Фундаментальный уровень логического познания



Материал чувственного познания подвергается мысленной обработке с помощью ряда логических процессов: обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Обобщение — процесс выделения общего из единичного. Первоначально обобщение представляет собой извлечение существенного общего из чувственного единичного. Далее процесс обобщения оказывается выделением все более существенных признаков, однако при этом он постоянно обращается к чувственному, эмпирическому материалу, без которого утратил бы свой первоначальный источник, к которому логическое обобщение обязано периодически возвращаться.

Абстрагирование — процесс отвлечения существенных признаков вещей и явлений от несущественных. Абстрагированием называется также отвлечение одних существенных признаков от других. Абстрагирование и обобщение —неразрывно связанные процессы: общие признаки абстрагируются от единичных, несущественных; абстракции всегда имеют общий характер.

Анализ — мысленное расчленение целого на части. Первоначальный анализ — мысленное расчленение целостного чувственного образа на логически мыслимые части.

Синтез — мысленное объединение частей в единое целое. Простейшая форма синтеза заключается в мысленном соединении признаков, полученных в результате анализа чувственных образов, в единый логический образ предмета.

Индукция — движение мысли от единичного к общему, дедукция — от. общего к единичному. Индуктивный ход мысли отправляется от чувственно единичных и переходит ко все более сложным обобщениям. Дедукция позволяет применять полученные обобщения к познанию более частных, в конечном счете — единичных вещей и явлений. Индукция и дедукция тесно связаны и не существуют в чистом виде. Только взятые в единстве они обусловливают возникновение достоверного знания о мире.

Основные логические процессы мысли взаимосвязаны и переплетены друг с другом. Так, абстрагирование является одновременно обобщением, анализом, синтезом, индукцией и дедукцией.


№46. Обыденное познание. Научное познание.

 

Обыденное познание

 

Обыденное познание связано с решением вопросов, возникающих в повседневной жизни людей, текущей практической деятельности, быту и т. д. Обыденный человеческий эмпиризм неспособен углубляться в законы действительности. В обыденном познании действуют преимущественно законы формальной логики, достаточные для отображения сравнительно простых сторон человеческой жизни. Обыденное познание основывается на так называемом здравом смысле, т. е. представлениях о мире, человеке, обществе, смысле человеческих поступков и т. д., сформировавшихся на основе повседневного практического опыта человечества. Здравый смысл — норматив или парадигма обыденного мышления. Важным элементом здравого смысла является чувство реальности, которое отображает исторический уровень развития повседневной жизни людей, общества, их нормы деятельности. Здравый смысл историчен – на каждом уровне развития общества он имеет свои специфические критерии. Здравый смысл, или рассудок, испытывает влияние более высоких уровней мышления, научного познания. С усложнением повседневного человеческого быта в сферу здравого смысла переходят все более сложные представления, нормативы, логические формы. Материалистическая философия всегда в значительной мере опиралась на здравый смысл, непрерывно рождавшийся повседневной человеческой практикой. Вместе с тем здравый смысл всегда ограничен и не располагает гносеологическими и логическими средствами решения сложных проблем человеческого бытия.

 

Научное познание — высший уровень логического мышления. Оно направлено на изучение глубоких сторон сущности мира и человека, законов сущности действительности. Для познания глубоких сущностных сторон мира и человека необходимы сложные логические формы мышления, научные эксперименты и наблюдения, методы и методики. Концентрированным выражением научного познания является научное открытие, т. е. обнаружение неизвестных ранее существенных свойств, явлений, законов или закономерностей.

Факты — источник научного знания

Научное познание имеет два уровня или ступени — эмпирический и теоретический. Эмпирический непосредственно связан с предметом научного исследования и включает два компонента — чувственный опыт (ощущения, восприятия, представления) и их первичное теоретическое осмысление, первичную понятийную и терминологическую (дискурсивную) обработку. Теоретический уровень научного познания заключается в дальнейшей обработке эмпирического материала, выведении новых понятий, идей, концепций. Эмпирическое познание использует две основные формы (метода) изучения — наблюдение и эксперимент. Основной единицей эмпирического знания выступает знание научного факта. Наблюдение и эксперимент — два источника этого знания. Наблюдение — это целенаправленное и организованное чувственное познание действительности. Эксперимент — изучение предметов посредством их целенаправленного изменения. Эксперимент представляет собой активное вмешательство в объективные процессы с целью изучения «поведения» объекта в результате его целенаправленного изменения.

Основными формами научного познания являются проблема, гипотеза и теория.

Проблема простейшим образом может быть определена как научный вопрос. От обыденных вопросов проблема отличается прежде всего своим предметом — это есть вопрос о сложных свойствах, явлениях, о гонах действительности, для познания которых необходимы специальные научные средства познания — научная система понятий, методология и методика исследования, техническое оснащение и т. д. В структуре проблемы можно выделить два основных компонента: предварительное, частичное знание о предмете и более или менее определенное наукой незнание, выражающее основное направление: познавательной деятельности. Гипотеза (от греч. hypothesis — основание, предположение) — предположительное решение проблемы. Гипотеза является необходимым этапом развития научного познания. Гипотеза — проявление творческой активности и свободы теоретического мышления. Теория — высшая форма, или ступень, научного познания, термин «теория» употребляется в двух основных значениях: высшей мы научного познания и системы понятий описывающих и объясняющих какую-либо область действительности.

 

Методы научного познания

Важным элементом научного познания являются методы исследования, т.е. способы познания, подходы к действительности. Они включают наиболее общий метод, разрабатываемый философией, общенаучные методы, специфические частные методы отдельных наук, годами связаны методики исследования. К общенаучным методам относятся прежде всего методы, которые представляют собой научно осмысленные и разработанные логическиe формы и процессы: обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции. В качестве общенаучных выступают также методы идеализации, формализации, математизации и моделирования.


№47.Научные революции и смена типов рациональности

Научные революции

Томас Кун «Структура научных революций» :

ввёл три категории:

научное сообщество, научная парадигма, научная революция = упор на методологию

Состояние нормальной науки: существует парадигмы решения задачи. Вдруг начинают решать по-новому – происходит революция, смена парадигм.Пример: физика Ньютона => физика Эйнштейна

Слабые места с точки зрения Хайдегера:

1. теория не менее важна чем методология

2. явно неслучайный характер смены парадигм. то есть новая парадигма глубже, точнее, вернее, содержательнее. происходит аккумуляция знаний.

Смена типов рациональности

Не просто смена парадигм, а смена типа науки = рациональности.

Стёпин:

· классическая рациональность (наука познает мир)

· неклассическая рациональность (переходный этап от классической к постнеклассической. выдвижение субъекта на первое место, наблюдение)

· постнеклассическая рациональность (наука не просто изучает мир, она его преобразует. Обязательно ставится вопрос о добре и зле)

Уже нет истины вообще, истина зависит от человека.

Современная наука изучает очень сложные системы+саморазвивающиеся.

Возможна ли смена парадигм в философии?

Орлов считает, что философия отдельно. частные науки отдельно.

Концептуальные углубления

Лоскутов: концептуальные углубления – цель, а концептуальные смены парадигм – средство для конц.углублений.

Но в философии парадигмы не сменяются часто = не чаще, чем смены общественного устройства.


№48. Проблема сущности истины. Конкретность истины. Абсолютная и относительная истина. Практика как основа познания и критерий истины.

 

Непосредственная цель познания - постижение истины, т.е. действительного знания о мире и чел-ке. ? об истине - заостренная форма ?-са о сущности человеч. познания, способности чел-ка познавать мир и самого себя. Материализм прошлого дал, в принципе, правильное решение ? о познав-ти мира, о способности чел-ка к постижению истины как адекватного отражения действ-ти. Однако старый матер-зм, в силу недостаточной развитости, слабой научной базы общества, не смог дать научной концепции И.. Одним из недостатков его представлений об И. была неспособность понять, что явл-ся конечным критерием И. С позиций объектив. идеализма Гегеля, И. - объективный процесс самопознания логической идеи, в кот. каждая последующая ступень выступает в кач-ве И-ны предыдущей: И. бытия - в сущ-ти, И. сущности бытия - в понятии и т.д. По Гегелю, логическая идея, в конце концов, достигает абс. И., приходит к абс. тождеству с собой. Такая концепция И-ны также была далека от ее научного понимания. Ценной была попытка представить И-ну как вечный процесс развития. Для объект. идеализма И. - лишь осознание чел-ком своих собственных ощущений. Неопозитивизм пытался создать развернутую теорию И-ны, опираясь на односторонние проблемы. Лишая И-ну объективного основания и смысла, по существу свели проблему И. к проблеме смысла предложений науки. Они стремились выяснить критерии, на основе кот-х те или иные научные утверждения м.быть признанными имеющими смысл. Теорет-ский тупик, в кот. зашла теория неопозитивизма, был следствием его исходных позиций - отказа от признания объективного мира, основного ? фил-фии.

Конкретность истины.

Всякая объективная И. конкретна. Конкретное - это действ-ность во всем многообразии ее сторон, связей, отношений. Конкр-му противоп-ют абстрактное, т.е. отдельное, изолиров-ное. Конкр-ое и абстр-ое сущ-ют как в реальной действ-ти, так и в мышлении. Конкр-ть И. озн-ет, что то или иное утв-ние о действ-ности явл. истинным, если оно учитывает все его стороны, связи.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 469; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!