Философия и пограничные (стыковые) науки



Одной из важнейших черт современной научно-технической революции является резкое повышение роли пограничных проблем науки. Выдвижение на первый план пограничных проблем фундаментальных наук предъявило весьма сложные требования к философской науке, которая должна была разработать общую теоретическую концепцию взаимодействия фундаментальных наук, «формулу решения» пограничных проблем.

Концепция соотношения высших и низших ступеней развития, или форм материи, является теоретической основой формулы решения пограничных проблем современной науки — физики, химии, биологии, наук об обществе. Философия пограничных наук составляет сейчас довольно обширную отрасль философской науки.

Одним из интереснейших разделов современных пограничных наук является система наук, возникших на границе между биологией и науками о человеке и обществе, которая может быть названа социальной биологией. Эта система наук изучает различные аспекты биологической основы человека и общественной жизни. Основная идея марксистской трактовки социальной биологии была сформулирована Марксом и Энгельсом и является одной из важнейших идей материалистического понимания общества. Биосоциальный аспект исторического процесса практически не исследовался в советской исторической науке. Однако философская наука придала этому аспекту весьма серьезное значение.

 


№42. Единый закономерный мировой процесс и сущность человека. Как возможно достоверное научное мировоззрение.

Всеобщий закон развития имеет две стороны, выражается в двух всеобщих закономерностях развития, связанных с количественной и качественной сторонами действительности.

С количественной стороны развитие заключается в неуклонном закономерном сокращении распространенности или объема форм материи при переходе от низших ступеней развития к высшим. Так, по подсчетам Вернадского, живое вещество составляет 10-7 массы Земли и 10-14-10-17 массы Галактики. Эта весьма важная закономерность развития может быть названа закономерностью конвергентного развития.

Закономерность конвергентного развития связана только с количественной стороной развития. С качественной стороны развитие обнаруживает новую закономерность — аккумулятивного развития. В процессе развития происходит включение основного содержания низших форм материи в высшие, непрерывное накопление и «уплотнение» этого содержания.

С закономерностью аккумулятивного развития связана еще одна любопытная закономерность: в процессе перехода от низшего к высшему и развития каждой формы материи происходит своеобразная универсализация содержания на основе интеграции результатов предшествующего развития.

Из конвергентности развития следует, что содержательный фактор, разрешающий противоречие между возможным и действительным, должен появиться на каком-то этапе развития материи, а его природа должна быть подготовлена самим характером предшествующего развития. Исходя из закономерностей развития, мы можем сделать абстрактный, теоретический набросок контуров искомого фактора.

Во-первых, этот фактор должен быть материальным и вытекать из самой природы материи, противоречия ее развития.

Во-вторых, он должен возникать, быть закономерным результатом развития, т. е. определенной ступенью развития, формой материи.

В-третьих, он должен обладать таким универсальным содержанием, которое сделало бы его способным взаимодействовать с любыми формами материи и реализовывать заложенные в них возможности развития.

В-четвертых, чтобы обладать таким универсальным содержанием, эта форма материи должна быть наивысшей ступенью развития материи.

В-пятых, она должна иметь такую форму активности, которая была бы направлена на изменение бесконечной последовательности предшествующих форм материи.

В-шестых, изменяя бесконечную последовательность предшествующих форм материи, искомая форма материи должна быть способна к бесконечному усложнению, открывая, таким образом, новую «ветвь» бесконечности «вверх», в будущее, сохраняя свою общую природу, которая обусловливает возможность появления второй ветви бесконечности. Иными словами, бесконечно развиваясь, она должна оставаться самой собой.

Эта форма материи есть человек, человеческое общество.

 

Про достоверное научное мировоззрение - надо сказать о конечности человека, бесконечности мира и определении мира через противопоставление его сознанию.


№43. Научная философия о сущности познания. Принципы научной гносеологии.

Сущность познания

Познание – вид человеческой деятельности, основанной на идеальном освоении действительности, цель которого получение нового знания.

С т.зр. марксизма, познание - процесс отражения объективного мира в голове чел-ка.

 

Гносеология - теория познания.

 

Принципы научной гносеологии:

1) признание существования объективного мира

2) призн. безусловной познаваемости мира для чел-ка

3) призн. диалектического хар-ра процесса познания

4) призн. общественно-историч. практики в кач-ве основы познания и критерия истины

 

Процесс познания

2 ступени - чувственное познание и логическое

 

Чувственное познание — отображение внешних сторон действительности, или явления. Поскольку не все явления отображаются в чувствах, доступные последним явления можно назвать чувственными явлениями.

Основными формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

Ощущениеотражение отдельных внешних свойств вещи, которые осознаются нами в виде цветов, запахов, вкусов и т. п.

Восприятие - отображение предметов или предметных ситуаций как целых.

Представление — образ предмета или ситуации, существующий и тогда, когда предметы не действуют на органы чувств.

 

Логическое познание — познание сущности вещей, явлений, процессов. В нем можно различить три основных уровня: фундаментальный, обыденный и уровень научного познания.

Фундаментальный уровень составлен общими логическими процессами, формами и законами, которые присущи как обыденному, так и научному познанию.

Обыденное познание связано с решением вопросов, возникающих в повседневной жизни людей, текущей практической деятельности, быту и т. д.

Научное познание — высший уровень логического мышления. Оно направлено на изучение глубоких сторон сущности мира и человека, законов действительности.

 


№44. Чувственное познание и его формы.

Чувственное познание – познание мира с помощью органов чувств (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой анализаторы + двигательный анализатор и вестибулярный аппарат)

Чувственное познание отражает явления, т.е. внешнее проявление вещей. Оно не способно углубляться в сущность предмета.

 

Формы чувственного познания:

1.Ощущения – моментальный снимок с действительности, который каждый раз дается заново. Это отражение отдельных свойств действительности. В ощущениях нет целостности предмета.

Ощущение – форма чувственного познания, которая отражает отдельные внешние свойства вещи, которые воздействуют на органы чувств.

Оно чревато, следовательно, специфическим противоречием – между осознаваемыми отдельными единичными признаками вещей и скрытым, неосознаваемым целым.

 

2.Восприятие – целостный, но моментальный снимок с действительности. Существует до тех пор пока предмет действует на наши органы чувств. Предмет существует независимо от нашего сознания, а это ускользает от восприятия.

Восприятие – представляет собой отображение предметов или предметных ситуаций как целых.

Восприятие, как целостный образ вещи, преодолевает специфическое противоречие ощущения. В силу целостности в восприятии в сферу непосредственного осознания входят такие стороны чувственного явления, которые оставались скрытыми в ощущениях, прежде всего – предметность, целостность, пространственные и временные характеристики вещей, движение.

На уровне восприятия мир предстает перед человеком как мир объективно существующих вещей, как предметный мир.

Однако оно чревато собственным специфическим противоречием. Восприятие всегда есть «моментальный снимок» действительности, поскольку существует только при непосредственном действии предмета на органы чувств и исчезает, когда это действие прекращается. Поэтому оно так же ситуативно, не схватывает общих сторон вещей или ситуации. Восприятие содержит в себе противоречие между осознанным конкретным единичным предметом или ситуацией и не осознанными общими, устойчивыми, длящимися за пределами наличной ситуации сторонами действительности.

 

3.Представление – это целостный снимок с действительности, существующий в нашем сознании независимо от того действует ли предмет на наши органы чувств или нет.

Представление – образ предмета или ситуации, существующий и тогда, когда предметы не действуют на органы чувств.

Важнейшими особенностями представления являются независимость от непосредственного воздействия вещи на органы чувств и обобщенность.

Представление преодолевает ограниченность восприятия, разрешает его специфическое противоречие. Общее в представлениях имеет наглядный, непосредственный, чувственный характер. Поэтому обобщение на уровне представлений ограничено рамками явления. На основе свободного оперирования представлениями и его обобщенного характера возникает способность воображения, включая мысленное творчество образов несуществующих, возможных или фантастических вещей мысленные образы будущих вещей, наглядные проекты, образы грифонов, русалок и т. д.



№45. Логическое познание. Его фундаментальный уровень.

 

Л.п. - познание сущности вещей, явлений, процессов. Общим направлением человеческого познания является движение к познанию сущности мира и самого человека, его места в мире, смысла и перспектив его существования в мире.

 

Логическое познание включает три формы или элемента — понятия, суждения и умозаключения.

Понятиеосновной элемент, атом логического познания. Понятие отражение существенных (сущностных) сторон. Понятия: красное, круглое, предмет, явление, атом, закон, природа, человек и т. д. В отличии от чувственного образа понятие не имеет наглядного характера. Понятие имеет содержание — совокупность существенных признаков предмета, и объем — совокупность предметов, обладающих этими признаками.

Суждение — это связь понятий, или, точнее, форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предмета мысли. S есть (не есть) Р, где S – субъект суждения, P-признак субъекта . Например: «Медь есть металл».

Умозаключениесвязь суждений, или, точнее, форма мысли, которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание. Все элементарные частицы сложны; Электрон — элементарная частица: Электрон сложен.

 

Законы логического познания

Формальная логика открыла четыре основных закона мышления: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания.

Закон тождества: «А есть А» (А=А) заключается в требовании чтобы предмет мысли оставался в процессе мышления одним и тем же, не подменялся другим.

Закон противоречиятребует, чтобы об одном и том же предмете в одном и том же отношении и в одно и то же время не высказывались две противоположные мысли: «А не есть не-А».

Закон исключенного третьеготребует считать истинным лишь одно из двух противоречащих (контрадикторных) высказываний о предмете, исключая истинность какого-либо «третьего» высказывания: «А есть либо В, либо не В».

Закон достаточного основаниятребует, чтобы всякая мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана: «Если есть В, то есть его основание — А».

 

В л.п. можно различить три основных уровня: фундаментальный, обыденный и уровень научного познания.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 646; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!