Изображает себя в период совершения какого_либо
Действия. По_видимому, такой тип изображения
Свойствен лицам с выразительными движениями,
Увлеченностью спортом, танцами и т. п.
Изображение автопортрета со спины. Вместо
Лица рисуется затылок; обычно такое изображение
Свойственно людям, обладающим противоречиво_
Стью в отношении к инструкции (например, экспе_
Риментатору и т. д.) либо при нежелании рисовать
Лицо и другие изображения.
Выделенные группы рисунков позволяют вы_
Полнить первый этап обработки материала.
Способы обработки данного места могут быть
Самыми различными — от поверхностного соотне_
Сения с тем или иным типом изображения до слож_
Ных и точных измерений и сопоставления с фото_
Графией. Для обработки этого теста предлагается
Специальная схема (см. ниже), которая позволяет
Выявить как качественные, так и количественные
Показатели изображения.
На основании схемы обработки возможно срав_
Нение индивидуальных и групповых данных выпол_
Нения теста, а также сопоставление полученных
Данных по графической методике с показателями
Других методик (личностных опросников, парамет_
Ров восприятия, памяти и др.).
Материал, полученный в тесте «Автопортрет»,
можно также упорядочить по схеме Рида:
Перечисляющий рисунок — изображение не_
|
|
Скольких автопортретов при инструкции нари_
Совать один — мыслительный экстраверт (по
К. Юнгу);
Органический рисунок — изображение на фоне
Живой природы, в окружении растений, живот_
ных — мыслительный интроверт;
Гаптический рисунок — изображение себя в не_
Коем состоянии (часто в состоянии болезни —
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
144
«болит зуб», «болит голова» и т. д.) — сенсорный
интроверт;
Эмфатический рисунок — изображение себя
В какой_либо эмоциональной атмосфере, иду_
щей извне — сенсорный экстраверт;
Декоративный рисунок — изображение себя
В виде какого_либо персонажа из литературно_
Художественного произведения, а также соз_
Данного в собственном воображении — эмоцио_
нальный интроверт;
Ритмический рисунок — изображение, в кото_
Ром подчеркивается движение, т. е. изображение
Движущегося человека, идущего, бегущего по
лестнице — интуитивный экстраверт;
Структурный рисунок — изображение себя как
Есть (голова, руки, ноги и т. д.), может быть
Изображено одно лицо, бюст, может быть изоб_
Ражение в полный рост — интуитивный интро_
|
|
Верт.
Для более полной интерпретации теста необхо_
Дима дальнейшая работа по сопоставлению показа_
Телей, выявляемых при обработке рисунка, с пока_
Зателями других методик и данных наблюдения.
ТЕСТ
«СВОБОДНЫЙ РИСУНОК»
Известно, что в свободной изобразительной
деятельности существуют 2 основных приема: ри_
сование с натуры и рисование на основе собствен_
ной фантазии, воображения. С психологической
точки зрения эти 2 различия предположительно
объясняются в связи с явлениями экстра_ и интро_
версии.
В соответствии с типологией К. Юнга, основан_
ной на доминировании основных психических
функций (мышления, интуиции, ощущения и чув_
ства) выделяется 8 типов личности:
1) экстравертированный мыслительный тип;
2) экстравертированный ощущающий тип;
3) экстравертированный чувствующий тип;
4) экстравертированный интуитивный тип;
5) интровертированный мыслительный тип;
6) интровертированный ощущающий тип;
7) интровертированный чувствующий тип;
8) интровертированный интуитивный тип.
По аналогии с классификацией Юнга все много_
образие рисунков можно свести к 8 видам (по Г. Ри_
ду), таким как:
|
|
1) эмфатический(импрессионистский, экспрес_
сивный);
2) гаптический;
3) ритмический;
4) структурный;
5) органический;
6) перечисляющий;
7) декоративный;
8) имажинарный(содержащий персонажи, сюжет,
заимствованные из книги или собственной фан_
тазии).
Краткое описание
психологической типологии К. Юнга
1. Экстравертированный мыслительный тип—
перечисляющий рисунок. Изображение предме_
тов, знаков, которые не связаны общим сюжетом,
т. е. простое перечисление. Такие рисунки создают
рассудочные люди, действующие, исходя из интел_
лектуально обдуманных мотивов, с ориентацией на
факты, общепризнанные идеи, идущие от тради_
ций, воспитания, образования. Мышление их пози_
тивно, ведет к новым фактам или общим концеп_
циям разрозненного материала. Суждение обычно
синтетическое. Как правило, накопление эмпири_
ческих данных не прерывается до конца, а объяс_
нение сводится к некоей общей интеллектуальной
формуле, где все зависит от широты данной фор_
мулы. Если она широка, то это — реформатор, об_
щественный обвинитель, очиститель нравов, про_
поведник серьезных нововведений; если узка, то
может стать брюзгой, мудрствующим и самодо_
вольным критиком, который и себя и других хотел
|
|
бы втиснуть в свою схему.
Чувства людей этого типа поддерживают интел_
лектуальную установку и приспосабливаются к ней.
Особо угнетается функция чувств, что приводит
к формуле «цель оправдывает средства». Эмфати_
ческий (импрессионистский), гаптический.
Насколько широк размах индивидуального само_
пожертвования, настолько мелочны, консерватив_
ны, подозрительны бывают чувства.
2. Экстравертированный ощущающий тип—
эмфатический рисунок, т. е. стремление к передаче
атмосферы, к непосредственному выражению
ощущений.
У людей этого типа критерий ценности — та или
иная сила ощущений. Наиболее сильно вытесняет_
ся интуиция. Чрезвычайно развито объективное
чувство факта. Чаще это мужчины, для которых
ощущение есть конкретное проявление жизни, ее
полноты.
Человек осязаемой деятельности, без склонно_
сти к рефлексии и властолюбивых намерений. Ос_
новные тенденции — от грубого искателя наслаж_
дений до рафинированного эстета. Вытесненная
интуиция может развиться в фантазии ревности
или состояние страха, фобии, навязчивые симпто_
мы. Заболевания неврозом труднее всего лечить
разумным способом. Для осознания чего_либо
необходимы часто аффективные нажимы.
3. Экстравертированный чувствующий тип —
декоративный рисунок.
Для декоративного рисунка характерно рисова_
ние орнамента, узора, цветов и т. д.
Тип, наиболее часто встречающийся среди жен_
щин, руководствующихся чувством, согласован_
ным с общезначимыми ценностями, что особенно
сильно проявляется в выборе объекта любви: «лю_
бит подходящего мужчину», отвечающего ее разум_
ным требованиям. То, чего не чувствуют, не могут
осмыслить: «Я не могу так думать, потому что не
чувствую этого». Чувства часто утрачивают лич_
ный характер в ориентации на общепринятое.
4. Экстравертированный интуитивный тип —
ритмический рисунок— изображение движущих_
ся объектов.
Мышление, ощущения, чувства людей этого ти_
па вытесняются интуицией, с помощью которой
человек стремится достичь наибольших возможно_
стей. Интуиция — то вспомогательное средство,
которое действует автоматически тогда, когда оно
необходимо для разрешения ситуации, но, сослу_
жив свою службу, она теряет свою ценность и отбра_
сывается как обременительный придаток. Обладает
тонким чутьем того, что зарождается и имеет буду_
щее. Пока существует какая_либо возможность, он
прикован к ней силой рока. Мало считается с благо_
получием окружающей среды. Физическое состоя_
ние окружающих, как и его собственное, не явля_
ется веским аргументом. Обладает собственной
моралью, расходящейся с общепринятой. Охотно
берется за профессии, позволяющие развить его
способности.
5. Интровертированный мыслительный тип —
органический рисунок— изображение органиче_
ских форм: растений, животных, человека.
Мышление данного типа ориентировано на
субъективный фактор. Факты собираются только
как средство доказательства, а не сами по себе.
Ценности связаны с развитием и изложением
субъективной идеи первоначального символиче_
ского образа, воспринимаемого внутренним взо_
ром. Хочет увидеть факты так, как они заполняют
рамки его идеи, претендующей на оригинальность.
Обычно полностью отвергает объект, так что при_
сутствующий человек может чувствовать себя
лишним, ненужным и отвергаемым помехой. Тип
остается нормальным до тех пор, пока Я чувствует
себя ниже уровня бессознательного, пока чувства
раскрывают нечто более высокое и властное, неже_
ли Я. В противном случае рождается подозритель_
ность, переходящая в неврастению, анемия как
следствие жестокой борьбы с противниками, где
любые средства хороши.
6. Интровертированный ощущающий тип —
гаптический рисунок. Изображение как бы изнут_
ри идущих ощущений — «болит ухо», «болит голо_
ва» и т. п.
Ориентируется на то, что происходит преиму_
щественно в данный момент и на субъективную
интенсивность ощущений, вызванных объектив_
ным раздражением, т. е. между объектом и ощуще_
нием нет пропорциональных отношений, они
субъективны. Извне нельзя предвидеть, что на него
произведет впечатление, а что нет. С легкостью
ставит вопрос, для чего существуют люди, почему
объекты имеют право на существование. Отлича_
ется странностью, субъективностью поступков. На
окружающих данный тип воздействует подавляю_
ще, сводя все к некой правильной формуле норма_
тива субъективного содержания, чтобы не выделя_
лись и держались в должных границах. Такие люди
могут позволять управлять собой, за что мстят уси_
ленным сопротивлением и упрямством, в неко_
торых случаях становясь жертвой агрессивности
и властолюбия со стороны других вследствие своей
начальной безобидности. При отсутствии художе_
ственных способностей самовыражения, впечатле_
ния уходят вглубь, а при их наличии выражаются
архаически банальными, повседневными фразами.
Наиболее сильно вытеснена интуиция, имеющая
экстравертированный и архаический характер.
7. Интровертированный чувствующий тип —
имажинарный рисунок— изображение персона_
жей, заимствованных из литературы, фантазии, от_
личающиеся оригинальностью самовыражения.
Постоянно ищет образы, не встречающиеся
в действительности. Стремится к внутренней ин_
тенсивности, для которой объекты, самое большее,
дают внутренний толчок. Глубину этого чувствова_
ния можно лишь полагать, но ясно постичь его нель_
зя. Оно делает людей молчаливыми, труднодосту_
пными, которые, подобно мимозе, свертываются от
грубости. Для обороны выдвигает отрицательные
суждения, чувства или поразительное равнодушие.
Основополагающие идеи — Бог, свобода, бессмер_
тие — имеют ценность чувства. Чтобы передать все
богатство чувства, хотя бы приблизительно, нужна
необычайная поэтическая или художественная вы_
разительность. Если же чувства искажаются эго_
центризмом, то более всего становится озабочен
своим Я и делается несимпатичным. Интровертиро_
ванному чувствованию противостоит примитивное
мышление, находящееся в рабской зависимости от
фактов, отрекается от всего традиционного. Случа_
ется, что люди этого типа испытывают буквально
ощущение парализованности от напористой эмо_
ции или резкое холодное отражение может пора_
зить собеседника в самое уязвимое место. Если
чувства заняты чем_то более высоким, чем эгоцен_
тричным Я, человек остается в норме. При домини_
ровании Я начинает чувствовать, что думают дру_
гие, подозревая их во всевозможных низостях,
в замышлении зла, интригах и подстрекательствах.
8. Интровертированный интуитивный тип —
структурный рисунок— изображение некоего це_
лого, состоящего из частей, отображающее его об_
щее устройство, обычно один изолированный
предмет.
Интуиция этого типа направлена на внутренние
субъективные образы. Относится с вниманием
к изменяющемуся объекту, с живейшим сочув_
ствием наблюдая особенности изменения объекта.
Обычно тип мистика, мечтателя и провидца, с од_
ной стороны, фантазера и художника — с другой.
Углубление интуиции влечет за собой часто удале_
ние от осязаемой действительности, и человек ста_
новится загадкой для своей ближайшей среды.
Если это художник, то его искусство возвышает
вещи, которые бывают одновременно и значитель_
ными и банальными, прекрасными и аляповатыми,
возвышенными и причудливыми. Если он не ху_
дожник, то часто бывает непризнанным гением,
праздно загубленной величиной, чем_то вроде му_
дрого полуглупца, фигурой для психологических
романов.
На бессознательном уровне этот тип приобре_
тает как компенсирующие черты ощущающего
экстраверта. Отсюда — чрезвычайная привязан_
ность к чувственному впечатлению.
ТЕСТ «ОБРАЗ МИРА»
Процедура. С целью изучения индивидуальных
особенностей «образа мира», «картины мира» пред_
лагается следующая инструкция.
Инструкция.Нарисуйте картину мира, т. е. мир,
его образ, как вы его себе представляете.
Материал.Используется лист бумаги размером
250 × 150 см, карандаши, ручки.
Интерпретация.На основании особенностей
изображения выделяется 5 основных видов рисун_
ков.
1. Планетарнаякартина мира — изображение
земного шара, других планет Солнечной системы—
когнитивная картина мира в виде общепринятых
нормативных знаний, приобретаемых в школе.
2. Пейзажнаякартина мира в виде городского
или сельского пейзажа с присутствием людей, жи_
вотных, деревьев, цветов и тому подобного по само_
отчетам — желаемая картина своего окружения.
3. Непосредственное окружение— обстановка
вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле,
или ситуативная — то, что приходит на ум. Неожи_
данные образы — лампа, горящая свеча, идущие от
ощущений человека.
4. Опосредованная, или метафорическая карти-
на мира— передающая сложное смысловое содер_
жание, представленное в виде какого_либо сложно_
го образа.
5. Абстрактная, схематическая, отличающаяся
лаконизмом построения в виде некоего абстракт_
ного образа, знака, символа.
Исходя из перечисленных видов изображений
образа мира можно отметить, что они имеют раз_
личные основания, которыми становятся знания
о планетарном строении, либо собственные ощу_
щения, вызывающие те или иные образы, либо же_
лаемая картина мира и т. д.
В основу интерпретации теста можно положить
описанные выше психологические типы К. Юнга,
определенные в соответствии со схемой Г. Рида, по_
зволяющей классифицировать полученные рисунки.
МЕТОДИКА
ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ
(Розенцвейг)
Структура, психологическое
содержание и стимульный материал
В структуру методики Розенцвейга входят сти_
мульный материал, теоретическое обоснование
и описание содержания методики, 2 интерпрета_
ционные таблицы (общая и для подсчета выра_
женности коэффициента конформности), бланк
регистрации ответов и математических подсчетов
результатов опроса.
Стимульный материал, предъявляемый испы_
туемым, включает в себя инструкцию по процедуре
исследования и 22 рисуночные ситуации, отражаю_
щие проблемы бытового общения, вызывающие
фрустрацию и даже стресс (приложение 1).
Психологическое содержание методики Розен_
цвейга составляют те факторы личностного пове_
дения, которые измеряются по данной методике.
Последняя определяет поведенческие реакции лич_
ности в стрессовых и фрустрирующих ситуациях
(т. е. ситуациях, вызывающих психологическую
напряженность, переживания, ощущения субъек_
тивной непреодолимости барьера). По этой методи_
ке выявляются следующие психологические харак_
теристики: 3 типа реакций, 3 направленности,
коэффициент конформности, формула поведения
в стрессовых ситуациях, тенденции развития пове_
дения с течением времени. Для типов направленно_
сти реакций CGR есть стандарты (приложение 2).
Доминантный тип реагирования(OD) определя_
ет степень внутреннего напряжения (переживания)
личности, возникающего в стрессовых и фрустри_
рующих ситуациях. Чем выше по сравнению со
стандартной величиной OD, тем более у человека
развиты впечатлительность, склонность к сочув_
ствию и сопереживанию (эмпатии), тем сильнее
фрустрирован испытуемый.
Самозащитный тип реагирования(ED) опреде_
ляет степень умения сдерживать эмоциональное
напряжение, выявляет силу и слабость личности.
Чем выше этот показатель (ED), тем слабее лич_
ность, сильнее ее неуверенность в себе. Ниже уро_
вень самообладания, чаще колебания в принятии
решений и эмоциональные срывы. У лиц с высоким
ED часто проявляются агрессивность, бестакт_
ность, грубость в отношениях с окружающими.
Субъекты, обладающие низким ED, характеризу_
ются противоположными вышеперечисленными
качествами.
Упорствующий тип реагирования (NP)— это
степень адекватности реагирования и самостоятель_
ность разрешения стрессовой, фрустрирующей си_
туации. Чем выше этот показатель по сравнению со
стандартным, тем чаще субъект проявляет само_
стоятельность и тем адекватнее воспринимает си_
туацию, реагирует на раздражители.
Экстрапунитивная направленность (Е)— это
направленность реакций личности вовне, на окру_
жающих. Субъект, обладающий высокой Е, требо_
вателен к окружающим, стремится подключить
к разрешению ситуации других, часто агрессивен.
Сочетание Е и ED означает явное доминирование
негативных тенденций в отношениях к людям. По_
ложительным в преобладании развития Е (да и ED)
является значительный негативный заряд в отно_
шениях.
Интропунитивная направленность (I)означает
направленность поведенческих реакций на себя,
стремление самостоятельно разрешить ситуацию;
признание своей вины. Высокой I соответствует
самокритичность. Низкая I, наоборот, соответству_
ет демонстрации своей непогрешимости (или со_
знательному сокрытию неуверенности), низкой
требовательности к себе.
Импунитивная направленность (М)выражает
степень стремления разрешить ситуацию без
жертв (чужих или своей), сглаживание остроты си_
туации, деление вины на всех участников ситуа_
ции. Часто М показывает либеральную тенденцию
в поведении или выжидательную тактику (время,
ход событий разрешат проблемы), избегание кон_
фликтов.
Коэффициент конформности (CGR)означает
степень подверженности личности влиянию (или
давлению) группы и, по методике Розенцвейга, явля_
ется мерой социальной адаптации. Чем выше CGR,
тем более конформен субъект, зависим от других,
менее самостоятелен, неоригинален в принятии ре_
шений и их выполнении. Чем ниже CGR, тем силь_
нее развиты противоположные качества — незави_
симость, самостоятельность, оригинальность.
Следует отметить, что для благоприятной, эф_
фективной адаптации в зависимости от вида, спе_
цифики деятельности требуются и в разной степе_
ни развитые качества.
Полный образец поведенияпредставляет собой
формулу поведения личности в стрессовых и фруст_
рирующих ситуациях, состоящую из символов,
обозначающих эти реакции, записанных в порядке
убывания их количественного выражения. Нет
2 одинаковых образцов поведения, как нет 2 совер_
шенно одинаковых людей.
Тенденция поведенияколичественно отражает
динамику изменения показателей методики с тече_
нием времени. Она отражает усиление или ослаб_
ление той или иной психологической характерис_
тики, выраженное в процентах.
Психологическое содержание методики Розен_
цвейга позволяет выявить особенности личностно_
го поведения в стрессовых и фрустрирующих си_
туациях через определение:
1) выраженности его типов;
2) направленности;
3) подверженности влиянию и давлению других
людей (конформности);
4) сформированности волевой саморегуляции;
5) степени и характера эмоциональных проявле_
ний в стрессовых и фрустрирующих ситуациях
бытового общения;
6) степени самостоятельности и адекватности реа_
гирования;
7) изменения всех этих показателей с течением
времени.
Методика Розенцвейга дает возможность также
прогнозировать поведение личности в стрессовых,
фрустрирующих ситуациях, так как выявляет ти_
пичные для этой личности тенденции поведения
и коммуникации.
Процедура и правила обследования
личности или малой группы
Подготовительный этап включает в себя приве_
дение инструментария в рабочее состояние, подго_
товку бланков опроса, представляемых стимульных
ситуаций, вызывающих фрустрацию и даже стресс
у испытуемых. В начале опроса обязательным явля_
ются:
1) предупреждение испытуемого об обследовании,
разъяснение его цели;
2) просьба о помощи в исследовании (в качестве
испытуемого).
Затем проводится инструктаж, в котором сооб_
щается следующее: «Ваше участие в исследовании
будет заключаться в ответе на вопрос, который
произносит нарисованный на картинке участник
ситуации. Поставьте себя на место отвечающего.
Подходите к ответу серьезно, шутливый ответ не
годится. На каждый из 22 вопросов отвечайте вдум_
чиво, но быстро. Говорите не то, что вы сделаете,
а то, что ответите человеку (какая мысль возникнет
у вас сразу после прочтения вопроса и рассмотре_
ния картинки). Я буду фиксировать ваш ответ и вре_
мя, затраченное на него».
Как показывает практика, на ответы затрачивает_
ся от 5 до 30—35 мин. Оптимальное время ответа —
15 мин.
Проводящий обследование должен:
1) обязательно расположить собеседника к себе
посредством:
а) правильной, адекватной его оценки в момент
знакомства и организации обследования;
б) правильного выбора своего поведения по от_
ношению к конкретному испытуемому. Ни
в коем случае не ведите себя однотипно со
всеми испытуемыми, чтобы не чувствовалась
игра в поведении;
2) в момент, предшествующий беседе, необходимо
учесть пол, возраст, должностное положение,
опыт испытуемого, сведения о нем из разных ис_
точников (полученные вами ранее), его настрое_
ние, черты характера, замеченные вами при пер_
вом наблюдении за ним;
3) хорошо знать на память содержание и последо_
вательность ситуаций, четко — инструкцию, на_
изусть — ключ к обработке полученной инфор_
мации;
4) вести наблюдение за реакциями испытуемого
во время ответа на стимульные ситуации.
Правила интерпретациии обработки информа_
ции.
1. Невозможно интерпретировать правильно, не
владея тем, что описано в п. 3 (см. выше) обязанно_
стей специалиста в данном обследовании.
2. Следует стремиться не более чем к 2_сложной
интерпретации каждого ответа.
3. Интерпретатор_психодиагност:
1) записывает символы, обозначающие какой_ли_
бо ответ, на бланке ответа;
2) затем заполняет таблицу обсчета, подсчитав
повторяемость каждого их символов, затем их
сумму (сумма эта по вертикали и горизонтали
должна равняться 22);
3) по таблице, данной в бланках, переводит полу_
ченные суммы в проценты;
4) записывает в символах полный образец поведе_
ния по убыванию количественной представлен_
ности каждого символа;
5) сверяет по ключу для подсчета CGR количество
совпадений с ключом, затем переводит их в про_
центы;
6) подсчитывает тенденции. Для этого считает
встречаемость символа (е, i, m, E, E, I, I, M, E', I',
M') в первой половине ситуаций (до 13_й, включая
12_ю ситуацию) и во второй половине. Затем из
большего числа вычитает меньшее с сохранением
знака, делит разницу на сумму встречаемости это_
го символа и переводит полученное число в про_
центы (приложение 3).
4. Обязательна интерпретация не только каждо_
го показателяв отдельности, но и в комплексе, гар_
монии. Это важно, так как используется и в резуль_
тирующей беседе, и в психокоррекционной, и в раз_
вивающей работе с испытуемым.
Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!