Концепция мира и человека в прозе первой половины XX столетия



(М.Горький)

У В.Маяковского есть такие строки, обращенные к Горькому:

Алексей Максимыч,

из-за ваших стекол

виден

Вам

еще

парящий сокол?

М.Горький был за “активное отношение к жизни», он считал, что человеку нужно «изучить и понять мир в целях полного освоения его как своего хозяйства».

В романтических произведениях М.Горького мы находим строки, проясняющие позицию писателя, его отношение к миру и к человеку: «В жизни всегда есть место подвигу» («Старуха Изергиль»), «Безумству храбрых поем мы славу! “Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света! “Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! “Безумству храбрых поем мы песню!..» («Песня о соколе»), «Буря, пусть сильнее грянет буря!» («Буревестник»), «Правда – Бог свободного человека».

В легенде о Данко («Старуха Изергиль») мы встречаемся с героем, готовым отдать свое горящее сердце людям, желание спасти их даже ценой своей жизни. Здесь мы видим горьковского «титанически гордого человека», прослеживаемконцепцию «прометеизма» (от слова «Прометей»), идею человекобожия. Философия богостроительства (не богоискательства) встречается и в «Исповеди» Горького.

Однако уже в 20-х годах писатель начинает сомневаться в возможностисуществования «психически цельного человека» в эпоху разрушений и перемен. Об этом он пишет в письме своему биографу – Груздёву: «Мне кажется, мечта о положительном герое неосуществима», а попытки представить такого героя в литературе «едва ли пойдут дальше Базарова).

Интересен образ Караморы в одноименном рассказе Горького. Герой осмысливает свою жизнь, сидя в тюрьме. Автор мастерски показывает психологию героя через поток сознания, выраженный в его рефлексии. Герою кажется, что он не просто раздваивается, а расчетверяется. Мне кажется, - признается он, - что во мне 4 человека: один наблюдает за другим, и я не знаю, какой из них главный. Может, именно поэтому герой совершает предательство, он циничен и не видит в жизни цели и смысла. «Говорят, в газу человека должен быть какой-то хрусталик, размышляет герой, - от которого зависит правильность зрения…»

Похожую рефлексию героя, потерявшего себя в водовороте жизни, мы находим в романе-эпопее Горького «Жизнь Клима Самгина». Имя Самгин подчеркивает некую «самость» героя, его индивидуализм, отстраненность от других людей. Герой-интеллигент видит жизнь во всей ее неприглядности, он простой наблюдатель, человек без будущего, оно представляется ему паутиной, мутной водой.

Критики и литературоведы (Св.Семенова, например) пишут о «густоте населенности горьковского художественного пространства», автор пытается показать мир в деталях, подробно, отражая беспристрастно огромный ряд событий, фактов, рисуя образы людей из разных сословий». Панорамность такого изображения мира позволяет читателю увидеть его с разных сторон, а писателю быть беспристрастным очевидцем, репортером, художником-реалистом.

Образ мира и человека, представленный в творчестве писателей первой половины ХХ века, позволяет нам ощутить, пережить ощущения людей, живших в эту эпоху, увидеть мир газами героев литературы ХХ века, вовлекает нас в диалог с автором текста. Этот опыт необходим для постижения образа мира в его целостности. Для современного человека важно умение видеть жизнь с разных сторон для того, чтобы, учитывая опыт предшествующих поколений, моделировать собственное будущее.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!