Так создается своеобразный многомерный образ мира.



Мы проследим концепцию мира и человек, разворачивающихся на страницах произведений М.Булгакова, А.Платонова, Б.Пастернака и М.Горького.

Концепция мира и человека в прозе первой половины XX столетия

(М.А. Булгаков)

Булгаков в ранних повестях («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце») рассматривает явления бюрократизма и обывательщины как неестественные, поглощающие свободную личность человека. Гротеск позволил писателю обозначить два повествовательных плана, ввести в современную городскую действительность фантасмагорические существа.

Булгаков следует традициям немецких романтиков, прежде всего Гофмана, заимствовав структуру двоемирия, специфику фантасмагорических превращений героя, приём двойничества. Но у Булгакова другая задача: он высмеивает отдельные недостатки того времени.

Ощутимо также непосредственное влияние прозы Н.Гоголя. Как и Гоголь, Булгаков сочетает реальное и ирреальное, допустимое и невозможное. Соединяя их в единое целое, создаёт образ нереального, фантастического мира, где живут его герои.

Писатель постоянно нарушает привычное, последовательное течение сюжета. Повествование приобретает скачкообразный ритм, порой даже обратный порядок. Разоблачая мир бюрократии, Булгаков использует и сатирические приёмы конструирования сюжета, идущие от Салтыкова-Щедрина.

Показывая недостатки, нагромождая и гиперболизируя различные нелепости, Булгаков часто использует сатирический гротеск.

Булгаков по-своему пытался осмыслить переходную эпоху, то смутное время, когда новое только ещё формируется, а старое врастает в послереволюционный быт. Вслед за Маяковским Булгаков показал становление новой бюрократии, отличающейся хамством и беспринципностью, но он не высмеивает отдельные качества личности, как М. Зощенко, и не разоблачает новые отношения с памфлетной остротой, свойственной Е.Замятину.

Писатель исследует истоки того, что впоследствии будет названоадминистративным социализмом. Точно локализуя действие в пространстве, автор воссоздаёт взаимоотношения между учреждением и одним из его служащих. Появление некоей высшей (дьявольской, сатанинской, бесовской) силы подтверждает, что тут дело вовсе не в тех или иных личных пороках, изъянах и недостатках индивидуального мышления, жизненного опыта, а в определённой системе взглядов, которые широко распространены, но пока мало кем познаны.

В повести «Роковые яйца» писатель впервые задумывается над местом интеллигенции в новых социальных условиях.

В отличие от «Дьяволиады» действие в «Роковых яйцах» не выходит за рамки реального мира. Только в финальных сценах используются элементы фантастического гротеска, но они сразу же переходят на задний план.

В «Собачьем сердце» писатель пародийно преображает евангельский мотив (апокрифическое сказание о сотворении человека), насыщая его нагромождением нарочито сниженных деталей «очеловечивания» Шарика, превращая фарсовую картину в трагическую.

Образная система повести построена на оппозиции действующих лиц. Профессор и его окружение противостоят агрессивному и абсурдному миру, персонифицированному в образе Швондера и членов домкома.

Пространство произведения состоит из двух изолированных частей – квартиры профессора и всего остального окружающего мира.

Картины внешнего мира содержат повторяющиеся детали (холод, ветер (вьюга), грязь),характеризующие авторское отношение к происходящему.

В «Мастере и Маргарите» Булгаков соединяет два архетипических мотива – договора человека с дьяволом и суетности реального мира.

Роман включает в себя два повествовательных плана – сатирический (бытовой) и символический (библейский или мифологический). Каждому плану соответствует своя временная система.

Действие библейского плана выстроено в соответствии с христианским каноном и продолжается в течение одного дня. В него вводятся воспоминания о прошлом и предсказания будущего. В потустороннем мире время не движется. Писатель показывает бесконечно длящуюся полночь, во время которой происходит бал Сатаны, или вечный день, в течение которого наступает «вечный покой» в финале романа. Только в реальном мире, связанном с Москвой, действие продолжается четыре дня, и время течёт в традиционных рамках.

В основе мифологической линии – авторская версия Евангелия. Булгаков не пересказывает жизнь Иисуса, а создаёт на основе библейского мотива живой, реальный мир. В описании Ершалаима использованы временные, пространственные и бытовые детали.

Сочетание двух планов – реального и условного – позволило Булгакову создать полотно, отличающееся эпическим размахом и философской глубиной. Булгаков использует приём «романа в романе». Лишь к концу произведения фантастическая линия становится доминирующей, определяя авторскую позицию. Чтобы связать все планы между собой, писатель использует сложную систему своеобразных «переходов», постепенно выводя повествование из реального плана в мифологический.

Так создается своеобразный многомерный образ мира.

Специфика образной системы произведения состоит в сознательном соединении нескольких рядов персонажей. В центре – фигуры Мастера и Иешуа. Остальные герои – вокруг них в иерархическом порядке. Булгаков использует приём ансамблевого построения. Писатель органично соединяет персонажей из разных мифологических систем.

Во всех трёх мирах действует только Маргарита. В ней соединены христианские и народные представления. Она похожа и на мифологических персонажей, и на реальную личность.

Булгаков замаскировал сатирический пафос произведения. Это гротеск, переходящий в фантасмагорию. Основное средство гротеска – деталь (бытовая, портретная, символическая). Она придаёт достоверность происходящему и локализует повествование в пространстве.

Булгаков использует иносказание. Язык героев индивидуализирован, авторская речь подчёркнуто нейтральна. Тональность средневековой новеллы.

Жанр романа – роман-миф (художественная структура, воплощающая всё систематически повторяющееся в жизни человечества).

Финал открыт. Это и европейская, и православная традиция, в которой душа попадает либо в рай, либо в ад – два взаимоисключающих варианта.

Главная идея романа – борьба света и тьмы, добра и зла завершится победой светлого начала.

Источник: Русская литература XX века: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 т. – Т. 1: 1920 – 1930-е годы / Л.П. Кременцов, Л.Ф. Алексеева, Т.М. Колядич и др.; Под ред. Л.П. Кременцова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!