Поэтапная постановка проблемы



В процессе использования технологии проблемного обучения особую роль играет этап постановки проблемы. Формулируем проблему в несколько этапов, постепенно переводя ее в личную. По окончании рассуждений формулируется общая проблема по теме.

Рассмотрим этапы постановки проблемы на примере учебного занятия по теме «Защита информации». Начинаем с текста об информационном шпионе - отрывок из рассказа Айрэ Винклера «Корпоративный шпионаж».

«Я положил перед сидевшим молча президентом компании технологию изготовления самого важного из продуктов…

Учащимся предлагается объяснить, какая проблема поднимается в тексте: «Почему, несмотря на хорошую работу службы безопасности, информация компании была украдена?». Далее переносим проблему на уровень общества, приведя актуальный пример («В 2008 году многие жители Великобритании столкнулись с утечкой их личных данных, сведений об их банковских, пенсионных и т.п. реквизитах») и сформулировав проблемный вопрос: «Как вы думаете, проблема защиты информации актуальна в современном обществе?». И, наконец, проблема должна быть принята учащимися как личная: «А у вас были случаи потери личной информации?». Завершаем рассуждения постановкой общей проблемы: «Какими способами можно защищать свою информацию?».

Провокация ошибки

Приведем пример использования данного приема на уроке по теме «Функции в языке Visual Basic: функции преобразования типов данных».

Учащимся предлагается составить проект, позволяющий выполнить сложение двух чисел, указанных в программе в виде числовых констант.

Результатом работы такой процедуры для введенных чисел 2 и 3 будет результат 5.

Далее учащимся предлагается составить проект, позволяющий выполнить сложение целых чисел, введенных в текстовые поля на форме. Очевидно, что будет реализована следующая процедура:

Результатом работы такой процедуры для введенных чисел 2 и 3 будет «неожиданный» результат – число 23.

Теперь учащимся предстоит сформулировать (а в дальнейшем – и разрешить) проблему вопрос: «Как обеспечить реализацию арифметических действий над целыми десятичными числами, введенными с помощью текстовых полей, средствами языка VisualBasic?». Решая эту проблему, учащиеся знакомятся с функцией Val и применяют полученные знания на практике - в результате получен правильный ответ.

Развитием ситуации может быть такой вариант: учащимся предлагается составить проект, позволяющий выполнить сложение любых (не только целых) чисел, введенных в текстовые поля на форме.

Неизвестная известность

Другим приемом проблемного обучения является предъявление темы, понятия, домашнего задания в закодированном виде. Рассмотрим реализацию этого приема на примере учебного занятия по теме «Модель теннисной пушки».

Учащимся предстояло опробовать подготовленную на предыдущих занятиях модель на практике с целью поиска углов попадания в мишень. Для этого необходимо было бы проверить 90 различных числовых параметров. Учащимися была сформулирована проблема: «Существует ли оптимальный метод проведения компьютерного эксперимента?».

Для решения проблемы в ходе предложенного учителем тестирования учащиеся фиксируют номера ответов и по окончании с помощью специальной кодировочной таблицы последовательность цифр преобразуют в последовательность слогов. В результате получено ключевое слово «дихотомия».

Далее с помощью учебника, словарей и энциклопедий учащиеся выясняют, что это метод математического исследования, известный еще под названием «метод половинного деления» и вполне может быть применим для проведения компьютерного эксперимента.

Ознакомившись с содержанием метода, учащиеся применяют его в ходе компьютерного эксперимента, проверив около десяти числовых параметров.

Схема фишбоун

В рамках проблемного обучения целесообразно использование схем фишбоун, которые позволяют уточнить проблему, выявить причины ее возникновения, структурировать ключевые факты по степени их значимости. Этот вид схем широко используется в менеджменте, так как позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи.

В начале работы - при постановке проблемы - фиксируем ее в «голове» рыбьего скелета. В дальнейшем - в ходе исследования - заполняем постепенно верхние косточки, где отмечаем причины возникновения проблемы, и нижние косточки, на которых выписываем факты, подтверждающие наличие проблемы. На конечном этапе отмечаем на косточке хвоста пути решения проблемы.

Так, например, при изучении темы «Защита информации» вводится иная классификация программ - по их юридическому статусу: лицензионные, условно бесплатные, свободно распространяемые программы. Решая проблему «Почему использование свободно распространяемого программного обеспечения не всегда лучшее решение?», можно предложить учащимся составить схему.

Кластер

С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации. Заполнение кластера позволяет представить процесс решения проблемы в структурированном виде. В зависимости от объема учебного материала и строится работа: при большом объеме материал распределяется между группами или парами и тогда идет заполнение смысловых блоков по отдельности, при небольшом объеме - все учащиеся работают над одним материалом, но при этом составляют свой вариант кластера.

В связи с многообразием способов защиты информации представляется целесообразным составление кластера. Так может выглядеть кластер по проблеме: «Какими способами можно защищать свою информацию?». В центральном овале располагается ключевое понятие (основополагающий вопрос), в дополнительных – слова, раскрывающие смысл ключевого.

 

Ефанова Юля

7. Моделирование и проектирование урока с использованием технологий игрового обучения (на примере конкретного урока информатики).

Дети младшего школьного возраста не могут длительно сосредотачиваться на выполнении одного задания, даже если это работа на компьютере, поэтому необходимо предусматривать постоянную смену видов деятельности на уроке. Это особенно важно делать ещё из-за того, что длительность работы на компьютере в начальных классах не должна превышать 15 минут, поэтому учителю необходимо быстро переключить внимание детей на другую деятельность, и которая для них должна быть интересной, по крайней мере, сравнимой по интересу с работой на ком­пьютере. Такой деятельностью может быть игра.

Дидактическая игра - это вид учебной деятельности, моделирующий изучаемый объект, явление, процесс. Целью дидактической игры является стимулирование познавательного интереса и активности учащихся. Предметом игры обычно является человеческая деятельность. Интерес к дидактическим играм в очередной раз возник в 1980 го­ды, когда началась очередная школьная реформа, появи­лась педагогика сотрудничества, а в школу стали поступать персональные компьютеры.

Как в своё время отмечал К.Д. Ушинский, игра для ребёнка это сама жизнь, сама действительность, которую он сам конструирует. Поэтому она для него более понятна, чем окружающая действительность. Игра готовит его и к последующему труду и к учению. Игра всегда немножко учение и немножко труд. Для детей часто значение игры состоит не в её результатах, а в самом процессе. Их в игре привлекает поставленная задача, трудность, которую надо преодолеть, радость получения результата и т.п. Игра способствует психологической разрядке, снятию напряжения, облегчает вхождение детей в сложный мир человеческих отношений. Эти особенности дидактических игр необхо­димо учитывать при их использовании, особенно в млад­ших классах, искусно организуя включение дидактической игры в ход урока. Важным является то, что игра возможна лишь при заинтересованности в ней учеников и учителя, ибо формально в игру играть нельзя.

Следует отметить, что младшие школьники считают любую работу на компьютере как интересную игру с не­обычным партнером - с компьютером. Эту особенность следует учитывать и использовать в обучении присущий любой игре элемент соревновательности. С успехом мож­но применять и разнообразные игры обучающего и разви­вающего характера, которых в арсенале учителей инфор­матики имеется достаточно много, как с использованием компьютеров, так и без них. (например, робот Вопросник, который используется в 1 и 2 класса).

В работе [19] предлагается следующая примерная структура уроков информатики в начальной школе: 4. Организационный момент - 1-2 минуты.

2. Разминка: короткие математические, логические задачи и задачи на развитие внимания - 3-5 минут.

3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению задач, работа в тетради - 10-12 минут.

4. Физкультминутка - 1 минута.

5. Работа за компьютером или выполнение творческого задания - 8-15 минут.

6. Подведение итогов урока - 2-5 минут.

Как видно из структуры урока, дети 4-5 раз меняют вид деятельности, что снижает утомляемость, поддержи­вает высокий уровень активности.

Интерес представляет приведенный там же план-конспект урока в 3 классе:

 

Урок-обобщение в 3 классе на тему «Информация»

Тип урока:урок обобщения изученного материала.

Информационная карта урока

Этап урока

Дидактическая цель

Методы Виды деятельности
1.Организационный Момент

Включение учащихся в деловой ритм, подготовка к работе. Повы­шение интереса за счет игровой формы урока.

Сообщение учителем целей урока Настрой на продуктивную деятельность
2.Задание «Название острова»

Формирование

познавательных

мотивов

Создание проблемной ситуации Разгадывание кроссворда
3. Задание «Ребусы»

Развитие умения логически и абстрактно мыслить. Повторение органов чувств, с помощью которых люди получают информацию

Работа по вариантам Разгадывание ребусов. Ответы на вопросы по пройденному материалу
4. Задание «Расшифровка»

Повторение способов

декодирования

информации

Фронтальная работа с классом Расшифровка послания с ис­пользованием азбуки Морзе
5. Физкультминутка

Предупреждение утомления детей

Выполнен ие упражнений Выполнение упражнений
6. Задание « Ворота города»

Контроль уровня ЗУНов по теме «Свойства информации»

Фронтальный опрос Ответ на вопрос учителя
7. Задание «Послание »

Закрепление навыков

кодирования

информации

Работа в малых группах Выполнение заданий в группах
8.Задание «Составь рассказ»

Тренировка внимания. Развитие умения логически мыслить

Фронтальная работа с Составление рассказа
 

9. Работа на

компьютер е

Выполнение задания на компьютере. Закре­пление навыков. Работа на компьютере Выполнение задания на компьютере

10.Подведение итогов урока

Анализ уровня и качества деятельности учащихся Оценка де­ятельности учащихся  
         

Тема урока:Путешествие на остров Информация.

Цель урока:проверить качество усвоения изученного материала.

Программное обеспечение урока:ПМК «Фантазия». Методическое обеспечение урока:

· плакат с картой острова;

· карточки с заданиями для групп;

· раздаточные материалы: кроссворды, ребусы;

· плакат с азбукой Морзе;

· картина, изображающая жителей острова Информация. План урока.

1. Оргмомент - 3 мин.

2. Задание «Название острова» - 5 мин.

3. Задание «Ребусы» - 5 мин.

4. Задание «Расшифровка» - 5 мин.

5. Физкультминутка - 3 мин.

6. Задание «Ворота города» - 2 мин.

7. Задание «Послание» - 3 мин.

8. Задание «Составь рассказ» - 5 мин.

9. Работа на компьютере - 12 мин.

10. Подведение итогов урока - 2 мин.

Урок проводится в игровой форме: ребята совершают путешест­вие на остров Информация; во время путешествия им необходимо выполнить различные задания.

Как видно из содержания этого план-конспекта, поч­ти весь урок проходит в игровой форме, очень насыщен содержанием и отличается разнообразием видов дея­тельности учащихся. Такое построение урока для младших школьников должно быть основным, поскольку они не мо­гут долго сосредотачиваться на одном задании, а игровая и разнообразная конструктивная деятельность является эффективным средством поддержания интереса в обучении информатике.

8. Моделирование и проектирование урока с использованием технологий обучения развитию критического мышления (на примере конкретного урока информатики).

 

Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

 

Цели и задачи технологии критического мышления:

1. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

3. Развитие аналитического, критического мышления. Научить обучающихся:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

4. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

5. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Преимущества применения технологии критического мышления

1. Для обучающихся:

- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обуче­ния;
- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собст­венному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с дру­гими;
- повышение качества образования;
- желание и умение стать человеком, кото­рый учится в течение всей жизни.

 

2. Основные этапы урока при использовании технологии развития критического мыш­ле­ния

В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: «Вызов – Осмысление новой информации – Размышление (Рефлексия)».

1) Стадия «Вызов».На этой стадии происходит актуализация знаний, которые имеются у обучающихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепочки, свободное письмо, разбивку на кластеры и т.д.

Эта стадия имеет две цели: первая - осуществление нескольких важных познавательных видов деятельности, вторая – активизация обучающихся.

Задачами 1стадии являются:

· самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;

· самостоятельное определение обучающимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;

· на этой фазе работы с информацией обучающийся определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?».

На стадии вызова можно использовать такие методы, как:

1. Составление кластеров.

2. Работа с таблицами.

3. Работа с «тонкими» и «толстыми» вопросами.

4. Корзина идей.

5. Перевёрнутые логические цепочки.

6. Верные и неверные утверждения и т.д.

2) Стадия «Осмысление новой информации». Преподаватель предлагает обучающимся новую информацию, которую они должны отработать.

На данной стадии обучающийся вступает в контакт с новой информацией, который может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения опытов. Это также стадия обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучающихся и во время которой они должны самостоятельно и активно участвовать в данной работе.

На стадии осмысления возможно использование таких методов, как:

1. Нахождение информации.

2. Информационное домино.

3. Отбор нужной информации с использованием сети Интернет.

4. Поиск нового решения задачи.

5. Шесть шляп.

6. Составление синквейна и т.п.

3) Стадия «Рефлексия (Размышление)». Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии.

Задачи фазы рефлексии:

· Помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.

· Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Во время этой стадии обучающиеся закрепляют новые знания, активно пересматривают свои представления и делают новые знания своими. На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь обучающиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Обучающиеся лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст. Второй целью этой стадии является живой обмен идеями между обучающимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Тогда они могут строить собственные представления с их учетом.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!