Наука Возрождения и Нового времени.



Зарождение и развитие античной науки.

Проблема Джозефа Нидэма: британский учёный 20-го века (1900-1995), изучал китайскую науку, отметил высокий уровень древнекитайской науки и техники. Составил «список Нидэма» - изобретения китайцев, которые опередили Европу. Поставил вопрос: «Почему китайцы не смогли развить свою науку до уровня сегодняшней европейской?»

3-6 век до н.э. активно развивались три мощные древние культуры – Китай, Греция, Индия. Они похожи, но темпы развития культуры и науки разные. Греки смогли проделать основную работу за два века – чудовищно быстро по меркам древнего мира, тогда как в Китае и Индии всё двигалось очень медленно. Почему произошёл такой быстрый скачок?

Гипотеза о том, что греки вели праздный образ жизни, и от нечего делать занимались философией, не выдерживает критики. В Греции очень тяжёлые природные условия: нехватка пахотных земель и жизненного пространства, сложная география (горы), нехватка еды, питьевой воды, засушливый климат, мало ресурсов. Поэтому греки начали путешествовать и расселяться вдоль берега, вести постоянную экспансию. Отсюда возникают две проблемы: постоянные войны с жителями новых территорий и отсутствие центральной системы управления -> греки нигде не могут наладить политическую жизнь, формы правления циклически сменяют друг друга в каждом полисе (греки перепробовали все формы, поэтому смогли составить такую исчерпывающую классификацию).

Задача поиска единства многообразий: как остаться единым народом, но при этом сохранить свободу выбора каждого гражданина? («Грек не может быть рабом»). Философская мысль была востребованной.

Ограничения, с которыми столкнулись греки:

1) Не было чужого опыта

2) Отказ от другого готового варианта – построить жизнь на основе религиозных догм (напр. древняя Иудея)

Нужно было искать примеры гармоничного взаимодействия элементов в рамках единой системы – таковой оказалась природа (φύσις от глагола φύω – «управлять, направлять»). В природе все увязано в единую систему, при этом каждый элемент самостоятелен. Природа – некая мистическая сила, которая принадлежит всем предметам и ими управляет.

Так впервые появляется задача исследователя: понять, как устроена природа (чтобы по её образу и подобию выстроить человеческое общество).

Природа всеобъемлющая -> необозримая -> проблема индуктивного вывода: сколько нужно наблюдать частных случаев, чтобы перейти к общему?

Как изучать природу?

1) Можно слиться с ней в экстазе – так действовали последователи Диониса, с помощью оргий и симпозиумов (συμπόσιον – дословно, «совместная попойка, распитие алкоголя»)–но это неэффективно

2) Так как человек – часть природы, то она должна проникать и в человека. «Это»-природа внутри нас:

a. принадлежит нам, но от нас не зависит (приходит извне)

b. если «этому» следовать, то мы приходим к гармонии

Этим условиям отвечает мышление(мысли «приходят в голову»). Таким образом, если поступать рационально (ratio– «разум»),обдумывать свои действия, то мы поступаем в соответствие с природным замыслом и приходим к успеху. С другой стороны, если мы поддаёмся своим страстям, эмоциям, то наши дела разрушаются.

Но возникает проблема: «мысль умна, но слаба, воля сильна, но глупа». Мысль обладает очень слабым принуждающим эффектом. Значит, надо как-то усилить мысль. Каким образом?

Мысль становится принудительной по отношению к воле, когда превращается в истину. Мысль становится истиной только тогда, когда она обоснована.

Так возникает проблема разработки методов обоснования истины (доказательства). Сначала было придумано три таких метода:

1. «Очевидно,…» - эмпирический путь. Всё, что можно доказать через опыт, почувствовать.

2. Логика – правила непротиворечивых переходов между суждениями.

3. Дискуссия – спор («в споре рождается истина»).

С каждым из этих способов связаны существенные проблемы, которые грекам не удаётся разрешить:

Эмпирический путь упирается в несколько проблем. Во-первых, теоретическаянагруженность фактов – влияние изначальной теории и цели эксперимента на его исход и интерпретацию. Во-вторых, проблема индуктивного вывода – сколько нужно наблюдать частных случаев, чтобы вывести общий закон?

Логический путь зависит от того, насколько корректны были изначальные предпосылки – это не всегда можно гарантировать.

Наконец, во время дискуссии важную роль может играть манипулятор, который с помощью уловок склоняет общественное мнение в нужную ему сторону.

К тому же, не существует явных критериев, которые позволяли выбрать из трёх способов обоснования подходящий для конкретной ситуации.

Всё это привело к кризису, два различных выхода из которого предложили Платон и Аристотель.

 

Система Платона.

Платон решает проблему радикально – отказом от всего старого опыта и построением своей собственной системы.

Платон: четвёртый метод доказательства истины содержится в самой истине – идеях (εἶδος – «внешний вид (человека)» ->ιδέα), совершенных обитателях иного мира. Несовершенство материального мира (материя: χώρα – «страна») делает использование трёх способов доказательства невозможным. Причина – движение материи, стремление материального мира к разрушению. Мир идей же статичен и совершенен, в нём ничего не меняется.

«Если человек говорит о вещах так, как они есть, то он говорит истину. Если же он говорит иначе, то он лжёт».

Нельзя ли найти такие движения материи, которые ничего не изменяют («совершенные движения»)? –>Симметрии

Естественное движение материи – к разрушению, распадку. Человек – единственное существо, который способно к обратному действию: собирать и оформлять деградирующую материю. Идея фиксирует идеальное предназначение вещи – «как должно быть». Поэтому построить свою жизнь, и в частности полис, нужно в соответствии с миром идей.

Как получить знания об идеях? Душа человека – тоже идея, и находясь в мире идей, запоминает его. Значитвозможно их припомнить, будучи человеком. Припоминание – некий аналог божественного откровения, оно вызывает эйфорию – это критерий того, что вы действительно вспомнили какую-то идею, встречавшуюся душе ранее.

У Платона мышлению не отводится главная роль, ведь идеи никто не придумывает. Главное – объём памяти, поэтому философы должны обладать хорошей памятью. По этой же причине они должны править идеальным государством – их большой объём памяти позволяет запоминать много идей. Обладая монополией на истину, они смогут приводить жизнь в полисе в соответствие с идеальным порядком.

 

Система Аристотеля.

Аристотель решил проблему умеренно – возвратом ко всему предыдущему опыту, переосмыслением, обобщением и классификацией. Создал первый прототип целостной научной системы.

Аристотель: идеи не вовне, а в самих вещах.

«Формула вещи»: χρή = ύλη + μόρφη («Вещь» = материя («древесина») + «форма»). Каждая вещь состоит из оформленной материи, и каждая вещь уникальна, так как обладает своей собственной идеей. Назначение вещи – её «естественное место», функция, которую она выполняет в мире.

«Истина – это соответствие мыслей вещам».

Человек обладает способностью наводить порядок – размещать вещи в соответствие с их предназначением, но основание для порядка содержится в самом мире, значит, нужно его изучать. Смысл науки в том, чтобы привести всё в идеальный порядок в соответствие своему «месту».

Методология:

1. Изучить вещи, подобные данной, чтобы понять её «место».

2. Определить, занимает ли вещь своё «место».

3. Положить вещь на «место».

По Аристотелю, мир – абсолютно тонко настроенная целостность. Таким образом, его можно считать основоположником концепции холизма, в противовес редукционизму (одним из первых редукционистов можно считать Демокрита с его атомарной системой).

Аристотель сталкивается с критикой: почему его мир не разваливается на отдельные вещи, ведь каждая уникальна. Что объединяет мир?

Вещи связывает между собой категория причинности. Всего причин четыре, важнейшей из которых является целевая:

1. Материальная

2. Формальная

3. Действующая – как?

4. Целевая. Именно целевая причина определяет «место» вещи.

Космология Аристотеля разделяет мир на две части: подлунный (трактат «Физика») и надлунный (трактат «О небе»).

Подлунный мир – несовершенный, состоит из материи. Земля, воздух, вода, огонь свободно превращаются друг в друга, поэтому возможны все 4 типа движения: качественное и количественное изменение, возникновение и механическое перемещение.

Надлунный мир – идеальный, состоит из концентрических небесных сфер из небесного эфира (настоящие жёсткие сферы, «небесная твердь»), который ни во что не превращается. Эфиру доступен только четвёртый тип – равномерное круговое вращение. Небеса вечны и неизменны, поэтому любое изменение или аномалия трактуются последователями аристотелизма как атмосферное явление.

Физика – качественная наука, которая описывает только подлунный мир (Астрономия – наука о небесах). Физика не имеет отношения к математике, так как описывает несовершенную материю, а совершенную математику можно применять только для описания идеальных небес.

Нельзя обезразмеривать вещи и сравнивать их между собой, так как теряется уникальность -> в аристотелевской физике нет эксперимента – принцип несоизмеримости. Учёный не может считать себя сторонним наблюдателем, ведь он такой же элемент системы. Природа не принадлежит человеку и не может быть поставлена на службу его интересам.

 

-- пропущены лекции–

(лекции по Декарту и Бэкону взяты из записей предыдущего года)

 

 

Наука Возрождения и Нового времени.

В 15-м – 16-м векахаристотелеанская система содрогалась под ударами новых открытий, особенно в области астрономии. Большой вклад в эти открытия внести труды Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея, Тихо Браге. Появились достаточно совершенные средства наблюдения для того, чтобы обнаружить ранее неизвестные факты, не укладывающиеся в космологию Аристотеля.

В эпоху Возрождения наука обращается от исследования природы к человеку (становится антропоцентричной, что способствовало, например, развитию анатомии). Тогдашняя фигура учёного напоминала скорее мага, обладающего сверхспособностями, которые очень сложно передать ученику. Учёные Возрождения могли охватывать всю тогдашнюю науку целиком. Методика обучения новых учёных отсутствовала, считалось, что для занятий наукой нужен особый талант. При этом также отсутствовала система коммуникаций внутри научного сообщества.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 417; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!