В целях безопасностиПристегните РЕМНИ



КАК СДЕЛАТЬ БИЗНЕС НА МУЗЫКЕ

Пособие для начинающих музыкантов

 

atheistd@gmail.com

Издатель:«Миллер Фримен Букс»

94107, Калифорния, Сан-Франциско, Гаррисон-стрит, 600

Издатель журналов «Гитарист», «Басист» и «Клавишник»

 

© 1997г., Дэвид Эллефсон. Все права защищены. Ни одна часть настоящей книги, защищенная авторским правом, не может быть воспроизведена или скопирована любым способом без разрешения автора, за исключением небольших цитат, используемых в статьях и рецензиях. Для получения дополнительной информации рекомендуем связаться с издателем.

 

Дистрибьюторнакнижном рынке Соединенных Штатов и Канады–«Паблишерс Груп Уэст».

94662, Калифорния, Эмервиль, а/я 8843

 

Дистрибьюторна музыкальном рынке Соединенных Штатов и Канады - Хэл Леонард Паблишинг.

53213, Милуоки, Висконсин,а/я 13819

 

Дизайн: Грин Дизайн

Выпускающий/технический редактор: Джэн Хьюз

Главный редактор: Джим Робертс

Фото обложки: Джин Кёркленд

Фото задней сторонки обложки: Пит Кронин

 

ISBN 087930-460-X

 

Отпечатано в Соединенных Штатах Америки

 

97 98 99 00 01 02                   5 4 3 2 1

Содержание

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

ЧАСТЬ 1: В САМОМ НАЧАЛЕ

1.1 В целях безопасности пристегните ремни

1.2 Первые шаги

1.3 Работа в команде

 

ЧАСТЬ 2: команда

2.1 Персональный менеджмент

2.2 Юристы

2.3 Концертные агентства

2.4 Менеджмент организаций

 

ЧАСТЬ 3: запись

3.1 Знакомство с лейблом звукозаписи

3.2 Контракты на запись и авторские гонорары

3.3 Независимые лейблы звукозаписи

3.4 Музыкальные издательства

3.5 Реклама на радио

3.6 Эпоха видео

3.7 Пресса, паблисити и промоушн

3.8 Реклама в Интернете

3.9 Работа с музыкальными продюсерами

3.10 Цикл «альбом-гастроли»

 

ЧАСТЬ 4: ПУтешествие

4.1 Дорожная жизнь

4.2 Концертные промоутеры

4.3 Советы путешественнику

 

ЧАСТЬ 5: оборудование и прочее

5.1 Торговые договора

5.2 Реклама аппаратуры

5.3 Авторское право, право собственности и корпорация

5.4 Искусство ведения переговоров

 

ЧАСТЬ 6: в заключение

6.1 Важность отношения

6.2 Напутствие

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендовано к прочтению

Об авторе

Райдер


 

Вступление

 

Идея написания книги, которую вы сейчас держите в руках,посетила меняв ходе записи альбомаMegadeth«Youthanasia», и на каждом этапе того цикла“альбом-гастроли” я ощущал вдохновение для написания глав, которые соответствовалипроисходившим вокруг менясобытиям. Строго говоря, моей целью было не написание справочника, а возможность поделиться ценной информацией и опытом, который может помочьцелеустремленным музыкантам, желающим развивать свою карьеру в той безумной сфере, которую мы зовем “музыкальной индустрией”.

В течение всего гастрольного тура «Youthanasia» я ежедневно постил новости о дорожной жизни на аризонском сайте Megadeth во Всемирной Паутине на страничке под названием «Некролог». Ближе к концу тура я получил электронку от Джима Робертса из журнала «Бас-гитарист», с вопросом, не хочу ли я писать для его журнала. Возможность внести свой вклад в такой престижный и уважаемый журналбыла для меня большой честью, и я с радостью принял его приглашение. Во время разговора о моей новой колонке в журнале я рассказал Джиму об этой книге, и он предложил мне связаться с издателем журнала–«Миллер Фримен Инкорпорейтед». Спустя некоторое время мы достигли согласия на издание этой книги.

Вдобавок к описанию собственного опыта я взял интервью у ряда других музыкантов, в надежде, что их ценные выводы помогут расширить некоторые моменты, на которых я останавливаюсь. Как вы позже заметите, все музыканты, с которыми я общался, вложили много лет кропотливой работы, чтобы достичь успеха. Я считаю, что это очень вдохновляет, особенно ввиду того, что мы с вами живем в эпоху“звуковых цитат”, то бишь сегодня ты здесь, а завтра тебяможет не быть, если начнешьплясать под чужую дудку!

Свой вклад в эту книгу внесли многие известные личности. Я хотел бы отдельно поблагодарить свою жену Джули за все ее тщательные старания, когда она помогала мне редактировать первый черновик этой книги. Мне бы также хотелось поблагодарить своего сына Романа, маму Фрэнсис,покойного отца Гордона и брата Эллиота. Я также говорю спасибо Джиму Робертсу, Мэтту Келси, Джэн Хьюз, Дейву Мастейну, Марти Фридману, Нику Менза, Майку Рено, Баду Прэгеру, Бретту Мэрритту, Джину Кёрклэнду, Питу Кронину,Майку Вэрни, Вэл Джейнс, Сьюзэн Крейн, Билли Шихану, Уиллу Ли, Крисси Хинд, Норме Бишоп и ДжейлФорс Менеджмент, Слэшу, Тому Мейхеру, Тори Эймос, Донне Джаффе, Спивак Энтертейнмент, Кену Хенсли, Энди Уэсту, Дейву Померою, Джои Рэмоуну, Ире Липпи, Лэрри Уоллэку, Бобу Мазерсбау, Бобу Тиммонсу, Одри Страл, Джине Рейнвилль, Карле Уайт, Джо Дисьоччио, ИЭмАй Мьюзик Паблишинг, Эвелин Бакштейн и БиЭмАй, Хэндрику Хьюджену, Энди Сомерсу, Дейву Дауни, Дугу Талеру, Скипу Рикерту, Джеффу Янкеру, Джерри Гиферу и Грэгу Карлсону. Этот список можно продолжать до бесконечности, потому что за последние двадцать лет очень многие люди помогли мне в моей музыкальной карьере. Спасибо за ваш энтузиазм иза то, чтодали толчок моему духовному развитию и страсти к музыке.

Храни вас Бог,

Дэвид Эллефсон


ЧАСТЬ 1: В САМОМ НАЧАЛЕ

в целях безопасностиПристегните РЕМНИ

Принимая во внимание число людей, пытавшихся стать профессиональными музыкантами, думаю, мне очень повезло, что я достиг такого успеха в своей профессии. Дорога жизни перенесла меня из небольших клубов на Среднем Западе в прекрасные студии звукозаписи и крупнейшие в мире концертные площадки. Этот опыт бесценен, и научил меня многим вещам, которым не учат в школе. Ямного узнало музыке имузыкальном бизнесе. Что та, что другая– безграничныесферы, и оттачивание навыков выживания, необходимых тебе для достижения успеха, в музыкальном бизнесе важно не меньше желания стать хорошим музыкантом. Эта книга как раз об этом.

Успешность в музыкальном бизнесе на самом деле сводится к здравому смыслу и настойчивости. В большинстве случаев успех приходит к тем, кто выбирает те направления работы, которые он искренне любит, и в свою очередь любит то, что делает. Когда я был молодым, фанатичным музыкантом, многие издевались, когда я говорил, что буду зарабатывать на жизнь, исполняя музыку, но я знал, что в этом и естьмое предназначение. Итак, после окончания средней школы я решил не приговаривать себя к стандартным четырем годам обучения в колледже, а вместо этого отправилсяполучать образование в музыкальном бизнесе – школе жизни. (И хотя многие ученики заслуживают дипломов, пока ихникто не раздавал!).

Мне было 18 лет, когда я покинул родной дом в Миннесоте и отправился в Лос-Анджелес. Я отправился в путьв компании трех друзей, с небольшим количеством наличных и музыкальным оборудованием. У меня был всего один знакомый человек в Голливуде. Это была домовладелица, которая держала комнату к моему приезду. В этот момент вот уже пять лет я исполнял музыку профессионально (то есть мне действительно платили за то, что я играл) и думал, что у меня есть довольно неплохой шанс получить место в какой-нибудь группе. Вскоре я понял обратное, и для мальчика, попавшего из маленького городка в “Голливирд” (Hollyweird = “Голли” от “Голливуд” и “вирд” от “weird” – странный) поначалу это был шок. Я понял, что над моими серьезными планами нависла черная туча. К счастью, вскоре я познакомился с другими парнями, которые тоже были сильно мотивированы на успех. Слово за слово, и вскоре я стал замечать, как сбываются мои мечты.

 

 

В большинстве случаев успех приходит к тем, кто выбирает те направления работы,

которые он искренне любит, и в свою очередь любит то, что делает.

Я быстро понял, что в Лос-Анджелесе проживает множество голодающих музыкантов, чьи представления о карьересильноотличаются от моих. Я также понял, что несмотря на множество школ, книг, видеокассетс руководствами по исполнению музыки, по-видимому, не существовало занятий, на которых рассказывали о преимуществах и недостаткахмузыкального бизнеса. В этом отношении мы, музыканты, по большей части предоставлены сами себе, и часто набиваем немало шишек в поисках собственного пути в этой нестабильнойсфере. Немало ценных уроков было получено методом проб и ошибок, и об этих уроках меня часто спрашивали целеустремленные музыканты, которым требуется помощь, чтобы перейти на следующую ступень в карьере. Уверен, что в наших же лучших интересах помогать и поддерживать друг друга, когда есть такая возможность, и для меня эта книга –хороший способ ответить на многие из таких вопросов.

Некоторые говорят, что удача– этоключевой элемент успеха.Возможно, так и есть. Но еще я думаю, что чем усерднее работает человек, тем он счастливее. Я убежден, что наши шансы на успех значительно возрастают благодаря усердному труду и стремлениюпополнить свой багаж знаний. В нашем случае моя цель– поделитьсямудростью, приобретенной мнойза это время. Пару слов, пока я не начал: бóльшая часть упоминаемых лицв этой книге – мужского рода. Из соображений простоты (надеюсь, только на пользу грамматике), я часто говорю “он”вместо“он или она”.Это вовсе не шовинизм.Я поступил так исключительноради простоты и целостности повествования. Поверьте:идеи, философия и опыт, изложенные в данной книге, могут применяться каждым, вне зависимости от пола, возраста, расы, цвета кожи или музыкального вкуса.

Держа эту мысль в голове, желаю вам всего самого хорошего во всех вашихначинаниях.И помните: в целях безопасностилучше пристегнитесь, ведь вас ждет поездка длиной в жизнь!

 

 

Наши шансы на успех значительно увеличиваются благодаря усердному труду

и стремлению пополнить свой багаж знаний.

На фото: Дэвид Эллефсон делает то, что он умеет лучше всего – играетна басу в Megadeth.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

       Никогда не забуду поговорку, которую услышал много лет назад: музыканты должны глотать свои обиды, улыбаться и просить добавки. Поиграв на заре своей карьеры во множестве групп-однодневок, я понял, что поиски успеха будут непростыми и что в этой цитате есть своя доля истины!

       Ранние этапы создания музыкальной карьеры могут обернуться очень непростым временем. Тем не менее, эти этапы могут дать о пределе твоей прочности больше знаний, чем бы тебе хотелось. Чем-то напоминает жонглирование то, как ты пишешь, репетируешь и записываешь свою музыку, пытаясь изучить деловой аспект музыки и сохранить рассудок (само собой, здравомыслие в музыкальной индустрии, что называется,“по вкусу”).

       В беседахс подающими надежды музыкантами меня часто спрашивают, с чего им начать в музыкальном бизнесе. Что ж, должен быть с вами честен– когда начинал я, мне все это тоже казалось большой тайной. Поэтому первое, что я говорю: “Ты не просыпаешься в один день с пониманием, что добился всего”. Это не какая-то случайность.Ты должен работать не покладая рук и надеяться, что твой талант и настойчивость (плюс небольшая доля удачи) в конце концов приведут к успехам, которые необходимы для началапрофессиональной музыкальной карьеры.

       Если ты ищешь секрет успеха, советую тебе забить на это прямо сейчас и понять, что его просто-напросто не существует. Фактически, все, чегоя действительно могу добиться этой книгой – это поделиться кое-каким личным опытом, как и некоторые мои друзья-профессионалы, в надежде, что ты намотаешь на ус достаточно, чтобы занять собственную нишу в мире музыки. Поэтому если кто-то говорит тебе, что уже знает все секреты, рекомендую свалить от этого человекаподальше и спасти себя от словесного поноса.

 

 

Если вы уже играете в группе и выступаете с концертами, очень важно бывать на виду

и регулярно прибегать к использованию сарафанного радио.

На фото Дэвид Эллефсон в юности: вверху – 18 лет, Миннесота, внизу – 16 лет, Айова.

 

Ищите любые возможности для выступлений. Считайте курсом боевой подготовки выступления

на вечеринках, танцах и ночных клубах. Эти разовые концерты – отличнаястартовая площадка,

которая поможет сплотить вашу группу.

 

       Оказаться в нужном месте в нужное время может быть чрезвычайно полезно, но,на мой взгляд, индивидуальность, харизма и репутация – вот настоящие ключики к выживанию любого музыканта. Парни, я бы с радостью подробно изложил план, как добиться успеха за ночь, но едва ли такой существует. Хорошая новость в том, что большинство из наспользуются похожим методом, чтобы постичьосновы музыкальной карьеры. Именно эти основы я и постарался изложить в этой книге.

       Для начала объективно оцените ситуацию и решите, чего вы хотите от музыки. Вы хотите, чтобы музыка стала основой вашей карьеры, или это только хобби в свободное время по особым случаям? Затем спросите себя, как далеко вы готовы зайти, чтобы достичь своей цели. Ответы на эти вопросы могут казаться очевидными, но вы удивитесь, когда узнаете, скольких музыкантов уводит в сторону их образ жизни и сколькие из них полностью теряют из вида свои первоначальные цели. Благодаря стратегии вы сможете направить свою энергию в нужное русло и не растрачивать драгоценное время и деньги.

       На ранних этапах карьеры всего несколько простых шагов помогут вам сделать хороший старт. Первое: пишите свою музыку. Второе: ищите любые возможности для выступлений.Считайтекурсом боевой подготовкивыступления на вечеринках, танцах и ночных клубах. Этиразовые концерты –отличнаястартовая площадка, которая поможетсплотить вашу группу и научиться понимать реакцию публики.

       Если вы уже играете в группе и выступаете с концертами, очень важно бывать на виду и регулярно прибегать к использованию сарафанного радио. Хотите верьте, хотите нет – это может быть так же важно, как и весь ваш талант. Если вы думаете, что однажды кто-то постучит в вашу дверь и предложит стать богатым и знаменитым, лучшеподумайте еще раз. В Миннесоте, где я вырос, мои первые группы потратили кучу времени, расклеивая флаеры в родном и соседних городках. Мы играли на всех школьных танцах и пивных вечеринках, выступали на разогреве у известных групп, надеясь, что однажды кто-нибудь “откроет” нас. Мы не стали успешными в одночасье, но я понял, что чем больше тызаявляешьтрудомо своем существовании, тем больше у тебя шансов на успех.

       Теперь мы подходим к следующему шагу: собери группу людей, которые помогут продвинуть твою карьеру. Надежная команда профессиональных менеджеров и агентов может поднять твое музыкальное видение на новые высоты.Мой опыт говорит о том, что без участия этих ключевых людей почти невозможно стать реальным конкурентом в музыкальном бизнесе.

       Молодые музыканты особенно уязвимы для “акул”, которые питаются их наивностью. Я рекомендую встретиться со всеми менеджерами, агентами и руководителями студий звукозаписи, каких только найдете – узнайте, на что они готовы и что могут вам предложить. Нет ничего дурного в том, чтобы впитывать информацию по максимуму, но до того, как вы подпишете с кем-либо любые долгосрочные соглашения, вы должны очень четко представлять, как точка зрения этих людей сочетается с вашей.

       Хороший способ узнать менеджеров, агентов по бронированию концертов и записывающие компании – это поговорить с музыкантами, которые уже с ними работали. Полезно устраивать презентации и приглашать на них всех этих людей. Это можно сделать или для широкой публики в ночном клубе, или для узкого круга лиц на небольшой сцене. Презентация – отличный способ создать “шумиху” вокруг вашей группы, но если вы живете в отдаленной части мира, это может подразумевать значительные затраты на перелет. Возможно, будет лучше отправить представителя вашей группы в крупный музыкальный мегаполис с целью вызвать интерес со стороныиндустрии. Таким образом можно налаживать контакт с местными – это гораздо дешевле, чем возить всю группу целиком!

РАБОТА В КОМАНДЕ

Работа в команде – основа успеха всех успешных организаций. Наверное, больше всего об этом говорят в мире спорта: едва ли можно найти спортивную радиопередачу, в которой не обсуждают взаимоотношения в команде и не говорят о том, что коллективные действия важнее индивидуальных. Взгляните на позицию квотербека в американском футболе: зачастую он считается звездным игроком, но не может выигрывать в одиночку. Квотербек полагается на компетенцию тренерского штаба и действия судей на линии, а также принимающих и других игроков. Все эти компоненты вместе – вот что делает футбольную команду успешной. Своей работой каждый участник команды делает свой вклад в общее дело и вкушает плоды успеха.

У спорта и музыки немало общего. В музыкальном бизнесе работа в команде осуществляется на многих уровнях, некоторые из которых могут показаться неочевидными. Чтобы выжить, члены группы должны ладить друг с другом на музыкальном и личном уровне, и кроме того у них должны быть хорошие рабочие отношения с менеджером, агентом, представителями фирмы звукозаписи и дорожным персоналом. Все эти люди вместе исоставляют твою музыкальную команду.

Тот же принцип применим и к сессионным музыкантам. Дейв Померой,известный сессионный басист, говорит, что мышление команды является важным фактором в Нэшвилле, где он проводит большую часть времени. “Человеку, ответственному за музыкальную сессию, важно чувствовать тонкую грань между полезными советами и желанием покомандовать” – говорит Дейв. “Существуют вещи, которые приносят больше удовлетворения, чем хорошо выполненная работа, особенно когда общие усилия целого ряда людейприносятбольше пользы, чем только твои усилия”.

 

 

Чтобы выжить, члены группы должны ладить друг с другом на музыкальном и личностном уровне.

На фото: группа Soundgarden.

Некоторые отказываются быть командными игроками, и большинство из них рано или поздно страдают от последствий такого решения. Музыкант с бешеным, неконтролируемым эго может думать, что если что-то делается не ради него, то ему нет дела,и тогдаон поступает как считает нужным, не прислушиваясь к мнению других. Вероятно, его нужно учить как-то по-другому. Высокомерие и избыточное чувство самомнения редко идут на пользукоманде. Эти качества несочетаются с успехом команды, и они оттолкнут от вас людей быстрее, чем летящая пуля.

Как начать объединять членов вашей команды? Во-первых, каждой группе требуется лидер. Кто-то долженнести ответственность за проект, если только вы не сольный исполнитель (в этом случае вы сами себя назначили лидером). С одним ключевым человеком во главе проще собрать команду и с самого начала подробно объяснить каждому участнику его роль. Давайте смотреть правде в глаза – в большинстве случаев один человек (а может и двое) имеет точку зрения и дар предвидения, чтобы вести проект. Важно учитывать мнение каждого участника группы, но факт присутствия лидера поможет более эффективному осуществлению этого процесса.

Позвольте мне поделиться простым, но важным элементом делового этикета: в ваших же интересах настроить членов вашей команды на работу для достижения общей цели организации. Другими словами, распределяйте работу и тогда разделите богатство. Позвольте всем выполнять ту работу, на выполнение которой их пригласили. Это помогает развеять мятежи, которые могут выражаться в форме частных действий. Как только появятсятакие действия, они могут быстро подмыть благосостояние команды. Но если каждый участник считает, что к нему относятся справедливо, тогда все будут мотивированы на достижение общего успеха команды. Помните: команда успешна лишь когда успешны все ее участники.

Разумеется, не все рабочие отношения оказываются успешными, как мы того хотим. Иногда требуются перемены. Испытав это на своем собственном опыте (и не раз), мне не нравится попадать в ситуации с текучкой кадров. Но если чьи-то мотивы изменились или он потерял страсть к работе, перемены могут статьнаилучшим решением. По очевидным причинам самый прямой и честный подход обычно лучший для всех заинтересованных лиц. Вотпочемутак важно говорить начистоту о должностных обязанностях. Хорошая практика деловых отношений – всегдасоздавать комфортные условия для работы в команде. Работа в команде требует отдачи и умения находить компромиссы, но никогда не забывайте, что сила в количестве.

 

Команда успешна лишь когда успешны все ее участники

 

Формирование спроса к себе как к музыканту – это сложный процесс, требующий, чтобы вы оценивали себя и свое окружение настолько объективно, насколько это возможно. Важно держать в голове общую картину с как можно меньшими заблаговременными предположениями. Подумайте о том, ЧТО вы могли бы предложить потенциальному работодателю или компаньону, постарайтесь определить свои сильные стороны и уникальные качества. Важно подумать и о слабых сторонах, и понять, как их улучшить или свести к минимуму. Будьте готовы регулярно пересматривать обстановку, ведь жизнь меняется каждую минуту.


Дейв Померой,

студийный басист из Нэшвилля

ЧАСТЬ 2: КОМАНДА

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Компетентный музыкальный менеджмент – это основа вашей карьеры. По воспоминаниям Боба Мазерсбау из Devo: “Еще до релиза первой пластинки к нам проявляли большой интерес Дэвид Боуи и Игги Поп.Потомна горизонте появились Уорнер Бразерс и захотели подписать с нами контракт. Они попросили наснайти менеджера, потому что им не нравилось контактировать с нами напрямую”. Если хотите добиться успеха, вам потребуется профориентациясилами менеджмента.

Существуют различные типы менеджеров: персональные менеджеры, бизнес-менеджеры, тур-менеджеры, менеджеры по производству и другие. Мое основное внимание в этой главе уделено персональному менеджменту. Это очень расплывчатый и широкий термин, ввиду многообразия задач, которые зачастую выполняет персональный менеджер. Обычно называемый просто “менеджером”,он является лицом, представляющим интересы музыканта. К ним относятся ежедневные дела музыканта, с которым сотрудничает менеджер. В эти дела входит работа с адвокатами, студиями звукозаписи, продюсерами, мерчендайзерами и организаторами выступлений, а также найм гастрольного персонала.

Вместе с вашим адвокатомперсональный менеджер с большой долей вероятности будет принимать участие в обсуждении контрактов на запись, издание, мерчендайзинг и производство. Совместно с вашим организатором выступлений он обеспечивает контроль надбронированием и выбором маршрутов гастрольных туров и курирует продажу мерча на этих выступлениях. Он также отвечает за гастрольный бюджет, выделенныйвашей студией звукозаписи. В него входит финансовая поддержка, а также поддержка посредством маркетинга и рекламы и стимулирование на местном уровне. Персональный менеджер нанимает тур-менеджера,а также в некоторых случаях именеджера по производству, который наберет остальной гастрольный персонал.

Анализировать каждую деталь в карьере музыканта– это важная задача, которая потребует взаимного доверия между вами и вашим личным менеджером. Как музыкант вы должны вносить свой вклад в важныебизнес-решения, но и предоставлять своему менеджеру возможность выполнять свою работу. В этом для вас и заключена реальная выгода. Музыкант с развитым персональным менеджментом создаст буфер между собой и индустрией, тем самым освободив для себя время и энергию для реализации творческих задумок. В конце концов писать музыку – это ваша основная задача как музыканта.

В самом начале карьеры вы можете не обладать достаточной силой для привлечения интересасо стороны профессионального менеджмента. Фактически, ваш менеджер может быть относительно неизвестным лицом. Это нормально:быть аутсайдером необязательно плохо. Важно, чтобы ваш менеджер был компетентен и полон энтузиазма, а также разделял ваше творческое видение. Очень часто неизвестные менеджеры впоследствии строили целые империи развлечений. Это я не к тому, что подписание договора с известным менеджером – плохая идея, но репутацияменеджера не должна быть вашим единственным критерием отбора. Иногда новый менеджер теряется в суматохекрупной фирмы, потому что такие фирмы склонны уделять внимание более известным группам. Помните, что статус вашего менеджера не всегда связан с его эффективностью, а также с отдачей и доступностью.

Когда вы рассматриваете менеджера, было бы неплохо ознакомиться с его послужным списком. Спросите его клиентов, что они думают о его работе. Обратите внимание на успех (или его отсутствие), которого они добились с ним. Организуйте встречу с потенциальным менеджером и его помощниками, чтобы определить, так ли хорошиотзывы о нем. Не бойтесь приходить на эту встречу со списком тем для обсуждения. Обычными вопросами могут бытьдлительность его контракта, ставка комиссионного вознаграждения, какие его издержки будут взысканы с вас и будет ли он выступать как ваш фактический представитель. Нужно обязательно спросить, чего на его взгляд он мог бы добиться в вашем кратко- и долгосрочном сотрудничестве. Менеджер станет ключевым звеном вашей команды, и возможно будет иметь много зон ответственности. Ему предстоит получать от вас много денег, поэтому вам станет намного комфортнее, когда вы ознакомитесь с условиями контракта, который он вам предлагает. Важно иметь полную уверенность в том, что этот человек сможет представлять ваши интересы. Не пугайтесь и никогда не забывайте, что именно ВЫ берете этого человека на работу.

Менеджер – ключевое звено команды.

На фото TheMeatPuppets с их тогдашним менеджером Джексоном Хэрингом.

Имеет смысл говорить начистоту о тех задачах, которые должен выполнять ваш менеджер. Некоторые из них я упоминал выше. Так как понятие “персональный менеджмент” значит для разных людей не одно и то же, возможно сейчас лучшее время для обсуждения рабочих деталей. К примеру, лично я взял себе за правило не звонить менеджерам во внерабочие часы, если только это не срочный звонок. Я не прошу его самого или его сотрудников присматривать за своими личными делами, не касающимися дел группы. Я считаю, что эти личные просьбы отнимают время от выполнения профессиональных обязанностей, на выполнение которых и принят менеджер.

Каждый контракт вида “исполнитель-менеджмент” уникален. Поскольку,покаведутсяпереговоры,контрактбудет“слепым”, возможно вы захотите предусмотреть обязательства, которые должны быть удовлетворены в качестве условий договора.К этим условиям могутотноситьсяобеспечение записи и ее последующееиздание,договорынамерчендайзинг, атакжереклама музыкальных товаров.

В музыкальной индустрии менеджеры, как правило, получают от 10 до 20 процентов c общего дохода музыканта, то есть выручку еще до вычета налогов и издержек. Точные цифры варьируются от менеджера к менеджеру. Это стандартный алгоритм работы, когда менеджмент не получает комиссию с доходов от пластинок и видео, если только деньги не засчитываются исполнителю во время ведения проекта или после его завершения. Что касается аванса, умный поймет с полуслова: поскольку ваш менеджер забирает комиссионный сбор сразу, будьте внимательны и не заложите свое будущее, делая нелепо огромные авансы, на возмещение которых у вас уйдут годы. Ваш менеджер урвет свой кусок, а вы со своей стороны зайдете в тупик, и вам придется возвращать авансы (Подробнее об авансах в главе “Контракты на запись и авторские гонорары”).

 

 

У вас могут быть и другие критерии, которые подойдут к вашей ситуации с менеджментом. Какими бы ни были условия контракта, не забывайте, что это решение – одно из важнейшихв продвижении карьеры, поэтому используйте время с умом и тщательно анализируйте все детали.

 

Нет ничего дурного в том, чтобы впитывать информацию по максимуму.

Это поможет при создании стратегии.

 

На нашей родине, в Огайо, мы играли в барах по три сета за вечер. Мы продвигали собственные пластинки, и для рекламыставили их на проигрыватель между сетами. В нашу первую поездку в Нью-Йоркк нам подошел кто-то из фирмы звукозаписии говорит: “Я бы хотел выпустить вас на своем лейбле. У вас есть работающие девушки, которые смогли бы обеспечить вас материально?” А мы в ответ: “Эээ… мы лучше подождем следующего предложения”.

Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Мы ничего не ждали от песни “WhipIt”. На альбоме была еще одна тема, которой мы прочили судьбу хита. И вот мы на гастролях, половина тура уже позади, и тут нам кто-то говорит: “Чувак, все дискачи в Майами сходят с ума по “WhipIt”. Хит чума!”

 

Боб Мазерсбау,

гитарист Devo

ЮРИСТЫ

 

Несмотря на всю заманчивость контрактов, большинство из нас зайдут в тупик при внимательном изучении всей этойюридической абракадабры, пытаясь понять, о чем жетам говоритсяна самом деле. Именно поэтому мы и нанимаем юристов. Юристы – ключевые фигуры в любой музыкальной команде, и дотошный высококвалифицированный юриств вашей команде может быть крайне полезен. Без него переговоры о контрактах и судебные тяжбы практически невозможны.

Современноеправо очень специализировано, поэтому ваш ведущийюрист должен быть человеком, разбирающимся именно в музыкальном бизнесе. Где же найти такого специалиста? По большей части они работают в крупнейших городах музыкального бизнеса: Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Нэшвилле и Лондоне. Несмотря на это,юристы связаны сетью по всему миру, поэтому ничего страшного, если вы живете где-нибудь в другом месте. У вас уже могут быть налажены отношения с юристом, специализирующимся в другой области права.В таком случае попросите его порекомендовать вамюриста по музыкальному бизнесу. Кроме того, существуют справочники, где можно найти списки услуг такого рода.Их можно найти в таких СМИ, как журнал «Перфоманс», «Желтые страницы рока» и различных изданиях Билборда.

Некоторые исполнители в самом начале карьеры испытывают затруднения с поиском персонального менеджмента, поэтому решают поставить своегоюриста временным менеджером. Лучше избегать такой подход при малейшей возможности. Могут возникнуть проблемы, когда поступятпроцентные отчисления, причитающиеся со всех сделок, которые вел ваш юрист, действуя в качестве менеджера. Он даже может отказаться от своего гонорара юриста в пользу этих отчислений. На тот момент это может не показаться большой проблемой, но когда ваш персональный менеджер в конце концов уволится, вы можете обнаружить, что и ваш менеджер, и ваш юрист хотят свою долю от этих отчислений.

При развитии другого сценарияюрист может действовать от вашего лица, контролируя сделки по записи, изданию и мерчендайзингу, пока у вас нет менеджмента. В конечном счете это может привести к уменьшению вашей власти на менеджера, которому вы отдадите свое предпочтение. Юрист мог уже проглотить все пункты договора, не оставив никакого материального стимула менеджеру, который будет работать с вашей группой. Вы можете попасть в ситуацию, когда окажетесь в больших долгах перед своим юристом,и при этом будетевыглядеть крайне непривлекательнодля квалифицированных персональных менеджеров.

Такие ситуации обычно случаются, если вы еще не обзавелись персональным менеджментом и у вас достаточно низкий бюджет на момент заключения сделки с юристом. Подумайте дважды,прежде чем заключать такой договор. Лучший способ избежать этого – нанять юриста, опираясь на его правовой опыт и врожденный талант в переговорах, а не его менеджерские качества. На мой взгляд,юрист далеко не лучшая замена персональному менеджеру. И юрист, и менеджер – значимые члены вашей команды, но лучше, когда это два разных человека.

 

Юрист играет очень важную роль в карьере музыканта, поэтому нанимайте юриста,

опираясь на его правовой опыт и врожденный талант в переговорах.

 

При приеме юриста на работу вам придется внести взнос, чтобы воспользоваться его услугами. Это сумма может варьироваться от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов, в зависимости от его “веса”. Не считая аванса за работу, юристы зарабатывают деньги,выставляя своим клиентам счетаза каждый час работы. Еслитребуется решение серьезной задачи, например, участие в переговорах со студией звукозаписи, все будут в плюсе, если вы заплатите юристу ранее оговоренную сумму. (Так какданныйвидпереговоровможетбытьдолгимисоответственнозатратным). Еслиэтогоможноизбежать, в эти сделки не следует включать никакиепроцентные отчисления для юриста. И запомните еще кое-что: каждый раз, когда вы звоните или встречаетесь со своим юристом, часы начинают тикать. Вам выставят счет за эти драгоценные мгновения,поэтому будьте пунктуальны и сразу переходите к делу.

Лучшийспособполучитьхорошее представление о тех людях, которые на вас работают, это позволить им работать в тех областях, на которых они специализируются. Если вам требуется, чтобы у вас в углу постоянно сидел юрист,отстаивающий ваши интересы, найдите лучшего и убедитесь, что он разбирается в юридическом бизнесе, а не работе менеджера. Это позволит вам сосредоточиться на музыке, пока он разбирается в трудоемких нюансах права.

 


КОНЦЕРТНЫЕ АГЕНТСТВА

 

Музыкантыдоверяют концертным агентствам планирование, оформление и географическое распределение концертныхвыступлений. Всамом начале своей карьеры я потратил кучу времени, пытаясь вызвать интерес у местных агентств из множества уголков Миннесоты. Я понял, что это хорошийшансдобиться участия вприличных концертах. По правде говоря, почти невозможно оформить приличные шоу без агентства, выступающего в роли посредника между вами и промоутером или владельцем клуба. Чтобы добиться внимания со стороны агентства, обычно нужно пригласить их на свое шоу или даже провести некую презентацию, чтобы доказать, что вы что-то стоите как гастролирующая группа.

Для работы с концертным агентством вам потребуется собрать промо-набор, который агент при случаеможет высылать организатору. В эти рекламные материалы обычно входит черно-белая фотография группы размером 8x10, биография, актуальный сетлист (когда я начинал, большинство подающих надежды групп Среднего Запада должны были иметь в своем репертуарекавера, и самое главное, играть на танцах, в барах и клубах), и постеры, которые промоутер сможет использовать в качестве рекламных афиш для предстоящих шоу. (На наших постерах присутствовало фото, название группы и пустое место внизу, куда можно было вписать дату, время и место проведения шоу).

Когда музыкант подписывает контракт с крупным агентством, ему обычно требуется определенный агент, присматривающий за его делами. Этого агента обычно называют “ответственным агентом” или ОА. Работая под началом ОА, другие агенты компании оформляют выступления на своей географической территории. Некоторые исполнители подписывают с одним агентством договор на домашние выступления, а с другим на выступленияза границей. Некоторые агентства осуществляют бронирование концертов для своих исполнителей по всему миру.

 

 

Для работы с концертным агентством вам потребуется собрать промо-набор,

который агент при случае может высылать организатору.

 

Агентская работа с концертными промоутерамиможет стать игрой по обмену интересами, особенно когда промоутерпробуетпротолкнуть нового артиста. Приведу гипотетический пример: агентство подписывает нового исполнителя, у которого мало гастрольного опыта или гарантий продажи билетов. У агентства также есть музыканты с репутацией, которыепостоянно продают большое количество билетов на концерты на большей части рынков, где они выступают. Поэтому агентство обращается к промоутеру, человеку, который оформлял выступления их более успешных исполнителей, и просит его взять на себя риск оформленияодного или серии шоу для их нового артиста. Из лучших побуждений промоутер соглашается забронировать шоу, даже если на первый раз это означает потерю денег. Промоутер делает ставку на потенциал нового артиста в надежде, что его карьера пойдет в гору и принесет ему выгоду в будущих выступлениях. Кроме того, он знает, что получит больше денег, заставив агентствопродолжать поставлять ему своих известныхисполнителейв будущем, если он согласится сейчас. Как говорят в шоу-бизнесе: “рука руку моет”.

 

Активно выступающие музыканты полагаются на концертные агентства.

Продуктивность и власть – главное, на что следует обратить внимание.

 

Некоторые агентства работают со множеством артистов из различных сфер– музыкантами, актерами, юмористами, писателями, кинорежиссерами и так далее. Другие агентства действуют на уровнепониже и могут специализироваться на оформлении концертов исключительно музыкальных талантов. Как бы там ни было, продуктивность и власть – вот реальный повод для беспокойства при выборе агентства. Продуктивность легко оценить –результат от агентствалибо есть, либоего нет. Под властью я подразумеваю ту силу, которую агентство имеет при оформлении гастрольных туров. К примеру, если вы подписываете контракт с агентством, у которого много исполнителей, играющих в том же жанре, что и вы, у вас будет больше шансов принять участие в успешных турах. (Конечно, если у них очень много успешных исполнителей, вас вполне могут обойти вниманием).

За оформление своих договоренностей агентство, как правило,получает от 10 до 15% с дохода артиста от выступлений. Как и управленческий гонорар, эти проценты вычитаются из общего дохода, поэтому, учитывая, что и агентство, и менеджмент получают комиссию с ваших выступлений, вы будете выплачивать вплоть до 35% своего дохода еще до налогового вычета. Это обстоятельство оказывает огромный эффект на вашу способность гастролировать – подробнее об этом чуть позже.

 


МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

С началом вашей карьеры деньги начнут быстро переходить из рук в руки. В этот момент желательновзять на работукоммерческого директора. Менеджмент организаций отличается от персонального менеджмента тем, что основная работа директора –работа с финансовой стороной вашей карьеры. Сюда входит неограниченныйсбор средствотавторских гонораров, гастролей и мерча.

Коммерческий директор контролирует финансы своего клиента, а его штат бухгалтеров выполняет рутинные финансовые операции по оплате счетов, начислению зарплаты, заключает договоры страхования, и самое важное – занимается налоговыми вопросами. Некоторые фирмы помимо прочего предлагают своим клиентам инвестиционные сделки, но,на мой взгляд, лучшие коммерческие директора отсылают своих клиентов к сторонним фирмам, специализирующимся на инвестициях. Хорошие менеджеры организацийскорее предпочли бы наблюдать, как их клиенты держатся за свои заработанные тяжким другом деньги, чем приняли бы участие в рискованных инвестиционных схемах.

Фирмы, занимающиеся менеджментом организаций, получают почасовую оплату или процент с общего дохода заказчика. В большинстве случаев они получают процент с прибыли.Пять процентов считаются нормой для этой сферы, но помните, что есть и исключения из этого правила.

Если бы вам нужно было посчитать средний доход артиста, реальную статистику за весь период его карьеры, то цифры могли бы получиться не столь внушительные. В некоторых случаях они могли бы бытьнемногим больше, чем минимальный размер оплаты труда! Поэтому, когда коммерческий директор советует вам копить деньги, желательнок нему прислушаться. Посмотрим правде в глаза – мы зарабатываем деньги нестабильным способом, поэтому разумнее использовать стабильные инвестиционные стратегии. Никогда не упускайте из виду факт, что однажды солнце вашей карьеры закатится. Необходимо копить деньги, иначе в результате вашей кропотливой работы вы останетесь ни с чем.

Все слышали страшилки об известных людях, которые промотали свое состояние неудачными капиталовложениями или экстравагантным образом жизни. Мой первый опыт работы с менеджментом организаций был довольно неприятным в силу молодости и финансового безразличия. Мне было приятно, когда мои слишком частые просьбы о выдаче наличных в конце концов, хоть и неохотно, удовлетворялись. Вскоре я узнал, что поскольку характер моих расходов вышел из-под контроля, мой бухгалтер не смог контролировать необходимые государственные и федеральные налоги. В результате я оказался зарыт глубоко в “налоговом аду”,и следующие несколько лет потратил на то, чтобы выкопать себя оттуда. И хотя не все было потеряно, я получил ценный урок, который без сомнения повлиял на то, как я распоряжаюсь деньгами сегодня. Никогда не забывайте, что ваши коммерческие директора могут дать вам совет, как решить финансовые вопросы, но в конечном счете финансовая ответственность полностью лежит на клиенте, то естьна ВАС.

Нью-йоркский басист Уилл Ли (который играет в группе «Поздний сеанс с Дэвидом Леттерманом», а также выполняет кучу сессионной работы) поделился со мной мнением об одном из своих финансовых опытов, когда беспечность с его стороны стоила ему немалых денег: “Я предоставил своей аудиторской фирме полный контроль над своими финансами, ачерез полтора года работник этой организации сбежал, прихватив с собой мои 45000. И хотя я мог бы винить самих бухгалтеров, в конце концов если бы я сам не нанял их, такие глупости никогда бы не произошли с моими деньгами – этот урок стоит усвоить”. Это я не к тому, чтобы вселить в вас недовериек аудиторским фирмам, а просто чтобы показать, что предположение, что другие люди автоматически все для вас сделают, может сделать вас банкротом, если вы не проявите осторожность.

 

Хорошо нанимать коммерческих директоров для контроля финансовых вопросов,

но финансовая ответственность в конечном счете полностью лежит на клиенте,

то есть на ВАС.

 

Один из способов борьбы с этими проблемами – установить порядок согласования для вывода средств и оплаты счетов. Это защитит и вас, и вашего бухгалтера от неприятных недоразумений. Нет ничего хуже, чем недостаток общения, особенно когда это связано с деньгами, поэтому дотошность пойдет на пользу всем заинтересованным лицам. По большому счетуответственность за свои финансовые дела несем мы сами.

 

 

Музыка - это не только моя профессия, это еще и мое основное хобби.. Мой совет всегда один: “Не занимайтесь музыкой ради денег”. Когда я впервые приехал в Нью-Йорк, меня взяла на работу группа под названием Dreams, и это был самый потрясающийзигзаг удачи, какой только можно представить! Гитарист этой группы также помог мне получить место студийного музыканта, когда я играл и распевал рекламные куплеты.

В 1975-ом Пол Шаффер продюсировал группу, в которой я играл, the 24thStreetBand. Примерно в это же время он получил звонок с просьбой написать музыку для пилотного ночного выпуска, и спросил, не хочу ли я принять в нем участие. Я ответил: “Ну, разумеется. Когда начинаем?” А он мне: “На следующей неделе”. Мы выучили несколько песен, и дела шоупошли в гору.

 

Уилл Ли

басист «Позднего сеанса с Дэвидом Леттерманом»

ЧАСТЬ 3: ЗАПИСЬ

 


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!