Генрих IV – противник Григория VII Гильдебранда.



Открытая борьба между папством и германской империи, императорской властью вспыхнула в результате опубликования декретов Латеранского собора 1075 года. Были официально объявлены недействительными должности, принятые от светских лиц. Раздался призыв к народу не подчиняться своим архипастырям и пастырям, если они поставлены от светских лиц.

Тут император должен был резко выступить. Он продолжает назначать на духовные должности духовных лиц. И в ответ в январе 1076 года в Вормсе Генрих IV и его епископы созвали имперский собор (вроде наших земских соборов), и германские епископы на этом соборе отказались принести присягу на верность папе Гильдебранду.

В феврале 1076 года Григорий VII на соборе в Латеранской базилике выслушал послов императора. После этого он отстранил от должности порвавших с ним германских епископов, объявил Генриха отлученным от церкви, лишил его итальянского и германского королевств, а его подданных освободил от присяги и повиновения ему.

"Святой Петр, князь апостолов, преклонись ко мне ухом своим, молю выслушать твоего слугу... во имя чести церкви твоей и в защиту ее, опираясь на могущество твое и авторитет, я запрещаю королю Генриху, сыну императора Генриха, который с неслыханным высокомерием напал на церковь твою, править Германией и всей Италией, и запрещаю каждому, кто бы то ни был, служить ему как королю. И тот, кто хочет нанести ущерб чести церкви, заслуживает того, чтобы и самому потерять престол, который, как он считает, принадлежит ему. И поскольку он, будучи христианином, не желает повиноваться... что грозит отлучением, а моими увещеваниями пренебрегает, то, желая вызвать в церкви раскол, сам себя отторгнул от нее; я же, твой наместник, предаю его анафеме и, доверяясь тебе, отлучаю его от церкви, чтобы народы знали и подтверждали: ты есть Петр, и Бог сущий воздвиг Церковь Сына Своего на каменной скале, и врата ада не имеют над ней силы". На это последовал ответ Генриха: "Сойди с престола Святого Петра". На Пасху 1076 года епископ Утрехта отлучил папу Григория от церкви. Взаимная анафема, хотя конечно это отлучение в глазах западного мира едва ли было равноценным.

Начинается борьба. Против Генриха выступают немецкие князья. В частности его родственник, швабский герцог Рудольф. Мятежные феодалы вызвали Григория на рейхстаг, назначенный на начало февраля 1077 года в Аугсбурге, чтобы там провести суд над королем. Генрих понял, что ему удастся спасти свой трон только в том случае, если он опередит события и получит от папы отпущение грехов. Поэтому в конце 1076 года он вместе с женой, ребенком и своими епископами переправился через Альпы. В это время Григорий готовился к поездке в Германию, чтобы на заседании рейхстага принять участие в переговорах с курфюрстами. Генриху удалось воспрепятствовать этому, разыграв спектакль "хождения в Каноссу".

Каносса – это неприступная горная крепость в Италии, принадлежавшая маркграфине Матильде, единомышленной с Гильдебрандтом. Замок был окружен тремя рядами стен. Генриха вводят за вторую стену. Свиту оставляют вообще вовне. В этом простенке он стоит босой, в рубище, голова посыпана пеплом, на холоде. Трое суток умоляет папу о прощении. Традиционное толкование: крайнее унижение светской власти и торжество папы Григория VII.

28 января 1077 года допускают к папе Генриха IV. И выслушав его покаяние папа снимает отлучение, поставив целый ряд условий:

· он явится на суд рейхстаг;

· будет распоряжаться денежными средствами только на содержание своей семьи (т.е. жить как частное лицо);

· не должен носить королевских одеяний;

· и т.д. целый перечень.

Генрих все это смиренно принимает. Папа его вводит в замковую церковь и начинает служить Мессу. Папа, причастившись Святой Крови (было раздельное причащение), подносит Чашу с освященной гостьей (облатка, просфора). Поднимает и говорит: «вот Тело Христово, сын мой Генрих, много про меня говорят нехорошего. Сейчас я приобщаюсь Его на твоих глазах и если я неправ – да накажет меня Бог внезапной смертью». Причащается, затем преподает причастие Генриху с тем же самым. Тот тоже причащается. Они оба не умирают. Мирно садятся за обед. Папа оказывает почтение императору как дорогому гостю. Такова обычная версия. Потом Генрих уезжает и опять происходит размолвка и опять возобновляется борьба.

На самом деле, это логично, Генрих папу обманул, и побил его же оружием. «Отлучен? Будьте любезны – я покаюсь и постою здесь». На самом деле стоял он вовсе не босиком и в рубище, а в одежде кающегося грешника, накинутой поверх королевского одеяния.

Папа его принял, и, таким образом, он выбил все козыри из рук германских сепаратистов. Так они говорили: «смотрите отлученного, бейте его – папа благословляет», а тут он законный король, прощенный, а кто не грешен? Таким образом, он Гильдебрандта переиграл и тот приуныл.

Борьба продолжалась. Генрих воюет со своими противниками и когда он начинает одолевать, Гильдебранд вновь вмешивается. Он признает его родственника швабского герцога Рудольфа законным королем и направил ему корону с надписью "Petra dedit Petro, Petrus diadema Rudolfo" ("Скала дала Петру, Петр - корону Рудольфу").

В свою очередь Генрих созвал в Бриксене собор (1080 год), на котором Григорий VII был вновь низложен и отлучен от церкви. Новым папой стал Климент III, который правил 30 лет (до 1110 года) и в истории был прозван антипапой. Очень активный немецкий епископ. Антипапа – тот, кого римская церковь папой не признала. Их довольно много.

Этот Климент III даже обращался к нам на Русь к митрополиту Иоанну II. Прислал послание с призывом воссоединения. Последовал вежливый ответ, его направили в Константинополь. Хотя, были какие-то контакты. Возможно, послы русского митрополита в лице грека Федора ездили к этому Клименту III.

Матильда (родственница Генриха), поддерживала папу, помогая ему деньгами, войском и, наконец, уступила папе, как светскому государю Тоскану. Она тосканская маркграфиня. Тоскана в то время составляла почти 1/4 часть всей Итатии. Благодаря тосканским войскам Григорий VII удерживается у власти. Рудольф, который выступал против Генриха IV был смертельно ранен во время сражения в 1080 году и вскоре скончался.

Затем, в течение 1081-1083 годов германский король Генрих IV предпринял несколько походов на Рим. В конце концов в 1084 году он взял Рим. Григорий VII с несколькими своими верными приверженцами укрылись в Замке Святого Ангела. Затем он вынужден бежать и в Рим торжественно вступает Климент III антипапа. И, наконец, коронует Генриха императорской короной.

Для совести католика состояние, когда два, три (в истории даже было пять пап) папы – очень тягостно. Потому что где папа, там и церковь. Пап много – пойди, разберись.

В мае 1084 года Роберт Гюискар, вождь норманнов (воинственных, жестоких, беспокойных), поддержавших Григория VI освободил Рим от Генриха IV. Грубые, жестокие воины, освобождая Рим, разграбили город, творя насилие над населением. Они освободили Рим, но народ римский папу возненавидел. Вместе со своими норманнами Григорий VII должен был покинуть город. Больше он уже не смог туда вернуться и 25 мая 1085 года скончался в изгнании, в Салерно, среди норманнов.

Он унес с собой в могилу и свою непримиримую ненависть, и свою мечту о построении великой теократической монархии. Перед смертью он сказал: «я любил справедливость и ненавидел неправду и за это умираю в изгнании». Дело его, конечно, не погибло, оно было продолжено, и в XII веке папство достигло вершины своего могущества.

Тоже получается парадокс. Человек, который строил такие огромные планы, ничего не достиг, вроде бы, но с другой стороны заложил, дал импульс, задал вектор папской политике на последующие столетия. У его приемников очень даже получилось на какой-то момент.

Сам Григорий заложил не только основу политики римских пап, но и провел внутрицерковную реформу. С его времени утверждается целибат, введенный под тем предлогом, что между женатым священником и Богом стоит семья и житейские попечения. А священник, не обязанный браком, будет всецело Богу предан, и будет служить только Ему.

Начиная с Григория VII, это положение введено в западной церкви на уровень догмата. Поэтому они сейчас не могут это отменить. Существует целая ассоциация американских священников, живущих в реальном браке, которые честно каждый раз пишут новому папе письма: «надо что-то с нами делать, решать вопрос». Все это откладывается. Это догмат.

Что касается самого Григория – очень противоречивые оценки. Естественно, яркая личность, имеющая много врагов. Несомненно, конечно, человек, обладавший определенным харизматическим даром, в тщедушном теле которого жил мощный дух, руководивший в его делах. Но его единомышленник, кардинал Петр Дамиани, называл будущего Григория VII, тогда еще кардинала Гильдебранда, святым сатаной. Прозвание, говорящее само за себя.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!