Предметный кризис философии середины 19-го века.



Тем временем дела в европейской философии шли весьма плачевно. Последней искрой, которая разожгла большой костёр под традиционной философией, стала смерть Георга Вильгельма Фридриха Гегеля в 1831 году, и последующая критика его системы, которая претендовала на теорию «истории философии» (Гегель как раз очень некстати объявил себя «последним философом»).

Философы обнаружили, что то, чем они занимаются, абсурдно. А в это время физика как раз получает в свои руки мощную и эффективную методологию =>нужно подражать физике, наблюдать, измерять, вычислять.

От философии начинают отваливаться разделы, которые считались традиционными составными частями философии, и оформляться в самостоятельные науки:

1) Логика уходит к математикам, что приводит к возникновению математической логики («Истину можно вычислять!»)

2) Учение об обществе ->социология (изначальное название, предложенное Огюстом Контом – «социальная физика» - не прижилось)

3) Учение о душе, сознании. В. Вундт в 1879 году организует экспериментальную лабораторию по исследованию сознания (рефлексов), что положило начало экспериментальной психологии. Основная идея в следующем: если сознание есть набор рефлексов, то можно исследовать эти рефлексы и раскрыть загадку человеческого разума (бихевиоризм). Человек – это сложный механизм, поэтому может познать самого себя.

Безусловно, такая позиция столкнулась с критикой, но вплоть до выхода в 1900 году работы Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» и его последующих работ (которые сильно подорвали позиции бихевиористов), у противников бихевиоризма не было сильных аргументов против этого подхода.

4) Последней от философии отделилась педагогика (которая сама только-только начинает оформляться в самостоятельную область трудами И. Ф. Гербарта). Не прошло много времени, когда новообразованная эмпирическая педагогика взяла на вооружение идеи бихевиористской психологии, что привело к концепции «программируемого человека» - возможно «производить» нужных людей в соответствие с нашими потребностями, как машину на заводе. Достаточно лишь правильно запрограммировать его -> для достижения этой цели вводится система тестов, которые должны сформировать правильную систему связок «вход-выход».

Философы в полномохуевозе начинают быстро, решительно искать выходы из ситуации. В результате выходы были найдены в достаточном количестве и разнообразии, что обусловило большое количество направлений философии науки 20-го века.

 

Первый позитивизм.

Основной выход из кризиса философии был предложен Огюстом Контом(1798-1857, Франция) в виде концепции философского позитивизма («позитивизм» от «позитивная наука» - что-то добавляет человечеству).

Основные тезисы, предложенные Контом:

1) Философия не должна больше претендовать на собственное знание. Философы отказываются от попыток познавать мир, у новой философии не должно быть мировоззренческих функций.

2) Взамен философия будет заниматься знанием всех остальных позитивных наук – изучать их методы, логику, язык. Если философия изучает точные методы точных наук, то вновь сама обретает статус точной науки.

Сразу же возник вопрос: а зачем всё это нужно? Позитивисты дают ответ:

1) Для ответа на вопрос: «как эмпирическое знание преобразуется в теоретическое» (взаимоотношение эмпирического и теоретического уровней познания). Иными словами, как исследователь переходит от эмпирики к теории, и есть ли какие-то законы, которые позволили бы формализовать этот процесс. Задача позитивного философа науки: можно ли вывести правила конструирования теоретического знания?Очень сильна была боязнь положить в основание теории гипотезы, которые завладели бы всем – слишком свежа была память о падении системы Аристотеля. В целом наука того времени была очень антиметафизична.

2) Обосновать процесс роста научного знания (как и почему оно растёт, механизмы роста)

Философы того времени уверены, что решение этих задач лишь вопрос времени, и скоро ключ к конструированию любой теории будет у них в руках.

В советской России обвинение философа в позитивизме было очень тяжёлым. Марксизм-ленинизм предполагал наличие собственной мировоззренческой и идеологической позиции, чему противоречил позитивизм.

Помимо этого, Конт сыграл важную роль в возникновении социологии («социальной физики»), введя концепцию социологических опросов и фактически положив начало французской школе социологии (в которой рассматривалась первичное положение социума по отношению к человеку, социум – некое первоначало, которое формирует людей).

Конт предложил первую эволюционную трехступенчатую лестницу развития знания. Три стадии, каждая из которых всё более совершенна, по Конту последовательно сменяют друг друга:

Религиозная

Метафизическая

Позитивная

Знание не выражается через единое начало. Хороших (позитивных) наук должно быть много, они должны быть разнообразными и их ни в коем случае не стоит смешивать в попытке построить «теорию всего», иначе мы возвращаемся к метафизике.

В развитии первой волны позитивизма ключевую роль, помимо Конта, сыграли ещё два британских философа: Джон СтюартМилль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903).

Милль внес важный вклад в развитие индуктивной логики и поставил задачу: выявить принципы конструирования любой теории из эмпирических фактов.

Спенсер пропагандировал идею эволюции, и пытался распространить эволюционистские подходы на все сферы бытия:

I) Механический уровень (космос, частицы обладают свойством объединяться в более сложные системы благодаря гравитации)

II) Химический

III) Биологический

IV) Социальный

Что характеризует эволюцию по Спенсеру? Это движение:

- от простого к сложному

- от однородного к неоднородному

- к возрастающей определённости (уменьшению хаоса и увеличению наших знаний о системе)

Чем сложнее система, тем более предсказуемой она становится. Из этого следует, что общество социальной гармонии может воцариться только в процессе эволюционного развития, само по себе – его не нужно понукать.

Критика Спенсера закономерно содержала в себе обвинения, что, будучи на словах позитивной, его концепция пронизана метафизикой. Далее, были существенные претензии к определению эволюции. Например, что считать простым, и что сложным? Как характеризуется сложная система, через количество составных частей, или через появление неких новых сложных функций, которая система выполняет? При выборе одного из подходов одна и та же система могла быть как простой, так и сложной.

Оба этих предположения дали начало двум подходам к пониманию системы: структурныйи функциональный (насколько сложные действия может выполнять система, как может приспосабливаться).

Спенсер также сыграл значительную роль в популяризации позитивистских идей.

Следует заметить, что первые позитивисты начали свою деятельность, когда их время уже фактически подходило к концу. Это обусловило приход новых философов, которых принято объединять во вторую волну позитивизма.

Вторая волна позитивизма.

Основной вклад здесь внести три философа, которые к тому же были серьёзными учёными. Таким образом, в позитивизм пришли люди с реальным знанием объекта исследования и с действительно насущными потребностями. Важно добавить, что в то время теоретическая наука уже была достаточно развита и обрела свой мощный голос, и именно с позиции теоретиков выдвигали свои гипотезы позитивисты второй волны.

Анри Пуанкаре (1854-1912) – выпускник Парижской политехнической школы.

Внёс существенный вклад в большинство разделов математики своего времени, наряду с Гильбертом считался последним математиком-универсалом, способным охватить все разделы математики своего времени. Пуанкаре был неформальным лидером мировой математической школы (после его смерти титул перешёл к Гильберту).

Его главными работами стали:

- качественная теория систем дифференциальных уравнений

- теория автоморфных функций

- существенный вклад в математические основы специальной теории относительности

- топология. Если Декарт полагал дискретность материи и уходил от геометрии, Пуанкаре придерживался скорее противоположного подхода и возродил интерес геометрических методов в физике. Здесь прослеживаются тенденции к возврату к аристотелевской идее качества (подобия), пусть и в завуалированном виде.

Пуанкаре противостоял попыткам свести процесс научного познания к логике (чего добивались первые позитивисты), считая интуицию основной движущей силой, которая позволяет преодолевать разрыв между эмпирией и теорией. Он положил начало одной из программ обоснования математики – интуитивизму.

Этот подход противостоял логицизму, который зародился в то время в Англии – математическая логика набрала существенный вес в стане математиков и стала претендовать на право обоснования всей математики.

В 1902 году Пуанкаре публикует свою книгу «Наука и теория», сразу же завоевавшую безумную популярность. В книге рассматривается вопрос, как осуществляется переход от эмпирического уровня познания к гипотезе.

Пуанкаре положил начало конвенционализму(учение о соглашении). Количество учёных достаточно велико, коммуникации в научном сообществе уже в достаточно степени налажены. Учёные договариваются между собой, разумеется, не об истине (как отмечал Пуанкаре на критику его подхода), а всего лишь о способах получения истины – идеях и гипотезах, а также о методологии их выдвижения.

Эрнст Мах (1838-1916) – австрийский физик и философ.

Считается основателем философии конструктивизма. В основе этой философии лежит идея простоты (антиметафизики). Всякая метафизика удваивает мир, создаёт дополнительные нагромождения, тогда как в реальности есть только наш разум и наши ощущения. Не стоит пытаться «прорваться» сквозь завесу эмпирии, полагая открыть истинную сущность мира.

Человеческий разум получает чувственные сигналы и приспосабливается к ним, конструируя теорию, которая бы самым простым образом объясняла полученный эмпирический опыт. Причём, эта теория не обязательно должна иметь какую-то связь с реальностью, главное, что она обладает объяснительным значением для исследователя.

Создавать и отбирать такие теории следует по принципу экономии мысли– теория должна занимать наименьший объём средств нашего интеллекта и памяти, при этом достаточно хорошо объясняя эмпирический опыт. Таким образом, человек изобретает, а не открывает теорию.

Пьер Дюгем (1861-1916) – французский физик, математик, философ и историк науки.

Был одним из первых серьёзных историков науки, изучал историю астрономии.

Выдвинул предположение, что любая теория в определённый момент развития превращается в нечто большее, чем просто фиксация фактов. С этого момента она получает самостоятельное значение, и собственное развитие (то есть, обладать системными свойствами).

Любая достаточно развитая теория обладает живучестью по отношению к фактам: несколько контрпримеров не убивают теорию, напротив, это даёт ей стимул для развития. Уже к моменту жизни Дюгема многие теории были эмпирически недогруженны.

С другой стороны, теория – всегда то, на что влияют люди. Наука – не идеальное методологическое предприятие по извлечению истины, как принято было полагать в то время, роль вненаучных факторов весьма существенна, они влияют как на самих учёных, так и на выдвигаемые ими теории.

За такие революционные для своего времени взгляды Дюгем был подвергнут жесточайшей критике современников.

 

-- пропущена лекция --

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 412; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!