Догматические и нравственные основы 28 страница
Первым и наиболее действенным средством сделать молитву постоянной спутницей жизни ребенка служит словесное убеждение свято выполнять долг молитвы. Единственным свидетелем и судьею этого будет совесть ребенка, и поэтому вполне естественно поставить ее на страже долга молитвы». Не всегда это убеждение совершается впрямую, оно подается тонким и тактичным образом.
Как и всегда в преподавании, важен принцип ориентирования на духовную жизнь ребенка. Для чего мы молимся? Для осуществления спасения, единения с Богом, т. е. для исполнения цели человеческой жизни. При изучении молитвы можно опираться на чувство благодарности Творцу, основываясь на фактах Священной истории (принцип интеграции предметов). Примером служит молитва Моисея. «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает и руку Самого всесильного Бога, поднятую для поражения грешников», — напоминает свт. Димитрий Ростовский.
«Конечно, нужно повторять детям заповедь апостола: «Непрестанно молитесь, о всем благодарите» (1 Фес. 5, 17-18), хотя прежде понимания такого высокого требования они должны научить ся употреблять молитву в отдельных случаях своей жизни. Учитель должен настойчиво убеждать детей возможно чаще освящать себя молитвою и крестным знамением. Православный человек считает долгом, встав ото сна, прежде всего, перекреститься. То же делает он, выходя из дома, при входе в дом, принимаясь за дело, проходя мимо храма или иконы, при встрече крестного хода или похорон, перед отправлением в дорогу, ложась вечером в постель и проч.» (С. И. Ширский). Эти мысли подтверждаются словами святых отцов. «Когда восстанешь от сна, — первая мысль твоя да будет о Боге; самый начаток мыслей твоих, еще незапечатленный никаким суетным впечатлением, принеси Богу. Когда отходишь ко сну, когда готовишься погрузиться в этот образ смерти, — последние твои мысли да будут о вечности и о царствующем в ней Боге» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).
|
|
Мы учим детей молиться перед началом всякого доброго дела. Но как определить, доброе оно или нет? Оказывается, через молитву не только призывается благословение Божие на задуманное, но и узнается качество этого дела, определяется его богоугодность. «Пред начинанием всякого дела приноси молитву Богу; ею привлекай благословение Божие на дела твои и ею суди дела твои: помышление о молитве останавливает от дел, противных заповедям Божиим. Кто пред всяким делом и словом обращается молитвой к Богу о вразумлении, помощи и благословении, тот совершает жительство свое как бы под взорами Бога, под Его руководством» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Руководиться Богом во всех своих делах и учит детей молитва.
|
|
О всяких важнейших и необходимых случаях молитвы учитель непременно предупреждает учеников, не довольствуясь общим замечанием о необходимости постоянной молитвы. Детям, особенно не имеющим полноценного духовного опыта и начинающим свои духовный путь, нужны конкретные примеры жизненных ситуаций, требущих обращения ко Всевышнему. Попав в такое положение, ученик вспомнит наставления педагога и последует им. Это конкретные случаи молитвы из обычной детской жизни: по дороге в школу, при встрече с незнакомцем, перед контрольнойработойили выполнением домашнего задания, когда находишься один дома» когда желаешь маме быстро и благополучно добраться с работы, а папе — починить машину, при ссоре с другом, при совершении греха — злого слова или дела, а также в радости от высокой оценки, примирения с товарищем, преодоления какого-либо недостатка.
В жизни каждого человека бывают особые случаи, располагающие к искренней, горячей молитве. Это большей частью несчастия, скорби и болезни, когда человеку явным представляется его бессилие и ощущается особенная потребность в помощи Божией. Если учителю известно семейное положение учащися, то его обязанность в подобных случаях указать ребенку, где он может искать себе утешения и успокоения. Здесь мы снова обращаемся к жизни детей. Научение идет не только методом убеждения, но и через практику совместной духовной жизни. Ученики церковных школ вместе с учителем молятся об исцелении от болезни своих товарищей или родителей, об успехах в учебе и спорте, об обращении к вере и Крещении родственников. Молитва идет и в радостных обстоятельствах: именины, день рождения, рождение и Крещение братьев и сестер и др. Это может быть и пение молитвы «Многая лета» всем классом, и молебен, совершаемый духовником школы вместе с детьми.
|
|
Время от времени необходимо, пользуясь удобным случаем, проверять, насколько исполняются детьми наставления учителя относительно молитвы, лучше избегая прямого вопроса: «Молился ли ты сегодня?»
Под приучением к молитве разумеется систематическое упражнение, в школе обычно состоящее в прочтении молитвы перед уроком и после, перед обедом и после. Необходимость приучения к молитве ясна из слабости нашей воли: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19). Молитва есть не только потребнось души христианина, но и долг. К этому приучает законоучитель своих питомцев. «Молитвою и непременным исполнением ее в назначенное время детям внушается, что они не Животные, но чем-то обязаны, что есть Кто-то, Кому они должны Поклоняться...» (свт. Иннокентий Московский). «Трудитесь в молитве!» — призывал свт. Феофан Затворник.
|
|
Истинная молитва есть дар Божий, но этот дар не дается без Усиленных трудов. Значит, чтобы стяжать истинную молитву, нужен труд — постоянный, терпеливый, с самопринуждением. «Царство Божие силою берется, и употребляющие усилие восхища- ют его» (Мф. 11, 12). Но здесь, по словам прот. Бориса Ничипорова, вступает в действие принцип меры. Молитвенная нагрузка для детей должна быть «дозирована». В молитве присутствует момент трудничества, но для ребенка она должна быть, прежде всего, в радость. Дети по своему опыту ощущают, как поразительно действие молитвы: «как часто она превращает зло в добро! Под ее влиянием из тьмы появляется свет, горе обращается в радость, среди бури возникает тишина и утихает всякая боль», по образному выражению сщмч. Иоанна Рижского.
«Тягостным, скучным, сухим представляется молитвенный подвиг для ума, привыкшего заниматься одними тленными предметами. С трудом приобретается навык к молитве; когда ж приобретается этот навык, тогда он делается источником непрестанного духовного утешения» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Задача педагога, следовательно, не только убеждать детей в необходимости молитвы, но и устремлять питомцев от земного к небесному, к Вечности. «Путь к Богу — молитва», по слову свт. Игнатия.
«Трудно, вы скажете, исполнить правило и научиться непрестанной молитве. Но скажите: что нам дается без труда? Разве мы не трудимся с утра до ночи над приобретением пищи и необходимого для нашей жизни? Почему же нам не потрудиться для спасения нашей души, в приобретении Царства Небесного? Трудно это будет только сначала, а потом легко и приятно», — говорил прав. Иоанн Кронштадтский.
Ежедневно христианину необходимо иметь определенное домашнее молитвенное правило. Самые великие подвижники имели такое правило и его придерживались. Тем более нужно оно и нам, ведь без установленных молитв, будучи неопытными в духовной жизни, мы совсем остались бы без общения с Богом. Нужно такое правило и детям. Детское молитвенное правилоопределяетсядуховником. «Небольшое число молитв, как следует исполняемых, лучше, чем много молитв, спешно исполняемых...», — говорит свт. Феофан Затворник. В письме святителя к духовному чадунаходимследующие слова: «Никогда не вяжите себя правилом... Будьте госпожа правила, а не раба». Главное — расположение; вопль из сердца — краткий и сильный — вот что важно. По мнениюсвятителя» молитвенное правило можно составить и самому, правило должно быть свободной волей человека, «иногда все правило можно провести в чтении одного псалма, в молитве Иисусовой». Главная же задача педагога познакомить с правилом, установленным Церковью, и показать качества настоящей молитвы.
«Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно — и удобно наследуешь спасение... Для правильности молитвы надобно, чтоб она приносилась из сердца, наполненного нищетой духа, из сердца сокрушенного и смиренного. Не нужны Богу наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он Премилосердный, и на непросящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу...» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).
О значении молитвенного подвига писал сщмч. Фаддей (Успенский): «Отдаваясь подвигам поста и молитвы, к которым призывает нас Церковь, хотя бы и малым, мы заметим, как укрепляется наша расслабленная воля на делание добра, ибо приобретаем любовь к Богу — эту лучшую силу, воодушевляющую на всякую добродетель». Молитва неразрывно связана с любовью христианина к Богу: она — плод и выражение этой любви, и в то же время — самое верное средство укрепления любви к Богу. «Каково наше отношение к Богу, такова и молитва; и какова молитва, таково и отношение наше к Богу» (свт. Феофан Затворник). Учитель подбирает каждый удобный случай, чтобы проявить общее чувство радости и благодарности в молитве Господу. О радости обращения к Богу любил говорить сщмч. Иларион (Троицкий): «Насколько христианин должен осознавать свои грехи и скорбеть о них, настолько же он должен радоваться бесконечной милости и благодати Божией и никогда не сомневаться и не отчаиваться в своем жизненном подвиге».
Что нам может помочь научится молиться? Вот как наставлял своих учеников отец Иоанн Кронштадтский: «Учитесь молиться, Принуждайте себя к молитве. Сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет. Но сначала всегда нужно себя принуждать. Что такое молитва? Это постоянное чувство своей духовной нищеты, немощи, созерцания в себе, в людях и в природе дел премудрости и благости всемогущей славы Божией. Это благодарственное постоянное настроение. Молясь, мы непрестанно должны взять в свою власть сердце и обратить его к Богу Надобно, чтобы оно не было холодно, лукаво, двоедушно. Иначе что пользы от нашей молитвы? Потому кто не молится или не служит Богу сердцем — тот все равно, что вовсе не молится.Потомучто сердце — это главное в человеке, жизнь его; больше, сердце есть сам человек.
Значит, нужно принуждать себя к молитве. И молиться нетолько тогда когда рождается естественный порыв к молитве, аподдерживать свои усилия привычкой, дисциплиной: все мы знаем,какбыстро мы устаем делать даже то, что нам нравится делать.Постоянство, стойкость, устойчивость, верность — это те качества,которые помогут нам не бросить начатое, даже тогда, когдаестественный порыв ослабевает. Дисциплина и принуждение себякмолитве — это трудный поход именно в том направлении,кудаестественно стремится наше сердце».
О важности внутреннего делания писал свт. ИннокентийМосковский в письме сыну Гавриилу, студенту духовной семинарии: «Молись Богу, учись молиться Богу. Это главнейшая наука,особливо для того, кто готовится быть наставником других. Богаради, храни себя в чистоте: в тысячу (раз) легче бороться со страстями до падения; а падши раз, делаешься уже невольником и рабом. Несвязывайся с теми, кто не охотник молиться Богу, как бы он нибылучен и умен».
Много значит для воспитанников пример самого учителя.Когда учитель сам усердно и искренне молится вместе с детьми,егонастроение передается и детям и располагает их к горячей, сердечной молитве. «Как вода на ровной площади следует за пальцем, который впереди ведет ее, — говорит блаж. Иероним о силепримерадля детей, — так и мягкий, нежный возраст удобно склоняетсяи нату, и на другую сторону и влечется туда, куда его поведешь».Что-бы дети поняли смысл молитв, научились не только молитвам, но и самой молитве, мало одних внушений, — собственное благоговение, дух молитвенный, царящий в сердце педагога, расположит детей лучше всяких наставлений.
Приведем пример, как дать понятие о необходимости молитвы- точнее — о невозможности жизни без молитвы.
Сщмч. Фаддей (Успенский) Фрагмент вступительной беседы по Закону Божию с детьми младшего отделения
Предмет беседы — понятие о молитве и ее необходимости.
У. (после молитвы в начале урока) Что мы, дети, делали сейчас?
Д. Молились Богу.
У. О чем молились?
Д. О том, чтобы Он помог хорошо учиться.
У. А еще о чем можно молиться Богу?
Д. ?
У. Когда кто садится обедать, нужно ли молиться? О чем?
Д. О том, чтобы Бог подавал нам пищу на каждый день.
У. А когда человек заболеет, о чем надо молиться?
Д. О том, чтобы выздороветь.
У. Когда человек начинает делать что-либо, нужно ли молиться? Например, если он начинает строить дом, отправляется в путь? Или когда человек согрешил, нужно ли молиться? О чем?
Д. О том, чтобы Бог простил грехи.
У. А можно ли людям не молиться Богу? Что было бы, если бы люди не молились о дожде?
Д. Тогда был бы голод, люди стали бы умирать от голода.
У. Значит, могли бы люди жить, если бы не молились Богу?
Д. Нет.
У. Другие примеры: если бы люди во время болезни не молились Богу, что могло бы с ними случиться? Если бы люди не молились Богу, когда строят дом, что могло бы быть? Мог бы быть пожар, а без дома, особенно зимой, можно ли жить? Д. Нет.
Д.Значит, почему людям нужно непременно молиться?
У. Если бы люди не молились о том, чтобы Бог подал им пищу, одежду, жилище, то могли ли бы они жить на земле? Значит, почему нужно молиться?
Д. Потому, что если бы люди не молились Богу, им без Бога нельзя было бы и жить на земле.
Приведем отрывок из книги В. Солоухина «Смех за левым плечом» (Роман-газета № 10, 1991 г., 10 гл.). Автор говорит о силе домашнего примера, побуждающего к молитве дитя и испрашивающего у Бога великой милости на всю его долгую жизнь. Пусть описанное событие послужит образцом и для современных православных педагогов.
«Если иметь в виду, что [моя мать] Степанида Ивановна вышла замуж в семнадцать лет (а у мужа-вдовца, двадцатисемилетнего Алексея Алексеевича, уже двое детей на руках), то по грубой, приблизительной прикидке двадцать тысяч раз поднималась Степанида Ивановна до свету, первой в доме, чтобы растоплять печь, заниматься стряпней, скотиной, хозяйством. Но сначала — молиться. Еще полуодетая, в белой рубашке, перед огоньком лампады, освещающей образа на киоте в переднем углу, на коленях, шепча с глубокими вздохами двадцать тысяч страстных, сердечных утренних молитв, пока все еще спят, прежде чем начать греметь ухватами и чугунами, двадцать тысяч тихих — шепотом, с глубокими вздыханиями, на коленях — разговоров с Богом, просьб, молений, восхвалений, благодарений. Но главное, видимо, — единение с Богом, слияние с Ним душой и сердцем, отсюда и слезы на глазах после каждой молитвы, и умиротворенность, просветленность, выливающаяся каждый раз в одну и ту же фразу, формулу, завершение: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Двадцать тысяч молитв по утрам да еще столько же по вечерам, перед сном. И если в ранние дорассветные часы я — младенец — еще сладко и крепко спал (разве что случайно, при верченье с бочка на бочок, приоткроются на мгновенье глаза и, словно при моментальной фотографии, отпечатается полутьма дома, огонек лампады перед иконами, мать на коленях в белой рубахе), то на вечернюю молитву мать часто ставила меня рядом с собой. Тоже на коленях, тоже крестясь, тоже что-то шепча (но, наверное, не длинную сложную молитву, а лишь какую-нибудь одну молитвенную фразу, какие-нибудь два-три слова), я больше вслушивался в шепот матери- нежели молился сам, но все равно некая сладчайшая сладость ова- тывала душу младенца, до спазма в горле, до горячей волныоколосердца, до слез на глазах. Но иногда (и это были особено сладосные моменты) я, вот так-то поворачиваясь с бочка на бочок и при открыв на мгновенье глаза и увидев, словно при моментальнойфотографии, огонек лампады в полутьме дома и мать перед иконами в белой рубахе, — я преодолевал крепость детского сна, тепло постели, вставал и опускался на колени рядом с матерью. Эти утренние молитвы (может, еще и потому, что связаны были как-никак с жертвой, преодолением самого себя) были особенно сладостны, и вечерние молитвы не могли с ними сравниться. К тому же еще дневная суетность не отступала совсем, нужно еще ее преодолевать, на зеркале души еще круги, как на воде после брошенных камешков, не сразу они пройдут, не сразу успокоится и устоится чистая водная гладь, а утром... утром все тихо, умиротворенно и сам ты (четырех-пятилетний) почти что — Ангел.
Представляете ли вы эту картину: женщину и ребеночка, и чтобы они стояли на коленях в полутьме избы перед лампадой, освещающей иконы, и молились, молились...»
Подобная, очень близкая картина описана еп. Варнавой (Беляевым) по воспоминаниям собственного детства.
Методика изучения богослужения
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Цель изучения богослужения — пробудить в детях любовь к богослужению, побудить к участию в нем.
Непосредственное знакомство детей с церковно-богослужебными действиями приобретается через участие в богослужении. Здесь важны совместное участие в службах, специально назначенные Литургии с участием церковной школы, послушания во время богослужения и др. Полезно также объяснять чтения Евангелия в воскресные дни, изучать тропари великих праздников, через которые дети смогут лучше понять духовное торжество Церкви. Исходя из объяснительной записки к дореволюционной программе церковно-приходских школ, «изъяснение богослужения, как и молитв... должно иметь характер практический, оно должно помочь детям понимать язык Церкви, значение ее священнодействий и чрез это удобнее воспринимать то воспитательное влияние Церкви, которое по выходе из школы будет продолжаться всю жизнь». Сщмч. Фаддей (Успенский) говорит, что задача школы — ввести «наш народ во всю красоту христианского богослужения» не только по внешности, но «по внутренней силе и вдохновенной поэзии священных песнопений».
Ребенок, видя во время богослужения в храме, как окружающие его люди не оглядываются по сторонам, не разговаривают, не улыбаются, а с благоговением слушают чтение и пение, и сам проникается всеобщим благоговением. Он сознает, что молитва не игра, не забава, даже не обычная работа, что Тот, Кому люди молятся — добрый, сострадательный и милостивый. Именно в молитве дитя может быть равноправно со взрослыми.
Предварительные сведения о богослужении (храм и его устроиство, лица, совершающие богослужение, священные предметыиодежды) необходимы для введения ребенка в церковную жизнь. Обычно с этих тем начинается курс изучения Закона Божия для небольших детей. Нельзя допустить, чтобы выпускник школы не знал, где в церкви находится клирос, не понимал, что такое риза, путал хоругви с херувимами. И все-таки не нужно злоупотреблять таким материалам, который не пригодится детям в жизни. Механически заученный, он станет мертвым знанием. Например, риза напоминает священнику о правде, в которую он должен быть облечен, — ему и надлежит об этом знать и непрестанно помнить. Перевод таких слов, как «антиминс», «ектения», «дискос», «ирмос» усложняет восприятие и не усиливает стремление к участию в богослужении. Исключение составляют подростки, которых увлекают усложненные задания, интеллектуальные построения, которых через изучение трудных понятий можно привлечь к богослужению. Главное же в уроках, знакомящих с храмом, — чтобы ученики полюбили Святую Церковь. «Да не угасает в сердцах наших любовь... к сему дому, в котором собираемся для молитвы и поучений духовных, ибо Господь храм назвал домом Отца Своего по преимуществу, когда сказал: Дом Мой домом молитвы наречется (Мф. 21, 13; Ин. 2, 16; ср.: Лк. 2, 46,49). Кто с неохотой, с холодностью, даже с ожесточением приходит и стоит в доме сем, тот — блудный сын, ушедший из дома отчего «в страну далече». Посему возлюбим дом сей, чаще и с любовью будем сюда приходить к небесному Отцу Своему!» — обращается сщмч. Фаддей (Успенский) ко всем христианам.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!