Ереси. Нищенствующие ордена. Инквизиция.



 

Реформирование католицизма Западной Европы вызвало начало глубокого процесса, получившего название внутренней христианизации Европы. В XII-ХIII вв. вся Европа была охвачена еретическим движением, которое носило не локальный характер, а общеевропейский. Оно охватывало все складывающиеся европейские государства. Условно выделяются два типа ересей: бюргерские (т.е. городские) и крестъянско-плебейские. Требования и тех и других еретиков часто совпадали. Оба вида еретических направлений требовали ликвидации политических притязаний папства, земельных богатств Церкви, особого положения католического духовенства. Идеалом средневековых еретических учений была раннехристианская апостольская Церковь.

Доктрины ранних еретических учений подразумевали критическое отношение к служителям Церкви, от папы до священника. Ересиархи создавали идеальный образ библейского пастыря и резко противопоставляли его пастырю реальному. Еретики выступали против индульгенций, они отрицали присягу на Библии, раздельное для мирян и клира причастие. Западные еретики называли Церковь Вавилонской блудницей, а папу – наместником сатаны и антихристом. Они отрицали учение отцов Церкви, решения соборов, а также папские буллы и т.п. Практически они отрицали всю церковную организацию католицизма.

При этом еретики делились на две четко выраженные группы. Одни, критикуя священство, индульгенции, папу и церковную организацию, все же оставались в лоне католической церкви и считали, что своим новым учением они способствуют ее обновлению. Такая позиция была характерна для умеренного крыла еретического движения. Но было и другое направление – радикально-экстремистское, представители которого порывали с официальной католической церковью, и, в противовес ей, создавали свои церковные организации. Такими еретиками были прежде всего катары, вальденсы, апостолики, иоахимиты, табориты.

Одной из самых популярных идей в еретических кругах, взятой из Евангелия, был принцип «апостольской бедности». Однако эта идея двумя основными еретическими направлениями трактовалась по-разному. Еретики-бюргеры декларировали стремление к простой, дешевой и чистой церкви. Именно в бюргерской ереси следует искать истоки будущей Реформации. Еретики крестьянско-плебейского направления также стремились к апостольской бедности, но более радикальным образом. Они вводили в свое учение также идеи общности имущества и всеобщего равенства.

Многим западно-европейским ересям были присущи апокалиптические настроения. Основываясь на Апокалипсисе, многие ересиархи (такие как Иоахим Флорский (Калабрийский), Дольчино и др.) предрекали скорое и неизбежное кардинальное изменение существующих порядков, и даже предсказывали сроки этих изменений. Пророчества мистических ересиархов были связаны с хилиазмом крестьянско-плебейской ереси. У бюргерской ереси также были свои мистические направления, особенно распространенные в немецких землях. Там еретики брали за основу учения немецких теологов Эккарта, Таулера и др..

Бюргерским ересям были присущи элементы пантеизма, что приводило к отрицанию необходимости Церкви. Для мистических настроений характерен уход во внутренний мир, погруженность в себя, отрицание мира и всяких отношений с ним. Такие настроения часто порождали у человека состояние религиозного экстаза, приводящее к разным формам мистических видений.

Самые ранние еретические секты появились в XI в. во Франции, в Италии и в немецких землях. Арнольд Брешианский (1100-1155) (бюргерская секта «арнольдистов»), требовал лишения духовенства собственности, ликвидации института епископов, обличал праздность священнослужителей, призывал вернуться к простоте апостольских времен. Он признавал институт папства, но расходился с официальным пониманием таинств евхаристии и крещения. Секта арнольдистов продолжала существовать и после казни Арнольда Брешианского, совершившейся по приказу Фридриха I Барбароссы.

На XII-ХIII вв. приходится расцвет еретического движения в Северной Италии и в Южной Франции. В этих регионах еретическим было практически все население. В одной только Ломбардии процветали арнольдисты, катары, вальденсы, фратичелли, апостолики, флагелланты и многие другие. Поскольку все эти ереси, как правило, зарождались в городах, они условно относятся к бюргерским ересям.

Одним из самых массовых направлений еретического движения XII в. была ересь катаров (от греческого katharos – чистый). В своем учении катары начали не с отрицания сложившейся церковной иерархии, а с отрицания государства как такового, его власти. Катары также отрицали физическое насилие, пролитие крови. Отрицая государство, они отрицали и Церковь, и весь земной мир, который они рассматривали как порождение и творение сатаны, а папу римского считали его прямым наместником. Естественно, что они отрицали и догматику, и культы церкви, иерархию, выступали против ее богатства и власти.

В учении катаров были сильны дуалистические представления, многое заимствовано у болгарских богомилов, или павликиан, учение которых уходило корнями в древнейшие дуалистические религии Востока – прежде всего в манихейство и зороастризм, которые представляли мир как борьбу света и тьмы, добра и зла, где побеждает зло и тьма.

Другим еретическим учением, получившим широкое распространение, было хилиастическое учение Иоахима Флорского(1132-1202), монаха цистерцианца. Учение иоахимитов пользовалось огромным авторитетом в Европе ХII-ХIII вв. Это учение можно рассматривать как богословскую ересь. Центральным и важнейшим моментом в еретической теологии Иоахима Флорского было толкование учения о Св. Троице, которая рассматривалась им как мистическое воплощение трех эр мировой истории. Вначале господствовала власть Бога Отца, которой свойственна суровость и требование рабского себе подчинения. Эту эру «регулировал» древний закон Моисея, воплощенный в Ветхом Завете. Вторая эра – более мягкая – власть Бога Сына, основанная на Евангелии, Новом Завете. И третья эра – эра Святого Духа, или «вечного Евангелия» – царство подлинной любви, полной свободы и вечной справедливости. По учению Иоахима Флорского, это царство должно было наступить в результате вселенского переворота, причем очень скорого – между 1200 и 1260 гг.

Учение Иоахима Флорского отличалось строгостью, но в то же время обещало людям скорое избавление от страданий, причем не в горнем мире, а еще в земной жизни. Поэтому оно было таким привлекательным и обрело большую популярность в Европе.

В это же время в Европе получает широкое распространение и влияние ересь вальденсов, основателем которой был богатый лионский купец Пьер Вальд. Отказавшись от привычного ему образа жизни, он начал проповедовать идеалы бедности и аскетизма. Его последователи, как это принято у всех еретиков, критиковали католический клир и католическую догматику. Они отрицали трехчастное представление о загробном мире, т.е. отрицали чистилище. Они отрицали большинство церковных таинств, иконопочитание, богослужение, культы святых, церковную иерархию, церковную десятину, налоги, воинскую службу, феодальный суд, смертную казнь и т.д. Очень многие положения из учения вальденсов сближали их с катарами. Поэтому не случайно в конце XII в. катары и часть вальденсов, которые проповедовали в Южной Франции, объединились и получили общее название альбигойцев. (по названию города Альби, на юге Франции).

В XIII в. секта вальденсов распалась, часть из них ушли в другие секты. Часть вошла в католическую Церковь, и осталась в истории под названием «католических бедняков». Католическая церковь признала некоторые особенности их культа и право на проповедь.

Другая часть вальденсов переселяется в немецкие земли, Австрию, Чехию, Польшу, и там в XIV в. это учение широко распространяется среди крестьян и мелких городских ремесленников. В Италии евангелические идеи бедности и простоты проповедовали десятки разных сект. Это неудивительно, т. к. именно Италия в наибольшей степени испытывала на себе непосредственное угнетающее влияние папства. Секты эти были различны по своему характеру. Наиболее экстремистской из них была секта флагеллантов, или бичующихся, проповедь аскетизма и покаяния которых принимала самые крайние формы. Флагелланты шли процессиями по улицам Рима и других городов Италии, одетые в рубище, на ходу бичуя самих себя плетью до крови, иногда даже до смерти. Такое зрелище представляло собой опасность не только для участников процессии, но и для окружающих. Исступленное состояние фанатиков перекидывалось на зрителей и приводило к массовому психозу, когда все начинали бичевать самих себя и друг друга.

Широта распространения еретических учений, их глубокое воздействие на сознание европейского населения, естественно заставляли как-то маневрировать и саму католическую церковь, прибегать к действиям, направленным против еретиков. Осуждались и сжигались на кострах многие руководители сект и еретических движений. Сжигались не только ересиархи, но и рядовые еретики. Еретики постоянно подвергались преследованиям.

Однако формы, которые изобрела католическая церковь в борьбе с еретиками, не сводились исключительно к преследованиям, к соборным осуждениям и к кострам. Одной из существенных форм борьбы с ересью являлись Крестовые походы. В XIII в. было несколько таких походов против альбигойцев в Южной Франции, в XIV в. – против апостоликов.

Перечисленные механизмы борьбы с ересью не могли ее искоренить. В конце XII в. возникает инквизиция как форма папского суда. В каждом епископате была введена должность папского инквизитора, который вел расследование (inquisitio) по делам ереси и выносил приговор. В XIII в. инквизиция становится самостоятельной организацией с очень широкими полномочиями, которая подчинялась непосредственно папе. Затем наступило время, когда это подчинение стало носить чисто формальный характер. Инквизиция стала самостоятельной грозной организацией, которую боялись все – еретики и католики, крестьяне и горожане, дворяне и короли, светская и духовная власть. Боялись инквизицию и сами папы. Страх – это мощное оружие, и инквизиция умела им пользоваться.

Инквизиция вводит широкую систему розыска, судебного расследования по делам еретиков, не брезгуя такими методами, как доносы и шпионаж. Обвинив кого-нибудь в ереси, инквизиторы добивались признания всеми возможными способами – от запутанного ведения следствия, казуистических богословских прений до самых жестоких пыток. Под пыткой даже невинный человек признавался в чем угодно, и ему выносился обычный приговор – autodafe – сожжение на костре. Особенно жестокой была испанская инквизиция. В XV в. в Испании была создана так наз. новая инквизиция во главе с главным инквизитором – доминиканцем Томасом Торквемадой, который обладал огромным влиянием. При нем широко развернулись преследования. Инквизиция была отменена Наполеоном. В настоящее время она существует как конгрегация вероучений.

Но даже инквизиция не смогла вполне справиться со своей задачей, и тогда церковь пошла по пути легализации некоторых сект (так была легализована умеренная группа вальденсов). Тем не менее уничтожить ереси было невозможно, и они становились органической частью жизни Западной Европы. Новый путь борьбы с еретиками: Церковь обратила внимание на то, что у еретиков развита проповедь идеалов бедности. В ответ Церковь создает новые нищенствующие ордена, которые должны были выступить с проповедью бедности и аскетизма.

Первый нищенствующий орден – орден францисканцев создан в Италии. Основателем его был сын богатого купца из Ассизи – Франциск Ассизский (1181/2 – 1226). Он странствовал по Италии, питаясь милостыней, и его идеалом была «госпожа Бедность». От своих учеников Франциск Ассизский требовал отказа от какого бы то ни было имущества, жизни на подаяние, аскезы и послушания. Франциск Ассизский критиковал монашество, но при этом не отрицал монашества как института. Он только призывал монахов покинуть стены монастыря и начать жить так, как живет францисканский орден – милостыней, проповедью и послушанием в миру. После смерти Франциск был канонизирован католической церковью.

К середине XIII в. францисканский орден отошел от первоначальных идеалов и превратился в один из самых богатых монашеских орденов, и во главе его стоял уже генерал, назначенный папой. Одной из основных задач ордена становится борьба с ересью. Орден быстро распространился по всей Европе, и в XIII в. насчитывал более тысячи богатейших монастырей некогда нищенствующего францисканского ордена.

Второй нищенствующий орден – орден доминиканцев – возникает в XIII в. в Испании и получает название также по имени своего основателя – монаха Доминика (1170-1221). Этот орден сразу же, с момента своего основания подчиняется папе. Доминиканцы придавали большое значение искусству проповеди и схоластическим богословским спорам. Братья-проповедники (так называли доминиканцев) при поддержке папы очень скоро заняли богословские кафедры крупнейших университетов Европы. Из доминиканского ордена вышли крупные теологи, такие как Альберт Великий и Фома Аквинский. Доминиканцы играли огромную роль в политике папства, но главной их задачей была борьба с ересью. На их знамени была изображена собака с факелом в зубах, а самих себя они называли псами Господними, выгрызавшими ересь. Некоторые исследователи считают, что доминиканцы и были создателями, по приказу папы, инквизиции. Другие исследователи считают, что большинство инквизиторов были доминиканцами. Сорбонна, богословский факультет Парижского университета, возглавляемая доминиканцами, становится высшим судом в определении отклонения неортодоксальных учений от ортодоксальных.

Оба «нищенствующих» ордена широко занимались политикой и дипломатией, а также экспансией католицизма. Особенно преуспел на этом поприще орден доминиканцев. В XIII в., еще до татаро-монгольского нашествия, доминиканцы основывают под Киевом свой монастырь. Они проникают в Китай, Японию и другие восточные страны.

Однако ни преследования еретиков, ни инквизиция, ни нищенствующие ордена не привели к обновлению, реформированию католицизма и не смогли предотвратить кризис папства в XIV-XV вв. XIV век – время формирования и создания централизованных государств. (В культурном плане это начало Эпохи Возрождения.) Если раньше короли находились в духовно-политической зависимости от главы Ватикана, то теперь, когда формировались национальные государства, король пытался освободиться от папской зависимости. Первым такую независимость от папского престола продемонстрировал король Франции Филипп IV Красивый (1285-1314), который уничтожил во Франции орден тамплиеров. Один из юристов короля Филиппа, Ногарэ, в ходе конфликта между Филиппом и папой Бонифацием VIII нанес пощечину главе римско-католической церкви. Бонифаций VIII не перенес позора и вскоре скончался. После этого Филипп IV, чей авторитет в Европе стремительно возрастал, переносит резиденцию пап из Рима во Францию, в г. Авиньон. Так начинается 70-летнее «авиньонское пленение пап» (1309-1378). После переноса папской резиденции в Авиньон Филипп тут же назначает папу французского происхождения – Климента V.

Одновременно внутри самой Церкви в XIV-XV вв. развивается соборное движение, которое отрицает притязание папства на полное единовластие в Церкви. Во Франции это приводит к определенной автономии Французской церкви от Рима и к созданию Галликанской церкви, которая оставалась католической церковью, сохранила всю догматику католицизма. Движение за независимость от Ватикана развернулось и в Англии. В XVI в. королем Генрихом VIII здесь оформляется англиканство как государственная религия, в отличие от галликанства, полностью независимая от Ватикана.

В XV в. папство сосредоточилось на укреплении своего положения, власти в Риме. В это время расцвета Возрождения (Ренессанса) меняется сам тип папы. Однако папы сохраняют титул викария Христа. Папы приглашают к себе знаменитых гуманистов – художников, скульпторов (Рафаэль, Микельанджело и др.). Пышная светская жизнь сочеталась у них с сомнительностью нравственных принципов.

Резко менялась Европа, а с ней и папство. В XVI в. создается прочный фундамент для революционного обновления религиозного мира Западной Европы – Реформации, для новых протестантских вероучений – в Англии, Скандинавии, Швейцарии, в немецких землях.

 

Крестовые походы

 

Крестовые походы – это войны западно-европейских феодалов, горожан, крестьян против «неверных» (мусульман) для освобождения Гроба Господня, христианских святынь и Святой Земли – Палестины. Также Крестовые походы можно рассматривать в контексте реформирования католицизма и попыток возвращения к евангельской чистоте веры.

Крестовые походы продолжались с 1096 г. по 1270 г. Термин «Крестовые походы» появился в середине XV в. Сами участники Крестовых походов называли себя не крестоносцами, а пилигримами (паломниками), походы же свои – паломничествами, или «священной дорогой».

Некоторые современные историки считают, что одной из главных причин Крестовых походов явился демографический взрыв, который Европа в это время переживала. Этот демографический взрыв можно рассматривать скорее не как причину, а как толчок к Крестоносному движению.

В Западной Европе с самого начала феодализма существовала система майората. По этим законам все движимое и недвижимое имущество феодала переходило только к старшему сыну, а остальные сыновья зачастую оставались в бедственном положении. Поэтому в Крестоносное движение активно и в огромном количестве включаются младшие сыновья феодальных родов. Кроме них, в первые Крестовые походы вливались обедневшие крестьяне и горожане.

По своему социальному составу Крестовые походы очень отличаются друг от друга. Начало Первого Крестового похода можно назвать крестовым походом обедневшей части населения Западной Европы; это был, в какой-то степени, поход маргиналов – людей, которые не могли реализовать себя дома, в Европе.

В следующих походах резко изменяется их социальный состав. Они все более становятся рыцарскими, и их возглавляют, как правило, короли и государи. Все они организуются с благословения Римского папы, при материальной и транспортной поддержке Венецианской республики.

Конец XI в. в Западной Европе был временем волнений и голода. По выражению одного из хронистов, перед концом XI в. «было семь тощих лет». Это были годы страшной нищеты, эпидемий чумы, стихийных бедствий и т.п., что всегда приводит к социальной напряжённости, и в религиозном сознании росту апокалиптических настроений.

Как раз в это время византийский император Алексей I Комнин обратился к европейским государям и к папе за помощью в борьбе против печенегов, норманнов и турок-сельджуков, активно наступавших в Малой Азии, Сирии и Палестине. И именно в это время турками-сельджуками был захвачен Иерусалим, который с VII по XI в. находился под властью арабов. Положение Византии было настолько тяжелым, что император Алексей решился на очень серьезный шаг – за помощь в борьбе с турками обещал папе соединение Западной и Восточной церквей на основе унии.

В 1096 г. в городе Клермоне (Франция) на соборе выступил папа Урбан II с призывом к Первому Крестовому походу. Проповедь папы была настолько красноречива и проникновенна, что потрясла буквально всех. Папа Урбан очень живо обрисовал тяжелейшее положение христиан на Востоке, особенно в Палестине, и необходимость вернуть Гроб Господень христианам. «Становитесь на стезю Святого Гроба!» – говорил папа. «Исторгните эту землю у нечестивого народа, покорите себе ее, смойте скверну своей и чужой кровью!» За эту кровь, которая должна была неизбежно пролиться, папа провозгласил полное отпущение грехов всем христианам – участникам будущего похода.

Отряды пилигримов с нашитыми на одежде или на плаще крестами, как символом данного ими обета, объединились и двинулись на Восток для обретения земли обетованной, для того, чтобы смыть свои грехи в водах Иордана. Эти отряды возглавили Петр Пустынник и рыцарь Готье Голяк. Беднота Первого похода абсолютно не была знакома с географией, путь в Палестину был им не известен. Подходя к любому городу на своем пути, они простодушно интересовались у его жителей, а не Иерусалим ли это.

Отряд, который собрали Петр и Готье, насчитывал 50 тыс. бедняков, у которых не было с собой ни одежды, ни еды, не говоря уже об оружии и медикаментах. И чтобы одолеть такой длинный путь из Лотарингии до Константинополя, эти люди, несмотря на объединявший их религиозный порыв, по пути к этой прекрасной цели занимались элементарным грабежом, для того, чтобы выжить. За время пути отряд поредел, и до Константинополя добрались только 25 тыс. человек.

Такой странный сплав – можно грабить, но в сердце должен гореть религиозный огонь – был заложен еще в речи Урбана II, который говорил о Востоке, что «реки там текут млеком и медом», что это земной рай и земли там завещаны христианам, и все, что на ней, принадлежит христианам. И вот 25 тыс. человек, дошедшие до Константинополя, продолжали там делать то, что они делали на протяжении всего пути – грабить, разбойничать, поджигать... это сеяло в греках отвращение к «латинянам». Император Алексей собрал их и переправил через Босфор в Малую Азию, где хозяйничали турки-седьджуки. Около г. Никеи отряд крестоносцев был разбит турками, в живых осталось всего 3 тыс. чел.

Наконец, из Европы выступило в Первый Крестовый поход рыцарское ополчение. Эти отряды были уже более подготовленными – они знали, куда шли и уже не спрашивали, «а не Иерусалим ли это?». Рыцари ехали верхом в окружении оруженосцев и слуг, их сопровождал обоз – повозки с продовольствием, одеждой и лекарствами, у них были запасы оружия. Но от Лотарингии до Константинополя путь не близок, и никаких запасов не хватит. И рыцари начинают делать то же самое, что делала беднота, шедшая ранее по этому пути. Вновь начались разбои и грабежи. Дойдя до Константинополя, они точно также решили, что в Константинополе все принадлежит им, и начали грабить город. В столице империи переплелись религиозные и политические устремления Крестовых походов. Политические интересы, обусловленные хронической неприязнью, перманентным противостоянием Запада Востоку и Востока Западу, здесь брали верх над всеми остальными устремлениями Крестовых походов, которые были задуманы как походы со святыми целями.

Всех, кто приходил с Запада, византийцы называли латинянами или франками, вкладывая в этот термин уничижительный оттенок. В свою очередь западные европейцы считали византийцев, «эллинов», хитрым, лукавым и лживым народом.

Рыцари, пришедшие в Константинополь, были приняты во дворце василевса. Среди них был граф Роберт Парижский, ставший впоследствии одним из любимых героев западной литературы, который в глазах эллинов вел себя как дикарь: во Влахернском дворце византийских императоров, где Алексей Комнин принимал рыцарей-пилигримов, он сел на трон василевса. При тщательно разработанном византийском церемониале, когда в присутствии императора никто не мог позволить себе сесть, никто не мог выйти из императорской залы, повернувшись к императору спиной и т.п., этот поступок графа Роберта был недопустим. Это был скандал. Когда потрясенные придворные указали Роберту Парижскому на недопустимость его поведения, он ответил (имея в виду императора): «Ну что за деревенщина! Он будет сидеть один, когда столько славных рыцарей стоят!». Конечно, утонченность и дипломатичность византийцев с полным основанием могла показаться хитростью воинственным, малообразованным и грубоватым западным рыцарям, и такое отношение западного человека к восточному закрепилось надолго.

Итак, Алексей I переправил рыцарей через Босфор в Малую Азию, к туркам. Ему пришлось оказывать им военную, дипломатическую и материальную помощь. Поэтому, когда крестоносцы переправились в Малую Азию, с ними были и довольно многочисленные, хорошо укомплектованные отряды византийского войска. Рыцари-крестоносцы одерживали победы над сельджуками. Войска крестоносцев вошли в Сирию. Был захвачен богатый город Эдесса, и в 1098 г. основано первое государство крестоносцев – Эдесское графство во главе с Бодуэном Фландрским.

Боэмунд Тарентский основал второе государство крестоносцев – Антиохийское княжество. В 1099 г. был взят Иерусалим. Это событие вызвало необыкновенное воодушевление не только среди крестоносцев, которые находились на Востоке, но и в Западной Европе.

В 1099 г., после взятия Иерусалима, было создано третье государство крестоносцев – Иерусалимское королевство во главе с Готфридом Бульонским, который носил также титул «защитника Гроба Господня». Готфрид принес вассальную присягу римско-католической церкви. Папа через своих легатов осуществлял контроль за религиозной деятельностью Иерусалимского королевства, и за его дипломатической и политической деятельностью. С 1099 г. Иерусалимское королевство становится сюзереном всех государств латинского Востока – Латинской Романии.

Помимо названных выше государств, в результате Первого Крестового похода было создано еще одно, четвертое государство – графство Триполи. Во всех созданных крестоносцами государствах были установлены феодальные порядки по северо-французскому образцу. Все эти государства оказались недолговечными.

Т. к. Запад был далеко и не мог оказать новым государствам реальной помощи, в них начинают создаваться духовно-рыцарские ордена для помощи крестоносному движению и государствам Латинской Романии. Ордена были призваны совместить два идеала – рыцарский и монашеский. Рыцарь, вступающий в такой орден, приносил четыре обета: бедности, послушания, целомудрия и борьбы с неверными. В отличие от монаха, рыцарь ордена не только имел право, но обязан был сражаться за веру с оружием в руках. Эти духовно-рыцарские ордена подчинялись только папе, капитулу и великим магистрам самих орденов. С момента создания ордена были очень богаты, им даровались земли и замки. Ордена играли не только важную религиозную, но и военно-политическую роль.

Во время Первого Крестового похода больных и раненых крестоносцев лечили в странноприимном доме имени св. Иоанна Милостивого – Hospitalis. Монахи этого дома не только лечили больных воинов, но и сами участвовали в сражениях. Вскоре папа утвердил орденский устав, и в 1113 г. был основан первый латинский орден на Востоке – орден Госпитальеров, или Иоаннитов, призванных воевать с неверными. После завоевания Палестины мусульманами госпитальеры переселились на остров Родос в Эгейском море. В XVI в. они перебрались на остров Мальту в Средиземном море, и там получили уже новое наименование. Госпитальеры, или Иоанниты, стали называться Мальтийским орденом, и сохраняют это название до сих пор.

Орден Тамплиеров, или Храмовников, возник в начале XII в. Это название он получил благодаря своей резиденции, расположенной близ храма царя Соломона (храм по-французски Temple). Этот орден также подчинялся папе, который делал на него свою основную ставку. Тамплиеры получили огромное количество замков, земель и привилегий – больше, чем другие ордена. Этот орден сумел накопить сказочные богатства. После окончания Крестовых походов, в XIII в. орден Тамплиеров переселяется во Францию. С этим орденом связывают новшество в банковском кредитном деле Европы – вексель, привезенный тамплиерами с Востока. Но всеобщая неприязнь по отношению к тамплиерам была вызвана не только их финансовым процветанием. Во время пребывания на Востоке тамплиеры обратились к восточным учениям – тантрическим учениям, монофизитству и др. Поэтому представление о спасении у них было еретическим с точки зрения римско-католической церкви. Когда начались гонения на тамплиеров, последний магистр ордена, Жак де Моле, напутствовал пытавшихся скрыться тамплиеров: «Клянитесь, преступайте клятвы, но не открывайте правду». Орден был предан суду и уничтожен. Но не все его члены были казнены. Некоторым из них удалось влиться в другие ордена.

Третий орден, созданный в Палестине в XII в. – орден Св. Марии, или Тевтонский орден. В него принимались только немецкие рыцари. В XIII в. после окончания Крестовых походов этот орден был переведен в Прибалтику. Через некоторое время он начинает экспансию в Прибалтике, с дальней целью покорения Руси. В 1242 г. орден потерпел поражение в битве на Чудском озере с войсками св. блгв. кн. Александра Невского.

В середине XII в. мусульманские правители объявили священную войну газават против христиан. Было захвачено одно из первых крестоносных государств – графство Эдесское. После этих событий в 1145 г. папа Евгений III призывает ко Второму Крестовому походу. Второй поход возглавили французский король Людовик VII и германский император Конрад III. Он  начался в 1147 г. и закончился в 1148 г., был недолгим и безуспешным. Более того, этот поход способствовал усилению противоречий между крестоносцами и Византией.

Во второй половине XII в. положение латинской Романии еще более ухудшается, особенно после того, как в 1187 г. египетский султан Саладин вступил в Иерусалим, и присоединил к Египту часть Сирии – Месопотамию. Саладин захватил не только все Иерусалимское королевство, но, также, часть графства Триполи и Антиохийское княжество. Эти события вызвали панику в Европе. Поэтому в этом же 1187 г. папа объявляет Третий Крестовый поход (1189-1192), который возглавил король Англии Генрих II Плантагенет. Во время похода Генрих II скончался, и поход возглавил его сын Ричард Львиное Сердце. Этот поход возглавили также король Франции Филипп II Август и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса.

Всеми этими венценосными вождями Третьего Крестового похода владела одна общая идея: они мечтали создать единое латинское государство на Востоке, как форпост Запада на восточных землях. Но этому не суждено было осуществиться, т. к. среди самих участников похода не было настоящего единства. Фридрих I Барбаросса пытался захватить Константинополь, что способствовало усилению противоречий между Западом и Византийской империей, но потерпел неудачу.

Английские отряды вмешались в борьбу сицилийских феодальных группировок – врагов Византии. Затем они переправились на о. Кипр, который им удалось отвоевать у мусульман. Главная заслуга в этом принадлежит Ричарду Львиное Сердце. В результате активных действий Ричарда сталкиваются интересы англичан и французов. Король французов Филипп II уезжает со своим войском во Францию, и поход завершается, а в Европе начинается англо-французская война. Ричард пока остается в Палестине и пытается захватить Иерусалим, но ему это не удается, как не удалось Фридриху Барбароссе. Тогда он подписывает союз с египетским султаном Саладином. По условиям этого союза за крестоносцами сохраняются некоторые области в Малой Азии.

К XIII в. становится совершенно очевидным, что судьба Святой Земли зависит от египетского султана. Папа Иннокентий III объявляет Четвертый Крестовый поход, в котором приняли участие рыцари-крестоносцы Западной Европы и огромную роль сыграла Венецианская республика: венецианские корабли перевозили крестоносцев через Средиземное море. Поход начался в 1202 г. и закончился в 1204 г.

Официально этот поход был направлен против Египта (как было объявлено в папской булле). Но уже во время предыдущих походов основная цель – освобождение Св. Земли – отходила на второй план, а на первый выдвигались различные политические амбиции и экономические интересы. Так получилось и на этот раз, только еще более обостренно. В 1203 г. крестоносцы осадили Константинополь, а в 1204 г. они создали на территории Византийской империи Латинскую империю. Латинская империя просуществовала до 1261 г., когда Византийская империя была восстановлена никейским императором Михаилом VIII.

После взятия Константинополя и создания Латинской империи уже не было речи о Святой Земле – крестоносцами всецело овладели совсем другие интересы. Четвертый Крестовый поход оказался последним крупным Крестоносным движением, и его можно рассматривать как глубочайший кризис этого движения вообще и самой крестоносной идеи. Жертвой Четвертого Крестового похода становятся уже не «неверные», осквернители Св. Земли и Гроба Господня, а христиане.

Новые попытки Запада освобождения Святой Земли успеха не имели. Государства крестоносцев на Ближнем Востоке к концу XIII в. перестали существовать. Закончилась эпоха Крестовых походов, длившаяся 74 года. После Крестовых походов усиливается западно-восточная конфронтация. Походы активизировали идеи Священной войны мусульман против христиан. Четвертый Крестовый поход в большей степени, чем Великая схизма 1054 г., разделил католический и православный мир.

В общий контекст Крестовых походов на Восток вписываются Северные Крестовые походы в Восточную Прибалтику рыцарей Тевтонского ордена, а также датских и шведских рыцарей. Результатом Северных Крестовых походов явилось образование новых государственных структур: немецкого герцогства Мекленбургского, маркграфства Бранденбургского. В восточной Прибалтике начался интенсивный процесс окатоличивания автохтонного населения. Тевтонские, датские, шведские рыцари на территории Прибалтики построили ряд городов, среди которых самыми значительными были Рига, Берлин (построены тевтонцами), Ревель (Таллин) (построен датскими рыцарями), Выборг (построен шведскими феодалами). Эти города стали мощными форпостами католической церкви, резиденциями католических архиепископов.

 

Средневековый город

 

Еще в эпоху раннего Средневековья существовали поселения городского типа, в первую очередь, на местах бывших античных городов. В Италии такими городами были Милан, Флоренция, Венеция, Болонья и др. Во Франции – Париж, Лион. В немецких землях – Вена, Страсбург, Майнц. В Англии – Лондон, Глостер, Честер и др. В XI в. эти города, многие из которых можно называть городами античного происхождения, были по преимуществу административными центрами, или укрепленными пунктами, или резиденциями архиепископов и епископов, т.е. религиозными центрами. Население городов было довольно значительным. Каждый из них традиционно специализировался на каком-либо виде ремесла. Древние города Италии и Византии по-прежнему оставались самыми крупными центрами торговли с Востоком. Однако, как бы застыв в своем существовании и своими функциями в исторической традиции, уходящей корнями в античность, эти города не оказали сколько-нибудь серьезного влияния на генезис феодализма. Чтобы выполнить эту задачу, должен был появиться абсолютно новый тип города, либо античные города должны были переродиться на совершенно другой основе.

Часть Западной Европы слабо затронутая античным началом также знала поселения городского типа, но совершенно иного характера и иной сущности. Эти поселения в начале были чрезвычайно малолюдны и практически не имели никакого экономического значения. Однако рост производительности труда в это время приводит к глубинным процессам дифференциации общественного производства. А это, в свою очередь, повлекло еще большую обособленность ремесла как абсолютно самостоятельного производства, т.е. к еще более высокому уровню его развития.

Высокий уровень и самостоятельность ремесленного производства достигают прежде всего кузнечное и оружейное ремесло, выделка тканей, строительное дело. Одновременно с повышением уровня ремесленного производства начинают развиваться промыслы: добыча металлов, соли, заготовка рыбы, пушнины, леса и т.д. Это происходит не сразу, поэтапно.

Первой формой ремесла было ремесленное производство на заказ. Изделия ремесленного производства, сделанные на заказ, не выбрасывались на рынок, не становились рыночными. Поэтому простое товарное производство складывалось очень медленно.

Вторая стадия развития ремесленного производства – соединение его с рынком. Соединившись с рынком, ремесленник уже становится товаропроизводителем. Отныне судьба ремесленного производства и каждого отдельного ремесленника оказывается прочно связанной с городом и с рынком.

Выходившие из деревень ремесленники селились в благоприятных для занятий ремеслом местах. В Италии и Южной Франции они обустраивались в городах античного происхождения, которые тогда играли роль административных, церковных и военных центров. После того, как в эти города начали приходить ремесленники, они получили как бы второе рождение. В городах с высокой плотностью населения и развитой торговлей ремесленники находили сбыт своим изделиям.

В нероманизированной части Европы, т.е. на Северо-Западе и в центральных районах ремесленники местами своего поселения избирали территории, которые находились вблизи больших феодальных владений – вотчин, замков и монастырей, рассчитывая обрести среди феодалов потребителей своих изделий.

Селились они также и на пересечении торговых, военных путей или в местах стоянок кораблей, где они находили спрос и покупателей своей продукции. Со временем в этих местах – вначале небольших рыночных местечках – концентрируется плотность населения. И постепенно, очень медленно эти территории первоначального расселения ремесленников начинают превращаться в средневековые города.

Темпы роста городов в разных регионах Европы были различны. Наиболее интенсивным рост городов отмечен в романизированной части Европы, прежде всего в Италии. Там не только сохранились античные города, но возникали и средневековые. Античные же города в Италии перерождались, получая второе рождение, и становились средневековыми городами-государствами.

В X в. начинается бурный рост средневековых городов во Франции, сначала в романизированной ее части – Южной Галлии (Марсель, Тулуза), а затем в средней и северной Франции. Рост городов был высоким, в первую очередь, там, где сохранялись античные города, с их опытом городской жизни, городского производства, торговых связей с Византией и странами Востока.

Основные, первые по значимости категории населения в городе – ремесленники и купцы. Появляются новые слои населения. Возникает постоянно растущая категория людей, занятых в сфере обслуживания.

В крупных городах жили светские и духовные феодалы, представители сеньериальной и королевской администрации. Следует выделить и еще одну категорию населения, которую условно можно назвать зарождающейся интеллигенцией. Прежде всего это врачи, учителя, преподаватели школ и университетов, а также адвокаты, правоведы, нотариусы. С зарождением города в нем появляется фигура ростовщика.

С самого начала отличительной чертой города было имущественное и социальное неравенство населения. Очень рано, уже в ХII-ХIII вв. в результате такой дифференциации в городе возникают два полюса – богатых и бедных. Бедных в городе было значительно больше, чем богатых и обеспеченных.

В мелких городах население было невелико – порядка 1 тыс. человек. В средних городах – от 2 до 5 тыс. чел. В XIV-XV вв. с ростом городского производства и укреплением торговли численность населения города возрастала. Город рос также за счет деревни. В XIV-XV вв. город с населением в 20-30 тыс. человек был типичным. И только в немногих городах (таких как Париж, Венеция, Милан, Флоренция, Кордова, Севилья) население колебалось от 80 до 100 тыс. человек.

Город обязательно окружали стены, на которых строились дозорные башни. Стены имели въездные и выездные ворота. Эти ворота охранялись и закрывались в определенное время суток. Часто средневековый город был защищен не только стенами, но и рвами, заполненными или не заполненными водой. В общих чертах абрис средневекового города напоминал феодальный замок, который, повидимому, и явился его архитектурным прототипом.

Но город – это не застывшее явление, а живой организм. Город живет, растет и функционирует. Стены, окружавшие город в XI в., уже в ХII-ХIII вв. и особенно в XIV в. становятся ему тесны. Это приводит к тому, что вокруг городских стен начинают возникать предместья. Первые предместья по своему характеру были ремесленными. Они состояли из различных ремесленных слобод, в которых занимались тем или иным видом ремесла. Вокруг этих предместий или слобод постепенно строилась вторая стена – в целях защиты города и его производства, защиты накапливаемых в нем богатств.

В Западной Европе центром средневекового города была, как правило, рыночная площадь, недалеко от которой располагался собор, а в городах с самоуправлением – площадь, на которой находилась ратуша.

Средневековый город до XIV в. сохранял тесную связь с деревней, т.е. с теми местами, из которых вышли многие его жители. За стенами города, а затем и за стеной предместья простирались поля, пастбища, огороды, принадлежащие горожанам и являвшимся существенным подспорьем в существовании.

С эволюцией города, с ростом производства стены начинали мешать городской жизни. Они определяли всю архитектонику самого города. Улицы средневекового города были настолько узки, что по ним мог проехать только один экипаж. Дома были двухэтажные (редко трехэтажные), и при постройке второй этаж, как правило, нависал над первым и над улицей. Город рос не в ширину, а вверх, поэтому улицы средневековых городов были не только узкими, но и очень темными. Ночью по ним лучше было не ходить, несмотря на редкое и скудное фонарное освещение.

Первоначально дома были деревянные и в городах часто случались пожары. Позднее перешли к каменному строительству. Улицы не только не мостились, но и постепенно покрывались отходами, которые выбрасывались прямо из окон домов.

Санитарное состояние городов не только мешало передвижению по их улицам, но и приводило к серьезным последствиям. Улицы, заваленные пищевыми отходами, способствовали размножению крыс – разносчиков различных заболеваний. И эпидемии чумы становились постоянным явлением средневекового города. Во время эпидемии население небольшого города могло вымереть, практически, полностью.

Средневековые города возникали либо на земле феодалов, либо на королевской земле. Поэтому с самого начала эти города находились в зависимости от короля или от светского либо духовного сеньора. Конечно, и король, и феодалы были чрезвычайно заинтересованы в процветании города, в развитии его производства – город для них был существенным источником доходов. Естественно, горожане предпочитали освободиться от этой зависимости, но ни короля, ни феодалов такая независимость не устраивала. По всей Западной Европе в X-ХIII вв. начинается политическая борьба – борьба города и сеньора, города и короля, которая в исторической науке получила название коммунального движения.

В Северной и Средней Италии и Южной Франции города уже в Х-ХII вв. добились независимости. В Италии крупные северные и средние города получили статус городов-государств. Некоторые города в немецких землях получали статус городов-республик. Они управлялись городским советом во главе с бургомистром. Эти города жили по Магдебургскому праву, разработанному специально для города Магдебурга, отсюда его название. Магдебургское право, предоставлявшее городу форму самого высшего и широкого самоуправления, является классическим правом городской независимости. В результате коммунального движения на немецких землях получили независимость и статус городов-республик Гамбург, Бремен, Франкфурт на Майне и др.

Многие города Северной Франции стали городами-коммунами, со своим самоуправлением, свободными от сеньориальной зависимости.

Совершенно иначе складывалась судьба городов, которые находились на королевских землях. На город король смотрел как на свою собственную казну. Практически ни один город, который находился на территории королевских земель, не получил полного самоуправления.

Но даже те города, которые получили независимость или имели ее до этого, такие как Париж, Лондон, Оксфорд, Кембридж, находились под бдительным оком чиновников центральной власти. Такая форма самоуправления, когда за независимым вроде бы городом постоянно наблюдает представитель центральной власти, характерна для северных регионов Западной Европы (Скандинавские страны, Ирландия, многие города в немецких землях, Венгрия). Большинство, особенно мелких городов, остались в зависимости от сеньоров. Общим результатом коммунального движения для городов Западной Европы стало то, что их жители освободились от крепостной зависимости, они стали свободными. Именно после коммунального движения сложилась традиция, согласно которой прожив в городе год и один день, человек становился свободным.

Городское ремесленное производство имело особую форму организации – цехи, или ремесленные гильдии. Цех или гильдия сначала были организацией мелких городских ремесленников, причем гильдия чаще была организацией купеческой. Над цеховым производством существовал жесткий контроль, также как и над продажей ремесленных изделий. Определялось абсолютно все: сорт материала, который употреблялся в мастерской, его ширина, длина, нитки, из которых ткали ту или иную ткань, инструменты, которыми работали мастер и его помощники, число подмастерьев и учеников, количество станков, продолжительность рабочего дня. И во всех этих вопросах мастер никогда не мог поступить по своему усмотрению – ему грозили или закрытием мастерской, или огромным штрафом. Поэтому он был вынужден подчиняться суровой регламентации.

Цеховая регламентация обеспечивала практически каждому ремесленнику сбыт его товара. Но с XIV в. жесткая цеховая регламентация становится серьезным препятствием для развития производства и капиталистических отношений.

Цех играл важнейшую роль в жизни горожан не только как структура производства. У каждого цеха были свои праздники, своя атрибутика, одежда, фасон шляпы и т.п. Цеха строили церкви или часовни. Цех также являлся военной структурой, поставлявшей воинов-ремесленников королю или сеньеру. Таким образом, цех представлял собой очень сложную систему – производственную, духовно-религиозную, культурную, военную и т.д.

В XIV-XV вв. наблюдается процесс «трансформации цехов», который приводит к появлению богатых, или старших цехов и бедных, или младших цехов. Младшие цехи, в результате конкурентной борьбы с богатыми старшими цехами, постепенно разоряются, и члены младших цехов постепенно превращаются в наемных рабочих – прототип будущего предпролетариата и пролетариата, который сложится два века спустя.

В этот исторический период меняется обстановка в самом цеху. Раньше ученик или подмастерье мог надеяться со временем стать мастером. В XIV-XV вв. подмастерья и ученики такую надежду потеряли. В это время мастером мог стать либо родственник мастера, либо подмастерье ценой немалых усилий (подарков мастеру и т.п.), но и это было редким явлением. Отучившись 12 лет (т.е. уже будучи практически мастером) ученик по-прежнему оставался учеником без всякой надежды на продвижение по профессиональной и социальной лестнице. Т.е. реально мастер эксплуатировал труд не ученика, не подмастерья, а уже высококвалифицированного работника. Рабочий день был длинным – от 14 до 18 часов.

На потерю своего будущего подмастерья и ученики ответили созданием своих обществ – братств, которые начали бороться против мастеров. Вскоре городское население от бойкота и забастовок перешло к восстаниям против городских олигархов.

В ХII-ХIII вв. возникает еще одно новое явление – ярмарки, как крупные центры оптовой торговли. Наиболее крупным ярмарочным центром в то время была Шампань. В XIV-XV вв. центр ярмарочной торговли в Европе смещается на север. Главным центром ярмарочной торговли становится г. Брюгге во Фландрии. Уже тот уровень торгового капитала, который оформился к XV в., привел к появлению сферы денежных и кредитных операций. Возникают банки. Первые банки появились в городах Северной Италии, в Ломбардии. Затем они начинают открываться во многих городах Западной Европы.

Итак, к XIV в. оформляется торговый купеческий капитал, как предшествующий капиталистическому капиталу. Наряду с цехом появляются новый типы производства – мануфактуры, - это более крупный тип производства, чем цех, включающий в себя большее число работников, значительное техническое оснащение и т.д. Мануфактурой, как правило, руководил не один человек, а совет. Мануфактура освобождалась от жесткой регламентации – она уже более свободна в выборе материала, количестве станков, в самом производстве.

В XIV-XV вв., если еще нельзя говорить о складывании капитализма, то можно вполне определенно говорить о кризисе вотчинной, классической феодальной системы. Об этом свидетельствуют перемены, происходившие не только в городе, но и в сфере сельского хозяйства – втягивание феодального и крестьянского хозяйства в торгово-денежные отношения.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 541; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!