X. «Марш Черномора» - прослушивание, разбор



(Педагог просит отгадать название произведения и его автора но начальным тактам и исполняет «Марш Черномора» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».)

— Как называется это произведение?

— В какой опере звучит «Марш Черномора»?

— Какой композитор сочинил оперу «Руслан и Людмила»?

— Покажите портрет М.И. Глинки.

— В какой динамике начинается этот марш? (Громко.)

Все инструменты симфонического оркестра играют вместе одну и ту же мелодию. Как называется такое исполнение? (Тутти.)

Для «Марша Черномора» композитор М.И. Глинка создал не­сколько замечательных мелодий. Послушайте этот марш целиком. Чтобы подчеркнуть, что герой этого марша — волшебник, Глинка включил в мелодию звуки колокольчиков. Когда вы услышите м оркестре их голоса, то прошу вас улыбнуться. (Прослушивание «Марша Черномора».)

— Для того чтобы нарисовать образ волшебника Черномора, Глинка сочинил этот замечательный марш. А есть ли у Чер­номора вокальная партия в опере? (Нет.)

— Какие еще произведения М.И. Глинки вы знаете?

— В какой опере М.И. Глинки звучит хор «Славься!»?

— О чем говорится в опере «Иван Сусанин»?

— Как называется опера о герое России? (Героическая.)

XI. Вокальная импровизация

(Школьники разучивают стихотворение И.А. Агаповой «Ку­кольные домики», делают разбор его характера и сочиняют во­кальную импровизацию.)

Кукольные домики!

Кто живет в них?

Гномики,

Куклы, мишки, петушки —

Золотые гребешки.

XII. Письменная мини-контрольная «Блицопрос»

1. Менялся ли характер пьесы «К Элизе»?

2. Назовите оперы М.И. Глинки.

XIII. Рефлексия

— Какие произведения композитора Л. Бетховена вы сегодня слушали?

— Почему пьесу «К Элизе» можно назвать лирической?

— Что вы запомнили о детстве композитора?

— Какие песни вы сегодня пели?

— Какие композиторы сочинили для них музыку?

— Какие вы знаете песни композитора Б. Савельева?

— Какие вы знаете песни композитор Е. Крылатова?

— Какие пьесы М.И. Глинки вы сегодня слушали?

— Какую еще музыку М.И. Глинки вы знаете?

XIV. Контрольный момент «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты следующих произведе­ний, школьники отгадывают их названия:

• «Сурок» Л. Бетховена;

• «К Элизе» Л. Бетховена;

• «Марш Черномора» М.И. Глинки.)

XV. Выход из класса под музыку

Школьники покидают класс, исполняя песню «Кабы не было зимы» композитора Е. Крылатова.

Урок 15. Композитор один -музыка разная (М.И. Глинка)

Цели: научить исполнять распевания с элементами двухго-лосия; повторить приемы дирижирования во время пения; по­знакомить с термином «каватина»; начать работу по созданию индивидуальных проектов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся исполнять рас­певания с элементами двухголосия; узнавать на слух знакомые музыкальные произведения; петь частушки.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание пьесы «К Элизе» Л. Бетховена, выходят из него после урока под песню «Кабы не было зимы» композито­ра Е. Крылатова.

Оформление доски: репродукции картин с изображением зим­него пейзажа; картины или фотографии с изображением сцен из опер М.И. Глинки; иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»; портреты А.С. Пушкина, композиторов Л. Бет­ховена, М.И. Глинки, Е. Крылатова; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра; тексты частушек на карточках.

Предварительная подготовка: подготовить фонозапись сот­рывками из «Марша Черномора» и «Каватины Людмилы».

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Учащиеся исполняют русскую народную песню «Со вьюном я хожу» в одноголосном варианте и каноном. Для пения каноном класс делится на две группы.

Исполняется распевание «В путь» с двухголосным окончани­ем, от разных звуков.

Повторяется распевание «Много снега» на квартовый ход от разных звуков восходящей хроматической гаммы. Исполняется гамма до мажор.

Повторяются скороговорки «Виноград» и «Каркуша» сначала псем классом, потом приемом «цепочка».)

II. Повторение пройденного материала

- Музыку какого композитора вы слушали на прошлом уроке? (Педагог исполняет начало пьесы Л. Бетховена «К Элизе».) У нас в стране, наверное, нет человека, который не любил бы музыку Бетховена — его прекрасную пьесу «К Элизе» или жа­лобную мелодию песни «Сурок». Музыка этого композитора уже более 200 лет продолжает радовать людские сердца. Послушайте пьесу «К Элизе» еще раз.

(Прослушивание пьесы и ее разбор по модели прошлого урока.) Представьте пьесу «К Элизе» в виде диалога двух человек. Это позволяет сделать меняющийся характер музыки — лирической, напевной и маршеобразной, решительной.

- Кто, на ваш взгляд, мог так разговаривать? (Нежным, высо­ким голосом героиня пьесы, девушка по имени Элиза, а низ­ким — влюбленный в нее молодой человек.)

Главная тема пьесы «К Элизе» построена на мелодии, состоя­щей из коротких длительностей, то поднимающейся в высокий регистр, то опускающейся вниз. Это создает ощущение радости, волнения, счастья. В средней части вы слышите появление но­вых интонаций — «мужских», которые отличаются по звучанию от главной темы. Может быть, в этой части композитор нарисовал свой портрет.

— На прошлом уроке вы слушали музыку М.И. Глинки к его опере «Руслан и Людмила». Кто автор сказки, по сюжету которой была создана опера? (А.С. Пушкин.)

(Педагог демонстрирует портрет поэта.)

— Какой отрывок вы слушали? («Марш Черномора».)

Как называется музыкальное вступление к опере или к ба­лету? (Увертюра.) (Прослушивание увертюры к опере «Рус­лан и Людмила».)

— Как звучала музыка вначале? (Громко, грозно, героически.) В своей опере композитор М.И. Глинка рассказал о русском герое — богатыре Руслане, который победил злых волшебников и спас Людмилу.

— Можно сказать, что эта опера героическая? (Да.)

Но в этой опере есть и лирика — ведь в ней говорится о люб­ви главных героев, опера даже начинается со свадьбы Руслана и Людмилы.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 3367; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!