Последствия, изменившие отношения с Богом.



 

Грех привел к немедленному изменению отношений Адама и Евы с Богом. Совершенно очевидно, что до него они находились с Богом в близких и дружеских отношениях. Они доверяли и повиновались Ему, а исходя из Быт. 3:8 можно сделать вывод, что они постоянно общались с Ним. Он любил их и давал им все, в чем они нуждались. Об этой дружбе Иисус напоминает в Ин. 15:15. Затем все сразу изменилось. Люди не оправдали доверия, нарушили Божье повеление, и отношения стали совсем иными. Люди перешли на другую сторону от Бога и фактически стали Его врагами. Изменился и отступил не Бог, изменились и отступили Адам и Ева.

 

Быт.3:7-24

 

1. Божья немилость (гнев).

 

Бог гневается на грешников:

«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду людей, подавляющих истину неправдой»

 

Бог разгневан на грешников: Псалом 5:5; 10:5.

Божий гнев возгорается на грешников: Исход 32:10-11.

 

Бог ненавидел Израиль за их грех: Осия 9:15; Иеремия 12:8.

 

Бог рассматривает человека как Своего врага: Римлянам 8:7; Колосянам 1:21.

 

Великий проповедник XVIII века Джонатан Эдвардс в своей проповеди «Грешники в руках разгневанного Бога» сказал:

«Бог, Который держит вас над бездной ада подобно тому, как человек с гадливостью держит в руках паука или другое какое-нибудь отвратительное насекомое, испытывает к вам отвращение. Он крайне раздражен! Его гнев пылает, как огонь! Он считает, что вы не заслуживаете ничего, кроме как быть брошенными в огонь! Глаза Его настолько чисты, что Он не может даже смотреть на вас! В Его глазах вы в десятки раз более отвратительны, чем самая ненавистная ядовитая змея для нас. Вы нанесли Ему оскорбление бесконечно более великое, чем упрямый мятежник своему властелину. И, тем не менее, ни что иное, как Его рука, держит вас над бездной и не дает вам в любую минуту в нее упасть».

Показательно, как Библия характеризует Божье отношение к греху и к грешнику. В Ветхом Завете дважды говорится, что Бог ненавидит греховный Израиль. В Ос. 9:15 сказано: "Все зло их - в Галгале: там Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их; все князья их - отступники". Это очень сильное выражение - Бог фактически говорит, что Он начал ненавидеть Израиль и никогда больше не будет любить его. То же чувство выражено в Иер. 12:8. В двух других случаях говорится, что Бог ненавидит нечестивых (Пс. 5:6; 10:5). Гораздо чаще, однако, встречаются места, где говорится о Его ненависти к нечестию (например, Пр. 6:16-1?; Зах. 8:17). Но ненависть эта не односторонняя, только с Божьей стороны: нечестивые также описываются ненавидящими Бога (Исх. 20:5; Вт. 7:10) и еще чаще ненавидящими праведных (Пс. 17:41; 68:5; Пр. 29:10). Из тех немногих мест, где говорится о ненависти Бога к нечестивым, явствует, что это Его чувство вызвано их ненавистью к Нему и самим их нечестием.

Тот факт, что Бог к одним относится с милостью, а к другим с немилостью и гневом, что в одних случаях Он любит Израиль, а в других ненавидит его, не свидетельствует об изменчивости или непостоянстве Бога. Его реакция на любой наш поступок определяется Его неизменной природой. Бог совершенно ясно дает понять, что Он не может и не будет терпеть определенные вещи. В этом вопросе у Него действительно нет выбора. Его святая природа категорически выступает против греховных действий. Когда мы совершаем такие действия, мы переходим на территорию Божьей немилости. В случае с Адамом и Евой границей было дерево познания добра и зла. Им было сказано, какой будет Божья реакция, если они вкусят от плода его. Они сами приняли решение стать Божьими врагами и тем самым вызвали Его немилость.

Рим.2:5-8

 

2. Вина (виновность).

Следующее последствие греха, отражающееся на наших взаимоотношениях с Богом, - возникновение вины, Смысл этого термина требует четкого пояснения, так как в современном мире его значение обычно связывается с чувством вины или субъективным аспектом вины. Это чувство часто представляется иррациональным и фактически нередко таковым и бывает.

Иными словами, человек может не совершить ничего объективно дурного, заслуживающего наказания, и тем не менее испытывать это чувство. Здесь же мы имеем в виду объективное состояние человека, нарушившего Божье намерение в его отношении и тем самым заслуживающего наказания. Именно этот аспект вины и будет предметом нашего рассмотрения.

Теперь нам надо обратиться к рассмотрению точного смысла разрыва, производимого грехом и виной в отношениях между Богом и человеком. Бог всемогущ и вечен, Он - единственная независимая и безусловная реальность. Своим существованием все обязано Ему. Человек, наивысшее из всех Его творений, обладает дарами жизни и личности только благодаря благости и милости Бога. По праву Господина Бог вручил человеку творение и повелел владычествовать над ним (Быт. 1:28). Человек поставлен управляющим в Божьем царстве или на ниве Божьей со всеми вытекающими из этого возможностями и привилегиями. В ответ Бог, будучи всемогущим и совершенно святым, требует поклонения и послушания. Но человек нарушает Божье повеление. Человек использует доверенное ему творение в своих целях, как служащий, присваивающий имущество своего нанимателя. Кроме того, как подданный, презрительно относящийся к своему монарху, или гражданин к высшему избранному должностному лицу, герою или личности, совершившей выдающиеся достижения, человек не проявляет уважения к высшему из всех существ. Далее, человек отвечает неблагодарностью за все, что Бог сделал для него и дал ему (Рим. 1:21). Наконец, человек отвергает Божье предложение дружбы и любви, а в самых крайних случаях спасение через смерть Божьего Сына. Эти оскорбления особенно недопустимы в свете того, Кто есть Бог - всемогущий Творец, стоящий неизмеримо выше нас. Не будучи обязанным ни перед кем, Он вызвал нас к жизни. Поэтому Он обладает над нами абсолютными правами. Поведение, которого Он от нас ожидает, - подражание Его собственному святому совершенству. Как сказал Сам Иисус: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный" (Мф. 5:48).

 

 

3. Наказание (в жизни и после смерти).

 

Рим.6:23

 

Вместе с вердиктом «виновен”, приходит приговор. Наказание за грех карающее и устрашающее, также как и воспитывающее.

 

Бытие 9:6 смертная казнь является ясным подтверждением покарания за грех. Места Писания говорящие о Божьей мести грешникам поддерживают этот принцип (Ис.1:24; Иер.46:10). Наказание также предназначено для наставления или исправления – временные последствия отводящие беззаконника от его путей (Пс.106:10-16; Пс.118:71).

Итак, еще одно последствие греха заключается в том, что он подлежит наказанию. Нам важно уяснить основополагающую природу и цель Божьего наказания. Следует ли считать его коррективным, преследующим цель исправить грешника? Или это средство устрашения и удержания от греха с целью указать на последствия, к которым ведет грех, и предостеречь других от неправильных действии? Или это карательная мера, просто воздающая грешникам то, что они заслуживают? Рассмотрим поочередно каждую из этих концепций.

Представление о Божьем наказании как о возмездии или каре вызывает сейчас довольно сильное сопротивление. Возмездие рассматривается как нечто примитивное и жестокое, как проявление враждебности и мстительности, совершенно несвойственных, Богу любви и Отцу Своих земных детей894. Но несмотря на это чувство, которое, возможно, отражает пермиссивные представления общества о любящем отце, в Библии, особенно в Ветхом Завете, с совершенной очевидностью присутствует понятие божественной кары. Райдер Смит категоричен в этом вопросе: "Нет никаких сомнений, что евреи воспринимали наказание как возмездие. Для подтверждения этого достаточно вспомнить о наказании смертью"895. Безусловность вывода Смита можно, конечно, ставить под сомнение, но возмездие действительно было важным элементом иудейского понимания закона. Ведь наказание смертью невозможно рассматривать как меру перевоспитания, оно окончательно по своей природе. Хотя у него был и устрашающий эффект, тем не менее, ясно просматривалась взаимосвязь между действием, совершенным в отношении жертвы, и действием в отношении преступника. Это особенно явствует из таких мест, как Быт. 9:6: "Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию". Учитывая отвратительность совершенного (разрушения Божьего образа), наказание должно быть соответствующим.

Идея возмездия ясно выражается словом (паqат). Это слово (включая производные) встречается в Ветхом Завете около восьмидесяти раз и переводится обычно как "мщение", "отмщение", "отомстить". Перевод этого термина как "мщение" и "отмщение" вполне подходит для обозначения действий Израиля против его соседей, но не вполне уместен применительно к Божьим делам896. Ибо мщение относится прежде всего к личному действию человека как реакции на совершенное против него зло. Бог же при нарушениях морального и духовного закона выступает не как частное, а как общественное лицо, как гарант закона. Далее, мщение подразумевает расплату, (психологическое) удовлетворение от возмещения за содеянное, а не обеспечение и отправление правосудия. Бог же заинтересован прежде всего в поддержании справедливости. Поэтому применительно к Божьему наказанию больше подходит термин возмездие, а не мщение.

В Ветхом Завете, особенно у больших пророков, есть множество ссылок на карательную сторону Божьего наказания грешников. Примеры мы видим в Ис. 1:24; 61:2; 63:4; Иер. 46:10 и Иез. 25:14. В Пс. 93:1 Бог назван "Богом отмщений". В этих случаях, как и в большинстве других мест Ветхого Завета, подразумевается, что наказание происходит в данный конкретный исторический момент, а не в каком-то будущем состоянии.

Мысль о возмездии проводится не только в дидактических, но и во многих описательных повествованиях. Для наказания ужасной порочности всего человеческого рода Бог послал на землю потоп, уничтоживший человечество (Быт. 6). Потоп был послан не для удержания кого-то от греха, ибо единственные уцелевшие, Ной и его семья, уже были праведными людьми.

И, конечно, в нем не было какого-то исправительного или перевоспитательного смысла, поскольку все нечестивые погибли. То же относится к Содому и Гоморре. Бог разрушил эти города из-за их греховности. Это Божье действие было просто возмездием за грех. Их дела заслуживали разрушения, и таким образом Бог очистил землю от этого греха.

Мысль о возмездии проводится и в Новом Завете, хотя в меньшей степени по сравнению с Ветхим. Здесь оно относится, скорее, к будущему, чем к земному суду. Ссылки на Вт. 32:35 содержатся в Рим. 12:19 и Евр. 10:30 - "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь". В Римлянам Павел использует эту цитату, чтобы удержать верующих от мщения за причиненное им зло. Бог есть Бог справедливости, и никакое зло не останется без наказания.

Таким образом, Божье наказание грешников имеет явный характер возмездия, но при этом нам не следует терять из вида две другие его стороны или функции. Предупреждения во Второзаконии остерегаться греха сопровождаются примерами наказания грешников. Эти примеры имеют целью удержать людей от совершения неправильных действий (Вт. 6:12-15; 8:11, 19-20). То же относится к напоминанию Иеремией Израилю того, что Бог сделал с Силомом (Иер. 7:12-14), и к напоминанию псалмопевцем того, что произошло с поколением, погибшим в пустыне (Пс. 94:8-11). Избиение камнями Ахана и его семьи частично было возмездием за его дела, но в то же время способом удержания других людей от подобного поведения. По этой причине наказание преступников часто совершалось публично.

У наказания есть и дисциплинирующий эффект.

4. Смерть.

Смерть - одно из самых очевидных последствий греха. На эту истину Бог изначально указал Адаму и Еве в Своем запрете есть от плода дерева познания добра и зла: "Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь" (Быт. 2:17). В ясной дидактической форме эта мысль выражена в Рим. 6:23: "Ибо возмездие за грех - смерть". Павел имел в виду, что смерть - вполне оправданное возмездие, справедливая расплата за наши дела. У этой заслуженной нами смерти несколько сторон: 1) физическая смерть, 2) духовная смерть и 3) вечная смерть.

Физическая смерть.

 

Смертность человека - очевидный факт и истина Писания. В Евр. 9:27 сказано: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд". В Рим. 5:12 Павел объясняет смерть первоначальным грехом Адама. Но хотя смерть вошла в мир через грех Адама, она распространяется на все человечество, поскольку согрешили все.

 

 

Духовная смерть.

Духовная смерть связана с физической и в то же время отличается от нее. Духовная смерть - отделение личности во всей ее полноте от Бога. Бог, будучи совершенным святым существом, не может снисходительно смотреть на грех или терпеть его присутствие. Следовательно, грех - препятствие для отношений между Богом и человеком. Грех подводит человека под Божий суд и осуждение.

Сущность духовной смерти можно видеть на примере Адама и Евы. Слова "в день, в который ты вкусишь от него [плода дерева познания добра и зла], смертию умрешь" не означали, что люди должны были испытать немедленную физическую смерть. Как мы уже видели, они означали, что потенциальная смертность станет фактической. Они означали также духовную смерть, отделение человека от Бога. Действительно, когда Адам и Ева вкусили от плода, они попытались спрятаться от Бога, испытав стыд и чувство вины, а Бог наложил на них суровое проклятие. Грех выливается в отчуждение от Бога. Это и есть возмездие за грех, о котором Павел пишет в Рим. 6:23.

Вечная смерть.

Вечная смерть - продолжение и завершение в самом прямом смысле духовной смерти, которую мы только что рассмотрели. После физической смерти духовно мертвого, отделенного от Бога человека это его состояние становится перманентным. Как вечная жизнь качественно отличается от нашего нынешнего существования и бесконечна, так и вечная смерть или отделение от Бога качественно отличается от физической смерти и продолжается вечно.

В судный день люди, представшие пред Божьим престолом, будут разделены на две группы. Признанные праведниками пойдут в вечную жизнь (Мф. 25:34-40, 46). Неправедные же будут наказаны вечным огнем (Мф. 25:41-46). В Отк. 20 Иоанн пишет о "второй смерти". Первая смерть - физическая. Воскресение нас от нее не избавляет, но в конечном счете ее побеждает. Все мы в конце концов умрем первой смертью, но для каждого человека главный вопрос заключается в том, будет ли преодолена вторая смерть. Участники первого воскресения названы "блаженными и святыми" . Вторая смерть не имеет над ними власти (Отк. 20:6). В конце главы говорится, что смерть и ад повержены в озеро огненное (Отк. 20:13-14), в которое ранее были брошены зверь и лжепророк (Отк. 19:20). Это названо второй смертью (Отк. 20:14). Все, чьи имена не записаны в книге жизни, будут брошены в озеро огненное. Это перманентное состояние грешник сам выбирает в своей жизни.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!