Хираньякашипу замыслил стать бессмертным



КНИГА СЕДЬМАЯКНИГА СУДЕБГЛАВА ПЕРВАЯБеспристрастныйTЕКСT 1Святой царь спросил: - Оучитель, как получилось, что Господь, беспристрастный ко всем Своим чадам, принял сторону Индры в этом споре? Если Он одинаково благоволит всем, если для Него нет злых и добрых, почему Он помог небесному царю расправиться с его врагами?TЕКСT 2Если Всевышний самодостаточен, если черпает удовольствие в Самом Себе, какая Ему радость от победы богов и гибели демонов? Какие цели может преследовать самоудовлетворенный, и способен ли Беспристрастный любить одних и ненавидеть других?TЕКСT 3О великий, враждебность Творца повергает меня в недоумение. Если Он не любит кого-либо, зачем Он его создал?ТЕКСТ 4-5Блаженный мудрец отвечал: - О государь, я с большим удовольствием отвечу на твой вопрос. Что может быть важнее, чем предметы, связанные со Всевышним, ведь даже просто беседуя о Нем, человек порывает узы с миром страданий и смерти, обретает жизнь блаженную и вечную. Для ответа на твой вопрос я поведаю тебе одно предание, которое некогда услышал от своего отца Кришны Двайпаяны, а тот от своего учителя - великого скитальца Нарады.TЕКСT 6Всевышний действительно вне добра и зла, для Него все равны – и злодеи, и праведники. Он не рожден и не имеет вещественных качеств. Таким Он нисходит в вещественный мир.TЕКСT 7 Он вне трех состояний природы – помрачения, возбуждения и просветления. Его природа иного свойства – непорочна и неподвластна разумению. Как вещество не может преобразоваться в сознание, так сознание не может породить образ Непорочной Красоты.TЕКСT 8 В мире идет непрерывная борьба между состояниями природы, выражающаяся в противостоянии богов, демонов и нечистых сущностей. Когда вселенной правят боги, в ней преобладает просветление, когда правят демоны, вселенная приходит в состояние возбуждения, когда власть переходит в руки нечисти – мир погружается во мрак.TЕКСT 9Как по наличию тепла можно судить о присутствии в теле души, так по наличию стремлений у души можно судить о присутствии в ней Высшей души. По силе огня судят о количестве дров в костре, по делам человека судят, в какой ипостаси Всевышний присутствует в нем. ТЕКСТ 10  Людей благочестивых Он наделяет Своею способностью сохранять вещи как они есть, людей от природы беспокойных Он одаривает Своею творческой силою. Людям с помраченным сознанием Он дает в распоряжение Свою разрушительную силу. Все врожденные стремления живого существа осуществляются с соизволения Всевышнего, однако Он не в ответе за дела смертных. ТЕКСТ 11 Всевышний творит время, в котором возможно всякое созидание и разрушение, потому Он – истинный Творец и Разрушитель. Все существа движутся и действуют в пространстве и времени, созданным Его волею. Сворачивая пространство и время, Всевышний принуждает остальных существ к бездействию. ТЕКСТ 12 Первозданная стихия – время – наиболее близка к самому устойчивому состоянию вещества – умиротворенности, потому Властитель времени скорее благоволит умиротворенным богам и праведникам, нежели демонам и нечестивцам, пребывающим в умопомрачении - состоянии, качественно наиболее далеком от стихии времени, хотя в первичной Своей ипостаси Владыка бытия беспристрастен ко всем Своим чадам – и добродетельным и злонамеренным. TЕКСTЫ 13-15 Однажды твой дед Юдхиштхира в присутствии многих друзей и родичей задал мудромуНараде тот же вопрос: почему Беспристрастный благоволит к одним и равнодушен к другим? Почему одни вынуждены подчиняться Его закону, других же Он удостаивает милости? Юдхиштхира вспомнил, как на званом приеме в честь жертвоприношения коня Кришна погубил нечестивца Шишупалу, чья душа растворилась в теле Кришны, что привело присутствующих в величайшее изумление. TЕКСT 16Юдхиштхира спросил: - Омудрец, разве не удивительно, что злодей, с детства ненавидевший Кришну, обрел спасение в сиянии Господа, подобно великим отшельникам и праведникам?TЕКСT 17За что Всевышний был столь милостив к негодяю? Чем Шишупала лучше злобного Вены из древнего предания, которого жрецы-брахманы отправили своим проклятием в ад?TЕКСT 18 С младенчества, едва научившись выговаривать слова, Шишупала, самый грешный из сыновей Дамагхоши, уже, как мог, поносил Кришну, и пронес эту ненависть до конца своих дней. Ничуть не лучше был и его брат Дантавакра.TЕКСT 19Не было дня, чтобы братья не оскорбляли Кришну, и тем не менее оба отличались завидным здоровьем - язык их не отсох от проказы, их царство процветало и жили они вполне благополучно. Самое же удивительное – что и после смерти богохульники не отправились в ад, а вознеслись в царство Божие. TЕКСT 20Как объяснить, что Божьи ненавистники на глазах у великих праведников растворились в сиянии Господа - без труда достигли того, о чем только грезят подвижники и угодники Божьи?TЕКСT 21Я понимаю, что пути Его непостижимы и деяния чудесны, и все же разум мой требует разъяснения. Мысли мои, как пламя свечи на ветру, не находят покоя. Прошу, если тебе известна причина столь небывалой милости, открой мне ее. TЕКСT 22Блаженный Шука продолжал: - Учитель учителей Нарада с удовольствием выслушал вопрос Юдхиштхиры. В присутствии собравшихся он отвечал. TЕКСT 23Нарада сказал: - О царь, действительно, между почетом и унижением, хулой и восхвалением нет разницы. Плоть нельзя унизить, ибо она бесчувственна. Душа же всегда непорочна, она вне добра и зла. ТЕКСТ 24 Страдания происходят от стремления самоутвердиться – от ложного самоопределения и чувства обладания. Когда разрушается тело, вечная душа испытывает страх смерти, когда тело лишается имущества, душа испытывает боль утраты. Страх смерти тем резче, чем больше благ теряешь, умирая. Чувство унижения той же природы, что и страх, оно порождено неудачею в самоутверждении. ТЕКСТ 25 Поскольку Высшему Владыке не в чем самоутверждаться – Его нельзя унизить и оскорбить. Его благополучие не зависит от чужих дел, Его самомнение не зависит от чужого мнения. Он не печалится, когда Его хулят, и не радуется, когда Ему поют славу. У Него нет друзей и врагов. Карая или благословляя — Он одинаково одаривает чад своих благом. ТЕКСТ 26 Потому с каким бы чувством ни думала душа о Всевышнем — будь то враждебность, преданность, страх, восхищение или вожделение, — ее неизменно ожидает благо, ибо Господь – Всеблагой, и не зависит от враждебности или дружелюбия Своих созданий. ТЕКСТ 27 Я даже полагаю, что человек, превозносящий достоинства Господа, не способен столь глубоко погрузиться в мысли о Нем, сколь ненавидящий Его. ТЕКСТЫ 28 - 29 Как личинка, которая с ненавистью думает об осе, замуровавшей ее, сама рождается осой, так порабощенная душа, размышляющая о Кришне - пусть и с ненавистью, - навеки обретает свободу и в новом облике возносится в Его благодатную обитель. ТЕКСТ 30 С каким бы чувством ты ни думал о Господе Боге – с вожделением, страхом, ненавистью, привязанностью или преданностью, ты в равной мере избавляешься от пороков и дурных наклонностей. Тому есть множество примеров в древних преданиях. ТЕКСТ 31 Юные девы удостоились милости Кришны, питая к Нему вожделение; злобный Камса — благодаря страху перед Ним, царь земли Чеди и его соратники — благодаря ненависти к Кришне; Ядавы — благодаря родственной привязанности; вы, Пандавы, снискали Его милость благодаря дружеской верности, ну а я, простой смертный, — благодаря служению Ему. ТЕКСТ 32 Кто испытывает любое из этих пяти чувств к Кришне, тот несомненно вознесется в Его обитель - свой родной дом. Но незавидна судьба нечестивцев, вроде царя Вены, которые ни в жизни, ни в смерти так и не вспомнили о Господе. ТЕКСТ 33  О благородный Пандав, твои двоюродные братья Шишупала и Дантавакра раньше принадлежали к ближайшему окружению Господа, но из-за проклятия четырех юных старцев они пали из царства Божьего в зримый мир. ТЕКСТ 34 Юдхиштхира спросил: - Какое проклятие может заставить вечных слуг Господа пасть в мир смертных? Кто имеет власть карать спутников Всевышнего? ТЕКСТ 35  Я слышал, что существа, обитающие в царстве Всевышнего, бесплотны, у них нет органов чувств, в их телах не течет кровь, не дует жизненный воздух. Объясни, как стало возможно, что они облачились в бренную плоть? ТЕКСТ 36  Блаженный Нарада сказал: - Однажды четверо сыновей Брахмы — Санака, Санандана, Санатана и Санат, странствуя по свету, оказались у врат царства Всевышнего. ТЕКСТ 37 Хотя эти четверо – самые старшие из сынов Перворожденного, они выглядят как пяти-шестилетние отроки и странствуют по просторам мироздания нагими. Потому, полагая, что пред ними обычные дети, двое стражей царства Божьего - Джая и Виджая - преградили им путь к Своему Господину. ТЕКСТ 38 Когда Джая и Виджая закрыли пред четырьмя отроками врата в царство Божие, те в великом гневе прокляли их. «Двое глупцов, хоть и охраняете путь к Господу, вы, как обычные миряне, подвержены низменным страстям – недружелюбию и подозрительности. Потому недостойны вы жить у стоп своего Господина - Разрушителя сомнений. Дабы искупить свой порок, отправляйтесь в мир страха и недоверия и родитесь злобными демонами». ТЕКСТ 39 Джая и Виджая приняли проклятие беспрекословно, а мудрецы, видя такое смирение, прониклись к несчастным состраданием и молвили вслед: «Вы родитесь демонами три раза, тогда проклятие исчерпает свою силу, и вы вернетесь в царство Божие в прежнем чине и обличии. И да пребудет с вами Господь Бог». ТЕКСТ 40 Первый раз Джая и Виджая родились сыновьями Дити; старшего из них звали Хираньякашипу, младшего — Хираньякша. Пред ними преклонялись оба мировых демонических рода - Дайтьи и Данавы, и почитали братьев своими предводителями. ТЕКСТ 41 Вседержитель умертвил Хираньякашипу, явившись в облике Человека-Льва. А Хираньякша принял смерть от Божественного Вепря, когда пытался помешать Тому спасти Землю из вод мирового океана. ТЕКСТ 42 Узнав о том, что его сын Прахлада предан Врагу их рода, Хираньякашипу замыслил уничтожить сына — но, сколько он ни старался, Господь неизменно приходил на помощь Своему непорочному слуге. ТЕКСТ 43 Всевышний действительно беспристрастен – покарав злокозненного Хираньякашипу и защитив праведника Прахладу, Он оказал обоим одинаковую милость. ТЕКСТ 44  Потом двое привратников царства Божьего родились Раваною и Кумбхакарною, коих Вишрава зачал в лоне Кешини. Оба демона творили великое беззаконие во вселенной и притесняли богов. TЕКСT 45 Дабы избавить Джаю и Виджаю от проклятия брахманов, Господь пришел в зримый мир в образе доблестного царя Рамы и убил Равану с Кумбхакарною. О деяниях Рамачандры тебе лучше услышать из уст мудреца Маркандеи. TЕКСT 46В своем третьем воплощении Джая и Виджая появились на свет в семье воинственных правителей и приходились тебе двоюродными братьями. В тот миг, когда Кришна обезглавил их Своим огненным кругом, они наконец искупили проклятие святых юнцов и вознеслись в обитель света. TЕКСT 47Многие жизни пребывая в забвении, стражи царства Божьего питали к своему Владыке вражеские чувства и в ненависти своей постоянно думали о Нем. Если мысли твои всегда с Господом, Он не оставит тебя. Господь милостив к тем, кому Он небезразличен.TЕКСT 48Юдхиштхира спросил: - О Нарада, за что Хираньякашипу столь сильно возненавидел родного сына, и откуда у демонического дитя взялась преданность Богу?

ГЛАВА ВТОРАЯ

Хираньякша – царь демонов

ТЕКСТ 1

 Святой Нарада сказал:

- Оцарь, узнав о том, что Всевышний в обличии Вепря убил его младшего брата, Хираньякашипу сделался мрачнее тучи.

ТЕКСТ 2

 В бессильной ярости ходил он по своим палатам и в кровь кусал губы, осыпая богов проклятиями. А когда он устремил к небу пылающий ненавистью взгляд, небосклон заволокло дымом.

ТЕКСТ 3

Лик его исказился жутким оскалом, брови нахмурились, глаза налились кровью. Подняв трезубец к небу, Хираньякашипу обратился к своим воинам и соратникам.

ТЕКСТЫ 4–5

- О родичи мои Дайтьи и Данавы! Двуглавый Двимурдха, трехглазый Триакша, Шамбара и сторукий Шатабаху, Хаягрива, Намучи, Пака и Илвала, Випрачитти, Пулома, Шакуна, к вам обращаюсь я, мои отважные воины! В этот скорбный час я прошу вашей помощи!

ТЕКСТ 6

Боги, соперники наши пред ликом Высшего Властелина, задумали лишить жизни Хираньякшу — любимого моего брата и верного друга. И просьбами своими склонили на свою сторону Беспристрастного. Руками нашего Господина эти трусливые подлецы сгубили благородного витязя.

ТЕКСТЫ 7 - 8

 Всевышний оказался не беспристрастен, отныне не все Его чада одинаково родны Ему. Иначе почему по просьбе одних Он убивает других? Почему как дитя малое, найдя себе новых друзей, Он забывает о старых? Неужто колдовская сила одолела своего Хозяина? Раз так, то и кто-нибудь другой, например, я, может оказаться сильнее Его. Устоит ли Бог пред моим трезубцем? Это я скоро выясню, а вы будьте свидетелями моего торжества! И когда я снесу с плеч Его голову, то кровью, что хлынет из Его горла, я напитаю моего милого брата, столь любившего вкус крови. Тогда-то душа моя успокоится.

ТЕКСТ 9

Древо, лишившееся корней, скоро засыхает. Если я уничтожу Хранителя мира, боги, для которых Он является животворящим источником, лишатся сил и тоже скоро зачахнут.

ТЕКСТ 10

 А вы тем временем отправляйтесь на Землю, которая процветает, оберегаемая жрецами-брахманами и благочестивыми правителями. Уничтожьте людей, что чтят обеты и писания, совершают жертвоприношения и творят добро ближнему!

ТЕКСТ 11

 Если вы истребите жреческое племя, то никто не будет побуждать правителей совершать жертвоприношения, и тогда боги и прародители, лишившись подношений, иссякнут силами и вымрут сами собой. А если Всевышнему не к кому будет приходить в бренный мир, то и власть наша будет безграничной.

ТЕКСТ 12

 Отправляйтесь туда, где люди заботятся о коровах и священниках, где следуют заповедям Писаний, где живут по законам сословий и укладов. Жгите их жилища, вырубайте сады и рощи, уничтожайте посевы и пастбища.

ТЕКСТ 13

Охочие до злодейства демоны внимали речам Хираньякашипу с нескрываемым удовольствием. Затем, поклонившись своему предводителю, они с радостными воплями бросились исполнять его волю.

ТЕКСТ 14

Они жгли города и деревни, леса и сады, коровьи загоны, златоносные рудники, пастбища и поля, поджигали обители отшельников, дома земледельцев, горные деревни и поселения пастухов. Столицы государств - и те были преданы огню.

ТЕКСТ 15

 Одни кирками и ломами крушили мосты, крепостные стены и городские ворота. Другие топорами вырубали манговые и хлебные деревья. А третьи головнями поджигали жилые дома. Каждый злодей находил себе занятие по душе.

ТЕКСТ 16

Лишившись крова и имущества, люди перестали жертвовать богам. А боги, удрученные непочтением людей, покинули свои небесные обители и низошли на землю, и, невидимые, стали странствовать по ней, наблюдая за происходящим.

ТЕКСТ 17

Тем временем Хираньякашипу, совершив погребальный обряд над телом своего брата, утешал убитых горем племянников.

ТЕКСТЫ 18 - 19

Искусный собеседник Хираньякашипу утешал своих племянников — Шакуни, Шамбару, Дхришти, Бхутасантапану, Врику, Каланабху, Маханабху, Харишмашру и Уткачу, и также их мать, Рушабхану, доводившуюся ему невесткой, и свою матушку, Дити.

ТЕКСТ 20

Великий демон говорил:

- Дорогие мои родичи - матушка, невестка и племянники! Не скорбите о Хираньякше, ибо для героя погибнуть в сражении — славная и желанная смерть.

ТЕКСТ 21

Матушка, полно тебе печалиться. Мы все в этом мире странники, которые встретились на постоялом дворе, и, едва узнав имена друг друга, снова расходимся своими дорогами, чтобы пожинать плоды трудов своих.

ТЕКСТ 22

 Душа – вечная скиталица, и по природе своей чиста и непорочна. Она продолжает жить, когда умирает плоть. Душа – свет, тогда как тело – ее тень. Душа не имеет вещественных свойств, как свет не имеет свойств тени.

ТЕКСТ 23

 Деревья, отраженные в речной воде, кажутся плывущими. А когда кружится голова, создается впечатление, что земля под ногами пришла в движение.

ТЕКСТ 24

 Подобно этому, любезная матушка, душа, наблюдающая за изменениями окружающего мира, а по сути – за изменениями своего ума, представляет себя деятелем. И, хотя душа неизменна и нерушима, ей кажется, что она меняется и разрушается, как все предметы в наблюдаемом мире.

ТЕКСТЫ 25 - 26

 Мысля себя комком плоти, душа определяет близкими тех, от кого эта плоть рождена или кого породила, прочих же считает чужаками. Хотя плоть у всех одинакова, глупцы делят комки плоти на родных и чужих. Когда прах родных соединяется с прахом земли, это причиняет им страдания, когда же в земле исчезает прах врагов, они ликуют. Рождение, скорбь, тревоги, помрачение и смерть — вся эта иллюзия вызвана ложным самомнением. И в этом бегущем колесе жизни миг просветления сменяется годами забытья.

ТЕКСТ 27

 Я поведаю вам древнюю притчу о встрече повелителя судьбы Ямы с родичами усопшего царя. Итак, слушайте меня внимательно.

ТЕКСТ 28

- Некогда государством Ушинара правил могучий царь по имени Суягья. Но случилось так, что он пал в сражении, защищая свою землю от недругов. Родные и близкие отправились на поле брани, чтобы проводить в последний путь своего заступника.

ТЕКСТЫ 29 - 30

 Золотые доспехи государя, отделанные драгоценными каменьями, разбитые и покореженные, были разбросаны вокруг его бездыханного тела; с него упали украшения и гирлянды; волосы его рассыпались по земле, глаза потускнели. Стрелы врагов торчали из самого его сердца, а он лежал, залитый кровью и бездыханный, на поле битвы, над которым кружились стервятники. Смерть настигла его в решающий миг сражения, когда, закусив губу, он отважно бросился на врага, и это выражение с оттенком удивления внезапной своей кончине так и застыло на его лице, которое раньше сравнивали с очарованием утреннего лотоса, а нынче почерневшем от пыли. Правая рука его, отделенная от тела, по-прежнему сжимала меч; левая была переломана.

ТЕКСТ 31

Увидев обезображенное тело супруга, царицы заголосили: «Что же, коварная смерть, ты сделала с нашим господином, за что забрала наше сокровище! Без него не жить нам на этом свете!» Так у ног любимого супруга они стенали, колотя себя в грудь.

ТЕКСТ 32

 Их слезы смешивались с алою румяною, покрывавшей их грудь, и капали на его стопы; волосы их разметались, украшения попадали на землю. Они оплакивали мужа весь день и всю ночь, и не было на свете более печального зрелища

ТЕКСТ 33

«Милый наш господин, - причитали царицы, - за что судьба так безжалостна к нам? За что отняла у нас свет наших очей? Кто позаботится теперь о жителях Ушинары? Кто утешит их горе? За что нам такое несчастье, чем мы провинились перед судьбой?

ТЕКСТ 34

Государь, ты был всем нам добрым другом и ласковым супругом. Что станется с нами теперь, кто приласкает нас на своей груди? Забери нас с собой, одоблестный витязь, нет и не будет нам жизни на этом свете. Куда бы ни увлекла тебя подлая смерть, мы хотим разделить твою судьбу!»

ТЕКСТ 35

Солнце второго дня клонилось к земле, и тело царя нужно было предавать огню. Но царицы не желали расставаться с мертвым телом, рыдая над ним и обнимая его.

ТЕКСТ 36

 Они так отчаянно причитали, что их услышал сам повелитель смерти Яма. И, дабы утешить вдов, бог судьбы низошел на землю в обличии юного отрока.

ТЕКСТ 37

Повелитель Яма молвил:

- Как странно, что взрослые люди скорбят об умерших, зная, что смерть неизбежна. Живые существа восстают из праха и в прах возвращаются, колесо жизни и смерти невозможно остановить. Что может быть глупее, чем сокрушаться о естественном и неизбежном?

ТЕКСТ 38

Видно, я родился под счастливой звездой, ибо, брошенный родителями в лесу на съедение диким зверям, понял непреложную истину: смерть подстерегает тебя на каждом шагу, и если ты еще жив, значит, Всеблагой Господь оберегает тебя. А если настал твой смертный час, то и на это Его воля.

ТЕКСТ 39

Он творит, хранит и разрушает мир, Сам оставаясь неизменен. Бескрайняя вселенная и ее обитатели, точно игрушки в Его ладонях. Он оберегает одних от судьбы, других же отдает в ее руки. Над Ним нет законов, и промысел его непостижим.

ТЕКСТ 40

Случается, человек находит в целости и сохранности свою драгоценность, оброненную много времени назад в людном месте. А другой теряет деньги в собственном доме, спрятав их от чужого глаза. Кого хранит Всевышний, тот будет цел и невредим даже в диком лесу среди хищников. Но тот, от кого отвернулся Господь, внезапно умрет в окружении родных и близких, слуг и опекунов. К кому не благоволит Всевышний, тот не найдет спасения даже за самыми толстыми стенами.

ТЕКСТ 41

Души творят себе тела своими поступками, и своими же поступками уничтожают: время плоти конечно. Жизнь создает себе плоть; и видов жизни великое множество, при этом сама она не относится ни к одному из них. Жизнь проявляется в вещественных образах, хотя сама она невещественна.

ТЕКСТ 42

 Как человек мыслит себя единым со своим жилищем, но при этом отличен от него, так душа мыслит себя плотью, при этом отлична от плоти. Тело образуется от соединения земли, воды и огня - этот союз неестественен и недолговечен, потому не ликуйте, когда он создается, и не печальтесь, когда распадается. Все, что создано путем сложения, обречено разложиться.

ТЕКСТ 43

Как огонь скрыто присутствует в поленьях, но не смешивается с ними, как воздух проникает в тело, но не растворяется в нем, как пространство пронизывает предметы, но не сливается с ними — так сознательная душа заключена в плоть, но всегда остается в стороне от нее. Сознание наделяет тело свойствами, но ни одно из этих свойств не присуще сознанию.

ТЕКСТ 44

Тот, кого вы оплакиваете, живет и будет жить вечно. А его тело всегда было мертво. Плоть лишь создает видимость жизни, в действительности она безжизненна с самого начала, приводимая в движение лишь сознанием. Не стоит печалиться ни о живом, ибо оно живо всегда, ни о мертвом, ибо оно всегда мертво.

ТЕКСТ 45

 Вам жаль, что его тело больше не отвечает на ваши зовы? Но оно никогда и не отвечало. Тело говорит и производит действияблагодаря движениям жизненного воздуха в нем, но даже воздух не умеет слушать и говорить, ибо не обладает сознанием. Да и сознание не действует, а лишь наблюдает. Действиями чувств и тела управляет Мировая Душа, а мы лишь зачарованно смотрим за происходящим.

ТЕКСТ 46

Пять стихий, десять чувств и ум, соединяясь, образуют вещественное тело. С помощью тела и мысли душа пытается установить власть над зримым миром – и по виду тела можно определить, насколько это удалось ей. Однако же приходит срок, и она вынуждена оставить бренную плоть, а вместе с нею и власть, и обладание.

ТЕКСТ 47

 Пока душа не избавится от тонкой оболочки – мысленного тела, - она будет принуждена пожинать плоды действий тела грубого, вещественного. Мыслью сознание связано с плотью, потому страдает от изменений последней.

ТЕКСТ 48

Радости и печали в вещественном мире – не более чем игра воображения. Все образы во внешней природе имеют такое же отношение к действительности, как сновидения к яви. Ложно все, что находится в области чувственного восприятия.

ТЕКСТ 49

Кто осознал себя вечным среди преходящего наваждения, тот никогда не предается скорби. Кто осознал, что душа вечна посреди бренной плоти, тому неведома печаль. Кто печется о временном, тому не вкусить сладкого плода умиротворения.

ТЕКСТ 50

Есть старинная притча об охотнике, что ловил птиц едва видимой сетью. И был этот муж столь ловок, что ни одна птаха не могла уберечься от него, словно он был самой смертью.

ТЕКСТ 51

Однажды, бродя по лесу, он увидел двух маленьких птичек. Он разложил приманку, и скоро самка уже трепыхалась в его сетях.

ТЕКСТ 52

Бедный кулинга горевал, видя страдания подруги, но ничем не мог помочь несчастной. А она билась в руках охотника, пока смерть не положила конец ее мучениям.

ТЕКСТ 53

«За что судьба жестока со мной! За что разлучила меня с возлюбленной! - сокрушался несчастный кулинга. – О, как беспомощны мы на этом свете! О, как одиноки! Что станется теперь со мной, кто приласкает меня?

ТЕКСТ 54

Как выживу я, разлученный со своей второю половиною? Почему, вместе в жизни, мы оказались порознь в смерти? Почему мир так несправедлив? Неужели бессилие и отчаяние - наши неизбежные спутники?

ТЕКСТ 55

Что будет с нашими птенцами, которые не дождутся своей матушки? Кто накормит их, беспомощных, кто научит летать и добывать себе пищу? Как выживут они одни в этом зловещем мире?»

ТЕКСТ 56

Пока безутешный кулинга оплакивал смерть своей любимой, к нему незаметно подобрался ловкий охотник и сразил острой стрелой.

ТЕКСТ 57

Потому, о добрые жены, не будьте вы, как та птаха. Не скорбите о мертвом государе – его не вернуть криками и стенаниями. Лучше спасайте себя, живых.

ТЕКСТ 58

 Доблестный Хираньякашипу продолжал:

- Родичи поверженного правителя с изумлением внимали мудрому отроческому слову. В самом деле, бренное не стоит скорби, ибо обречено сгинуть в небытии, едва появившись на свет.

ТЕКСТ 59

Затем повелитель посмертной судьбы Яма скрылся от взора родичей Суягьи, и они наконец совершили над телом царя погребальный обряд.

ТЕКСТ 60

И вы, добрые родичи моего брата, не горюйте о потере бренного. Плоть недостойна сожаления. Она не принадлежит ни вам, ни ему, ни кому бы то ни было. Мы заимствуем ее у матушки-природы и должны будем отдать в назначенный срок.

ТЕКСТ 61

Блаженный Нарада сказал: «Дити и ее невестка Рушабхану, вдова Хираньякши, внимательно слушали наставления Хираньякашипу, и скорбь постепенно покидала их сердце, и в нем воцарялись мир и спокойствие, как происходит всегда при соприкосновении с вечным».

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Хираньякашипу замыслил стать бессмертным

 

ТЕКСТ 1

Святой Нарада сказал:

- Предводитель демонов Хираньякашипу возжелал стать неуязвимым для оружия и неподверженным болезням и старости. Он также решил обрести волшебные силы и сделаться единовластным и бессменным правителем всех трех миров.

ТЕКСТ 2

В долине у подножия МандарыХираньякашипу совершал суровые обеты, стоя на цыпочках и воздев руки к небу, глядя наверх. Воистину, добровольные лишения – кратчайший путь к власти.

ТЕКСТ 3

От волос Хираньякашипу исходил ослепительный свет — такой же яркий, как от солнца в час гибели вселенной. Чрезвычайно встревоженные боги спешно вернулись в свои обители, дабы искать защиты у первого творца.

ТЕКСТ 4

Вдруг из головы Хираньякашипу вырвался огонь, который стал раскалять небосвод – над землею поднялась алая заря, высшие и низшие миры заволокло дымом.

ТЕКСТ 5

От воздержания богоборца нарушилось равновесие мира - разбушевались реки и моря, задрожала земля с горами и островами, светила и небесные тела сошли с орбит, по небу метались кометы. Вселенная со всех десяти сторон вспыхнула пламенем пожарищ.

ТЕКСТ 6

Боги не знали, где укрыться от этого пекла, и отправились за советом к создателю Брахме. Почтительно склонившись пред отцом мира, они взмолились:

- О величайший! Научи, как нам быть, что делать – огонь демонических покаяний грозит уничтожить наши жилища, наших чад и нас самих. И нет в свете силы, способной противостоять силе демона.

ТЕКСТ 7

Одостославный властитель вселенной, внемли нашей мольбе, не жди, пока пламя демона уничтожит твоих верноподданных.

ТЕКСТ 8

Хираньякашипу стяжал небывалую силу в суровых обетах. И хотя тебе ведомо все в твоем творении, мы осмелимся поведать, как рассуждал демон и как клялся, прежде чем предаться покаянию.

ТЕКСТЫ 9 - 10

«Брахма, - рассуждал он, - достиг своего могущества самосозерцанием, покаяниями и стяжанием волшебных сил. Благодаря этим достижениям он смог сотворить вселенную и удерживать в ней свою непререкаемую власть. Никто не смеет перечить ему – ни демоны, ни боги. Я неистребимый дух, я вечен, как время, и неуничтожим, потому самоистязание не погубит меня, но придаст сил – предо мною вечность, и каждое ее мгновение я буду становиться сильнее и неуязвимее для врага. Отказом от стяжательства я заполучу власть над сластолюбцами-богами и вскоре займу место Брахмы.

ТЕКСТ 11

Обретенной властью я переверну миропорядок – злодеи будут вознаграждаться райскими удовольствиями, а праведники отправятся страдать в ад. Даже высший ярус вселенной – Дхрува - будет уничтожен временем, но я и моя власть пребудем во веки веков».

ТЕКСТ 12

Клянемся, владыка, мы сами слышали это из его уст. Он совсем не уважает тебя и набирается силы, чтобы уничтожить всех нас. Демон подвергает себя суровым лишениям, чтобы занять вселенский престол, который по праву принадлежит тебе. Овладыка трех миров, расправься с ним, если тебе дорога твоя жизнь и жизнь твоих наместников.

ТЕКСТ 13

Твоя власть – залог благополучия коров и жрецов-брахманов. А известно, что от их благополучия зависит благоденствие богов и вселенной в целом. Если боги лишатся своих радостей, богатств и благополучия, во вселенной воцарятся беспорядок и беззаконие. Умоляем, отведи от нас эту угрозу, расправься со злодеем, покусившимся на мировое устройство.

ТЕКСТ 14

Выслушав богов, могущественный Брахма в сопровождении мудрого Бхригу, праотца Дакши, и прочих небожителей немедля отправился к месту покаяния златовласого демона.

ТЕКСТЫ 15

Несомый на крыльях белоснежного лебедя, творец не сразу увидел Хираньякашипу - тело последнего скрывал муравейник, поднявшийся среди зарослей тростника. Когда же создатель и боги разглядели очаг излучения, раскалявшего вселенную, изумление долго не сходило с их ликов.

ТЕКСТ 16

Хираньякашипу походил на полуденное солнце, затянутое тучами. За время, что демон предавался подвигу, муравьи съели его плоть - кожу, жир, мясо и кровь. С улыбкой на устах Брахма обратился к суровому отшельнику.

ТЕКСТ 17

 Великий Брахма сказал:

- Очнись, очнись же, сын Кашьяпы. Тебя приветствую я, прародитель жизни. Пришел я к тебе, дабы вознаградить тебя за тяжкие подвиги. Проси, чего хочешь: я с готовностью исполню любое твое желание.

ТЕКСТ 18

Непреклонностью в покаянии ты завоевал мое расположение. Насекомые и черви съели твою плоть, но ты остался верен своему обету, сохранив в равновесии потоки жизненного ветра. Воистину миру явилось невиданное чудо.

ТЕКСТ 19

Даже Бхригу, первый воспитатель подвижников, не способен был на подобное самоистязание, да и в будущем вряд ли кто-либо сподобится на такое. Разве под силу живой твари поддерживать в себе жизнь без единого глотка воды в течение ста лет

ТЕКСТ 20

Одоблестный сын Дити, в подвиге и отречении ты превзошел мудрецов, отшельников и святых старцев, пред которыми преклоняюсь даже я, создатель жизни. Не силою оружия, но силою духа ты одолел меня.

ТЕКСТ 21

Проси у меня любое благословение. Хочешь, я дарую тебе бессмертие небожителей? Ты получишь все, о чем только может мечтать смертный. Наша нынешняя встреча изменит ход твоей жизни.

ТЕКСТ 22

 Блаженный Нарада сказал:

- С этими словами перворожденный окропил изъеденное муравьями тело демона чудодейственной водой из своего кувшина.

ТЕКСТ 23

Как только живительная влага коснулась костей Хираньякашипу, они вновь обросли плотью, и тело демона стало столь крепким, что выдержало бы и удар индровой молнии. Как огонь из поленьев, сын Дити восстал из муравейника - в облике молодого мужа, чье могучее тело сияло подобно расплавленному золоту.

ТЕКСТ 24-25

Увидав в небе Брахму на белоснежном лебеде, Хираньякашипу опустился на колени, почтительно сложив у груди ладони. Буйный восторг охватил предводителя демонов, тело его исступленно дрожало, слезы застилали ему очи. И молвил Хираньякашипу дрожащим голосом.

ТЕКСТЫ 26 - 27

Благословенный Хираньякашипу сказал:

- Прими мои смиренные поклоны, овластелин вселенной. Могущество твое столь велико, что, погружаясь в сон, ты увлекаешь во тьму целую вселенную. Самим бдением своим ты поддерживаешь весь сотворенный мир. О Лучезарный, самоощущение Твое есть три состояния природы – просветление, волнение и помрачение.

ТЕКСТ 28

Я склоняюсь пред тобой, о непорочно зачатый. Силой своего ума и мудростью ты создаешь вселенское разнообразие. Все, что окружает нас, – плод твоего воображения. Ты – начало зримого сущего.

ТЕКСТ 29

Душа жизни, ты даруешь свет миру, а значит, повелеваешь им. Первое одушевленное существо, ты вдыхаешь жизнь в других. Ты побуждаешь к действию ум и чувства; благодаря твоему свету живые твари - движущиеся и неподвижные - воспринимают образы и стихии окружающего мира. Ты возбуждаешь желания и удовлетворяешь их, ибо ты – суть жизни.

ТЕКСТ 30

Ты – семь священных таинств, Твой образ - три священных писания, Твои уста – четыре священника. Ты - непорочно зачатая душа всего живого. Ты единый и неповторимый, без начала и конца, источник вдохновения, основа основ.

ТЕКСТ 31

О, несмыкающий ока, ничто не ускользает от твоего взора. Ты — время; мгновения – твое оружие, которым ты рассекаешь течение жизни. Неизменный и недвижимый, ты приводишь в движение вселенную, о нерожденный и вездесущий свидетель всего происходящего. Ты - начало жизни, и ты - ее конец.

ТЕКСТ 32

 Ничто не отдельно от тебя: ты высшее и низшее, движущееся и неподвижное. Твоя плоть – непорочное знание, твой лик – откровение. Твое жилище – лотос мудрости, твой путь – вдохновенное творчество. Вселенское разнообразие – твои мысли, но ты повелеваешь ими, о владыка сущего. Покоривший страсть, ты вознесся лебедем над миром. К твоим стопам, овладыка, я преклоняю свою голову.

ТЕКСТ 33

О всемогущий! Вселенная – плоть от твоей плоти, и принадлежит тебе безраздельно. Не покидая своей обители, ты являешь миру свои чувства, образы и качества. О старейший, неизменный и всеведущий!

ТЕКСТ 34

Твой бесконечный непроявленный облик – совокупность всего сущего. Своими внутренней и внешней природою ты покоишься в мирах чувственного и внечувственного постижения. Окружающий мир в восприятии живых существ - плод твоей мысли.

ТЕКСТ 35

Овладыка сущего, я прошу тебя лишь об одном благословении - пусть ни одно из сотворенных тобою существ не станет причиной моей смерти.

ТЕКСТ 36

Сделай так, чтобы я не умер ни в жилище, ни за его пределами, ни днем, ни ночью, ни на земле, ни в воздухе. Защити меня от любого оружия и не позволь сразить меня ни человеку, ни животному, ни небожителю.

ТЕКСТЫ 37 - 38                                                                                                   

Сделай меня неуязвимым для всего живого и неживого. Не дай меня умертвить ни богу, ни демону, ни змею из преисподней. Я хочу, как и ты, не иметь себе равных в бою, чтобы ни одна тварь не сразила меня. Не помогай моим врагам, даруй мне власть над небом и землею. Я хочу, чтобы меня боялись и уважали люди, боги и звери. Дай мне волшебные силы, которыми владеешь ты, и сделай так, чтобы я не утратил их никогда.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Хираньякашипу покоряет мир

ТЕКСТ 1

Блаженный Нарада сказал:

- Вседержитель остался доволен подвигами Хираньякашипу и в награду исполнил все, о чем тот просил. Он даровал демону благословения, которых прежде не удостаивалось ни одно существо в сотворенном мире.

ТЕКСТ 2

 Господь Брахма сказал:

- Сын мой, ты просишь почти невозможное, и все же я удовлетворю твои чаяния. Да будет так, как ты желаешь.

ТЕКСТ 3

Одарив благословениями первого из демонов, могущественный правитель вселенной, чье слово имеет силу действия, удалился в свою обитель, прославляемый небожителями и волхвами.

ТЕКСТ 4

 А сын Дити обрел желанные блага и достоинства, тело его ныне сияло, словно отлитое из золота, и светилось жизненною мощью. И хотя он получил все, о чем может мечтать смертный, он по-прежнему пылал ненавистью к Всевышнему и размышлял, как отомстить за убиенного брата.

ТЕКСТЫ 5-7

Итак, Хираньякашипу расширил свою власть до пределов вселенной. Теперь ему подчинялись все три мира – небеса, земля и преисподняя, и все их обитатели - люди, ангелы, птицы, исполинские змеи, волхвы, чародеи и пророки, мудрецы, небесные старцы, бог судьбы Яма, блюститель закона Божьего - Ману, бесы и оборотни, ведьмы, привидения и прочая нечисть. Он покорил всех правителей мироздания и принудил их почитать его. Так вселенная признала демона единовластным своим повелителем.

ТЕКСТ 8

Хираньякашипу поселился во дворце Индры в райском саду Нандане, самим создателем дарованном богам для наслаждений. Дворец тот, некогда построенный зодчим богов Вишвакармой, был столь богато убран и чудесен, что поговаривали, будто бы в нем поселилась сама богиня Удача.

ТЕКСТЫ 9–12

Лестницы дворца были выточены из кораллов, пол вымощен прозрачными изумрудами, стены выложены хрусталем, а колонны возведены из цельных каменьев вайдурья. Над молочно-белыми ложами свисали шитые золотом балдахины, мягкие кресла и диваны были отделаны рубинами и жемчугом. В тенистых садах и аллеях, смеясь, прогуливались юные наложницы, пленяя томными улыбками своего господина. А когда они сбегали к рукотворным купелям, чтобы полюбоваться своим отражением, колокольчики на их нежных ножках заливались серебряным звоном, заставляя биться чаще сердце златовласого демона. Боги печалились благоденствием демона и смотрели мрачнее тучи. Новый же властитель упрекал и наказывал их по пустякам и принуждал являться к нему ежедневно, чтобы выказать знаки почтения. Своим же подданным он велел величать себя не иначе как мудрым и справедливым владыкой!

ТЕКСТ 13

Новый властитель мира оказался большой любитель хмельного возлияния, отчего взор его пунцовых глаз вечно был мутен и злобен, а уста источали угарный дух. Но никто из придворных и родни из страха пред волшебными силами владыки не осмелился возразить ему слово. Даже властители трех небес, и те, дабы не прогневать демона, ублажали его собственноручно райскими дарами.

ТЕКСТ 14

Опотомок Панду, по восшествии на престол небесного царя властолюбивый демон заставил почитать себя всех обитателей вселенной. Предводители ангелов Вишвавасу и Тумбуру, а также волхвы, райские танцовщицы, небесные сказители и даже я неустанно пели ему славу и слагали в его честь хвалебные стихи.

ТЕКСТ 15

Все человеческие сословия и уклады приносили новому правителю жертвы и богатые дары, а он, вместо того чтобы делиться с богами, как то предписывает Закон, забирал все себе.

ТЕКСТ 16

В страхе перед демоном Земля о семи островах, щедрая, как небесная корова, приносила урожай, не дожидаясь, пока ее вспашут. У людей было вдоволь зерна, коровы в изобилии давали молоко, а небо услаждало взор правителя чудесными явлениями.

ТЕКСТ 17

 Мировые океаны – соленый, пресный, сладкий, хмельной, молочный, из пахты и топленого масла, а также их супружницы-реки приносили в волнах драгоценные каменья для Хираньякашипу.

ТЕКСТ 18

 Межгорные долины были для него местом отдыха и развлечений. Силой своего волшебства демон заставил деревья плодоносить круглый год. Он подчинил себе также смену времен года и другие явления природы, которыми обыкновенно управляют боги.

ТЕКСТ 19

И хотя во вселенной не осталось никого, кто не покорился его власти, Хираньякашипу был вечно недоволен и раздражен. Не радовали его ни несметные богатства, ни увеселения, ибо рабу чувств неведом покой ни на земле, ни на небесах.

ТЕКСТ 20

Не было такой заповеди, которую не нарушил бы этот гордец. В праздном самодовольстве проходила жизнь привратника царства Божьего, некогда проклятого четырьмя юными старцами.

ТЕКСТ 21

Простые смертные тоже терпели немилость нового хозяина. И отчаявшись ждать, когда время само свергнет ненавистного демона, былые правители вселенной обратились с молитвой к Непорочному.

ТЕКСТ 22

 «ОНетленный и Милосердный Владыка, услышь наши стенания. Мы взываем к Тебе, в чью обитель устремляются чистые души - святые, отрекшиеся от желаний мира».

ТЕКСТ 23

Так многие дни молились боги Властителю чувств Хришикеше, не сомкнув ни на мгновение веки, усмирив мысль и плоть и питаясь лишь воздухом.                 

ТЕКСТ 24

И услышали они небесный глас, что был подобен раскатам грома, и он развеял их страхи. Недоступный чувственному постижению, Господь молвил так:

ТЕКСТЫ 25–26

- Отриньте страх, о лучшие из мудрых! Да сбудутся ваши чаянья. Да укрепится ваша вера в Меня, вашего истинного Владыку. Я дарую вам радость, как некогда даровал жизнь всем Своим тварям. Я положу конец злодействам златовласого демона и верну вам власть в мире под солнцем. Ждать вам осталось недолго.

ТЕКСТ 27

Кто причиняет страдания богам, священнослужителям и коровам, кто пренебрегает Писаниями и Законом, тот не мил Мне и заслуживает Моей кары.

ТЕКСТ 28

Когда Хираньякашипу ополчится на своего сына, кроткого Прахладу, и будет теснить его и обижать, Я уничтожу злодея, преступив благословения, дарованные ему творцом.

ТЕКСТ 29

 Блаженный Нарада продолжал:

- Услышав слова утешения от Верховного Учителя, небожители выразили Ему почтение и возвратились в свои чертоги, радуясь скорому закату царства зла.

ТЕКСТ 30

 У Хираньякашипу было четыре сына, судьба щедро одарила их всеми возможными добродетелями, но особенным благочестием славился младший сын его по имени Прахлада. Отпрыск величайшего злодея, он являл собою образец смирения и добротолюбия.

ТЕКСТЫ 31 - 32

Прахлада отличался необычным благонравием и стремлением к познанию Истины. Рожденный от распущенного, ненасытного до власти и чувственных удовольствий демона, Прахлада был кроток и миролюбив, как святой старец. Он никогда не давал воли чувствам и сторонился излишеств. Верный раб Божий, он был дружелюбен с каждым и даже не знал слова "враг". Нуждающимся он был отцом-благодетелем, сверстникам - любящим братом, а воспитателей почитал наравне с Богом. Обладая всем, о чем только может мечтать смертный - образованием, богатством, благолепием и знатным происхождением, Прахлада был чужд всякого высокомерия.

ТЕКСТ 33

 В отличие от своих родичей он не питал вражды к слугам Всевышнего. В минуты смертельной опасности он оставался невозмутим и был равнодушен к плодам призрачного мира, даже к тем, к коим призывают священные Писания. Ему было чуждо желание обладать чем бы то ни было. Он подчинил себе чувства, жизненную силу, и был весьма рассудителен.

ТЕКСТ 34

Святые учители и поныне славят Прахладу за его добродетели. Верный слуга Всевышнего, он в полной мере обладал качествами своего Господина.

ТЕКСТ 35

Огосударь, когда бы мудрые ни размышляли о качествах святых, они ставят в пример блаженного царевича Прахладу. Демоны гордятся тем, что он приходится им сородичем. Боги же славят Прахладу как своего избавителя.

ТЕКСТ 36

Воистину не счесть достоинств юного царевича. Он услышал о Господе еще до рождения и был очарован Его Личностью. Вера его в Единого Властителя была нерушима, точно каменная скала.

ТЕКСТ 37

С младенчества Прахлада являл безразличие к детским забавам, был молчалив и сторонился общества родных. Мыслями он всегда был погружен в образ Господа и дивился безумию мира, одержимого жаждой власти и чувственных удовольствий.

ТЕКСТ 38

Он всюду ощущал на себе ласковый взгляд Всевышнего и всегда пребывал словно в забытье, не сознавая, где он, как сидит, как ходит, лежит, ест, пьет или разговаривает. Он даже не заботился о потребностях тела, доверив свою судьбу Господу чувств – Шри Говинде.

ТЕКСТ 39

 Всегда погруженный в переживания о Всевышнем, он то плакал, то смеялся; порой его охватывало ликование, и тогда, позабыв об условностях, он пел во весь голос.

ТЕКСТ 40

Иногда, увидев пред собою образ Господа, Прахлада испытывал трепетное волнение и громко взывал к Нему. Порой, ликуя, он без стеснения пускался в танец, а порой, слившись в мыслях со своим Господином, подражал Его забавам.

ТЕКСТ 41

Иногда Прахлада чувствовал прикосновение рук Господа и забывался в надмирном блаженстве. В эти часы он терял власть над собой, все его существо ликовало, слова застывали на устах, волосы на теле вздымались, из полуприкрытых глаз ручьямиструились слезы.

ТЕКСТ 42

Он возвысился над добром и злом сотворенного мира, но всякий, кто видел его, становился добрее, даже злодеи-демоны. Лотосные стопы Властителя сердец – единственное, что было для него сущим. Его самозабвенное ликование переполняло радостью умы несчастных, погрязших в мирской суете. Само его имя – Прахлада, дарующий радость, - было под стать его природе.

ТЕКСТ 43

Окружающие не чаяли души в юном царевиче, и лишь отец видел в нем врага и старался при первой возможности причинить ему боль. Счастье Прахлады обернулось для Хираньякашипу самым большим несчастьем в жизни.

ТЕКСТ 44

Великий Юдхиштхира сказал:

- О мудрый старец, за что же Хираньякашипу старался досадить своему сыну? За что невзлюбил своего наследника? Разве тот смел ослушаться отца? Чем прогневал он родителя?

ТЕКСТ 45

Почему ты полагаешь, что златовласый демон ненавидел своего отпрыска? Быть может, он наказывал его в назидание, как то часто делают любящие родители? Ведь известно, что строгость родителя в будущем оборачивается для дитяти благом.

ТЕКСТ 46

Отец не может ненавидеть сына, ибо последний есть продолжение первого. Если же отпрыск чтит родителя, как Бога, чем же он может вызвать ненависть или даже неприязнь к себе? Разве добродетели Прахлады способны породить иные чувства, кроме обожания? Пожалуйста, одостойный, разъясни мне это недоразумение.

ГЛАВА ПЯТАЯ


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!