Воображение и ин-форм-ационные поля



Кант И. высказывает мысль, что воображение – первичная функция, идущая еще до рассудка – поэтому поэзия и является первичной формой языкового выражения. Но также, воображение это то, что запускается вторично, уже после обретения некоего рассудка – как то, что теперь, после рассудка, обретает второе значение – и создает то, что можно назвать двойным дном, неким «сном» в мысль, после ясности, или что делать мысли после озарения ego cogito – как сделать мысль аффективной.

Рассудок в нынешнем мире во много обеспечивает свой пласт существования за счет «полей информации». Путь через культуру, уже существующие произведения искусства – путь опосредованный, а не выходить за поле информации, или культурное, уже оформленное реагирование, или набор всех привычек – это – никогда не становится творцом во творении, но поддерживать его иллюзию, применять на себе чужие ходы и возобновлять энергию информационного поля своей новой энергией любопытства, тратя ее на чужие пути. Интересно, что как раз разговор голоса подводит мысль к пограничью философии и способности видеть через слова – к «между» постижения.

Иллюзия же отделенности от хаоса нас не спасет, лишь запутает, сильнее ввергнет в фиксацию на себе: как она овнутряет понятие, давая им место в мире в качестве сознательных компонентов действительности, фиксируя их заведомо лишенное телесного проживания место (понятие как место «входа» смысла, но не его фиксированности в уже осуществленном мире) – даже если для этого приходится подвергнуть незнающему взгляду места стабилизации собственной экзистенции. Это можно осуществить как обнаружение в себе понятий телесности, тех мест, благодаря которым тело схватывается не как мысль - ибо покуда мысль не пребывает на полях повседневности, и не выстреливает знаками из нее, человеческое бытие имеет места слепоты собственной разумности, места, где могли бы быть открыты каналы нового опыта осмысления. Философ как представитель речи о смыслах, как раз выявляет всевозможные ходы – и обнаруживает, как просветляются места, где поставлена фиксация-граница, откуда, оттолкнувшись, мысль продвигается дальше.

 

2.3.2 (3) Язык и тело: разум границ и разум, который раскрыт* (Чжуан-Цзы)

Мысль требует вопросов. Вопрос строится между неких границ, и их выявления требует смелости остановить взгляд на местах, где пределы создают накопление того импульса, который потом ведет к трансформации, к продвижению по местам более темным, чем прежде, поначалу совсем не заметным. Поэтому это различение – прямо говоря уже не есть между двух, но есть поле великих синтезов, находящих себе место между еще не появившихся предметов.

Поэтому речь собственной мысли имеет силу трансформации порой куда большую, она обращает от себя – к своей мыслительной восприимчивости-разворачиванию себя на самого себя как открытого канала – как самого представляющего из себя фон слышимости.

Вот, к примеру, возьмем суждение об ответственности за мысль. Каковы здесь границы? Какова привычная фиксация? Очевидно, что поток мысли несовместим с ответом за него в виде «последующего» за ним. Этот ответ содержится в потоке как крупица сознательности. Но мы не может подстроить ее где-то с боку, она должна быть где-то, где весь процесс игры восприятия сложится в реальный путь осмысленной речи, идущей навстречу незнанию самой себя – и так находящая новые знания о себе. Но как попадать вниманием сознательности в процесс, не нарушая его хода? Как бытию Парменида в остановке не выпустить, но поймать ходящее перед ним взад и вперед сущее? Фихтеанское Я даёт момент сознательности внедрить в те процессы, которые были «до» ясного осознания я-присутствия. Как бы протянуть к ним свои способности, но стоит также задача не нарушить естественный мир вещей.

Встает вопрос в чем нужда не нарушать естественность.

Каким образом закрывается место, через которое игра теряется.

Теряется миф, покров-покрывало мира, его сон, его безответственное, его заинтересованное «просто так» погружение в сны, к его непонятной части перекрывается доступ и сознательность получается самозамкнута, непроводима, непитаема живизной. Красота возможна лишь в здравой незаинтересованности, только там обнаружимо её место, дано место для возможности случиться. И чем более его дано – тем более красота и проступает, а вне её данность уже слишком закреплена, чтобы ещё издавать эхо.

 Можно даже сказать, что разум, утончаясь, как бы становится маленьким, подобно принципу ризомы[60], а значит способным поместиться в самых близких состояниях установления простой связи с миром (даосский принцип близкой мысли, в синтезе со здоровым состоянием). Он как бы перестает мыслить глобально, он вкрадывается и аккуратно еле заметно появляется в самых обычных местах, он становится практичным, и хитрым, и подглядывает за мерцанием, дабы не спугнуть его слишком крепкой хваткой, слишком шумными, огромными идеями, которые не обладают вкрадчивостью, а значит, не имеют еще понятия о мелодике, не восприимчивы к музыкальности мира (к умению выхватить гармонию). Рассудок Канта – вне фона, вне связи как раз таки с вкрадчивостью чувств, сравним разве что с шумом: его познание во многом деструктивно, он еще не имеет сил для вкрадчивой и терпеливости, тишины для мира внутри, для воображения и сужения ситуаций до психологической потерянности и озадаченности - и прислушивания к миру вовне. Нет четкой границы «мира» и внутренней причастности миру – с миром собственного воображения, путь зачарованного, но не ставшего причастным всеобщему.

 Этот поступок прямее, чем препарировать мышлением уже случившиеся ситуации мысли, представления о-, взятые на определенном расстоянии, это сбавляет скорость, потому что двигаться приходится очень аккуратно – но такая мысль несет целостное осмысление, оно прихватывает с собой в трансформацию всё «привычное», то есть своё тело, свои чувства, свои интеллектуальные находки – и делает его просто телом, чувствами, интеллектом и т.д.. Она стремится двигаться своими маленькими шажками, но в настоящем изменении. Ибо по существующим представлениям лететь намного проще, чем выходить на поле, где их ещё не существует.

2.4 (1) Материальный мир и тело (ориентир естественной речи) 

Слово таким же образом соотносится с сущностью, как и с материей – обе последние оказываются по ту сторону слов. Язык имеет внутри материю для всех возможных миров, но только не для материального мира. Поэтому хотелось бы показать – тот гарант, вынесенный за пределы языка, как-то ухватить его – чтобы понимать, что при всех погружениях в языковые относительности мысли, останется какой-то остров, в которой Алиса («Страны чудес») сможет вернуться. И это – мир тел.

Тело – есть здесь то, что говорит о естественности, и ещё те самые точки фиксации сознания на стыке времени и пространства, откуда проистекает двойственность, правда, толком ещё не начавшись.

«Первобытное» мышление, например, обличается в полном неприятии закона «исключенного третьего», бинарной логики, начинает Леви-Брюль, по всей вероятности, это мышление и обладает тем самым архе, первоначальной силой творческих глаголов, к которому тянется современность – из своей различенной позиции, вымытой энтелехийности мысли: «без всяких затруднений допускает, что одно и то же существо может в одно и то же время пребывать в двух или нескольких местах. Оно обнаруживает полное безразличие к противоречиям, которых не терпит наш разум»; «предметы, существа, явления могут быть непостижимым для нас образом одновременно и самими собой, и чем-то иным… они излучают и воспринимают силы, способности, качества, мистические действия, которые ощущаются вне их, не переставая пребывать в них».[61] Современность, с ее рекламой (табу наоборот) постигает эту позицию, она имеет путь и точку пути, после которой возможен разворот, движение вспять, встреча с иррациональным поиском смысла как обратной методикой иррацинализировании готовых форм-смыслов, полей ин-форм-ации.

Двойственность – это первоначальная фиксация, в которой мы забывшись, затерявшись где-то между, начинаем входить через ткани сновидения, ткани-материи, в появление Я и некоего образа остального мира[62]. Достаточно запутавшись, подобно путанице, возникающей от желания различить поэзис и логос, сознание входит в ощутимость этого самого материального мира, будто столкнувшись с очевидностью.

Но и она может быть освобождена, когда усилие из ощутимого становится неуловимым, выразимого формулой «непонятно, кто совершает усилие», такое усилие отдано миру, где снята конфронтация тела и духа, усилие ухвачено и там и там как одно, поэтому, строго говоря, нет его места.

Почему этот мир лучший из возможных миров? (как ни странно, именно вопрошая о природе ощутимого мира, который мог бы сказать о каком-то предмете однозначно, вспоминается этот вопрос Лейбница).

Задавая этот вопрос, мы вопрошаем, в чем необходимость материальности. Ибо из всех возможных, этот мир, в которым мы на данный момент все сходимся, материален, упруг. Дело в том, что он дает видеть все другие с остатком – учит креплениям. «Собраться» - легче всего на том, на что наткнувшись, мы ударяется, он сопротивляясь, предстает материальном объекте, ибо он содержит в себе эту скрепленность в целое, максимальную концентрацию на нём.

На эту мысль натыкаемся и у Кайзерлинга Г. в «Путеводном дневнике философа», где выделена преимущественная черта земного мира сходно: «наша многажды порицаемая земная жизнь имеет то преимущество, что она оказывает серьезное сопротивление. Только из обладающих сопротивлением материалов могут формироваться субстанциональные образования, только там, где имеется сопротивление, возможно прогрессивное развитие; в этом отношении земная жизнь представляет нам для этого лучшие условия»[63].

Так становится видно, что мы сходимся в идее об исключительности, однозначности материальности – и то, что она даёт в плане других, более тонких миров, появляющейся на ней, будто на фоне.

А возьмем к примеру воззрение буддисской духовности. Как срез современной духовности, нью-эйджа.

А какие у вас на самом деле подозрения о природе реальности. То есть, по буддискому воззрению, мы – такая стабильная иллюзия, и все ощущения тела тоже. И материальный мир, и все другие возможные миры – равноположены, и из такого материального мира можно это увидеть. Он дает критерий реальности, чтобы если мы захотим путешествовать в разные другие, чтобы нам отделиться от них как менее существующих (например, чтобы сознанию вернуться из сна), этот мат мир как самый жесткий учитель, и за счет него мы становимся крепче более тонких вещей, а значит можем проникать в них, не растворяясь – мы так обретаем силу, и фиксацию в однозначности, чтобы мочь хоть на чем-то ощутимо остановится, и к чему-то вернуться (например, из сновидения, или задумчивости, даже вдохновенной экзальтации – всего того, что не может продолжаться долго, ибо имеет тенденцию к взлёту – и только у материи, однако, можно выучится срединности).


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!