друг с другом и с членами Церкви небесной.
Прот. А. Темномеров напоминает об опасности рассмотрения только уставной стороны. Если не одухотворить все уставные моменты, т. е. не показать, что каждая видимая подробность имеет Духовный смысл, урок окажется сухим и трудным для усвоения.
Конечно, знание Церковного Устава и даже порядка службы достигается практикой, а не теоретическим изучением. Даже окончившие курс семинарии оказываются в большом затруднении, когда им приходится применять свои познания к делу. Поэтому и ученик церковно-приходской школы, твердо заучивший порядок Литургии, может остаться при том наивном убеждении, что Литургия оглашенных совершается в будни, а Литургия верных — в праздники.
Школа же имеет своей задачей вести детей к сознательному и благоговейному участию в церковном богослужении. Необходимо оговориться, что понятия о богослужебной жизни современных детей значительно отличаются от дореволюционных. Посмотрев конспекты уроков Закона Божия XIX — н. XX вв., мы увидим, что детям в церковной школе приходилось объяснять некоторые элементарные бытовые понятия, но в какой момент службы выходит священник и какой возглас произносит, они знали, в отличие от наших воспитанников, очень четко.
Символическая сторона богослужения
Многие учителя, предупреждает прот. А. Темномеров, увлекаются при объяснении богослужений символической стороной. При этом забывают, что «прежде чем уяснять детям внутренний смысл, нужно приблизить к их пониманию непосредственный, буквальный смысл всего, что они видят и слышат в церкви».
В таких случаях учителя осложняют богослужение, делают его мудренее, чем оно есть. Они стараются выяснить символический смысл каждой вещи, каждого шага священнослужителя. В длинных речах они говорят о символическом значении поручей, епитрахили, кадила; изыскивают сложные и иногда смешные объяснения. Например, на всенощном бдении диакон возглашает: «Бог Господь и явися нам!» — и хор четырежды отвечает ему этими словами. Почему четыре? Потому что Господь почти четыре года проповедовал на земле.
Знание символического смысла должно показывать каждому, что православное богослужение в целом и во всехчастностяхпроникнуто одной определенной идеей воспоминания домостроительства Божия о спасении падшего человека. Символизм объясняет обилие обрядов при совершении служб и то, почему Церковь так дорожит точностью их выполнения. Но можно заставить детей точно заучить, что знаменует каждый обряд, о чем напоминает нам та или другая молитва, но при всем этом церковные службы сами по себе останутся для них совершенно непонятными.
Символизация богослужения в целом и отдельных его частей низводит литургические обряды до уровня «дидактических инсценировок». По мнению протопресвитера Александра Шмема- на, «нагромождение символических истолкований» мешает людям молиться и по-настоящему участвовать в Литургии, «отвлекая их от той духовной реальности, непосредственное соприкосновение с которой и составляет сущность молитвы». Поэтому необходимо главным образом научить детей понимать непосредственный смысл богослужебных молитвословий и действий для сознательного участия в соборной молитве. Например, слыша «Господи, воззвах» и вспоминая грехопадение прародителей, ребенок должен обратиться к Богу с собственными покаянными слезами, а услышав «Бог Господь и явися нам» радоваться о приходе Спасителя и молить Его о своем спасении.
Объяснение богослужений
Покажем теперь, каким образом рассматриваются богослужения суточного круга. При их изучении необходимо учитывать следующие рекомендации:
· по каждой службе дать общую картину (единая тема, исследование...).
• Проводить уроки в храме, показывать реальные священные предметы, для этого обращаясь к священникам.
• Использовать наглядные пособия (священные сосуды, священные одежды, иконы, богослужебные книги и проч.).
• Изучать на занятиях богослужебные тексты, раскрывающие смысл и красоту богослужения.
• Учителям составлять пособия, схемы, учебные материалы длядетей по богослужебным книгам.
Если ученики должны знать порядок дневных служб, то особенно подробно нужно изучить всенощное бдение и Литургию как важнейшие и наиболее часто посещаемые — в воскресные и празд. ничные дни. Объяснение малых служб сводится к уяснению общей идеи, например:
•полунощница — Страшный Суд и Жених, грядущий в полночь,
• 6 и 9 час — распятие и смерть Господня на Голгофе.
Важнейшие богослужения изучаются гораздо подробнее.
Всенощное бдение имеет идеей ожидание прихода Спасителя в мир, это Священная история, переданная не языком рассказа, а символическим языком священнодействий и прерываемая нашими молениями. Прот. А. Дернов предлагает следующую схему изучения всенощного бдения.
1. Псалом 103 предначинательный 2. Дальнейшее последование 3. 1 кафизма «Блажен муж» 4. «Господи, воззвах», «Да исправится» 5. Стихиры 6. Шестопсалмие 7. «Бог Господь и явися нам» 8. Кафизмы, особенно № 17 9. «Хвалите имя Господне» 10.«Благословен еси Господи» 11.Евангелие 12. Канон, славословие | Сотворение мира, первозданная красота и невиданность сотворенного Грехопадение с его тяжкими последствиями для согрешивших прародителей. Изгнание из рая и ожидание Спасителя Время патриархов, когда наряду с нечестивыми были угодившие Богу Время Моисея Прославление Воскресения Христова, оттеняющее тяготу подзаконного времени, когда человек молил извести душу его из темницы и из глубины души взывал: «Господи, услыши глас мои» Время пророков, которые во главе с Давидом усиленно проповедовали покаяние, исправление и моление к Богу Явление Христа на землю Страдания Спасителя Воспоминание, как Начаток нашего воскресения восстал из мертвых и попрал смерть и ад Святые жены-мироносицы Одно из явлений Воскресшего Прославление Нового Родоначальника человеческого рода и моление о прощении, подаянии мира и благодати |
Прот. А. Темномеров предлагает при изучении всенощного бдения ограничиться пунктами:
1 — творение мира,
2 — изгнание из рая и ожидание Спасителя,
7 — рождество Христово,
9-12 — воскресение Господне.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!