Содержание и смысл научной методологии Декарта.



Рене Декарт (1596-1650) – французский математик, физик, философ.

Декарт начал с последовательного отрицания всей аристотелеанской системы. Мышление по Декарту – то, что разрушает (отрицает). Возникла необходимость выстроить новую систему взаимоотношений человека и природы. Декарт задался вопросом – каковы границы возможностей познающего субъекта?

1. Отбросив все лишние мысли, получаем, что в мышлении остаётся только идея Создателя/Бога. Бог:

a. всемогущий

b. всеведущий

c. всеблагой

2. Откуда в мышлении эта идея?

a. Либо она выведена из эмпирического опыта. Но это невозможно, ведь Бог бесконечен, а человек способен наблюдать лишь за конечной областью мира.

b. Либо её поместил в нас сам Создатель.

3. Если Бог всеблаг, он не может быть обманщиком, водя нас за нос и подкидывая загадки, которые мы не в силах разгадать. Значит, мир – это то, что может быть познано.

Два принципиальных утверждения Декарта:

I) Мир состоит из двух пространств:

- rescogitas (мыслящее) – мышление, разум. Абсолютно свободно от любых ограничений.

- resextensa (протяжённое) – материя. Подчиняется вечным и неизменным законам природы.

Поскольку законы природы неизменны, то учёный может не торопиться. Бессмысленно пытаться охватить всё знание, как поступали учёные раньше – близится момент, когда это станет невозможно. Для получения нового знания необходимо передавать ученикам не само знание, но метод его получения – научную методологию. Тогда каждый исследователь сможет заняться своей частной проблемой, добавляя свой результат в общую мозаику.

II) Что происходит с нами при исследовании какого-то объекта? Не влияет ли на исследователя объект исследования?

В отличие от того, что полагал Аристотель, сущность есть только у человека, но не у вещей. Значит, отношения между исследователем и объектом исследования строятся ассиметрично: «Мне всё подвластно, я же – никому!». Исследователь – не часть системы. Раз природа не принадлежит сама себе, то человек может поставить её на службу своим интересам, и проводить любые эксперименты. Человек Нового времени: «Я хозяин!». Таким образом, существует возможность проведения процедуры объективации в отношении объекта исследования, и успех любой науки напрямую зависит от того, насколько полно может быть осуществлена объективация. Предельно точная наука обладает предельной способностью к объективации.

Наилучшими в этом плане являются точные науки, наихудшими – гуманитарные (человек – субъект, но не объект).

Научная методология Декарта:

1) Анализ – разделить объект исследования на максимально простые составляющие.

2) Синтез – выявить характер взаимодействия между частями.

3) Тщательно описать полученный результат.

4) Проверить полученное знание на критерии истинности (достоверности). Чтобы быть истинным, знание должно быть:

a. очевидно

b. несомненно

c. ясно

Если полученное знание не достоверно, повторяем пункты 1-4. Недостатки подобной системы характеризуются следующей критикой:

I) Что можно считать простой частью? Не каждый объект можно легко разделить.

II) Время проведения исследования должно быть намного меньше характерного времени изменения системы, иначе исследование не будет иметь смысла.

Следует отметить, что Декарт всё ещё не принимает во внимание взаимодействие коллектива учёных – он индивидуалист и во всех своих трудах говорит об учёном исследователе в первом лице, имея в виду себя – «я».

 

Вклад Бэкона в современную систему организации науки.

Френсис Бэкон (1561-1626) – английский политик и философ, по образованию юрист. Основоположник многих современных подходов организации научной деятельности. Внес вклад в развитие индуктивной логики.

Бэкон понимает, что наука должна быть организована по-новому, чтобы быть эффективной. Старые системы организации изживают себя: европейские университеты погрязли в схоластических диспутах и их наука совершенно оторвана от реальной жизни; академии, возникающие в эпоху возрождения, являются скорее клубами по переписке; система патроната (содержание исследователей при дворах властвующих особ) ненадёжна и непостоянна. Юрист по образованию, Бэкон работает в рамках англо-саксонской прецедентной системы, поэтому основаниями новой науки видит эксперимент – подход эмпиризма, и индукцию.

Каждый конкретный случай классифицируется и сопоставляется с огромным массивом накопленных экспериментальных данных => должна быть накоплена большая эмпирическая база. Здесь возникает две проблемы:

1) Во-первых, учёных должно быть много. То есть, наука должна стать публичной и массовой, методы обучения новых учёных следует хорошо отладить. Более того, учёные должны объединяться, дополнять и проверять результаты друг друга => значит, должна быть налажена эффективная система коммуникации в научном сообществе. Тогда в декартовской мозаике не останется пустых мест, и напротив, излишне заселённых участков (много учёных не будут заниматься одним и тем же).

2) Бэкон понимает, что с развитием науки эксперимент становится всё более и более дорогим, и этот тренд останется неизменным. Значит, новая экспериментальная наука требует всё время возрастающего финансирования. Если бы Бэкон жил, например, во Франции, то проблема финансирования решилась бы быстро – король издаёт соответствующий указ, и повышает налоги. Но тогдашняя система правления Великобритании предполагала проведение всех подобных инициатив через парламент, и повышение налогов требовало серьёзного обоснования. Значит, исследователи могут получать финансирование только от общества, и только добровольно. Как обосновать необходимость вложений в науку?

Ответ очень прост: наука должна стать практически полезной людям. Необходимо установить явную связь между вложениями в науку и полученным от этого результатом.

Таким образом, возникает положительная обратная связь, и спираль начинает раскручиваться.

Состав науки по Бэкону:

1) Методология – «как?»

2) Онтология – «что?»

3) Феноменология – как объекты взаимодействуют друг с другом.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 321; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!