Западная Римская империя                                   Восточная Римская империя 33 страница



Приговор вступил в силу. Пользуясь своей близостью к императору, Ев­тихий принес жалобу на неправильности, будто бы допущенные в редакции соборных актов.[871] Император приказал произвести следствие по этому делу, но оно не подтвердило справедливости жалобы Евтихия. Раздражение импе­ратора против Флавиана за осуждение Евтихия сказалось в том, что он по­требовал от патриарха исповедания веры. Подчиняясь этому оскорбитель­ному для его достоинства требованию, Флавиан исполнил волю императора и изложил свое вероопределение в духе унионного акта, принятого Кирил­лом и Иоанном в 433 году.[872] Между тем Евтихий обратился с жалобой на свое осуждение к папе Льву, патриарху Диоскору и другим епископам. Дио­скор кассировал от себя лично приговор Константинопольского собора и объявил Евтихия православным. Он настаивал на созыве Собора, и Феодо­сий сакрой от 30 марта 449 года назначил Собор в Эфесе на 1 августа того же года, предоставив председательство на нем Диоскору.[873]

Между тем папа, разобравшись в этом деле, признал Евтихия еретиком. Свое суждение он изложил в посланиях к Флавиану,[874] Феодосию и Пульхе­рии,[875] высказался против Собора и предлагал положиться на решение рим­ского престола. В послании к Флавиану он излагал учение о тайне воплоще­ния, приближаясь в формулировке к воззрениям «восточных» епископов и расходясь с тем изъяснением формулировки Кирилла, которое тогда вос­торжествовало в его Церкви. Это послание получило имя τὀμος Λέοντος. Предложение папы положиться на его решение относительно еретического характера учения Евтихия не было принято, и Собор состоялся в августе в Эфесе. Число съехавшихся епископов было 138. Императорскими комисса­рами были комит Ельпидий и нотарий Евлогий. Диоскор прибыл в Эфес с большой свитой приверженцев и монахов. Папа прислал на Собор своих ле­гатов. Самый авторитетный богослов того времени, Феодорит, епископ го­рода Кира в Киликии, не только не получил приглашения на Собор, но ему было приказано не выезжать из своей епархии.[876]

Очевидно, это было делом Евтихия. В своей борьбе с несторианством он находил отклик в среде сирийских монахов. Один из сирийских архиманд­ритов, Барсаума, агитировавший против местных епископов, которых он подозревал в сочувствии Несторию за их отношение к нему в 431 году, полу­чил специальное приглашение явиться на Собор и прибыл в Эфес с большим числом сирийских монахов.[877]

Председательствовавший на Соборе Диоскор повел дело властно и резко. Послание папы к Собору он не позволил прочесть, а приложил его к актам, несмотря на протест папских легатов. Так как Собор имел своей ближайшей задачей рассмотрение дела Евтихия, то Диоскор лишил права голоса всех епископов, участвовавших в Константинопольском соборе 448 года. Евти­хий дал свои объяснения, и его учение было признано православным; он был восстановлен в своих правах, а одновременно с тем Флавиан и Евсевий были объявлены низложенными. Подписи о низложении их собирались на чис­тых листах, на которые вписано было затем определение Собора. В собрание ворвались монахи и параболаны, вызвана была и военная стража, которая окружила Флавиана, чтобы увести его из церкви. Впоследствии, во время собора в Халкидоне, многие из присутствовавших показывали под клятвой о диких сценах насилия, которые при этом произошли. Флавиан и Евсевий были отправлены в ссылку. Флавиан вскоре умер на пути из Эфеса в Сарды, но он успел передать свой протест против насилия Диоскора легатам папы.[878] Собор продолжал свои заседания уже без участия папских легатов, и Дио­скор провел низложение еще многих епископов, в том числе: Домна Анти­охийского, Ивы Эдесского и Феодорита Кирского. Феодосий утвердил все постановления Собора и твердым тоном высказал убеждение, что теперь вос­становлена Никейская вера. Флавиан и Евсевий были признаны еретиками, продолжателями дела Нестория. Сочинения последнего, равно как и других сочувствовавших ему богословов, а в том числе и Феодорита Кирского, при­казывалось предавать публичному сожжению.[879] Во время издания этой сакры константинопольский престол занимал уже Анатолий, бывший раньше апокрисиарием александрийского престола при императоре.

Легаты папы, отказавшиеся от участия в Соборе, были задержаны. Но одному из них, дьякону Гиларию (будущему папе), удалось бежать.[880] Таким образом папа вскоре получил точные сведения о том, что происходило на Соборе. 15 октября того же года папа Лев созвал поместный Собор в Риме и кассировал все постановления Эфесского собора. Узнав об этом, Диоскор произнес отлучение над папой.[881] Горячо взявшись за дело, папа Лев обратил­ся с письмами к императору Феодосию и Пульхерии, обличал самовластие Диоскора и просил назначить новый Собор и притом устроить его в Италии.[882] Он писал также и к населению Константинополя («клиру, чиновным ли­цам — honorati — и народу»). По его побуждению о том же просил Феодо­сия имп. Валентиниан, его мать Плацидия и жена Евдоксия. Плацидия от­дельно писала Пульхерии.[883] Но Феодосий решительно отказал всем.[884] Он был твердо убежден в виновности Нестория и Флавиана и считал делом любезного ему церковного мира твердое решение Диоскора, который опирался на огромный авторитет почившего Кирилла.

Твердо стоявший за Диоскора Феодосий поколебался, однако, в своем настроении, которое поддерживал в нем, очевидно, Хрисафий. Быть может, раскрылись какие-то тайны в семейном несчастье Феодосия. Он отстранил от себя Хрисафия, отправил его в ссылку на остров и опять приблизил к себе Пульхерию. 28 июля 450 года Феодосий скончался, и дальнейшее направле­ние дела о Соборе 449 г. принадлежало уже Пульхерии и ее супругу Маркиану.

Среди столичных сановников было многих таких, которые не сочувство­вали решениям Собора и приняли участие в судьбе епископов, низложен­ных Диоскором в 449 году. Феодорит обращался с письмами ко многим ли­цам и в том числе к патрицию Анастасию, магистру армии Аспару и Винкомалу, занимавшему пост магистра.[885] Хотя Аспар был арианин, но Феодорит с полной уверенностью обращался к нему с просьбой ходатайствовать за него пред императором и Пульхерией. Столичное монашество, носившее доселе добровольно иго Египта, было настроено против Диоскора, и Феодорит пи­сал, обращаясь как к своему единомышленнику, Маркеллу, архимандриту монастыря акимитов, άκοιμήται, и в обширном послании к константино­польским монахам изъяснял существо спорного догматического вопроса.[886]

Возникновение монастыря акимитов относится к началу правления Фео­досия II. Основатель монастыря Александр, после долгой скитальческой жиз­ни в пустынях Сирии на пограничье с персидской державой, появился в сто­лице и водворился со своей общиной близ церкви св. Мины. Александр и его братия несли свой обет монашества тем, что, чуждаясь всякого стяжания и всякой работы, непрерывно предавались песнопениям во славу Господа, для чего делились на смены. Отсюда название их ἁκοιμἣται, т. е. неусыпаю­щие. Это новшество вызвало сначала соблазн и подверглось преследованию, так что акимиты были изгнаны из города. Они нашли приют у Ипатия в Руфинианах и при его помощи создали свой монастырь близ Иерия у выхода Босфора в Черное море на восточной стороне пролива.[887] По смерти Александ­ра акимиты перешли оттуда на другое место, ближе к столице, на побережье Босфора против гавани Сосфения, перенеся туда прах своего основателя.[888]

СООРУЖЕНИЯ ФЕОДОСИЯ, ЖИЗНЬ СТОЛИЦЫ. СМЕРТЬ ФЕОДОСИЯ

Жизнь столицы в правление Феодосия шла в старых, унаследованных от прошлого формах близкого общения царя с народом и непрерывной забо­ты двора об украшении города великолепными памятниками и обществен­ными сооружениями. Еще в регентство Анфимия была сооружена новая стена со стороны суши и пристроен роскошный портик к баням, носившим имя Гонория.[889] Сгоревший в 404 году во время низложения Иоанна Злато­уста храм св. Софии отстраивался в течение нескольких лет и был торжест­венно освящен 10 декабря 415 года.[890] В 421 году, в год бракосочетания Фео­досия воздвигнута была серебряная статуя его отца на высокой колонне, со­оружение которой потребовало долгого времени, она была заложена еще в 403 году самим Аркадием. Место для нее было выбрано на седьмом холме столицы, носившем имя Ксеролофа (Сухой холм). Колонна была воздвигнута на высоком пьедестале и облицована мраморными плитами с рельефными изображениями, которые шли спиралью, как на старых памятниках рим­ской славы, сохранившихся и доселе в Риме колоннах Траяна и Марка Авре­лия. Позднее этот памятник считался одним из семи чудес столицы.[891] В на­стоящее время от него уцелел лишь пьедестал, и то в сильно поврежденном виде, на тесной площади, носящей имя Овечьего рынка — Аврет-базар.[892] Широкое пространство вокруг колонны было предназначено для сооруже­ния нового форума, и здесь в течение многих лет возводились различные со­оружения. В 435 году площадь была открыта под именем Форума Феодосия, по старой традиции римских императоров, начиная с Августа. Имя Феодо­сия не удержалось за нею, и ее называли впоследствии Форумом Аркадия по украшавшей ее колонне.

В 427 году были перестроены общественные бани Константина, которые с тех пор назывались Феодосиевыми.[893] В 443 году были отстроены после по­жара и вновь открыты бани, называвшиеся Ахилловыми.[894] Одновременно с тем шло сооружение новых храмов. Главная инициатива в этом деле при­надлежала Пульхерии, которая обращала все свои средства на постройку храмов, больниц, сиротских домов. Ей принадлежало сооружение храмов Богородицы Одигитрии, Богоматери во Влахернах, св. Лаврентия. Примеру двора следовали и другие благочестивые люди из сановной знати. Феодосий относился с полным сочувствием к деятельности своей сестры и соправительницы. Под 427 годом записано в хрониках, что он раздал бедным боль­шие суммы денег, заказал великолепный золотой крест, украшенный драго­ценными камнями, и послал его в Иерусалим для водружения на лобном ме­сте. В виде ответного дара патриарх прислал императору руку первомучени­ка Стефана, мощи которого были недавно открыты.[895] Пульхерия имела ноч­ное видение о прибытии мощей и выехала с братом в Халкидон, чтобы тор­жественно встретить их и проводить с процессией в столицу. Во дворце был выстроен храм во имя первомученика, где и были водворены мощи.[896]

Строительная деятельность Феодосия не ограничивалась столицей. Ко­гда главный город Вифинии, Никомидия, страшно пострадал от землетрясе­ния, охватившего Малую Азию на широком пространстве, от моря и до Фри­гии, Феодосий отстроил все церкви города, храм св. Анфимия, бани, гавань, театры.[897] В Александрии он воздвиг великолепный храм, который сохранил навсегда имя Феодосия.[898] В Антиохии был сооружен также великолепный храм, но свое название он получил от имени магистра Востока Анатолия, ко­торый явился исполнителем поручения, возложенного на него императо­ром. В нарфике храма на стене было мозаичное изображение императоров Феодосия и Валентиниана, а под ним подпись: «Сооружение Феодосия». Кроме того, Антиохия была удостоена особой чести: она получила свои «Зо­лотые ворота», точно такие же, какие были в столице. Они приходились со стороны предместья Дафны.[899] Особых милостей удостоился по части соору­жений и город Кизик, куда император ездил в 434 году.[900]

Строгий тон благочестия, царивший при дворе, и неукоснительное со­блюдение христианских праздников, обязательное для всего населения им­перии, не являлось препятствием для процветания народных увеселений на ипподроме. Из двух главных партий, на которые делилось население города, партией императора были зеленые, которые пользовались поддержкой его не только в столице, но и в других городах империи. В размещении зрителей на ипподроме Феодосий сделал перемену. Прежде прасины сидели на скамьях направо от кафизмы, где восседал император; Феодосий передвинул их на­лево, а гвардию, которая занимала место против кафизмы, переместил на скамьи венетов, т. е. синих. Это случилось во время префектуры Кира. Импе­ратор сказал Киру: «Кого я люблю, того хочу видеть пред собой». Прасины кричали в ответ: «Твоя от твоих». Феодосий ответил через прокуратора: «Оказывая вам почет, я посадил вас налево от кафизмы, куда я сам смотрю».

Кроме ристаний были и другие виды удовольствий, и прежде всего театральные представления, разного рода потехи, а также борьба с дикими зверями (venationes). Горячий протест Иоанна Златоуста еще в Антиохии и затем в столице против водворения в христианском обществе этих всенародных увеселений не возымел действия в свое время, а его преемники был более терпимы в этом отношении, и теперь, когда императорский двор в лице Феодосия и Пульхерии явился осуществлением идеала христианского императора, ристания и сценические представления мирились с благочестием. Даже кровавые зрелища борьбы людей с дикими зверями, venatione унаследованные от давнего прошлого, оставались в обычае в молодые годы Феодосия, и сохранился один указ от 417 года, в котором предписывало пограничным начальникам не задерживать отправки диких зверей, которых доставляли из пустынь Сирии и Египта.[901] В годы самостоятельного правления Феодосий не допускал этого вида забавы в своем присутствии, и когда однажды народ бурными криками требовал подобного зрелища, он настоял на своем отказе.

Если Феодосий I ограничивал игры днями рождения императора и вступления его на престол, то при его внуке игры правились гораздо чаще. Это можно заключить из текста указа от 425 года, в котором благочестивый император воспрещал игры во все воскресные дни, в праздники Рождества Христова, Богоявления и Пасхи и во все дни Четыредесятницы.[902] Историк Приск переживавший последнее десятилетие правления Феодосия, когда империя так страдала от грозного воителя Аттилы и император только откупался от этого врага, высказывает ему упрек за большие расходы на игры и забавы столичного населения.[903] Но, очевидно, финансы государства были в хороше положении, если и в это время возможны были огромные затраты на coopужение укреплений Константинополя. В начале префектуры Кира, в 439 году, Феодосий отдал ему приказ окружить город стенами по морскому побережью.[904] Скудное предание об этом важном событии не дает нам никаких мотивов этого предприятия. В одной лишь хронике Марцеллина под 438 годом помянуто событие исключительного характера, которое можно привести в связь с этим сооружением, а именно, что пират Контрадий (Contradis) был захвачен в море и казнен.[905] Вандалы уже в Испании до перехода в Африку занимались морским разбоем, и хотя Марцеллин ничего не говорит о нацио­нальности Контрадия, но, вероятно, такая новость для того времени, как морской разбой, должна быть отнесена на их счет. А в том же году, когда в Константинополе было решено воздвигнуть стены со стороны моря, совер­шилось роковое событие в Африке: 23 октября Гензерих овладел Карфаге­ном и начал затем свои пиратские подвиги на побережьях Сицилии и Ита­лии.[906] Укрепление столицы с моря имело, таким образом, весьма основатель­ные мотивы.

Закончив это важное дело, Кир предпринял капитальный ремонт сухо­путной стены Константинополя.[907] Вскоре, однако, после того, в 447 году, го­род постигло страшное землетрясение, во время которого особенно тяжко пострадала сухопутная стена: на ней обрушилось 57 башен.[908] Сохранивший это сведение комит Марцеллин сообщает, что исправления были сделаны в короткий срок трех месяцев. Но современное свидетельство, которое и поны­не красуется на старом месте на воротах, носящих ныне имя Иени-Капусси (Старые ворота), заставляет нас сократить и этот срок. Надпись гласит —

Theodosii iussis gemino nес mense peracto

Constantinus ovans haec moenia firma locavit

Tam cito tam stabilem Pallas vix conderet arcem.

"Ημασιν έξήκοντα ϕιλοσκέπτρω βασιλεί

Kωνσταντινος ὓπαρχος έδείματο τείχει τεἳχος

(т. e. по приказанию Феодосия Константин меньше чем в два месяца с тор­жеством укрепил эти стены— так скоро, как едва могла создать Паллада сильную твердыню. В шестьдесят дней префект Константин пристроил для скиптролюбца царя стену к стене).[909] Другое двустишие на греческом языке такого же содержания сохранилось в литературном источнике.[910] Как видно из текста надписей, Константин не ограничился ремонтом повреждений, причиненных землетрясением, а «пристроил стену к стене». По всему вероя­тию, это свидетельство следует понимать в том смысле, что именно тогда на протяжении всей стены Анфимия на половине расстояния от нее до рва вы­строена была внешняя стена, значительно ниже внутренней, с 80 башнями на ее протяжении. Это и есть προτείχιρμα Θεοδοσίου τείχους; (предстение: стены Феодосия), как названо это сооружение в одной надписи от времени Юстина II.[911] По общим узаконениям, действовавшим в империи, работы по возведению и ремонту городских укреплений являлись натуральной повинностью населения,[912] и в одном позднейшем источнике сохранилось свидетельство, что венеты и прасины выставили по 8 тысяч рабочих. Венеты начали работу от Влахерн, а прасины — от Золотых ворот. Те ворота, у которых обе партии сошлись, получили тогда название πόρτα Πολύανδρος; когда же впоследствии было забыто происхождение имени, оно было переделано в народной речи в «ворота Колиандра».[913]

С землетрясением 447 года связано сказание о чудесном возникновении песни Трисвятое. Позднейшая версия этого чуда, сохраненная Феофаном, такова. — Когда население города в страшной панике бежало на Военное поле, сильный порыв ветра унес одного мальчика в воздух и поднял его над землей на глазах у всех. Когда он благополучно спустился на землю, то рассказал, что слышал, как ангелы славословили Господа на престоле Его славы. Они пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Благочестивый император и его сестра Пульхерия немедленно распространили это песнопение по всему царству.[914] — О таинственном происхождении этой песни знал Несторий, проживавший тогда в далекой ссылке. В своей апологии он привел Трисвятое и изъяснил слова этой песни как ука­зание на правильность своих догматических положений, что Бог не мог страдать и предаться смерти. О самом чуде Несторий говорит в очень не­определенных выражениях и замечает, что тот, кто слышал эту песнь, не был разыскан.[915] Так как Несторий связывает возникновение песни с земле­трясением, то мы имеем, таким образом, в его словах точную дату события.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!