Прахлада умиротворяет Нрисимху



ТЕКСТ 1

Нарада сказал:

- Гнев Всевышнего был столь велик, столь свирепым Он предстал перед богами, что даже Брахма и Шива не осмеливались приблизиться к Нему, чтобы успокоить.

ТЕКСТ 2

Властители мира просили богиню Шри обласкать Господа. Но и она, сама Удача, не решилась приблизиться к Нему, опасаясь быть растерзанной. Никогда прежде она не видела Его в этом облике.

ТЕКСТ 3

Тогда Брахма обратился к царевичу Прахладе: «Дитя мое, видишь, как разгневал Господа твой отец. Если ваш род вызвал такую ярость Всевышнего, может быть, тебе удастся и успокоить Его?»

ТЕКСТ 4

Мальчик смиренно согласился выполнить просьбу создателя. Сложив молитвенно ладони у груди, он медленно приблизился к Человеку-Льву и простерся ниц у Его ног.

ТЕКСТ 5

Увидев кроткого Прахладу у Своих стоп, Человек-Лев преисполнился нежности к Своему верному слуге. Он поднял дитя с земли и возложил ему на чело Свою благословенную руку, избавляющую от страха перед смертоносной змеей времени.

ТЕКСТ 6

От прикосновения Господа сердце мальчика в тот же миг очистилось от мирской скверны. Он узрел Высшую Душу, пронизывающую Собою все сущее. Все его бытие преисполнилось неземной благодати, на глазах выступили слезы.

ТЕКСТ 7

Дрожь непрерывной волной бежала по его телу. Мир вокруг перестал для него существовать. Взор и мысли были обращены к Господу. И из уст его вырвалась молитва.

ТЕКСТ 8

 Блаженный Прахлада молвил:

- Ни творец, ни боги, наделенные бесчисленными добродетелями, не смогли ублажить Тебя хвалебными речами, Господи! Способен ли на это я, урожденный в семье нечестивца, не имеющий должного воспитания и не обученный красноречию!

ТЕКСТ 9

 Впрочем, чтобы угодить Тебе, не нужно быть знатного происхождения, иметь горы золота, благолепие или изысканное образование; не обязательно и быть подвижником, и даже честным человеком. Тайные способности, расположенность к искусствам, умение убеждать и располагать к себе, и даже разум — все это ровным счетом ничего не значит, если в душе нет преданности Тебе, Господи. Для того, чтобы молитва коснулась Твоего уха, не поможет никакое красноречие, если не взывать к Тебе душою, как это делал вожак слонов Гаджендра.

ТЕКСТ 10

Неприкасаемый дикарь, который нашел в Тебе единственное свое убежище, несомненно, ближе к Тебе, нежели благородный и ученый муж, обладающий всеми двенадцатью добродетелями (правдивость, верность заповедям, воздержанность, независливость, благоразумие, терпение, дружелюбие, щедрость, ученость, почитание старших, верность слову и невозмутимость), но не преданный Тебе. Кто посвящает Тебе без остатка свои мысли, слова и деяния, тот спасет даже праведников. Тогда как гордый своими добродетелями не способен спасти даже себя самого.

ТЕКСТ 11

Господи, Ты несомненно самодостаточен и не нуждаешься в чужих подношениях: Ты принимаешь жертву от Своих слуг лишь из милости. Воистину, жертвующий Тебе облагораживает себя, как украшающий свое лицо украшает свое отражение в зеркале.

ТЕКСТ 12

Мне, плоть от плоти демону, остается лишь уповать на Твое снисхождение, ибо, необученный молитвам, я буду говорить в меру своего разумения. Каждый, кто пленен в долине обмана и скорби, обретает спасение, слушая и повествуя о Тебе – Твоей славе и чертах личности.

ТЕКСТ 13

Низойдя в облике Человека-Льва, Ты положил конец беззаконию, что чинил миру мой родитель. Свершилась Твоя воля. Но взгляни на тех, кто призван блюсти вселенский порядок в Твое отсутствие. Брахма и другие боги, Твои верные слуги, трепещут в страхе при виде Твоего свирепого лика. Разве не ради их блага Ты явился сюда? Разве не ради их спокойствия?

ТЕКСТ 14

 Если те, кому Ты пришел помочь, объяты ужасом, то какова цель Твоего сошествия? Смилуйся над ними, о Благой, умерь Свой гнев. Обитатели вселенной радовались смерти моего отца, как деревенские жители радуются смерти гадюки. Но теперь их радость сменилась страхом. Прошу, не позволь им бояться самого Великодушного. Пусть облик Человека-Льва запомнится миру как облик милосердного Спасителя.

ТЕКСТ 15

О Непобедимый, меня вовсе на повергают в ужас Твоя окровавленная пасть, Твои огромные ногти, сияющие, как солнце, глаза и нахмуренные брови. Я не трепещу при виде Твоих острых, как сабли, зубов, кровавой гривы с торчащими из нее, точно наконечники копий, ушами. Не боюсь я и Твоего громогласного рыка, от которого разбегаются слоны, стерегущие десять сторон света. И даже намотанные вокруг Твоей шеи внутренности моего родителя не вызывают у меня трепета.

ТЕКСТ 16

 О Заступник страждущих! Я не ропщу на судьбу за то, что родился в племени богоненавистников. Не страшат меня беды и лишения, ибо страданиями мы расплачиваемся за прошлые злодеяния. Но я боюсь одного – забыть о Тебе, потерять веру в Тебя, не обрести пристанище у Твоих лотосных стоп.

ТЕКСТ 17

Соприкасаясь и расставаясь с предметами чувственных удовольствий, живые существа, словно мотыльки, танцуют перед пламенем костра, которое однажды поглотит их. А поиск искусственных средств от несчастий доставляет им еще больше тревог, чем сами несчастья. О Милосердный мой Повелитель, я так и буду скитаться в долине скорби, мысля себя комком плоти, покуда не склонюсь верным слугою к Твоим лотосным стопам.

ТЕКСТ 18

Воспевая Твою славу в обществе добродетельных душ, я несомненно обрету освобождение от пут внешней природы. ОВластитель сущего, принявший облик Человека-Льва, я молю о том, чтобы боги во главе с Брахмой приняли меня своим воспитанником и помогли выбраться из океана невежества, страха и безумия.

ТЕКСТ 19

 Душа, мыслящая себя комком плоти, не способна самостоятельно осознать своего бедственного положения. Но, узрев Твой облик Льва и Человека, она понимает свирепость Твоей внешней природы и милосердие внутренней. Я молю Тебя о том, чтобы Ты никогда не оставлял меня, как любящий отец не оставляет свое дитя, помогая ему и добрым советом, и справедливым наказанием. Кроме Тебя нет у меня надежды на избавление в бушующем океане скорби и страданий: Ты мне и добрый ветер, и искусный кормчий, и ладный корабль.

ТЕКСТ 20

Попав в бренный мир, душа оказывается во власти Твоей внешней природы. Рабами наваждения становятся все: и великий творец Брахма и малая букашка. Все во внешнем мире - плод воображения:действие, место действия, время действия, причина действия, плод действия, и даже сам действующий - величина относительная. Безусловно настоящий - Тот, относительно Кого все кажется действующим, – это Ты, о Бесконечный. Все существует относительно Тебя, и даже постигший безотносительную истину.

ТЕКСТ 21

С помощью Своей внешней природы, возбужденной силой времени, Ты создаешь мысленные тела живых существ. Мысли о вожделенных предметах опутывают душу и наперед определяют образ ее действия в мнимой действительности, состоящей из шестнадцати стихий. И нет иного способа освободиться из этого рабства (ума и предопределенных поступков), кроме как найти прибежище у Твоих стоп. О Нерожденный, не предавшись Тебе, невозможно остановить колесо рождения и смерти.

ТЕКСТ 22

О Неистощимый, из шестнадцати стихий Своей внешней природы Ты создаешь мир окружающих образов, и нет такого существа, которое не было бы увлечено этим представлением. Сам же Ты остаешься безучастен к игрищам Твоей внешней природы. Время, приводящее в движение образы внешнего мира, подчиняется Тебе. Потому, оГосподь, лишь Ты способен извлечь меня из колеса времени о шестнадцати спицах, что, вращаясь, перемалывает мою душу. Прими же меня слугой у Твоих лотосных стоп.

ТЕКСТ 23

Смертные грезят о райской жизни в высших сферах, тяжко трудятся сейчас, чтобы потом предаваться долгим наслаждениям в роскоши и почестях. Несчастные глупцы, они жаждут всего того, что достиг мой родитель, когда на вершине своего могущества он смеялся над богами, заставляя исполнять все его прихоти, когда движения его бровей было достаточно, чтобы сильные мира сего замирали в благоговейном страхе. Благочестивые смертные стремятся в рай, но и там их может заставить дрожать от страха любой нечестивец. Какого бы могущества не достиг смертный в этом мире, он будет размолот жерновами Твоего колеса времени.

ТЕКСТ 24

Теперь, зная судьбу своего отца, я знаю цену богатству, власти и славы. Восхождение к вершинам мира заканчивается бессилием на смертном одре, и никому не избежать этой участи – ни небожителю, ни человеку. В облике беспощадного времени Ты уничтожаешь все наши приобретения и достижения. Прошу, избавь меня от мирских благ, ибо в трудах и тревогах мы добиваемся их, и в страданиях расстаемся с ними. Все, о чем я прошу Тебя, - приставь меня к обществу Твоих преданных слуг.

ТЕКСТ 25

Счастье в бренном мире что мираж в пустыне. Смертные заботятся о бренном теле как о средстве для удовольствий, но оно больше напоминает вместилище нечистот и болезней. И даже ученые мужи, властители умов, призывают смертных искать подлинное счастье там, где его нет и быть не может – в области чувственных ощущений, где все зыбко и мимолетно. Счастлив не тот, кто сделался рабом чувств, но тот, кто отверг их гнет.

ТЕКСТ 26

Оповелитель, мне, рожденному от племени нечестивцев, судьбою предопределено жить в невежестве и страсти. Но милости, которую Ты явил мне, не удостаивались даже Брахма, Шива и твоя спутница Удача – Лакшми. Доселе ничьего чела не касался Ты Своею лотосной ладонью.

ТЕКСТ 27

О Вездесущий, Ты паришь над добром и злом. Для Тебя нет друзей и врагов, малого и великого, дальнего и близкого. И все же Ты награждаешь душу по усилию в служении Тебе, как древо желаний награждает своими плодами жаждущих по их чаяниям.

ТЕКСТ 28

Удовлетворяя свои бесчисленные желания, я приближался к краю темной пропасти, кишащей ядовитыми змеями. Но Твой верный раб, святой Нарада, мудрым словом спас меня от гибели - не дал сгинуть во мраке бездны соблазнов. Теперь я в неоплатном долгу перед ним, и возможность служить его благим стопам я приму как высшую награду.

ТЕКСТ 29

 О кладезь неисчислимых добродетелей, я полагаю, что и убил Ты моего отца, дабы исполнить его тайное желание. Ведь когда он крикнул мне: «Пусть тебя спасет Тот, кто сильнее меня - владыки мира!» - он хотел узреть Тебя, своего Господина, хотел явить свету Твою неугасаемую славу и исполнить вечное пророчество: Господь не оставит в беде Своего верного слугу.

ТЕКСТ 30

Ты — един, и Ты – множество проявлений, Ты сущий до начала творения и после его конца. Ты поддерживаешь мироздание, но не касаешься его, ибо за Тебя все делает Твоя сила. Пока Ты покоишься в блаженстве, великая сила, принадлежащая Тебе, приводит в возмущение другую Твою силу, порождая в ней три состояния и принуждая взаимодействовать саму с собой в этих состояниях. Воистину, Ты сущий внутри и вне бытия.

ТЕКСТ 31

От Тебя происходит всякое движение и в Тебе оно прекращается. Ты пронизываешь Собою все сущее. Ты - все бытие, и Ты отличен от него. Все сущее – Твоя принадлежность, Ты - семя, древо и плод мироздания. С Тебя все начинается и Тобою заканчивается. Ты – прямая и опосредованная причина всякого явления и предмета. Ты единый Наблюдающий и Наблюдаемый.

ТЕКСТ 32

 В промежутке между бытием вселенных Твоя созидательная сила покоится в Тебе, пока Ты в дремотном блаженстве возлежишь, полуприкрыв глаза. О Всемогущий, лишь Ты способен спать, не погружаясь во мрак.

ТЕКСТ 33

Вещественное разнообразие — Твое воображаемое тело. Первоначально покойное вещество, возбужденное Твоей силой - временем, приходит в состояние возмущения и обретает ощущаемые свойства. Возлежа на Своем ложе, Змее Ананте, Ты представляешь Себе, как в Твоем пупе зарождается крошечное семя, из которого вырастает исполинский лотос.

ТЕКСТ 34

На цветке лотоса появляется будущий творец вселенной Брахма. Чтобы постичь причину и цель своего появления, он устремляется в водные глубины, из которых произрастает лотос вселенной. Через сто лет тщетных поисков он сознает, что попавший во власть времени не способен узреть причину ныне происходящего, как наблюдающий дерево не способен узреть семя, из которого оно произросло.

ТЕКСТ 35

Так саморожденный, изумленный бесконечностью уходящего вниз причинного стебля, возвращается на вершину лотоса, где предается воздержанию от дел и намерений. Еще через сто лет он сознает, что истинная причина его бытия разлита повсюду – и вовне, и внутри него – как запах цветка: в непроявленном виде внутри и в проявленном снаружи.

ТЕКСТ 36

И тогда ему открываются тысячи Твоих ликов, стоп, голов, рук, бедер, носов, ушей и очей. Он видит на Тебе бесчисленные одежды и украшения, и разнообразные оружия, что Ты держишь в руках. И облик Твой простирается в бесконечность – вверх и вниз, и во все стороны. И от этого зрелища его охватывает немыслимое блаженство. Так отказавшись от усилий найти Тебя в частном, первородное существо зрит Тебя в целом.

ТЕКСТ 37

В виде Хаягривы, Человека-Коня, Ты убил могущественных демонов Мадху и Кайтабху, сомнение и мрак, и явил Себя в облике просветления. Ученые мужи чтят Тебя светлой Истиной, без тьмы и тени, ибо свет истины рассеивает мрак обмана и тень сомнений.

ТЕКСТ 38

Являя Себя в обликах человека, зверя, волхва, небожителя, рыбы или земноводного существа, Ты восстанавливаешь закон во всех сферах вселенной и разрушаешь неверие и неведение. Ты приходишь во все три разумных века, потому пророки величают Тебя Трижды-сошедшим - Триюгой.

ТЕКСТ 39

Там, откуда Ты нисходишь, нет страха и тревог! Твой мир – Вайкунтха - безупречен. Могу ли я, снедаемый похотью и порочными мыслями, молвить слово правды о Тебе? О, как бы я хотел испытать блаженство просветленного, но тревоги о суетном, страх и жажда делания туманят мой рассудок, потому неспособен я ни узреть, ни воспеть Твою славу.

ТЕКСТ 40

Я, как тот похотливый многоженец, что мечется между своими обольстительницами. Язык влечет меня к вкуснымикушаниям, уши - к приятным звукам, кожа - к мягким, нежным предметам, живот требует больше еды, нос – сладких запахов, глаза - гладких очертаний. Я разрываюсь между чувствами, тянущими меня к пороку. Увы, порочному не дано узреть Того, в ком нет пороков.

ТЕКСТ 41

Своими делами я низверг себя в реку страданий, и теперь, несомый ее течением, я вновь и вновь рождаюсь и умираю в муках, а пищей мне служат чужие нечистоты. Река эта полна такими же страждущими, которые дружат и враждуют между собою, и вместе тонут, чтобы опять всплыть на ее поверхность. И не выбраться нам из этой реки без Твоей милости, о великодушный Спаситель.

ТЕКСТ 42

Потому я с мольбою взываю к Тебе, Всемогущему Повелителю, ибо Ты один, творящий, хранящий и уничтожающий мироздание, способен извлечь несчастных глупцов из реки смерти. О Друг страждущих, смилостивись над неразумными чадами, даруй нам спасение, как Ты даруешь его своим верным слугам!

ТЕКСТ 43

О Всесильный Господь, меня не тревожат беды и несчастья этого мира, ибо, где бы я ни находился, мыслями я всегда у Твоих стоп, и душа моя купается в бескрайнем океане вечно живого блаженства. Но я тревожусь о тех несчастных, что тонут в зловонной реке смерти, тщетно пытаясь найти в ней островки счастья и благополучия.

ТЕКСТ 44

Я не хочу, как иные подвижники, удалившись от мира, найти себе личное спасение. Я не хочу предаваться обетам молчания и созерцания, покуда вокруг столько страждущих - и глупцов, и нечестивцев. И раз я снискал счастье у Твоих лотосных стоп, то буду нести эту благую весть и врагам, и друзьям, и до последнего издыхания призывать их найти у Тебя вечное, блаженное пристанище.

ТЕКСТ 45

Потакать желаниям плоти - все равно, что расчесывать зуд. Похотливый мирянин полагает, что его счастье в чесании зуда на конце плоти. О, если бы это было так, то самые похотливые были бы самыми умиротворенными. Воистину, чтобы избежать будущих страданий, нужно воздержаться от чесания в зудящем месте, а высвободившиеся силы употребить на поиски своего предназначения.

ТЕКСТ 46

 Чтобы быть свободным от тревог, нужно не прельщаться плотью, хранить разумное молчание, быть верным обетам, постигать поучения мудрых, воздерживаться от излишеств, следовать своему долгу, не водиться с распутными людьми, чтить молитву и созерцать вне и внутри себя. Но для обретшего свободу таким способом велик соблазн возгордиться этим безмерным благом и разменять его на людское расположение. Без Твоей милости, Господи, даже благоприобретение будет душе во вред.

ТЕКСТ 47

Мудрость Вед гласит, что причина и следствие - как семя и дерево: одно порождает другое, и нет между ними первичного. Первично то, что заставляет их порождать друг друга, – Причина всех причин - Ты, Господь. Причины и следствия – это Твое проявление в зримом мире. Кто постиг эту истину, тот ясно видит Тебя во всех явлениях.

ТЕКСТ 48

Твердь, вода, воздух, огонь и пространство – все это Ты. Ты во всех внешних предметах и в каждом в отдельности, и внутри меня. Ты жизненный воздух, Ты жизненные соки, и Ты сама жизнь. Ты мысль, рассудок, моя самость и сознание. Ты в каждом слове и каждом понятии. Ты — все сущее: по ту и по другую стороны чувственного опыта.

ТЕКСТ 49

Состояния внешней природы, силы, управляющие ею (боги), пять стихий, ум, небожители и простые смертные – все, что мы видим во внешнем мире, и сам мир появляется и исчезает снова, и потому не стоит того, чтобы накапливать о нем знание. Истинно мудрые, отбросив мудрствование, Веды, отдаются Тебе, сохранив себе простое сердце.

ТЕКСТ 50

Ты единственный, кто достоин поклонения. Все прочее призрачно и суетно. Разве может душа вернуть себе свое естество и обрести счастье, не отдавшись целиком служению Тебе – молитве, труду ради Тебя, преклонению пред Тобою, памятованию о Тебе, слушанию и воспеванию Твоих достоинств!

ТЕКСТ 51

Нарада сказал:

- Этой речью, полною любовного разумения, царевич умиротворил Господа Бога, пылавшего праведным гневом. Лика Его коснулась легкая улыбка и, обернувшись к Прахладе, Господь молвил.

ТЕКСТ 52

Всевышний сказал:

- О Прахлада, святой в племени нечестивцев, ты угодил Мне делами, мыслями и речами. Пусть Моя вечная спутница Удача отныне повсюду сопутствует тебе. Проси у Меня, что приятно твоему сердцу, и Я исполню любое твое желание.

ТЕКСТ 53

Пусть жизнь твоя будет долгой и счастливой. Пусть с тобою всегда пребудет то, что дорого тебе. Знай, что единожды узревший Меня более не испытает лишений до скончания времен.

ТЕКСТ 54

Благоразумные доставляют мне удовольствие разного рода служением в разных настроениях.Желающий себе добра жертвует Мне, Высшему владыке, и в этом черпает настоящее счастье.

ТЕКСТ 55

Нарада сказал:

- Прахлада, святой из племени нечестивцев, не стал просить у Господа ни власти, ни славы, ни крепости плоти, а попросил Высшего Владыку навечно остаться Его покорным рабом.

ТЕКСТ 10

Человека отрешенного не видно по внешним признакам. Он может безобразничать, как дитя, но быть великим мудрецом, молчать годы напролет, но обладать чудным красноречием. Не действия, но причина, побуждающая действовать, так или иначе указывает на внутреннюю отрешенность человека.

ТЕКСТ 11

В этой связи я хочу поведать тебе о беседе Прахлады, в его бытность царем демонов, с мудрецом-отшельником, что жил всегда спокойный, как сытый удав, ни о ком не тревожась, ни о чем не сожалея.

ТЕКСТЫ 12 - 13

 Как-то раз слуга Божий царь Прахлада вместе со свитой отправился в странствие по своим обширным владениям в поиске действительно отрешенного человека. После многих дней пути они вышли к берегу реки Кавери, что протекает у подножия горы Сахьи. Там в придорожной пыли они заметили человека, грязного, немытого, беззаботно развалившегося на обочине.

ТЕКСТ 14

Ни по внешности незнакомца, ни по поведению, никак иначе нельзя было определить, к какому сословию и укладу жизни он принадлежит.

ТЕКСТЫ 15-16    

Прахлада поклонился незнакомцу, коснувшись челом его стоп, и решил расспросить его, кто он таков и какого рода-племени. Государя также одолевало любопытство, чем незнакомец добывает себе на жизнь, ибо тот был весьма упитанного сложения.

ТЕКСТЫ 17

- Одосточтимый, - сказал царь демонов, - судя по твоей внешности, тебе безразличны дела сего мира. Однако твоя полнота выдает в тебе охотника за плотскими удовольствиями. Обычно тучнеют богатые бездельники, коим за ненадобностью работать и остается, что только есть да спать.

ТЕКСТ 18

Прости мою дерзость, божий человек. Вот ты праздно валяешься в грязи, не обремененный людскими заботами, откуда тогда у тебя золото на удовольствия, в которых, судя по твоей полноте, ты себе не отказываешь?

ТЕКСТ 19

На вид ты не невежда и не злодей. Речь твоя, должно быть, приятна и разумна. Судя по всему, ты осознал тщетность человеческих трудов, почему тогда не пойдешь к людям, не научишь их мудрости? Почему предаешься безделью?

ТЕКСТ 20

Нарада продолжал:

- В ответ на сладкие как мед государевы речи бродяга улыбнулся и молвил.

ТЕКСТ 21

- Овеликий предводитель демонов, слава твоя разошлась далеко за пределы твоего царства! Самые развитые народы, арии, видят в тебе образец для подражания. Ты и сам знаешь о бренности плодов человеческого труда и скоротечности земной жизни.

ТЕКСТ 22

Вездесущий Нараяна, безупречный и совершенный, пребывает в твоем сердце, и ты, бесконечно преданный Ему, можешь черпать знание непосредственно от Него. Неужели ты сам не знаешь ответы на свои вопросы?

ТЕКСТ 23

Если тебе любопытно, я, конечно, расскажу свою повесть. Однако сам я невежественный бродяга, и вряд ли научу тебя мудрости. Я могу лишь повторить то, что узнал от своих учителей.

ТЕКСТ 24

Итак, влекомый ненасытными желаниями, я, как и все прочие смертные, носился по волнам суетной жизни, то поднимаясь на ее вершину, то низвергаясь на самое дно. Меняя одну за другой тленные оболочки, я вел борьбу за существование – борьбу бессмысленную, ибо исход ее предопределен с самого нашего рождения.

ТЕКСТ 25

И вот, благодаря добрым делам или за грехи, я получил человеческое тело, и предо мною открылись трое врат: одни вели в низшие миры страданий, другие - к райским удовольствиям, третьи - к вечному освобождению.

ТЕКСТ 26

 Так мужчина и женщина вступают в союз, чтобы с помощью спутника жизни избавить себя от трудностей и жить счастливо, в итоге к своим трудностям им добавляются чужие. И когда я понял, что всякая деятельность сопряжена с тревогами, и ныне, и в будущем, я вовсе перестал заниматься чем-либо.

ТЕКСТ 27

Я рассуждал так: если счастье не достижимо в заботах, то я найду его в беззаботности. Если чувственные удовольствия приводят к страданиям, то, чтобы избавиться от страданий, нужно отказаться от чувственных удовольствий. Вот ты и застал меня тут, распростершегося на земле без дела и хлопот.

ТЕКСТ 28

 В заботах о бренном теле мы забываем о нуждах души. Мысля себя комком плоти, мы тратим целую жизнь на поиски удовольствий для него, тогда как душа наша страдает в заточении. И, неудовлетворенная, она вынуждена рождаться в зримом мире снова и снова.

ТЕКСТ 29

Как неразумный олень, бредущий прочь от заросшего колодца в поисках воды, душа, закутанная в бренное тело, ищет свое природное счастье снаружи себя.

ТЕКСТ 30

Даже справившись с временными напастями, мы не в силах одолеть нашу главную беду – бренность плоти, потому все наши усилия ради достижения счастья оказываются напрасны.

ТЕКСТ 31

Любая работа сопряжена с телесными или умственными страданиями. Скверные поступки приносят горькие плоды, добрые поступки приносят плоды сладкие, но что проку в них, если смерть все равно заберет их у тебя?

ТЕКСТ 32

Человек алчный, не способный совладать со страстью наживы, мучается страхами, бессонницей и часто впадает в гнев. Накопив много золота и серебра, он все равно не чувствует себя в безопасности, ибо в каждом, даже в самом близком родиче, видит угрозу своему благополучию.

ТЕКСТ 33

Богачи и сильные мира сего все время охвачены тревогой: царские сановники, воры, грабители, соперники, родичи, звери и птицы то и дело покушаются на их имущество. А еще время отбирает у них их власть и богатства, и даже сами они своими собственными ошибками помогают себе в обнищании. 

ТЕКСТ 34

Наконец я понял: для того, чтобы избавиться от страхов, печалей, гнева и бедности, нужно всего лишь отказаться от накопленного и накопления. У кого нет ничего, тот свободен и счастлив. Кто не ищет власти и уважения, тот избавил себя от самообмана, пустых привязанностей и бесполезного труда.

ТЕКСТ 35

Так вот, все свое знание я почерпнул от своих учителей - пчелы и удава: первая научила меня довольствоваться тем, что я могу унести с собою, второй научил не тревожиться о пище, ибо она сама найдет дорогу в твой в рот.

ТЕКСТ 36

Пчела свободна от желаний, потому ей не о чем печалиться. Она собирает мед, но не накапливает его. Так и мирянин, чтобы избавить себя от воров и завистников, должен добывать себе на пропитание, но не накапливать имущества.

ТЕКСТ 37

Я не прилагаю усилий и довольствуюсь лишь тем, что приходит ко мне само собой. Если мне что-то нужно, я не иду туда, где это можно найти, а лежу спокойный, как удав, и дожидаюсь, когда нужное само окажется у меня в руках.

ТЕКСТ 38

Иногда я ем мало, иногда много. Иногда это свежая еда, иногда гнилая. Иногда меня угощают с почестями, как царя, иногда бросают мне объедки. Иногда я ем днем, иногда — ночью. В целом, я питаюсь тем, что достается мне без усилий.

ТЕКСТ 39

Ношу я тоже только то, что само свалилось на меня, будь то шелковые платья или полотняная накидка, оленья шкура или повязка из мочала. Если нет и того, я и вовсе хожу нагим и доволен тем, что имею.

ТЕКСТ 40

Сплю я, где придется: на голой земле, ворохе листьев, камнях, куче пепла, а если пригласят, то и во дворце на царских перинах с подушками.

ТЕКСТ 41

Бывает, меня помоют, умастят благоуханными маслами, облачат в роскошные платья и обвешают украшениями с цветочными гирляндами, катают, как царя, на слоне или запрягают для меня золотую колесницу. А иногда я брожу грязный и нагой, и люди шарахаются от меня, как от одержимого.

ТЕКСТ 42

Одним я кажусь человеком мудрым, другим - умалишенным. Не мое дело хвалить их или осуждать. Пусть все они будут счастливы, пусть найдут вечную безмятежность в соитии с высшею Душою.

ТЕКСТ 43

Чтобы достичь безмятежного состояния, я советую тебе растворить понятия добра и зла в своем уме, затем погрузить ум в свою самость, а самость - в первозданное вещество. Так, очистив себя от чуждых оболочек, ты соединишься со вселенской Душою.

ТЕКСТ 44

Кто уничтожил свое мнимое "я", тот разорвал связь с мнимым миром. Затем, познав свою истинную суть, он возвращается в свое первозданное, вечное бытие, где нет желаний и, стало быть, нет тревог.

ТЕКСТ 45

Ты, государь, безусловно предан Всевышнему, и путь отречения не для тебя, ибо ты уже умиротворен, во всем и всегда уповая на своего Господина. Путь отречения, о коем я поведал тебе, предназначен для людей несвободных, слишком дорожащих мнением окружающих.

ТЕКСТ 46

Нарада продолжал:

- Прахлада остался доволен тем, как мудрец советовал мирянину устроить свою жизнь, дабы раз и навсегда избавиться от тревог. Государь низко поклонился незнакомцу и, испросив дозволения, отправился домой.

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

Царствие Прахлады

ТЕКСТ 1

 Святой Нарада сказал:

- Хотя совсем еще ребенок, Прахлада мудро заключил, что мирские блага, которые предложил ему Владыка судеб, отвратят его от любовного служения Господу. Потому он обратился к своему Спасителю с такими словами.

ТЕКСТ 2

Прахлада сказал:

- ОГосподь, мне, родившемуся в племени нечестивцев, судьбой предначертано искать счастья в чувственных излишествах. Прошу Тебя, не искушай меня сверх этого. Не ради бренной славы, власти и богатства я искал прибежище у Тебя. Напротив, я мечтал освободиться от суетного.

ТЕКСТ 3

Разве не похоть и стяжательство становятся семенем, порождающим все зло мира? И разве не отказ от бренных благ есть признак верности Тебе, мой Повелитель?

ТЕКСТ 4

 Какой урок Ты хочешь преподнести мне, о милосердный учитель? Если платишь мне благами за верность, значит полагаешь меня не слугою Твоим, но торговцем.

ТЕКСТ 5

Для любящего слуги служение любимому господину самоценно. Быть полезным Тебе – уже награда. И разве добр тот господин, кто для представления своего превосходства осыпает слугу почестями и подарками? Любящий хозяин не тревожится о том, как он выглядит в глазах любящего слуги.

ТЕКСТ 6

Господи, я хочу быть верным Тебе за то, что Ты есть, но не за то, что есть у Тебя. Истинный раб привязан к Господину, но не к Его дарам. Ведь служение Тебе само по себе награда.

ТЕКСТ 7

Но, Всеблагой Господь, если хочешь одарить меня за мое служение, будь милостив, освободи меня ото всех желаний, кроме желания служить Тебе. Избавь мое сердце от вожделения.

ТЕКСТ 8

Похоть отбирает у человека все ценное, что дается ему от рождения: чувства, разум, волю, здоровье, честь, терпение, благожелательность, скромность, силу, достоинство, память, правдивость, богатства предков и саму жизнь.

ТЕКСТ 9

Воистину, о Лотосоокий, кто избавился от желания стяжать, тот обретает богатства, равные Твоим.

ТЕКСТ 10

Я воздаю Тебе почесть, Верховный мой Повелитель, Совершенное Существо, Душа всех душ, Бог богов и Вездесущий Дух, явившийся в облике Человека и Льва.

ТЕКСТ 11

Всевышний отвечал:

- О Прахлада, Я знаю, ты не ждешь наград и не алчешь мирских благ ни в нынешней жизни, ни в следующей. Все же Я хочу, чтобы ты правил земным царством до прихода следующего (века) Ману и вкусил все радости земной жизни.

ТЕКСТ 12

Но, купаясь в волнах власти и удовольствий, всегда помни обо Мне, Моих поучениях и деяниях. Мыслями будь во Мне, и тогда Я пребуду в тебе. Посвящай мне плоды твоих дел, и тогда соблазны мира не возымеют над тобою власти. Пользуйся всем, что посылает тебе судьба, но помни, все богатства мира принадлежат Мне.

ТЕКСТ 13

Знай, что мирскими радостями ты расточаешь плоды добрых дел. А творя добро, ты искупаешь прошлые злодеяния. По добрым и злым делам отмеряется жизнь человека. Настанет срок, и тебе придется завершить земной путь, и Я заберу тебя в Свою обитель, но славу твою будут петь и люди, и боги до скончания времен.

ТЕКСТ 14

И кто вспомнит в последний свой миг о твоем чудесном спасении и Спасителе и восславит Меня твоими молитвами, тот также будет призван в Мое вечное царство

ТЕКСТЫ 15-17

Прахлада сказал:

- Господи великодушный, позволь мне просить тебя об одной милости, не для себя, но для своего родителя. Знаю, что он ушел из жизни свободным от всех грехов, ибо пред самой кончиною узрел Твой лик; но всю жизнь до того он, не ведая Твоего могущества, хулил и притеснял Твоих покорных слуг, полагая Тебя убийцей своего брата. Он кощунствовал и поносил Тебя, Учителя всех существ, и совершал иные грехи в отношении тех, кто дорог Тебе. Я хочу, чтобы Ты простил все его злодеяния.

ТЕКСТ 18

Всевышний сказал:

- Обезгрешный, тебе незачем отдельно просить о спасении твоего отца: не только он, но двадцать одно поколение твоих предков избавилось от всех грехов благодаря тому, что ты появился в их роду.

ТЕКСТ 19

Племя самых отъявленных нечестивцев стяжает славу праведников, когда в нем рождается душа, преданная Богу, - благонравная, умиротворенная и беспристрастная, подобно тому, как за один добрый поступок государь прощает преступнику его прошлые злодеяния.

ТЕКСТ 20

Знай, о царь Дайтьев, кто душою предан Мне, тот не делит живых существ на высших и низших, ни к кому не питает неприязни и свободен от гнева.

ТЕКСТ 21

Всякий, независимо от рода и племени, кто последует твоему примеру, будет Мне близким другом и будет Мною обласкан.

ТЕКСТ 22

А родитель твой избавился от прошлых грехов, прикоснувшись ко Мне в последний миг своей жизни. И все же ты должен свершить над отцом погребальный обряд предков, дабы даровать ему добродетельную жизнь в высших ярусах среди добродетельных существ.

ТЕКСТ 23

И воздав последний долг своему родителю, сам взойди на его престол. Правь подданными от Моего имени, ради их блага и согласно поучению Вед. Обзаведись государственными делами, но будь умиротворен и всегда помни обо Мне.

ТЕКСТ 24

Нарада сказал:

- Прахлада сделал все, как велел ему Господь. Когда же погребальный огонь угас, и прах демона был рассеян над святыми водами, жрецы совершили обряд престолонаследия и провозгласили Прахладу новым правителем царства Даитьев.

ТЕКСТ 25

Присутствующие при этом Брахма и другие боги сияли от счастья. Когда доволен Господь, довольна вся вселенная. Затем, склонившись к стопам Всевышнего, творец изрек молитву.

ТЕКСТ 26

Брахма сказал:

- ОБог богов, верховный Властитель, Владыка мироздания и Благодетель всех живых, о Первоначальное Существо! Как осчастливил Ты нас тем, что погубил нечестивца, терзавшего целую вселенную.

ТЕКСТ 27

Получив в награду за невиданное подвижничество мое благословение, что не будет он повержен ни одним сотворенным существом, этот злодей употребил свою силу во зло ближним и всячески попирал Твой Закон.

ТЕКСТ 28

К счастью, он вознамерился казнить своего сына Прахладу, который оказался святым праведником и к тому же Твоим преданным другом. А поскольку Ты никогда не бросаешь Своих в беде, Ты уничтожил демона и спас Прахладу, а заодно и всю вселенную.

ТЕКСТ 29

Ты единая Душа жизни, Ты хранишь дух жизни во всех существах. Кто знает Тебя своим защитником, того Ты оберегаешь от любых опасностей и самой смерти.

ТЕКСТ 30

Всевышний ответил:

- О урожденный в лотосе, теперь ты знаешь, сколь неразумно благоволить к существам жестоким и завистливым. Потакать недоброму все равно, что кормить молоком гадюку. Она накопит сил, чтобы укусить твоего ближнего.

ТЕКСТ 31

Нарада продолжал:

- Дорогой мой Юдхиштхира, таков был совет Всевышнего Брахме. Затем непостижимый для разума Владыка сущего принял почести от творца вселенной и скрылся из виду.

ТЕКСТ 32

А новопрестольный царь Прахлада поклонился богам, Брахме, Шиве, мудрецам и прародителям мира – всем членам вселенского тела Господа Бога - и воздал им хвалу.

ТЕКСТ 33

Восседающий на лотосе Брахма, а также верховный жрец Шукра и другие священнослужители провозгласили юногоПрахладу царем над демонами и исполинами-данавами.

ТЕКСТ 34

Приняв надлежащие почести от Прахлады, небожители под водительством Брахмы благословили царя и отправились в свои обители.

ТЕКСТЫ 35-36

Так, проклятые юными мудрецами, двое привратников царства Божьего в первый раз родились в бренном мире сыновьями Дити. Обманутые иллюзией, они полагали Всевышнего, пребывающего в сердце каждого существа, своим врагом и, бросив вызов Его власти, были умерщвлены Им. В следующей жизни они воплотились в облике злобных оборотней-ракшасов, врагов людей, - десятиглавым Раваною и его братом Кумбхакарною. Их убил могучий царь Рама.

ТЕКСТ 37

Пронзенные стрелами Рамы, Кумбхакарна и Равана пали на поле битвы. Как и в прошлой жизни, когда они были Хираньякшей и Хираньякашипу, они в последний свой миг размышляли, хотя и с ненавистью, о Господе Боге.

ТЕКСТ 38

В следующей жизни они родились людьми, Шишупалою и Дантавакрою, и снова пошли враждой на Всевышнего. И ты был свидетелем, как они искорками света растворились в теле твоего друга Кришны.

ТЕКСТ 39

Не только Шишупала и Дантавакра, но и многие их соратники-цари обрели спасение в Господе Кришне. Кто в последние мгновения перед смертью погружен в мысли о Всевышнем, тот непременно возрождается в нетленном облике, подобном Господнему, как гусеница, умирая, возрождается мотыльком.

ТЕКСТ 40

Известно, что покидая бренный мир с добрыми мыслями о Господе Боге, Его служители в новой, вечной жизни обретают облик, подобный Его облику. И хотя Шишупала с Дантавакрой и их союзники думали о Господе с ненавистью, Он милостиво принял их в Свое царство и придал им Свой облик.

ТЕКСТ 41

То был ответ на твой вопрос, почему злокозненный враг Кришны Шишупала получил такое же спасение, которое уготовано благонравным праведникам. Размышляющий о Боге, с благоговением ли, с ненавистью ли, обретает равное спасение в Нем.

ТЕКСТ 42

Итак, я поведал тебе о сошествиях Кришны, пред которыми преклоняются чистые сердцем, и о гибели сынов благонравной Дити — Хираньякши и Хираньякашипу.

ТЕКСТЫ 43 - 44

Ты услышал и о юном царевиче Прахладе, о его необычайной мудрости, непреклонности и отрешенности, и вере во Всевышнего Спасителя. Ты узнал о том, кто творит, поддерживает и уничтожает зримое мироздание, и о противостоянии богов и демонов - вселенского добра и зла, - и о том, что любая власть, большая и малая, существует, покуда на то есть соизволение Всевышнего. Я также передал тебе молитву Прахлады, в коей он воспел добродетели своего Спасителя.

ТЕКСТ 45

Ты должен знать, что непреклонно следуя своей внутренней природе, дхарме, ты постигаешь Божью волю и тем приближаешься к Нему. Этому учит повесть о святом царе Прахладе, верном рабе Божьем.

ТЕКСТ 46

Кто принимает эту повесть на веру и оглашает ее другим, тот непременно обретет свободу в Господе и тем закончит свое делание в призрачном мире.

ТЕКСТ 47

Кто внемлет повести о великом противостоянии Человека-Льва и златовласого демона Хираньякашипу, о жизни и спасении непорочного Прахлады, тот непременно вернется в царство Божие, свободное от печали и тревог.

ТЕКСТ 48

Дорогой мой Юдхиштхира, вам, Пандавам, посчастливилось принимать в своем дворце Кришну, делить с Ним трапезу, вовлекать в свои затеи и участвовать в Его затеях, точно Он был обыкновенным человеком. Потому мудрецы и отшельники по сей день тайком навещают ваш дворец и кланяются ему как великому святилищу.

ТЕКСТ 49

Всеобъемлющий свет бытия, в котором мечтают раствориться мудрые, - то сияние, исходящее от Кришны. Он Блаженство, коего ищут святые, и Он ваш личный Друг и Соратник, и даже приходится вам двоюродным братом. Он ваша жизнь и душа. Пред Кришной преклоняется мироздание, вам же Он порой Наставник, порой Приятель, а порой Слуга на посылках.

ТЕКСТ 50

Ни Брахма, ни Шива, ни другие боги - ни одно существо не способно описать чудных деяний Кришны, облик и черты Его личности. Ему молятся безмолвные отшельники и подвижники, святые почитают Его своим покровителем, а пророки – источником вдохновения; пусть же Он будет неизменно милостив к нам, Своим скромным слугам.

ТЕКСТ 51

Я поведаю тебе чудесную повесть о том, как однажды Господь спас от позора владыку мира Шиву, коего посрамил демон-кудесник по имени Майя из рода Данавов.

ТЕКСТ 52

Юдхиштхира спросил:

- Как же Майе удалось посрамить Шиву? И было ли это сделано намеренно? И как потом Кришна восстановил доброе имя властителю мира?

ТЕКСТ 53

Нарада сказал:

- Слушай меня, о добрый царь. Как-то раз силы добра и зла, боги и демоны, сошлись в жестокой битве. И боги, пользующиеся покровительством Всевышнего, одержали победу. Тогда поверженные демоны обратились за помощью к своему соплеменнику, великому Майе.

ТЕКСТЫ 54-55

Искусный демон соорудил для своего войска три летающих крепости из золота, серебра и железа и оснастил их всевозможными боевыми приспособлениями. Кроме того, его крепости могли становиться невидимыми. Недосягаемые для взоров богов демоны принялись крушить все на своем пути в высшем, среднем и низшем ярусах вселенной.

ТЕКСТ 56

Тогда правители небес направились к великому Шиве и, упав пред ним на колени, просили о помощи: «Убереги нас, владыка, от воинов, что засели в летающих крепостях. Иначе всем нам грозит разорение и гибель».

ТЕКСТ 57

Всемогущий успокоил небожителей, пообещав, что оградит их от разрушительного набега демонов. Затем он возложил стрелы на тетиву своего лука и выпустил их в три вражеских крепости.

ТЕКСТ 58

Стрелы Шивы проникали сквозь крепостные стены, точно лучи солнца сквозь стекло, и никто не мог укрыться от них.

ТЕКСТ 59

Золотые стрелы разили демонов тысячами, и те падали замертво. Тогда великий кудесник Майя сотворил колодец с живою водою и принялся окроплять ею безжизненные тела соплеменников.

ТЕКСТ 60

От прикосновения волшебной влаги демоны оживали и уже были неуязвимы даже для стрел Шивы. Они подбирали свое оружие и снова врывались в бой словно молнии, пронзающие тучи.

ТЕКСТ 61

 Увидев, как печален бессильный Шива, Всевышний решил прийти ему на помощь и перехитрить находчивого Майю Данаву.

ТЕКСТ 62

Он велел Брахме обернуться теленком, а Сам принял обличие коровы; на следующее утро, когда взошло солнце, оба они зашли в крепости демонов и выпили всю живую воду из колодца.

ТЕКСТЫ 63-64

Демоны видели, что лишаются жизненной влаги, но, очарованные красотою коровы с теленком, не могли помешать происходящему. Тогда колдун Майя понял, что в ход событий вмешалась Высшая воля, и не в его власти противостоять ей. «Друзья мои, - обратился он к соратникам, - не пристало вам печалиться о неизбежном. То, что нельзя отвратить, следует принять с радостью, ибо отвратить нельзя лишь волю Всевышнего, а Он – Всеблагой. Он друг небожителю, демону и человеку».

ТЕКСТЫ 65-66

 Тогда Господь из Своих достоинств - праведности, мудрости, отрешенности, удачи, воздержанности, честности и бесстрашия - создал оружие и другие принадлежности, необходимые в бою: лук со стрелами, щит, колесницу, колесничего, лошадей, слонов и боевое знамя, – и снабдил ими непреклонного Шиву.

ТЕКСТ 67

Утром следующего дня Непобедимый вложил огненные стрелы в свой лук и дотла сжег все три крепости Майи.

ТЕКСТ 68

Тут же в небе появились сотни воздушных кораблей, и прилетевшие на них небожители ударили в литавры и затрубили в рожки. Боги, мудрецы, предки и волхвы осыпали Шиву цветами и славили его подвиг, а небесные девы радостно пели и кружились вокруг него в танце.

ТЕКСТ 69

С тех пор владыку Шиву величают Трипурари – «тот, кто сокрушил три крепости». И, восхваляемый богами во главе с Брахмой, победитель вернулся в свое жилище у великой горы.

ТЕКСТ 70

Много удивительных деяний совершил Господь, сошедший на землю в облике человека. О них говорят святые в своих поучениях, о них сложены предания. И всякий, кто внемлет этим повестям, непременно достигнет всего, чего пожелает. В этом нет сомнения.

ГЛАВА ОДИННАДЦАЯ


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!