Донаучные концепции сознания (сознание с т. зр. немарксистской философии)



С позиций идеализма сознание является первоосновой реального мира и может быть понято только из самого себя. Мир, согласно этой точке зрения, имеет духовную природу. Для субъективного идеализма мир выступает как совокупность человеческих ощущений, с позиций объективного идеализма представляет собой проявление духовной субстанции, не зависящей от человека и порождающей человеческое сознание.

Превращая сознание, духовное в самостоятельную и абсолютную сущность, идеализм делает невозможным действительно научное объяснение сознания, поскольку последнее не может быть понято из самого себя.

Вместе с тем идеалистические концепции сознания содержали и рациональные моменты, выражающие те действительные свойства сознания, которые в гипертрофированном виде были подмечены и описаны идеализмом.

 

Материализм прошлого (домарксовский) сформулировал идею производности, вторичности сознания по отношению к материи. Но незавершенный и недиалектический характер этого материализма не позволил создать научную философскую концепцию сознания.

 

Особое место в философских представлениях о сознании занимает вульгарный материализм. Его основоположник (французский врач и философ 18 в. Пьер Кабани) утверждал, что сознание – своего рода тонкая жидкость, выделяемая мозгом так же, как желчь печенью. Он полностью отождествлял психич. деятельность с физиологической. «Вспышки» вульгарного материализма продолжаются по сей день с некоторой периодичностью:

в50-60-е гг. 19в.(Брюхнер, Фогт, Молешотт – отождествление сознания с физеолог. процессом),

в 50-е гг. 20в.(Быков, Иванов-Смоленский – психика материальна),

настоящее время(проблема искусственного интеллекта: «машина может мыслить»). Вульгарный материализм – неизбежный продукт мышления по способу «простых решений». Поэтому он может давать неожиданные вспышки в связи с открытиями в науке и достижениями техники.

 

Сознание с т. зр. психологии

С т. зр. психологии, сознание - высшая форма психической деятельности, связанная с трудом и речью.

Психика человека включается в себя человеческую биопсихику (высшая ступень развития биопсихики, свойственной любому животному) и собственно человеческую психику.

Собственно человеческая психика, в свою очередь, подразделяется на бессознательное и сознание.

А сознание представляет собой единство 3 сторон: разума, чувств и воли.

 

 


№30. Научная философия о сущности сознания. Идеальное. Субъективное и объективное. Активность сознания.

С т.зр. научной философии, сущность сознания раскрывается в 3 этапа:

1) сравнение сознания и материи: сознание вторично и относительно

2) созн. - высшая форма отражения, которая возникает в результате бесконечного развития материи и которая принадлежит высокоорганизованной форме материи, т.е. человеку

3) созн. - идеальное.

 

Т.обр., сознание – высшая форма отражения материального мира, которая возникает в результате бесконечного развития материи и осуществляется наиболее высокоорганизованной материей.

 

Идеальное

Специфическая сущность сознания – в его идеальности. Идеальность – главная проблема и загадка теории сознания. Понятие идеальности сознания возникает в философии в противопоставлении понятию материи и материальному.

По Марксу, идеальное - материальное, «пересаженное» в голову человека и преобразованное в ней.

По Орлову: предмет, лишенный своего непосредственного субстрата, непосредственного конкретно-чувственного бытия и существующий на основе особого субстрата, т.е. человека.

Т. обр., идеальность сознания состоит в отличии мысленного образа предмета от самого предмета. С одной стороны, мысленный образ предмета содержит в себе все реальные признаки предмета (например, мы знаем размер и вес предмета), но, с другой стороны, в образе предмета нет ни одного непосредственного реального признака предмета(образ предмета не занимает объёма, не имеет веса).

 Идеальное это форма, замещающая любые материальные субстраты, сохраняя при этом свойства, качества, сущности вещей.

 

Субъективное и объективное

Более важная сторона сознания – объективное содержание, средством существования которого выступает идеальная форма. На этом уровне сознание выступает как субъективный образ объективного мира.

Сознание – единство двух сторон: субъективной формы и объективного содержания. Объективное содержание это всё то, что заимствовано, перенесено сознанием из внешнего мира, т.е. сходно, тождественно с объективным миром. Субъективное – такая сторона сознания, которая отличает его от внешнего мира.

У субъективного в сознании есть 3 функции:

1) негативная: искажение окружающего мира

2) позитивная: суб. необходимо для познания

3) позитив.: регуляция индивидуальной и общественной жизни

 

Активность сознания

Активность сознания заключ-ся в его способности познавать реальный мир. Она непрерывно растёт по мере развития человеч-го общества, усложнения его бытия и познания. Высшее проявление активности сознания – способность к предвидению. Активность человеческого духа в конечном счёте выражает уровень развития человеческой сущности.


№31. Понятие отражения. Эволюция форм отражения. Возникновение сознания.

 

Марксистская концепция возникновения сознания, идеального рассматривает его в качестве закономерного продукта развития материи в целом, возможность и необходимость которого заложены в самой природе материи. Исследуя эту способность далее, научная философия ввела понятие об отражении – всеобщем свойстве материи, закономерным этапом которого становится психика и её высшая форма – сознание.

 

Отражение – это способность взаимодействующих тел воспроизводить особенности друг друга. Отражение – внутренняя сторона всякого взаимодействия. В процессе развития материи отражение проходит последовательный ряд форм (ступеней развития). Концепция ЕЗМП выступает теоретической основой исследования эволюции форм отражения, их закономерного усложнения, возникновения психики и сознания.

 

Три основные особенности развития свойства отражения:

 - зависимость полноты отражения от субстрата отражения(чем сложнее, богаче содержанием яв-ся субстрат, тем шире диапазон свойств, которые он может воспроизвести),

 - предмет способен отображать качество внешнего воздействия (т.е. отобразить другой предмет без сведения качества только в том случае, если это качество присуще самому субстрату отражения),

 - высшая форма материи способна воспроизводить качество низшей(т.к. высшие формы материи включают в себя низшие).

 

В ходе ЕЗМП развития прослеживается радикальное усложнение форм отражения.

Этапы развития отражения:

1) в неживой природе:

Отражение носит суммарный (отражается сумма воздействий, а не каждое по отдельности), эпизодический, случайный характер.

2) в биологической форме материи:

Сохраняется отражение, хар-ное для неживой природы; появляется новый тип отражения, связанный с раздражимостью.

3) в психике животных:

Отражение переходит в идеальную форму.

4) в психике человека:

Сознание отображает не только явления, но и сущности вещей как таковые.

 

Сознание сформировалось как итог всех предшествующих способов существования и развития форм материи. Включая в себя итог бесконечной эволюции материи, сознание становится в отношение к бесконечному миру самой своей внутренней природой.


№32. Сознание как свойство высокоорганизованной материи. Психофизиологическая проблема.

Сознание возникает в результате бесконечного развития материи и является свойством, продуктом или функцией высокоорганизованной материи – человека. Предметом философского исследования служит наиболее общая, фундаментальная природа связи сознания с его владельцем, носителем – человеком.

Нередко сознание определяют как свойство мозга. Но мозг – биологический орган, хотя и несёт на себе некоторый отпечаток социальной истории. Сознание – социальное явление. А социальное не может быть свойством биологического.

Ленин использовал более правильную формулу: мыслит человек при помощи мозга.

 

Связь мозга и психики является, вообще говоря, проблемой психофизиологии. Однако эта проблема рассматривается и философией - ввиду ее глубокого философского смысла.

Для научного материализма высокоорганизованная материя, продуцирующая сознание, не тождественна мозгу. Формула связи сознания и человека включает в себя формулу связи сознания и мозга, поскольку мозг выступает в качестве непосредственного носителя мысли.

Формула физиологических основ психики была разработана крупнейшим отечественным физиологом И.М.Сеченовым. Он рассматривал физиологические явления как основу более сложных – психических. Развёрнутое обоснование концепция физиологических основ психики получила в теории великого русского физиолога И.П. Павлова. Он обнаружил новую сложнейшую область чисто физиологических явлений – высшую нервную деятельность и создал общебиологическую физиологическую теорию этой деятельности.

 

В свете представлений современной психологии и физиологии, научной философии психическое и физиологическое выступают в качестве двух принципиально различных, высшего и низшего, уровней деятельности материального мозга. В их соотношении можно выделить три основных момента.

1. психическое находится в глубокой зависимости от физиологического,

2. психическое подчинено своим собственным законам, а не двум рядам законов — физиологическим и психологическим одновременно.

3. психика в широких пределах оказывает обратное влияние на физиологические процессы, играет ведущую роль в поведении, управляет физиологическими процессами и поведением животных и человека.

В свете быстрого развития ЭВМ встает еще один вопрос: может ли машина мыслить?

ЭВМ, составленная из физических элементов, находится на несколько порядков, или уровней сложности, ниже человека, мыслящего мозга и, следовательно, не может обладать равным с человеком творческим потенциалом.


№33. Принцип всеобщей связи.

 

С позиций диалектики мир представляет собой не механическое скопление независимых друг от друга вещей, явлений, процессов, а единое целое, пронизанное всеобщей связью.

 

Принцип всеобщей связиявляется со­ставным элементом принципа материального единства мира. Понятие всеобщей связи имеет многоплановый характер. Все­общая связь представляет собой связь каждого единичного с каждым другим единичным. Но в то же время она своеобразно поляризирована: она есть связь каждого единичного, конечного, частного со всеоб­щим, бесконечным, целым. Понятие всеобщей связи включает понятие бесконечности, относится к бесконечному миру.

 

Связи могут быть:

 - непосредственными и опосредованными

 - внутренними и внешними

 - необходимыми и случайными

 - главными и неглавными

 - существенными и несущественными

 - основными и неосновными

 

Принцип детерминизма.

В состав принципа всеобщей связи входит ряд элементов, именуемых нередко также принципами, выра­жающими какую-либо существенную сторону общего принципа диа­лектики. К ним относится прежде всего принцип детерминизма.

В ши­роком смысле детерминизм означает всеобщую обусловленность вещей, явлений, процессов: поскольку все взаимосвязано, каждый предмет, явление, процесс зависит от условий.

В узком смысле детерминизм означает причинную обусловлен­ность. Признание причинной обусловленности каждого предмета, яв­ления, процесса - необходимый элемент научного мышления, материализма и диалектики.

 

Закон и закономерность.

Одной из наиболее важных форм свя­зей является закон.

Важнейшие признаки закона:

1) закон есть повторяющаяся связь.

Обнаружение повторяемости в явлениях - первый признак существования законов.

2) закон представляет собой внутреннюю, существен­ную связь, момент или сторону сущности.

3) закон представляет собой необходимую связь, действует в определенном круге явлений с необходимостью.

 

Различают объективные законы, т.е. законы объективного ми­ра, и законы духовного, субъективного мира, которые неверно опреде­лять как объективные законы.

Весьма важной проблемой теории закона является отношение человеческой деятельности к объективным законам. В истории наблю­дались две крайности в истолковании этого отношения: фатализм и субъективизм. С позиций фатализма объективные законы автоматиче­ски приводят к возникновению соответствующих явлений, что исклю­чает какую-либо человеческую активность. С позиций субъективизма отрицается существование объектив­ных законов, а человеческая деятельность рассматривается как цели­ком направляемая субъективными интересами людей.


№34. Принцип развития.

 

Принцип развития — наиболее широкий и фундаментальный принцип диалектики. Развитие — процесс, охватывающий весь взаимосвязанный мир как целое. Всеобщая взаимосвязь — внутренняя характеристика развивающегося мира, сторона более широкого и всеохватывающего свойства материи —развития.

 

Движение и развитие

Движение — это изменение вообще, безотносительно к его направлению и результату. Развитие понимается как возникновение качественно нового.

Движение — более простое свойство материи, которое обнаруживается поэтому в любых актах изменений. Развитие — более сложный и фундаментальный процесс, проявляющийся лишь в крупных интервалах изменений, в массе частных изменений.

Развитие включает в себя движение, движение — наиболее абстрактная сторона развития.

 

Понятие развития

Развитие — бесконечное движение от низшего к высшему.

Понятия высшего и низшего выступают в качестве двух важнейших категорий теории развития. Высшее первоначальным образом может быть определено как более сложное, чем низшее, т.е. более содержательное, обладающее большим многообразием, богатством содержания.

 

Парадокс развития

Высшее (Н) можно представить как совокупность содержания, заимствованного из низшего (S) и некоторого нового, возникшего содержания, приращения сложности (h),

т.е. Н=S+h. Откуда берется добавочная сложность?

Решение парадокса состоит из двух последовательных шагов:

1) новое содержание не является абсолютно чуждым низшему, но до некоторой степени присутствует в нем. Прежде всего оно присутствует в низшем в возможности: в химизме содержится возможность возникновения живого, в живом — появления человека.

2) самоусложнение, возникновение нового, переход низшего в высшее — это фундаментальная, изначальная, коренная, невыводимая из каких-либо более глубоких причин способность материи. Самопревращение простого в сложное, низшего в высшее — это коренной способ бытия материи, ее глубинная сущность. Дополнительная сложность не приходит ниоткуда: она рождается в процессе развития.

 

Законы развития

 - закон перехода количества в качество

 - закон единства и борьбы противоположностей

 - закон отрицания отрицания


№35. Закон перехода количества в качество и качества в количество.

 

Общий смысл закона явственно выражен в его названии-опре­делении. Согласно диалектике всякое развитие, взятое в достаточно широких и целостных пределах, происходит первоначально в форме количественных изменений, которые закономерно приводят к корен­ным качественным изменениям, в свою очередь обусловливающим но­вые количественные изменения. Развитие не может привести к разово­му, коренному, катастрофическому изменению предмета, не опосредо­ванному изменением его количественных показателей.

 

Например, появление новых видов живого, а тем более — родов, семейств, классов и т.п. возможно только после накопления множества мелких изменений—мутаций и рекомбинаций. Возникновение новой общес­твенно-экономической формации подготавливается длительными и массовыми частичными изменениями, прежде всего ростом произво­дительности труда.

 

Категории в составе закона

Включает две противоположные категории — ка­чество и количество.

Качество — это внутренняя специфическая определенность вещи. В определении качества выделяются два узловых момента. Пре­жде всего, качество есть внутренняя определенность вещи. Категория качества исходит из введенного нами ранее понятия покоя как относи­тельной устойчивости вещи, углубляет и дифференцирует содержание этой категории. Категория качества выражает то обстоятельство, что вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за кото­рыми она приобретает другую определенность, другое качество. Второй момент в определении качества — специфичность. Бу­дучи определенной, вещь всегда специфична, т.е. отлична от других вещей или от других определенных состояний, в которые она может перейти. Внутренняя определенность вещи — важнейшая сторона ка­чества, специфичность — ее производная. С качеством связаны категории свойства и отношения. Качес­тво и свойство —близкие, нередко взаимозаменяемые понятия. Одна­ко известная относительность различения качества и свойства имеет пределы. Качество всегда есть целостная характеристика вещи, свойс­тва— множественная характеристика. Вещь обладает одним качес­твом, но множеством свойств. Свойство — это выражение качества вещи в отношении к дру­гой вещи. Различают основные и не основные свойства. Основные нераз­рывно связаны с качеством, не основные могут меняться в пределах одной качественной определенности. Свойства всегда существуют в соответствующих им отношени­ях и не проявляются в других отношениях. Понятия качества, свойства и отношения образуют фундамента­льную понятийную триаду: вещь — свойство— отношение, или качество — свойство — отно­шение.

 

Переход кол-ва в кач-во не имеет причинного характера: количественные измене­ния, вопреки распространенному мнению, не являются причиной ка­чественных. Объяснение качества количественными изменениями — идея механицизма, а не диалектики.
№36. Закон единства и борьбы противоположностей.

 

Источником и содержанием всякого движения и развития явля­ются противоречия, борьба противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает причину, ис­точник движения и развития, дальше которого теоретический анализ не обнаруживает никаких иных, более фундаментальных законов раз­вития.

 

В гнездо категорий закона входят две центральные категории — противоречия и единства. Противоречие заключено во всяком различии. Среди различий необходимо выделить прежде всего внутренние различия предметов явлений, процессов: внутренние различия вещей выступают как различие предмета с самим собой, отличие предмета от самого себя. Противоречие — это отношение взаимоисключения, взаимоотрицания взаимно предполагающих сторон. Главным источником развития являются внутренние противоречия. В определении противоречия можно выделить две части. Пер­вая, важнейшая, указывает специфический для противоречия признак, составляющий собственно противоречие, отношение взаимоисклю­чения, взаимоотрицания. Противоречие — это отрицание, исключе­ние, «отталкивание», борьба. Отрицание — дух противоречия. Противоречия имеют всеобщий, универсальный характер. Они присущи всем предметам, явлениям, процессам, существуют в них не­прерывно, от начала до конца развития вещей.

Единство — отношение взаимного предполагания вза­имоисключающих сторон. Специфическим признаком единства высту­пает взаимное предполагание, неспецифическим — указание на про­тиворечие, взаимоисключение сторон.

Определения двух противопо­ложных отношений — противоречия и единства - включают каждое указание на «свое другое». Ядром закона единства и борьбы противоположностей является принцип абсолютности борьбы и относительности единства противоположностей.


№37. Закон отрицания отрицания.

 

Общий смысл закона заключается в идее, что всякое диалектическое развитие закономерно проходит три ступени, которые условно можно обозначить как положение, отрица­ние и отрицание отрицания.

 

Действие закона отрица­ния отрицания явственно выражено в целостном историческом про­цессе: развитие общества начинается с общественного характера тру­да и общественной собственности (первобытно - общинный строй), от­рицается серией антагонистических формаций, основанных на част­ном характере труда и частной собственности, которые подвергаются отрицанию коммунистической формацией с ее общественным харак­тером труда и общественной собственностью, неизмеримо более сложными, чем в примитивном первобытном обществе.

 

Важнейшей категорией закона является отрицание, понимаемое как борьба нового со старым, высшего с низшим. Это категория противоречия, рассматрива­емая в особом аспекте. Отрицание - это противоречие, ко­торое развертывается в три ступени развития.

 

Противоположностью отрицания является преемственность. Развитие не является отрицанием всего предшествующего, оно сохраняет значительную часть накопленного положительного содержания предшествующей ступени, устраняя все

отжившее, устаревшее, не соответствующее потребностям развития. В связи с этим диалектическое отрицание отличают от чрезмерного.

Отрицание старого и преемственность — два противоположных элемента развития, образу­ющие поступательный характер развития. Закон отрицания отрица­ния, в отличие от двух законов диалектики, в явной форме указывает на направленность развития от низшего к высшему.
№38. Научная философия о сущности категорий. Система категорий. Общее, особенное и единичное.

 

Категориями называют наиболее широкие понятия науки. В философии категориями также называют ее наиболее широкие поня­тия: материи и сознания, движения и развития, пространства и време­ни, закона и т. д. Философия представляет собой сложную систему категорий. Категории характеризуются рядом основных черт. Категории — отображения объективной реальности. Научная философия отверга­ет идеалистическую трактовку категорий. Если объективный идеализм рассматривает категории как объективно существующие понятия, лежащие у истоков вещей, то с позиций субъективного реализма категории суть лишь сокращенные, удобные описания совокупностей че­ловеческих ощущений, не имеющих никакого объективного прообра­за. Одна из интереснейших проблем категорий конечно или бесконечно число категорий. Рассуждая банально, можно прийти к мысли, что, поскольку мир беско­нечен, число отображающих его понятий, включая философские кате­гории, должно быть так же бесконечным. Не вызывает сомнения, что число частных понятий не может быть конечным. Однако допустимо считать, что совокупность наиболее широких, основных философских категорий не безгранична. Определение категорий, как уже неоднократно отмечалось, свя­зано с большими трудностями, поскольку философские категории имеют предельно широкий характер, находятся на крайних пределах человеческого знания. Поэтому содержание категорий раскрывается с помощью целой последовательности приемов или определений. Вмес­те с тем всегда необходимо в качестве начала использовать простейшие определения, не перегруженные терминами. Общее, особенное и единичное: Эти категории являются наиболее простыми ив то же время наиболее фундаментальными в выделенной группе категорий, поско­льку все категории подставляют собой обобщения, выражают общее. Общее - то, что свойственно классу предметов, явлений, процессов, единичное - присущие элементу класса, а особенное — подклассу. Предельно общее относящееся к бесконечному миру в целом, называют всеобщим. Однако всеобщим нередко обозначают и преде­льно общее в рамках данной области действительности. С позиций материалистической диалектики общее, особенное и единичное существуют одинаково реально, однако каждое из них обладает своим, специфическим способом существования. Реальный мир — это мир объективно существующих единичных вещей, несущих в себе общее, обладающих глубокой общностью (в конечном счете — материальностью). Общее существует не рядом с единичным, а лишь в единичном, через единичное. «Дом вообще» существует не рядом с единичными домами, а в единичных домах. Понятие единичного имеет ряд значений ив другом аспекте, ко­торые нельзя смешивать, не делая грубых ошибок. Единичное может обозначать единичное вообще (принадлежащее данному; классу), дан­ное отдельное единичное, всю массу единичных данного класса вещей, явлений или процессов. Категории общего, особенного и единичного — важнейшие опорные смысловые узлы человеческого познания и практической де­ятельности. Глубокий учет диалектики этих категорий необходим для решения крупных проблем познания и практической/деятельности. К числу наиболее острых из этих проблем в настоящее время следует от­нести проблему общечеловеческого и индивидуального, общественно­го и индивидуального, общечеловеческого и классового, интернаци­онального и национального, общих и специфических закономерностей развития общества. Наука имеет своим предметом прежде всего об­щее, однако такое общее, которое действительно можно вывести из единичных фактов.

 


№39. Необходимость и случайность. Явление и сущность.

 

Необходимость и случайность.

Необходимость – то, что должно быть, не может не быть.

Случайность – то, что может быть, но может и не быть.

Необходимое – это общее, а случайное единичное. Вместе с тем категории необходимости и случайности обладают специфическим содержанием.

 

В истории философии выдвигались две крайние точки зрения. Абсолютизируя необходимость, многие материалисты и идеалисты прошлого полагали, что в мире все осуществляется с необходимостью, фатально, по воле божьей, либо в силу объективных законов. Случайность с этих позиций – явление, причина которого нам не известна. Фаталистическое понимание необходимости исключало признание какой-либо активной роли и свободы человека, последний превращался в пассивный элемент некой мировой машины, управляемой духовными или материальными силами.

С позиции противоположной крайней точке зрения, абсолютизировавшей случайность, мир превращался в хаос случайных событий, в котором человек также становился пассивным и случайным явлением. Человек случайного мира сам насквозь случаен.

 

Согласно материалистической диалектике случайность – форма проявления и дополнение необходимости, а необходимость существует только через случайность. Диалектика не уравнивает их, необходимость является доминирующей стороной мира, случайность не создает необходимость, а, напротив, необходимость проявляется в случайностях и определяет их.

 

Явление и сущность

В первом приближении явление можно определить как внешнюю, а сущность — как скрытую глубинную сторону действительности. Идя далее, сущность следует характеризовать как важнейшее, основное, необходимое и характерное в действительности, скрытое под явлением, или, точнее, в явлении. Сущность — квинтэссенция явления. Квинтэссенция, или сущность, жизни, в каких бы многообразных формах она не проявлялась, состоит в самосохранении путем приспособления к среде. Наиболее общая сущность человека — в производстве, творении своей собственной жизни путем преобразования природы.

Категории явлений и сущности — весьма сложные понятия, включающие в себя стороны или моменты действительности, отображенные рядом других категорий. Сущность — прежде всего общее, а явление — целостная совокупность единичных. Для сущности характерна прежде всего необходимость, в явлении бросается в глаза случайность. Однако явление имеет также общие черты (например, внешнее сходство вещей), а сущности не сводятся к общему, они включают также особенное и единичное, индивидуальное, но — существенно особенное и индивидуальное. Сущность — это наиболее важное, основное, глубинное, определяющее в общем, особенном и единичном, явление — их непосредственное, внешнее выражение.


№40. Формы и содержание. Возможность и действительность. Причина и следствие.

 

Форма и содержание.

Содержание - это эл-ты, из кот-х состоит вещь, форма - совокупность связей между ними, структура вещи. Рассматриваемая в аспекте эл-тов и структуры, вещь в целом наз. сис-мой.Содержанием атома явл-ся ядро и электроны, формой, или структурой, - совок-ть связей между ними. Различие формы и содержания относительно. Так, производственные отношения, выступая в кач-ве формы по отнош-ю к производительным силам, явл-ся содержанием по отнош-ю к политическим, правовым и др. взглядам и отношениям.

Диалектико-материалистическая концепция содержания и формы включает следующие моменты. Содержание и форма нах-ся в единстве, определяющую роль в котором играет содержание. Преимущество содержания перед формой объясняется тем, что форма, стр-ра или совок-ть связей между элементами, есть выражение природы этих эл-тов, т.к. эл-ты вступают в связи др. с другом, образуя тем самым форму или стр-ру. Связи ядра или электронов опред-ся природой этих составляющих атома. Определяемая содержанием форма нах-ся в соотв-вии с ним. При этом содержание м.б. выражено в некотором многообразии форм. Определяемая содержанием форма обладает относительной самостоятельностью и активностью. В процессе развития содержание и форма нах-ся в сложном взаимодействии, в котором содержание играет определяющую роль. При этом форма никогда не соотв-ет содержанию.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 382; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!