Западная Римская империя                                   Восточная Римская империя 23 страница



Когда весть об этом распространилась, часть толпы бросилась к берегу моря, другая, находившаяся в храме св. Софии, была окружена военной си­лой. Сломав двери, толпа повалила из храма, и в эту пору начался в церкви пожар с кафедры, на которой проповедовал Иоанн. Сгорел Софийский храм и расположенное между храмом и дворцом здание сената, богато украшен­ное роскошными мраморами и большим количеством великолепных статуй. Перед входом в него стояли знаменитые древние изваяния: Зевс Додонский и Афина из Линда. На них капал свинец с растопившейся от пожара крыши храма, и оказалось потом, что эти статуи остались под свинцом невредимы­ми. Но статуи девяти Муз, привезенные при Константине из Геликона, по­гибли во время этого пожара.[542]

26 июня 404 года был поставлен патриархом Арзакий, человек очень ста­рый, брат предшественника Иоанна, Нектария. Иоанн был сослан в город Кукуз в Армении. Выбор места ссылки, по его словам, принадлежал импе­ратрице.[543] Иоанниты и их враги взаимно взваливали друг на друга вину проис­шедшего бедствия.[544] Было снаряжено расследование дела и суд под предсе­дательством префекта города, Оптата. Многие видные лица из числа при­верженцев Иоанна были признаны виновными и подвергнуты разным нака­заниям. В числе привлеченных к суду была и диакониса Олимпиада. Знат­ная и богатая по происхождению, Олимпиада была дочерью невесты импера­тора Константа, бывшей впоследствии в замужестве с армянским князем.[545] Олимпиада была наказана крупным штрафом и, покинув столицу, пересели­лась в Кизик. К лицам низшего положения суд был строже.[546] Так, один пре­свитер, по имени Тигрис, по происхождению варвар-вольноотпущенник, подвергся телесному наказанию и умер на пытке. Чтец Евтропий, совсем моло­дой человек, после страшных телесных истязаний умер в тюрьме. Пострада­ло много лиц разного положения, одни — по суду, другие — во время воен­ных репрессий, разгонявших собрания иоаннитов. По свидетельству со­временника, знавшего лично многих из пострадавших, солдаты позволяли себе разные бесчинства: срывали богатые одежды с женщин, рвали с них ожерелья, пояса, вырывали серьги из ушей, а иногда и вместе с ушами.[547] Из этого последнего сообщения следует заключить, что мятежные собрания иоаннитов продолжались и правительство принимало против них строгие меры. Указ от 11 сентября, обращенный к городскому префекту, повелевает взыскивать штраф в 3 фунта золота с хозяев, рабы которых будут участво­вать в мятежных сходках; городские корпорации за участие своих членов в сходках подлежат уплате штрафа в 50 фунтов золота.[548] Своими проповедями против сильных и богатых Иоанн вызвал брожение в низшем классе населе­ния столицы и являлся в глазах правительства демагогом. А тот фанатизм, который обнаружили его приверженцы во время его удаления, объясняет строгость мер в отношении иоаннитов и самого пастыря. Иоанн имел при­верженцев не только в столице, но и в городах Малой Азии, которые уст­раивали ему по пути кое-где торжественные встречи, о чем он сам помянул в письмах к друзьям с дороги.[549] Считая его низложение незаконным, иоанни­ты отказались от общения с патриархами Константинопольским, Антиохий­ским и Александрийским и были настолько многочисленны, что грозили явиться новой сектой. 18 ноября 404 года был издан указ на имя префекта претория Востока, в котором было повелено правителям провинций воспре­щать частные собрания тем, кто не признает патриархов Арзакия, Феофила и Порфирия.[550] Таким образом, волнение, вызванное Иоанном, захватывало широкий круг, не ограничиваясь столицей, и имело в глазах правительства вид церковного раскола.

Путешествие Иоанна на место ссылки затянулось на несколько меся­цев — отчасти вследствие постигшей его тяжкой лихорадки, а также и тех задержек, которые вызывали разбойничавшие по всей Малой Азии исавры. Он испытал по дороге большие неприятности от Леонтия, епископа Анкиры, и Феретрия — Кесарии Каппадокийской. По наущению Феретрия, на дом, где жил Иоанн, сделали нападение монахи, отбитые военным конвоем, сопровождавшим Иоанна. Одна благочестивая почитательница Иоанна хоте­ла дать приют больному изгнаннику на своей вилле в 5 милях от Кесарии; но феретрий заставил удалить его среди ночи под предлогом слуха о нападе­нии исавров. Иоанн посылал с пути письма многочисленным своим друзьям в столице и с особенной нежностью и заботой обращался к Олимпиаде. Зная ее преданность и нежную заботу о нем, он скрывал от нее те бедствия, кото­рые постигли его в пути и о которых сообщал другим друзьям, утешал, ста­раясь поднять ее дух из того уныния, в которое она впала, и главной темой, особенно первых писем, ставил положение о духовной радости как состоя­нии истинного христианина во всех постигающих его бедствиях. Он напи­сал ей с дороги 17 писем[551]

В конце 404 года Иоанн прибыл в Кукуз, который называл «самым пустын­нейшим местом всего нашего государства». Около того времени, когда Иоанн прибыл на место ссылки, умерла императрица Евдоксия, которую общест­венное мнение считало виновницей всех злоключений Иоанна. Ее смерть не изменила ни в чем положения дела об иоаннитах, которое находилось в ру­ках светской власти, продолжавшей всякие виды кар против привлекаемых к суду лиц разного положения.

Жизнь на армянской окраине империи была в ту пору весьма тревожна вследствие бесчинств, которые там производили разбойничьи шайки исав­ров. Спасаясь от их нападений, население бежало в горы. Одно время и сам Иоанн укрывался в городе Арависсе, лежавшем в той же провинции. С места своего изгнания Иоанн вел обширную переписку и обращался, между про­чим, к Анфимию, по поводу вступления его в консульство, а также к евнуху Брисону, с которым у него когда-то были близкие отношения. Надежда на возвращение не покидала Иоанна, как видно из его распоряжений пастыр­ского характера. Он хлопотал, и успешно, о том, чтобы в Финикию были по­сланы миссионеры для борьбы с язычеством,[552] просил задержать назначение епископа готам вместо поставленного им Унилы, который в ту пору скон­чался.[553] Он писал также и папе Иннокентию и нескольким благочестивым знатным женщинам в Риме, принимавшим участие в его приверженцах, ко­торые нашли у них приют.

Находясь в изгнании, Иоанн задавался широкими планами утвердить христианство в Персии. Для этого ему нужна была помощь епископа Мартирополя Маруфы; но тот был в числе его врагов и отверг приглашение пови­даться. Патриарх Арзакий, его преемник, не пробыл на кафедре и двух лет. Его сменил Аттик. При нем, в 407 году, в связи с нескончаемым следствием по делу о иоаннитах, Иоанн был сослан еще дальше, в крепость Питиунт (Пицунду), на крайний предел империи на северо-востоке. На пути к этому отдаленному месту изгнания Иоанн скончался в городе Команах 14 октября 407 года.[554]

Еще в ту пору, когда Иоанн упорно боролся против своих врагов и не усту­пал им поля битвы, он обратился с посланием по своему делу к римскому па­пе Иннокентию.[555] Четыре верных Иоанну епископа отвезли его послание в Рим, и папа принял дело близко к сердцу. Он признал деяния Феофила про­тиворечащими канонам и, по соглашению с императором Гонорием, отве­тил Иоанну, обратился также с посланием к Аркадию и клиру Константино­польской церкви.[556] Он осуждал насилие, произведенное над Иоанном, и при­писывал вину императрице Евдоксии, которую честил именем «новой Далилы», предательницы Самсона.[557] Император Гонорий обратился со своей стороны с письмом к брату. А когда в Риме были получены более подробные сведения о происшедших ужасах и туда прибыло много пострадавших от преследования иоаннитов, то во втором письме Гонорий изливал целый ряд упреков о кровавых бесчинствах и насилиях, омрачивших святость дня Пас­хи, заточении священников, убийствах в самой церкви, скорбел о пожаре храма, в котором хранились приношения их отца, императора Феодосия, и резко упрекал брата за рабство у женщины.[558] Аркадий почтительно ответил папе, просил его «иметь в своей любви» как его самого, так и его супругу, и сообщал, что он так строго наказал Евдоксию, что та захворала и слегла в постель.[559] 6 октября 404 года Евдоксия скончалась и была погребена в хра­ме св. Апостолов.[560]

Папа смотрел надело Иоанна как на чисто церковное, подлежавшее цер­ковной юрисдикции,[561] а потому и настаивал на необходимости рассмотреть его на Соборе, местом которого предлагал избрать Фессалонику, принадле­жавшую к его патриархату. В Константинополь было отправлено посольст­во из четырех епископов и двух пресвитеров с целью договориться насчет созыва Собора. Но в Константинополе смотрели на дело иначе, и враги Ио­анна были в силе. Близ Афин корабль, везший легатов папы и с ними не­скольких восточных епископов, побывавших в Риме, был встречен двумя военными кораблями, и командовавший ими трибун потребовал, чтобы по­сольство пересело на его суда. Корабль легатов был отослан в Афины. Три­бун доставил послов в Константинополь; но им было запрещено высадиться в городе: их провезли в Афиру на фракийском берегу[562] и заточили в крепо­сти. Там у них силой отняли письма к императору и, продержав некоторое время в заточении, отослали в обратное плавание под охраной военной ко­манды. Плохое состояние корабля заставило заехать в Лампсак, откуда пап­ские послы уже на другом судне и, вероятно, без военной охраны прибыли после 20-дневного плавания в Гидрунт в Калабрии (Отранто).

Так закончилась попытка папы заступиться за Иоанна. Гонорий в треть­ем письме упрекал брата за столь неуважительное отношение византийско­го двора к послам и нарушение обычаев.[563] Папа Иннокентий продолжал ре­шительно и твердо стоять за Иоанна и прервал церковное общение с тремя восточными патриархами, которые дружными усилиями боролись против иоаннитов. Тяжкие внешние беды, постигшие вскоре Италию, прервали на некоторое время общение Востока с Западом. Только после того, как смени­лись представители Антиохийской и Александрийской кафедр и была вос­становлена память Иоанна на Востоке, восстановилось и церковное единст­во. Тридцать лет спустя после смерти Иоанна его останки в торжественной процессии были принесены в Константинополь и водворены в храме св. Апо­столов. Это случилось 27 января 438 года, и кроткий сын Евдоксии, импера­тор Феодосий, молился на гробе святителя за грехи своей матери.[564]

РАЗБОИ ИСАВРОВ. СМЕРТЬ АРКАДИЯ

На южном побережье материка Малой Азии, между Памфилией на запа­де и Киликией на востоке, лежала горная область, населенная диким племе­нем исавров. Неприступные и непроходимые горные ущелья, наполнявшие эту страну, скалистый и опасный для плаванья берег содействовали тому, что население мало поддавалось воздействию греческой культуры и сохра­няло за собой с глубокой древности громкую славу диких разбойников как на суше, так и на море. Хотя эта область вошла, как и соседние страны, в круг воздействия эллинизма, но внутри ее население оставалось диким. Римляне были вынуждены столкнуться с исаврами впервые в 78 году до P. X., и титул Isauricus украсил победителя исавров Сервилия. Со времени этого похода Исаврия считалась покоренной страной, но не была тогда же обра­щена в провинцию, и вскоре, по действовавшим тогда порядкам, была пре­доставлена в управление царю Галатии Аминте вместе с остальными терри­ториями, расположенными к югу от Галатии. С постепенным исчезновением греческих царств и династий в пределах Малой Азии Исаврия стала рим­ской провинцией и составила одно целое с Ликаонией, лежавшей на север от нее.[565] В тяжкое время разложения римского государства при Галлиене исавры отложились от империи и поставили императором некоего Требеллиана, который укрепился в неприступных горных твердынях и в течение нескольких лет отстаивал свою независимость. Полководцу Галлиена Камсисолею, исавру, судя по имени, удалось выманить его на равнину и разбить. В течение некоторого времени затем непокорная и неприступная страна бы­ла окружена военным кордоном и считалась варварской землей.[566] Импера­тор Клавдий, счастливый победитель готов на Балканском полуострове, сделал попытку выселить исавров из их гор на равнину Киликии. Император Проб имел дело с исаврийскими разбойниками по пути своего похода на Вос­ток. Разбив и предав казни знаменитого тогда разбойника Пальфруерия, он предоставил в собственность ветеранам более открытые долины в предгорь­ях, обязав их ставить с 18 лет своих сыновей на службу, чтобы они не пре­вращались в разбойников. Среди пленных, которые украсили его триумф, были также и исавры.[567] В пору Диоклетиана Исаврия образовала самостоя­тельное административное целое. Дикие нравы населения делали невоз­можным провести в отношении к этой области разделение гражданской и военной власти, и во главе управления Исаврии стоял командир военной си­лы, расположенной внутри страны в отдельных крепких пунктах.[568] Большая часть этой области не признавала над собой ничьей власти, и население пре­бывало в первобытной дикости. Слава разбойников прочно держалась за исаврами, а от половины IV века Аммиан Марцеллин сохранил подробные сведения о тех страшных разбоях, какие они производили время от времени в соседних провинциях. Собираясь в шайки, исавры с чрезвычайной быстро­той и невероятной наглостью предпринимали походы в соседние области, грабили и разоряли мирное население, не останавливались иногда и перед стенами укрепленных городов. Их дикая отвага, быстрота и особое умение преодолевать всякие трудности перехода через крутые горы делали их не­уловимыми для регулярной армии, и римская власть ограничивалась в отно­шении к разбойникам лишь тем, что старалась загонять их в родные ущелья, не тревожа в их собственной неприступной стране. В обеспечение мира пра­вительство требовало от исавров заложников, что, однако, недостаточно обеспечивало спокойствие с их стороны.[569] Последний из описанных у Аммиана Марцеллина набегов исавров относится к 368 году.

В 403 году, собравшись с силами после долгого затишья, исавры вновь зашевелились. Их шайки появились сначала в Киликии, прошли оттуда в Сирию и грабили население до самых границ с Персией; на западе они опус­тошали Ликию и Памфилию, на севере Писидию и Ликаонию, проникли от­туда в Каппадокию и дошли до самого Понта.[570] Это бедствие было тем тяже­лее, что оно захватило и те области, которые лишь недавно терпели граби­тельские подвиги Трибигильда и его дружин. Более трех лет продолжали исавры свои разбои. Когда Иоанн Златоуст был на пути к месту изгнания в году, слухи о появлении этих разбойников провожали его по всей Кап­падокии. В Кесарии Каппадокийской сделана была остановка, так как по­близости хозяйничали исавры и все военные силы выведены были из города для борьбы с разбойниками.[571] Одно тяжелое приключение, едва не стоившее жизни Иоанну, близ Кесарии Каппадокийской, имело причиной слух о появ­лении исавров поблизости от города. В письмах к друзьям с места изгнания в 406 и 407 годах Иоанн очень часто поминает о тех бедствиях, какие причи­няли исавры на далекой окраине империи.

Зима и морозы не останавливали предприимчивых разбойников; населе­ние покидало дома, пряталось в горных ущельях, надеясь там найти убежи­ще от нападения варваров. «Никто не смеет теперь, — пишет Иоанн к Поли­бию, — жить дома, и всякий, покидая свое жилище, спешит куда-нибудь укрыться. В городах остаются только стены и крыши, а леса и ущелья стано­вятся городами... Мы, жители Армении, принуждены каждый день перебе­гать с места на место, проводя жизнь каких-то номадов и не смея нигде оста­новиться... Кого найдут дома, тех режут, жгут, обращают из свободного со­стояния в рабство».[572] В другом письме, обращенном к Ельпидию, читаем: «Мы никак не можем установиться на одном месте, но живем то в Кукузе, то в Арависсе, то в каком-либо ущелье, или где-нибудь в пустыне: до такой сте­пени всюду здесь царствует смятение и тревога. Огонь и железо пожирают все — и людей, и жилища; целые города истребляются окончательно вместе со всем народонаселением».[573] В письме из Арависса к диакону Феодоту Ио­анн пишет: «Стеснительность нашего осадного положения увеличивается с каждым днем... Однажды отряд исавров в 300 человек ворвался в город сре­ди самой ночи, сверх всякого чаяния и ожидания, и едва не захватил и нас».[574] В другом письме к Феодоту: «С наступлением весны расцвели и ужасы их нашествия. Они разлились по всей стране и сделали совершенно непрохо­димыми все большие дороги. Несколько благородных женщин взято ими в плен; несколько известных людей убито».[575] Так действовали безнаказанно разбойники в пограничной области в течение нескольких лет.

Историки не сохранили упоминаний о мерах правительства в борьбе с этим бедствием. Только Зосим помянул, что в Памфилию, в начале нашест­вия, был послан военачальник Арбазакий, армянин по происхождению. Он очистил страну от исавров и загнал в их родные ущелья, недоступные для римских войск.[576] Отличаясь большим корыстолюбием, Арбазакий брал выкуп с разбойников и позволял себе всякого рода вымогательства в отношении местного населения. Когда в Константинополь дошли о том вести, Арбаза­кий был отозван и находился в опасности подвергнуться судебной ответст­венности. По словам Зосима, он избежал этого тем, что поделился награб­ленным добром с императрицей Евдоксией.[577] Человек диких страстей, Арба­закий вел распущенную жизнь и держал при себе огромный штат певиц и плясуний.[578]

Борьба с исаврами продолжалась долго. Захваченные разбойники подле­жали суду правителей провинций, и количество пойманных было весьма ве­лико. Сведение об этом дает один указ от 408 года, изданный за несколько дней до смерти Аркадия. Судьям было предписано не прекращать разбира­тельства по делу о разбойниках ни в дни Четыредесятницы, ни даже святой Пасхи.[579]

Одновременно с тем, как исавры опустошали малоазиатские провинции, города африканского побережья к западу от Египта сильно страдали от на­падений варваров пустыни. С 404 по 407 год повторялись нашествия племен мазиков и авзуриан.[580] В письмах епископа Кирены Синезия сохранились живые и горькие жалобы на недостаток военной охраны, нераспорядитель­ность и трусость командиров, уклонявшихся от встречи с врагом. Привыч­ное к этим бедствиям население само принимало меры защиты и, как могло, оборонялось от насильников.[581]

В апреле месяце 407 года столицу постигло землетрясение, причинив­шее страшные бедствия не только на суше, но и на море. Это несчастье ши­роко огласилось в христианском мире.[582] Отношения к Западной империи бы­ли весьма обострены в эту пору в связи с делом Иоанна Златоуста и тяжкой обидой, нанесенной послам папы. Вражда со Стилихоном, руководившим политикой западного двора, еще более обострилась: он был объявлен врагом государства (hostis publicus), и это было сделано на основании решения, при­нятого на заседании сената.[583] Со своей стороны Стилихон закрыл для кораб­лей с Востока итальянские порты. Дело грозило дойти до междоусобной вой­ны. Стилихон надеялся опереться на помощь Алариха, с которым вступил в более тесные сношения еще после первого его похода в Италию. Но тяжкие внешние беды, постигшие Западную империю, задержали приготовления Стилихона, и вмешательство Запада в дела Востока не состоялось. Полити­ку восточного двора направлял в ту пору Анфимий, занимавший пост пре­фекта претория Востока и пользовавшийся полным доверием императора.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!