IX. Письменная мини-контрольная «Блицопрос»
1. На сколько голосов вы пели распевание «В путь»?
2. Какую русскую народную песню вы пели каноном?
X. Рефлексия
— Какой композитор написал «Прелюдию № 1»?
— Покажите на рисунках музыкальный инструмент орган.
— В какой стране жил композитор И.С. Бах?
- Какой еще композитор родился и жил в Германии? (Л. Бетховен.)
- Как менялся музыкальный лад в произведении Л. Бетховена «Веселая. Грустная»?
- Какое еще произведение композитора Л. Бетховена вы слушали сегодня?
- О чем говорится в песне «Сурок»?
- В каком ладу написана песня «Сурок»?
- Какую песню вы закончили разучивать на сегодняшнем уроке? («Человечки».)
- Какую песню о зиме вы начали разучивать сегодня?
- Какой композитор создал музыку для песни «Кабы не было зимы»?
- В каких фильмах и мультфильмах звучат песни композитора Евгения Крылатова?
- Что означает слово «кабы»?
- Про что поется в песне «Кабы не было зимы»?
XI. Контрольный момент «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты следующих произведений, школьники отгадывают их названия:
• «Прелюдии № 1» И.С. Баха;
• песни «Сурок» Л. Бетховена;
• песни «Кабы не было зимы» Е. Крылатова.)
XII. Выход из класса под музыку
Школьники покидают класс, исполняя песню «Кабы не было зимы» композитора Е. Крылатова.
Урок 14. Композитор один -музыка разная (Л. Бетховен)
Цели: отработать исполнение гармонического двухголосия в распевании; продолжить практику дирижирования во время исполнения песен; научить художественному исполнению песен; познакомить с понятием «вариации».
|
|
Планируемые результаты: школьники научатся приемам дирижирования; определять специфику жанра частушки; художественно исполнять песни.
Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под песню «Сурок» Л. Бетховена, выходят из него после урока под песню «Кабы не было зимы» композитора Е. Крылатова.
Оформление доски: репродукции картин с изображением зимнего пейзажа; портреты Л. Бетховена, И.С. Баха, М.И. Глинки, Е. Крылатова; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Предварительная подготовка: сделать карточки с текстом частушек.
Ход урока
I. Музыкальная разминка
(Учащиеся повторяют отдельные голоса попевки «В путь» и соединяют в гармоническом варианте.
Соединяют и проговаривают скороговорки «Виноград» и «Каркуша» всем классом, а затем в игровом варианте «цепочка».
Исполняют гамму до мажор в медленном темпе на широкое дыхание.
Разучивают новую скороговорку «Много снега, много хлеба». Школьники проговаривают текст в быстром темпе, а потом поют его на мелодию квартового хода от разных звуков восходящей хроматической гаммы.)
|
|
II. «Сурок» - прослушивание, разбор
(Педагог просит вспомнить название знакомого произведения и исполняет начало песни Л. Бетховена «Сурок».)
- Какой композитор сочинил песню «Сурок»?
- В какой стране родился и жил Л. Бетховен?
- Какую еще пьесу композитора Л. Бетховена вы слушали?
- Как меняется музыкальный лад в пьесе «Веселая. Грустная»?
- В каком музыкальном ладу написана песня «Сурок»?
- Про что говорится в песне «Сурок»?
- На каком музыкальном инструменте играл мальчик - герой песни?
- В чем особенности музыкального инструмента шарманки?
- Как композитор передает звучание шарманки в своей песне?
- Какие слова в песне повторяются много раз? (Повторение слов 1-го куплета. Затем педагог читает остальной текст песни.)
2. Из края в край вперед иду,
Сурок всегда со мною,
Под вечер кров себе найду,
Сурок всегда со мною.
Припев.
4. Кусочки хлеба нам дарят,
Сурок всегда со мною.
И вот я сыт, и вот я рад,
И мой сурок со мною.
Припев.
5. Подайте грошик нам, друзья,
Сурок всегда со мною.
Обедать, право, должен я
И мой сурок со мною.
Припев.
(Проводятся прослушивание произведения и разбор средств художественной выразительности.)
|
|
III. Познавательный материал
Посмотрите внимательно на портрет композитора Л. Бетховена. Перед нами человек с упрямым взглядом, со сжатыми губами, пронзительно смотрящий вперед. Портрет композитора i иовно говорит о музыке, которую он создавал, — мужественной, героической. Но прежде чем весь мир узнал музыку Бетховена, ему пришлось многое преодолеть.
Дедушка и отец Людвига тоже были музыкантами. А тогда и в Европе гремела музыкальная слава гениального Моцарта. Отец маленького Бетховена заметил, что у его сына абсолютный слух, и принялся учить его музыке. Он захотел сделать из Людвига второго Моцарта, чтобы так же, как Моцарт, сын мог давать концерты и зарабатывать деньги.
Но только делал он это совершенно бестактно и даже жестоко, превращая каждое занятие в издевательство над ребенком. Например, он мог разбудить мальчика ночью, дать ему в руки скрипку, запереть в чулане и заставить играть до утра. А если при игре па клавесине Людвиг случайно нажимал не ту клавишу, его били жнейкой по рукам. Но мальчик был талантлив, он унаследовал прекрасную музыкальность своего деда и отца. Юный Бетховен научился играть на разных инструментах, а еще он начал сочинять музыку.
|
|
Представим, как это могло происходить. (Педагог читает текст М.А. Давыдовой.)
«Людвиг не уставал прислушиваться к звукам, льющимся из-под по пальцев. Ему казалось, что клавиши старенького клавесина хотят и чем-то поведать ему. Если нажать клавиши чуть правее, то они отзовутся звуком нежным и тонким, похожим на жалобный голос плачущего ребенка. Но можно эти нежные плачущие звуки превратить и веселые. Людвиг заиграл быстрее, громче, и вот уже ему кажется, будто он услышал голоса людей, беспечно веселящихся возле уличных музыкантов. Мелодия народного танца, запомнившаяся с раннего детства, преобразилась под пальцами мальчика. Она звучала то почти воинственно, грубо, то широко и нежно. Из-под клавиш, на которые он нажимал левой рукой, вырывался то вой ветра, то раскаты грома. И юный музыкант чувствовал, как внутри его самого словно шумят музыкальные волны, заполняют его целиком. И Людвиг старался передать свои ощущения, создавая музыку, которую, кроме него, еще не слышал никто на свете!»
Людвиг оказался терпеливым учеником, он просиживал за инструментом часами.
В сборниках пьес для юных музыкантов возле первой пьесы Бетховена делают пометку: «Сочинено композитором в 12-летнем возрасте». С 6 лет он начал давать концерты, а уже с 12 лет содержал свою семью. Когда он исполнил свои импровизации на рояле перед самим Моцартом, тот воскликнул: «Запомните этого парня! Через несколько лет о нем заговорит весь мир!» И Моцарт оказался прав!
Когда Бетховен достиг вершины славы, его постигло страшное несчастье: он попал под дождь, простудился, сильно заболел и лишился слуха. Представляете, какое это было несчастье для музыканта! Но он продолжал сочинять прекрасную музыку, даже став совершенно глухим.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 420; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!