Папа Григорий VII Гильдебрандт (1073-1085 гг.)
Благодаря феодальному режиму, Западная Церковь находилась в порабощении у светской власти. В руки светских владетелей вместе с инвеститурой перешло существеннейшее право церковной власти - избрание кандидатов на высшие церковные должности. Благодаря этому, пастырями, становились наиболее предприимчивые и знатные люди, но не духовно преуспевшие. Это порабощение иерархии светской властью коснулось и папства. Оставалось только в теории представление о папе как главе Католической Церкви, в действительности же эта глава превратилась в игрушку вначале в руках разных политических партий Италии, а затем германских императоров, которые в первой половине XI в. стали полновластными распорядителями папского престола.
Так возникла идея создать крепкую церковную иерархию, независимую от светской власти. Реформаторское движение против засилия светской власти обнаружилось в монастырях Клюнийской конгрегации, непосредственно подчиненной папам. Среди многих поборников этой идеи особенно энергично выступал монах Клюнийского монастыря Гильдебрандт. Это был человек крепкого практического ума, железной воли, всей душой преданный Церкви.
Гильдебрандт понимал, что спасение Церкви - в ее освобождении от светской власти. Под воздействием Гильдебрандта, папа Николай II издал определение (1059 г.), по которому народ и римская знать совершенно лишались права на участие в выборе пап, это право передавалось коллегии кардиналов, состоявшей из кардинал-епископов и кардинал-пресвитеров. Духовенству, знати и народу, а равно и императору предоставлялось право утверждения выбранного кандидата. При этом императору предоставлялось это право, как особое благоволение папского престола. В роли секретаря пап Гильдебрандт стал настолько популярной личностью, что в день погребения папы Александра II, преемника Николая II, римский народ выкрикивал его имя, как папы. Кардиналы утвердили этот выбор, однако, Гильдебрандт неохотно согласился занять римский престол. Тем не менее, он показал себя первым решительном выразителем твердой папской власти.
|
|
Свои идеи Гильдебрандт выразил в соответствующих сочинениях. Римский первосвященник, по мнению Гильдебрандта, есть вселенский епископ, имя его единственное в своем роде имя[91]. Только ему принадлежит право помимо собора низлагать епископов даже в их отсутствии. Он пересматривает все приговоры и апелляции, а на его приговоры уже не может быть апелляции, и он сам стоит выше всякого суда.
Римский епископ составляет законы Церкви. Римская Церковь никогда не заблуждалась и никогда не будет погрешать, и папа, по заслугам апостола Петра, становится святым. Отсюда папа имеет право низлагать императоров и освобождать подданных от присяги. В этих воззрениях Гильдебрандта заключалась полная система теократического строя во главе с абсолютным монархом - папой.
|
|
Но Гильдебрандт понимал, что для осуществления этой идеи нужно опереться на духовенство, оторванное от мирских интересов и исключительно преданное Церкви. Таким духовенством, по его мнению, могло быть только безбрачное духовенство. На Римском соборе (1074 г.) он вновь вернулся к вопросу о целибате духовенства. Преодолевая сопротивление клира, он неуклонно приводил эту идею в жизнь.
В следующем году (1075 в.) на Римском соборе Григорий решительно выступил против инвеституры. Однако светские государи увидели в этом посягательство на свои права и на государственную собственность, так как церковная власть, не отказываясь от поземельных владений, не хотела нести за них никаких обязательств в пользу государства. Высшая иерархия; свыкшаяся с феодальными порядками, была также недовольна распоряжениями папы. Борьба за инвеституру приняла острый характер. Кульминационным моментом укрепления папской власти явилась “Каносса". Германский император Генрих IV, не обращав внимания на угрозы папы отлучить его от Церкви, смело выступил на борьбу с ним. Опираясь на епископов, недовольных нововведениями папы, он попытался добиться его низложения, и, действительно, на соборе в Пьянченце папа Гильдебрандт был низложен.
|
|
В ответ на это папа лишил Генриха власти над Германией и Италией, наложив на императора церковное проклятие. Оппозиционные епископы были лишены сана и отлучены от Церкви. Положение отлученного от Церкви императора было крайне тяжелое, так как это вызывало определенные политические последствия. Немецкие князья потребовали, чтобы Генрих в течение года примирился с папой.
В тяжелое зимнее время, Генрих с женой и ребенком пустился в путешествие в Италию. Он нашел папу в замке графини Матильды в Каноссе. В грубом шерстяном плаще кающегося грешника босой, он три дня простоял на морозе в ожидании аудиенции у папы. Примирение с папой состоялось на унизительных условиях для императора. С него снималось отлучение от Церкви; но он оставался лишенным прав государя до соответствующего расследования. Недовольный результатами "Каноссы", Генрих вступил с Гильдебрандтом в новую борьбу. Он даже овладел Римом и избрал новым папой Климента III. Но при помощи норманнов папа вернул Рим и вынудил Генриха оставить Италию.
|
|
Норманны своими разграблениями и поджогами Рима вызвали негодование городского населения. Григорий бежал в Саперно, где и скончался.
Но дорога к укреплению папского верховенства была накатана, хотя в вопросе об инвеституре светские государи оказались неуступчивыми. Длинный спор за инвеституру утомил, наконец, и папство, и империю и закончился Вормским конкордатом; подписанным папой Каллистом II и императором Генрихом V в 1122 году. Вормский конкордат оставил за духовенством право выбора иерархии. Однако предоставление права на владение имениями оставалось за светской властью, с обязательством духовенства нести все повинности по отношению к государю и империи, вытекавшие из ленных отношений.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!