Западная Римская империя                                   Восточная Римская империя 26 страница



ФЕОДОСИЙ

РЕГЕНТСТВО АНФИМИЯ

По смерти Аркадия верховная власть перешла к его сыну и соправителю Феодосию, которому только что пошел восьмой год. Опека над малолетним императором, которую принял на себя царь Йездигерд, обеспечивала мир на восточной границе, а его обращение к сенату не осталось без воздействия на придворную знать в столице. Управление государством оказалось в ру­ках Анфимия, который занял пост префекта претория Востока в 405 году. Он принадлежал к высшей служилой знати империи, так как дед его, Филипп, занимал тот же пост при Констанции (346-348 г.).[635] По своим воззрениям Анфимий, очевидно, принадлежал к той самой партии придворной знати, которая взяла в свои руки направление государственной политики во время бунта Гайны. Опытный администратор, занимавший раньше префектуры другие высокие посты по государственному управлению,[636] Анфимий с честью исполнил выпавшую на его долю задачу вести государственный корабль в малолетство государя. В первый же год своего регентства он воспользовал­ся добрыми отношениями, установившимися с персидским царем, чтобы за­ключить новый торговый договор с Персией. Дело было слажено при по­средстве месопотамского епископа Маруфы[637], который пользовался распо­ложением Иездигерда и несколько раз являлся к нему с дипломатическими поручениями от византийского двора. В тексте договора были определены те крайние пункты на территории обоих государств, куда имели право заез­жать купцы со своим товаром. На персидской территории то был город Нисибин в Месопотамии и Артаксата в Армении,[638] на римской — город Каллиник на Евфрате. На правителей пограничных областей возложена была обя­занность следить, чтобы торговый обмен не шел по другим путям, а купцам за нарушение этого условия грозила конфискация товара.[639] По-видимому, тогда же были выяснены взаимные обязательства держав по отношению к охране кавказских проходов, как можно заключить об этом из краткого упо­минания у Иоанна Лидийца.[640]

В жизни столицы первый год правления Феодосия ознаменовался боль­шими уличными беспорядками, вызванными угрозой голода. Константино­поль жил привозным хлебом, и житницей его был Египет. Еще имп. Кон­стантин определил условия, на которых корпорация александрийских море­ходов должна была доставлять хлеб в столицу, и предоставил ей некоторые льготы в обеспечение исправной службы. Случайные обстоятельства, а ино­гда недобросовестность капитанов, вызывали задержку в доставке хлеба, и в 408 году с марта и до ноября не пришло ни одного корабля из Александрии. Угроза голода вызвала возбуждение среди населения, и разыгрался бунт, обратившийся на префекта города Монаксия. Мятежная толпа сожгла его дом, он сам подвергся оскорблениям и его экипаж (καροὓχα) с позором во­лочили по улицам.[641] Бунт успокоили своим воздействием на толпу оба ма­гистра армии и комит царских щедрот.[642] В распоряжение префекта города было ассигновано 500 фунтов золота из добровольного обложения членов сената и средств, изысканных префектом. Эта сумма должна была расходо­ваться под строжайшим контролем.[643] В обеспечение правильной доставки хлеба на будущее время Анфимий точнее определил обязанности по надзо­ру за этим делом комита Египта и правителя провинции Островов. На пути из Александрии в Константинополь суда имели остановку на острове Карпафе (ныне Скарпанте). Корабли, возившие хлеб, были зарегистрированы, одни — в Александрии, другие — в Карпафе. Ответственность за правильную до­ставку была возложена на представителей корпорации мореходов (summates). Расчеты вознаграждения за провоз должны были вестись на будущее время не с отдельными капитанами, а с представителями корпорации, равно как и убытки от кораблекрушений и порчи хлеба по случайным обстоятель­ствам должны были ложиться на всю корпорацию. Каждый случай корабле­крушения, во избежание мошенничества со стороны капитанов, подлежал строгому следствию со стороны правителя Египта или провинции Остро­вов. Корпорации мореходов были предоставлены некоторые новые льготы по обложению их имущества.[644] По-видимому, капитаны судов нередко по­зволяли себе мошеннические проделки, не держали прямого рейса и прода­вали хлеб на сторону. Императорский указ 410 года установил смертную казнь за такие проступки.[645]

Помимо затруднений, вызванных расстройством снабжения столицы хле­бом, Анфимию в первый же год пришлось иметь заботы по устройству отно­шений империи с варварами на северной границе. Гуннский царь Ульдис, оказавший услугу Аркадию в 400 году и ставший тогда в договорные отно­шения с империей, вторгся через Дунай в провинцию Дакию, раскинул свои становища в местности города Лагерь Марса (Castra Martis)[646] и начал оттуда набеги в области Фракии. Кроме гуннов, в полчищах Ульдиса было много германцев из племени скиров. Магистр армии во Фракии стянул войска и раньше, чем начать военные действия, вступил в переговоры с Ульдисом. Но гордый хан заявил, указывая на восходящее солнце, что весь мир открыт для его побед. Эта похвальба не оправдалась. Римский командир завязал сноше­ния с главарями отдельных отрядов в полчищах Ульдиса и, прибегнув, по всей вероятности, к подкупу, достиг того, что гунны во множестве покинули своего вождя, перешли на службу императора и разбили свои палатки близ римского лагеря. Ульдис успел уйти за Дунай с теми соплеменниками, кото­рые сохранили ему верность, но понес при этом много потерь. Особенно тяж­кому разгрому подверглись скиры, которые в большой массе попали в плен. Правительство не считало безопасным оставить этих пленников в пределах Фракии и Иллирика, и в Феодосиевом Кодексе сохранился указ на имя Ан­фимия от 12 апреля 409 года, в котором запрещено было обращать скиров в рабов и селить в городах, а предоставлялось землевладельцам брать их в нужном количестве для поселения на правах колонов в малоазиатских про­винциях.[647] Современник Феодосия Созомен сообщает, что он сам видел мно­го пахарей-скиров в Вифинии близ горы Олимпа.[648] Гунны успели похозяйни­чать в империи раньше, чем разразилась катастрофа, и войска отбили много пленных, которые попали в рабство к солдатам. Сохранился указ, в котором правительство вступается в это дело и приказывает отпустить свободных пленных на место их жительства, а рабов передать их владельцам.[649] Самая возможность насильственного задержания пленных и обращения их в раб­ство солдатами указывает на то, что против Ульдиса действовала погранич­ная армия, солдаты которой были сами землевладельцами и занимались хо­зяйством на землях, приписанных к данной крепости или укреплению.

В связи с этим вторжением Анфимий принимал деятельные меры к усиле­нию охраны дунайской границы. Кроме сухопутных войск, расположенных в крепостях, на Дунае были сторожевые флоты (naves lusoriae). От 412 года сохранился указ на имя магистра армии во Фракии о сооружении новых ко­раблей и ремонте старых. Нижнее течение Дуная разделено было между двумя провинциями: Нижней Мезией и Скифией. Первой провинции отво­дится 90 вновь построенных на императорских верфях кораблей и 10 отре­монтированных старых, Скифии — 110 новых и 15 старых. Указ содержит повеление продолжать постройку и ремонт судов с тем расчетом, чтобы для Скифии строилось и оснащалось ежегодно по 5 судов типа, который назван naves indicatoriae, и по 15 — типа agrarienses, а для Мезии 4 — первого типа и 15 — второго. Ремонтируемые старые корабли должны обращаться в транс­портные для подвоза хлеба. Забота о сооружении кораблей и их оснастке ле­жала на обязанности дуксов этих провинций, и указ содержит угрозу штра­фом как дуксам, так и состоящим при них канцеляриям в случае замедления и неисправности в деле усиления речной охраны. Постройка была рассчита­на на семь лет, и, таким образом, к концу 418 года дунайский флот должен был представлять весьма значительную силу.[650]

Иллирийские области, и в частности Эпир, в год смерти Аркадия освобо­дились от вестготов, которые под начальством Алариха передвинулись на север и из Эмоны вели сношения с римским двором. Оставленная готами страна нуждалась в особых заботах правительства для предупреждения на будущее время тех бедствий, какие она перенесла, и от апреля 408 года со­хранился указ на имя префекта претория Иллирика с приказанием принять экстренные меры для возведения стен городов и укреплений. К этому важ­ному делу привлекались все классы населения, без всяких изъятий, по рас­чету податного обложения.[651] Работы длились несколько лет, и от 412 года мы имеем другой указ по тому же делу, из которого видно, что население обяза­но было доставлять строительные материалы.[652] Ввиду тех опустошений, которые пережил Иллирик, правительство обращалось к патриотизму населения, вызывало добровольные пожертвования на дело общей безопасности и допускало некоторые изъятия от действия общих законов касательно при­нудительного зачисления в декурионы.[653]

В церковных делах ко времени регентства Анфимия относится постепен­ное успокоение того волнения и раздора, которые были вызваны низложе­нием Иоанна Златоуста. Его преемника, Арзакия, в 406 году сменил Аттик. Родом из Севастии в Армении, не блиставший образованием и авторитетом в богословских вопросах, Аттик слыл мягким и ласковым в обращении чело­веком, близко стоял ко двору и пользовался большим влиянием.[654] Преследо­вание иоаннитов продолжалось сначала и при нем, но постепенно ослабло, а когда умер главный враг Иоанна, Феофил Александрийский (412 г.), а затем и Порфирий Антиохийский, Аттик прекратил преследование. Римский папа продолжал настаивать на восстановлении чести Иоанна и не имел церков­ного общения с восточными иерархами. Преемник Порфирия, Александр, который некогда был пресвитером в Софийском храме, включил имя Иоан­на в диптихи своей церкви[655] и обратился к папе в Рим с просьбой восстано­вить общение. Его примеру последовал Аттик и настоял, чтобы преемник Феофила в Александрии, Кирилл, сделал то же самое. Когда это, наконец, устроилось, прекратился раскол между церквями Востока и Римским пре­столом.

В истории города Константинополя время регентства Анфимия отмече­но важным событием: возведением новых стен со стороны суши. Когда Кон­стантин превращал старый Византий в свою столицу, он более чем удвоил городскую территорию и провел со стороны суши стену от Пропонтиды до Золотого Рога. Город вырос за протекшие с тех пор почти два века, и стены оказались тесными. Они пострадали также от многократных землетрясений. Анфимий широко раздвинул пределы городской территории, и стена захва­тила большие пространства как выросших за стенами предместий, так и ме­стности, вовсе еще не застроенные. Общее протяжение новой стены было около 5 верст,[656] на ней высилось 92 башни. Предместье Влахерны, состав­лявшее 14-й регион города, осталось за стеной, которая доходила до Золото­го Рога ближе к городу. Это крупное предприятие было осуществлено очень быстро и закончено в 413 году, как видно из дошедшего в Феодосиевом Ко­дексе указа.[657] Изогнутая линия в южной части стены объясняется, помимо характера местности, еще тем, что в новую стену была включена триум­фальная арка, воздвигнутая в честь Феодосия I, которая и составила парад­ные ворота города, получившие имя Золотых.[658] Современная Феодосию I надпись красуется и ныне на своем старом месте.[659] Соответственно пяти во­ротам стены Константина в новой стене было также пять ворот, которые бы­ли назначены для пользования населения, а поэтому против них были на­стланы мосты над рвом. В мирное время эти пять ворот были открыты для беспрепятственного въезда и выезда. Кроме этих ворот, на протяжении сте­ны было еще пять других, которые имели назначение служить в военное вре­мя для обороны города. Против них не было мостов над рвом. В мирное время они были заперты. В выдвигавшихся наружу башнях стены были устроены боковые выходы для военных целей. Новая стена удержала навсегда назва­ние Феодосиевой в честь императора, который в ту пору еще не принимал никакого участия в управлении государством. Новые башни были предо­ставлены в пользование тем горожанам, на земле которых они оказались, с обязательством ежегодного их ремонта.

В завершение своего счастливого управления государством Анфимий провел в 415 году указ о сложении со счетов всех недоимок с населения про­винций префектуры Востока за 40 лет до того времени и тем значительно об­легчил счетоводство и взимание на будущее время. Из этой льготы были ис­ключены только мраморные ломки на острове Проконнесе и рудники в Троаде и в Докимене во Фригии.[660]

ПУЛЬХЕРИЯ. ВОСПИТАНИЕ ФЕОДОСИЯ. ДЕЛА В АЛЕКСАНДРИИ. БРАК ФЕОДОСИЯ С АФИНАИДОЙ. ОСНОВАНИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ. ФЕОДОСИЕВ КОДЕКС. КАТАСТРОФА В ЦАРСКОМ СЕМЕЙСТВЕ

В течение шести лет стоял Анфимий у кормила правления при полном сочувствии двора и сената. В 414 году произошла перемена: Пульхерия, стар­шая дочь Аркадия и Евдоксии, 4 июля была провозглашена августой и взяла в свои руки бразды правления. Анфимий уступил свой пост Аврелиану, ко­торый был его предшественником до 405 года. Так как Аврелиан в свое время провел провозглашение августой Евдоксии, то весьма вероятно, что сооб­щение того же титула Пульхерии было также его делом. В том же году 30 ок­тября в сенате были торжественно водворены бюсты Гонория, Феодосия и Пульхерии в ознаменование единства Римской империи под верховным управлением этих трех носителей титула август.[661] Властная и энергичная Пульхерия отличалась пламенным благочестием и, решившись взять в свои руки верховную власть, одновременно с принятием титула августы принес­ла в Софийском храме обет безбрачия. Ее малолетние сестры Аркадия и Ма­рина принесли такой же обет вместе с нею и провели свою жизнь как благо­честивые монахини. Патриарх Аттик стоял в самых близких отношениях ко двору и имел влияние на Пульхерию.[662] Под воздействием Пульхерии импера­торский двор, по свидетельству современников, стал походить в своем внут­реннем обиходе на монастырь. День начинался с пения псалмов и чтения Евангелия, неукоснительно правились все положенные выработавшимся уже церковным уставом службы, соблюдались посты, и из двора исходило самое широкое благотворение.

Воспитанием и обучением Феодосия руководила сама Пульхерия. Учить­ся он начал еще при жизни отца и обнаружил большое прилежание. Его то­варищем по учению был его сверстник Павлин, сын комита доместиков, и завязавшаяся между ними в нежном возрасте дружба росла и крепла с года­ми. Из наук, которым обучался Феодосий, он проявил наибольшую склон­ность к естествознанию и астрономии, интересовался также живописью и пластикой .[663] Пульхерия владела письменной и устной латинской речью, вла­дел ею и Феодосий. Мягкий и ласковый в обращении, выросший с малого детства в религиозной обстановке, Феодосий всем своим сердцем усвоил идеал благочестия, и твердая вера была основной чертой его духовного скла­да. Он легко подчинялся авторитету сильных по характеру людей, и прежде всего своей сестры и воспитательницы Пульхерии. Придворная обстановка того времени окружала царственных особ евнухами, и это наложило свою печать на характер Феодосия. То были ближайшие к нему люди в домашней обстановке, и он всю свою жизнь находился под влиянием того или другого евнуха. Он любил общество духовных лиц и сам приобрел с течением време­ни глубокое знакомство со Священным Писанием, как то отметили с похва­лой современники. Он интересовался книгами духовного содержания и со­ставил впоследствии во дворце богатую богословскую библиотеку.[664] В его приветливой наружности обращали на себя внимание прекрасные черные глаза, унаследованные им от красавицы матери. Ни Пульхерия, ни близкие к Феодосию люди не признавали в нем живого и самостоятельного ума.[665] Пульхерия восполняла этот недочет своим решительным характером и боль­шими умственными дарованиями.

Войдя в юношеский возраст, Феодосий предоставил Пульхерии сохра­нять властное положение, которое она заняла с 414 года, и она пользовалась не только титулом августы, но и всеми прерогативами этого сана. Она имела свой придворный штат и особого препозита, на что не давал права титул авгу­сты, сообщавшийся супруге императора.[666] Церковные историки прославля­ют ее как святую, говорят о божественных откровениях, которые ее посеща­ли, и она осталась в памяти потомства в ореоле святости. Язычник Евнапий сохранил нам весьма строгий отзыв о продажности должностей и большой неправде в судах за время правления Пульхерии. Управления провинциями были таксированы, смотря по их доходности, и места правителей предостав­лялись тому, кто давал больше, чем соискатели, в надежде возместить свои расходы во время управления. Но так как нередко возбуждались процессы о вымогательствах, то подвергавшиеся обвинению теряли не только свою на­живу, но и собственное состояние и впадали в бедность, так что вскоре про­пал интерес искать места правителя провинции.[667] Обычай оплаты назначе­ний на должность правителя провинции существовал издавна; позднее, при Юстиниане, установлена была точная такса.[668] Так как при дворе видная роль принадлежала евнухам, на которых всегда тяготело обвинение в корысто­любии и стяжательстве,[669] то их подкупность и жадность создавала нередко разного рода злоупотребления. [670] Что касается лично Пульхерии, то она со своим христианским благотворением и чистотой личных побуждений стоит выше всяких подозрений в причастности к злоупотреблениям двора.

Во внешней жизни государства годы самостоятельного правления Пуль­херии протекли в глубоком мире. Но в первый год ее правления случились тяжкие события в Александрии на почве религиозной нетерпимости моло­дого патриарха Кирилла. Он был племянник Феофила, вырос и получил образование под руководством дяди. Богословским его образованием руководил известный тогда в Египте Серапион, спасавшийся в Нитрийской пустыне. Когда Кирилл вернулся из монастыря в Александрию, он был посвящен в духовный сан и с большим успехом выступил в качестве проповедника. Одаренный блестящим литературным и ораторским талантом, Кирилл скоро стал заметным членом александрийского клира. В 403 году он был вместе с дядей в Константинополе и участвовал в деяниях Собора, низложившего Иоанна. Враждебность к Иоанну и иоаннитам он сохранил с тех пор надол­го, и только в 417 году согласился внести имя Иоанна в диптихи Александ­рийской церкви. По смерти Феофила осенью 412 года он был выбран на Александрийский престол, вопреки видам и стараниям правительства, так как стоявший тогда во главе управления Египта Абунданций боялся возвышения этого властного и честолюбивого человека.[671] В период борьбы на жизнь и смерть с язычеством при Феодосии I александрийские епископы су­мели придать своему сану чрезвычайное значение и являлись властью, кон­курирующей с представителями государственного управления. Их церков­ная юрисдикция непререкаемо простиралась на весь Египет и соседние об­ласти к западу, в пределах распространения греческого языка.[672] Префекты Египта вынуждены были считаться с патриархом, а властолюбивый Кирилл пошел дальше своих предшественников и немедленно по своем водворении на кафедре стал действовать как полноправный начальник страны.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!