ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 7 страница



У меня за ширмой лежат картинки с такими же птицами. За правильную отгадку получите фишку. Выиграют те, кто набе­рет по пять фишек, т.е. отгадает все загадки. При описании первыми надо называть сходные признаки птиц, например длин­ные ноги журавля и аиста или длинные шеи этих птиц и лебедя. А отличительные признаки, например короткие ноги с перепон­ками лебедя или его окраску, надо называть последними».

Примеры описаний.

Журавль. У этой птицы длинные шея, клюв, ноги. Хвост пышный, но короткий. Окраска перьев серая, хвост черный. На голове «красная шапочка».

Аист. У этой птицы длинная шея, длинные ноги и клюв, хвост короткий, белые перья, концы крыльев и хвост черные.

Лебедь. У этой птицы длинная шея, короткий клюв, короткий заостренный хвост, белые перья и короткие перепончатые лапки.

Дятел. У этой птицы крепкий, крупный клюв, ноги с цеп­кими когтями и пестрая окраска. На голове черные, крас-

60


ные и белые перышки, на крыльях белые и черные перыш­ки, белая грудка, желтый и красный живот. Когда эта птица сидит на стволе дерева, она крепко держится за кору когтя­ми и упирается в ствол упругим хвостом.

Ласточка. Окраска этой птицы черная с белым. У нее ма­ленький клюв и короткие ножки. Крылья длинные, длиннее тела. Хвост раздвоенный.

По каждой птице высказываются пять детей, первыми под­нявшие руку. В конце игры педагог предлагает выйти к столу тем, кто получил по пять фишек. Объявляет их победителями и награждает значками «Зоркий глаз».

2 РИСОВАНИЕ «НАРИСУЙ ПТИЦУ, КОТОРУЮ ЕЩЕ НЕ РИСОВАЛИ»

Программные задачи.

Учить детей изображать выбранную птицу на основе сложив­шихся обобщенных представлений о птицах и самостоятельно­го анализа ее формы, строения, пропорций; выбирать изобра­зительный материал для рисования: краски, цветные каран­даши или восковые мелки; подбирать лист бумаги (форма, цвет) в соответствии со строением и позой птицы, выбранной для изображения; использовать технические приемы рисования птиц, усвоенные на предшествующих занятиях цикла.

Материал.

У воспитателя картинки, которые использовались в первой части занятия, и несколько картинок с другими птицами: павли­ном, совой, орлом, иволгой или др.; две картинки с журавлем, одна на вертикальном листе бумаги, другая на квадратном. Для детей — на выбор разные по цвету и форме листы бумаги, разный изобразительный материал (разложены на отдельном столе).

Ход занятия.

Педагог кладет перед детьми картинки с изображениями птиц.

— Вот птицы, которых вы отгадали по описанию их призна­
ков. А вот другие птицы. Назовите их. Каждая птица имеет свои
отличительные особенности. Орел не похож на павлина, иволга
— на сову. Но у всех птиц много общего. Вы любую птицу сразу
отличите от зверей. Назовите признаки, общие для всех птиц.

Подтверждает, что все птицы покрыты перьями, у всех есть крылья, клюв, две ноги.

— Сегодня вы нарисуете любую из этих птиц, кто какую
захочет. Но прежде чем приступить к рисованию птицы, что
вы должны обязательно сделать? (Рассмотреть ее.) Зачем? Что
цы узнаете при рассматривании птицы, например орла?

61


— Птицу вы можете нарисовать летящую, плывущую, клю­
ющую, сидящую. Вам нужно будет выбрать лист бумаги, под­
ходящий для рисования птицы. Посмотрите на эти две кар­
тинки. На них изображены журавли. Один стоит подняв го­
лову, а другой опустил свою длинную шею и что-то
вылавливает из воды. Скажите, на одинаковом ли по форме
листе бумаги они нарисованы? А для плывущего лебедя ка­
кой формы лист бумаги будет нужен?

— Сейчас каждый из вас выберет для своей птицы лист бу­
маги и сядет за тот стол, где приготовлен нужный вам изобра­
зительный материал.

Дети выполняют работу самостоятельно без помощи воспи­тателя. В конце занятия можно предложить им поставить свои рисунки рядом с картинками с птицами, которых они рисова­ли. Попросить нескольких детей рассказать, какие признаки птицы они сумели передать в своих рисунках. Одобрить тех, кто самостоятельно определил признаки новых птиц (орла, совы и др.) и сумел нарисовать их. Можно попросить ребенка объяснить, почему он выбрал для рисования тот или иной лист бумаги.

Примечание. Это — дополнительное занятие, которое можно провести перед новогодним праздником после III цикла изобразительных занятий «Птицы» или осуществить эту работу в совместной деятельности воспитателя с детьми.

ЗАНЯТИЕ 10

АППЛИКАЦИЯ «НОВОГОДНЯЯ ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА»

Программные задачи.

Вызвать у детей желание порадовать своих близких, изго­товив для них новогоднюю поздравительную открытку; учить самостоятельно использовать свои умения в изображении птиц, полученные на предшествующих занятиях; формиро­вать умения придумывать композицию открытки — изобра­жать одну-две птицы (синичка, снегирь) на ветке дерева в той или иной позе; украшать открытку «снежной рамкой», выре­занной накануне.

Материал.

У воспитателя лист цветного картона с наклеенной «снеж­ной рамкой». У детей на столе две-три новогодние открытки с изображениями птиц, цветной картон 18x12 см, «снежные рамки», наборы цветной бумаги, ножницы, клей, каранда­ши, фломастеры.

62


Ход занятия.

Воспитатель раскладывает на столах по две-три новогод­ние открытки с изображениями птиц.

— Дети, как называются эти небольшие красивые кар­
тинки, которые лежат у вас на столах? Для какого праздни­
ка художники нарисовали эти открытки? Как вы узнали,
что это новогодние открытки? Правильно, это поздравитель­
ные новогодние открытки. Художники нарисовали на них
синичек, снегирей и других зимующих птичек с красивым
оперением. Они изобразили их сидящими на заснеженных
ветках. Что люди делают с такими открытками? Наверное,
ваши мамы и папы уже послали поздравительные новогод­
ние открытки своим родным и друзьям и сами получат от
них такие открытки к Новому году. Дети, а вы хотите сде­
лать сами новогодние поздравительные открытки для своих
мам и пап? Ведь вы умеете рисовать и вырезать разных пти­
чек в разных позах, например птичка сидит, наклонилась,
оглянулась, полетела. Ваши рисунки и аппликации с про­
шедших занятий висят на стенде. (Указывает на те или дру­
гие детские работы.) Сейчас каждый из вас решит, одну или
две птицы он изобразит на своей открытке, снегирей или
синичек, на какие ветки их посадит — на еловые, на ветки
рябины или на какие-нибудь другие. А также каждому из
вас надо решить, как изобразить своих птиц, в какой позе.

Педагог дает возможность одному-двум детям рассказать о задуманном содержании и композиции своей открытки.

— Чтобы ваша открытка стала наряднее, после того как вы
наклеите ветки с птицами, приклейте вот такую «снежную рам­
ку» (показывает свою открытку с наклеенной рамкой), кото­
рую вы вырезали заранее.

! В процессе занятия педагог обращает внимание некоторых детей на то, что заготовки для птиц следует делать меньшей величины, чем они вырезали их на прошлом занятии, особенно если на открытке будет не одна птица, что птиц следует изобра­зить такой величины, чтобы они свободно поместились на от­крытке. Спрашивает отдельных детей о композиции апплика­ции. (Можно указать на интересные композиции на новогодних открытках.) Подчеркивает, как важно сочетание цвета фона и изображения («На розовой открытке снегири с розовой грудкой не будут выделяться»). Советует некоторым детям украсить свои открытки маленькими снежинками, отрывая для этого неболь­шие кусочки от листа белой бумаги. Напоминает, что клеем на­мазывают не снежинку, а то место, куда она будет наклеена.

63


В конце занятия воспитатель говорит, что на обратной сто­роне их поздравительной открытки написаны слова «С Но­вым годом!», и предлагает тем, кто умеет, написать каранда­шом свое имя. («А для тех, кто еще не умеет писать, напишу я, чтобы ваши мамы и папы знали, от кого эта открытка».) Предлагает всем детям положить свои открытки на стол и полюбоваться работами.

«Самые дорогие подарки — подарки, сделанные своими руками. Они сделаны с любовью к тем, кому предназначены. Я думаю, что ваши мамы и папы будут рады таким поздра­вительным открыткам. До Нового года ваши открытки будут храниться в группе, а перед праздником вы вручите их сво­им родным», — говорит воспитатель.


IV ЦИКЛ

дымковские игрушки

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ

1.Знакомство с искусством — народная игрушка.

2. Лепка. «Дымковские животные».

3. Лепка. «Дымковский индюк».

4. Рисование. «Расписные птицы».

5. Лепка. «Барыня, няня (водоноска)».

6. Рисование. «Дымковские барыни-франтихи» (полуобъем­
ные игрушки).

7. 8. Рисование и конструирование. «Изготовим дымковс­
ких артистов для настольного театра».

В цикле:

4 занятия по рисованию,

3 занятия по лепке,

1 занятие — знакомство с искусством.

ЗАНЯТИЕ 1

ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ — НАРОДНАЯ ИГРУШКА

Программные задачи.

Дать детям целостное представление о народных игрушках как об одной из форм народного декоративного искусства; по­знакомить с содержанием народных игрушек, показать его связь с окружающей природой, растительным и животным миром; с художественными традициями в изготовлении игру­шек, в использовании для них материалов (глина, дерево), име­ющихся в местах проживания мастеров.

Материал.

Глиняные игрушки: дымковские, филимоновские, карго-польские, калининские, деревянные: богородские двух-трех видов (загорские, семеновские или полхов-майданские) и их изображения, фотографии народных мастеров за работой; картинки с изображениями игрушек; несколько современ­ных фабричных игрушек из металла, пластмассы, резины, поролона.

65


Ход занятия.

Педагог кладет фабричные игрушки на один стол, а народ­ные — на другой. Предлагает детям назвать те и другие игрущ ки и материал, из которого они сделаны. «Как вы думаете, где сделаны игрушки, которые находятся на первом столе, и кто их сделал?» Подтверждает, что металлические автомобили, пластмассовые животные и куклы, поролоновые зверюшки сде­ланы на фабриках или заводах. Там по одному образцу изго­товляют тысячи одинаковых игрушек. Вот такой автомобиль можно купить и в Калининграде, и в Москве, и в Петербурге, и в других городах и селах. Материал, из которого сделаны эти игрушки, прошел длинный путь, пока стал подходящим для их изготовления. Например, чтобы получить металлические листы и сделать игрушечные автомобили, поезда, кораблики, люди сначала добыли руду из земли, выплавили из нее металл, потом прокатали его на прокатных станах и получили метал­лические листы нужной толщины.

Далее воспитатель обращает внимание детей на народные игрушки и тоже выясняет, из какого материала они сделаны (глина, дерево), кто и где их изготовил. Подтверждает, что в отличие от фабричных игрушек народные игрушки — дымков­ские, каргопольские, калининские и филимоновские — выпол­нены из глины и после обжига расписаны узорами. Каждую игрушку делает от начала до конца один мастер или члены од­ной семьи. Приглашает послушать рассказ мастера каргополь-ской игрушки Семена Ивановича Рябова.

«Глину я беру в моей родной деревне Ананьино — это кило­метрах в трех отсюда. Она там вязкая, чистая, без каменьев. Из нее хоть посуду, хоть игрушки делать можно. Заготавли­ваю я ее летом: зимой замерзнет — ломом не пробьешь. Набью кусочков глины — она у меня в сенях лежит, в ведро положу и ставлю его к печи. Когда оттает, кипятком залью — глина вся разбухнет. Руками ее разминаешь, пока не сделается мягкой, вязкой».

— Семен Иванович рассказывает, — говорит педагог, — а пальцы его разминают комок темно-коричневой глины. Кажет­ся, медленно, не торопясь лепит. Отщипнет от глиняного теста кусочек, мнет его, мнет пальцами, придает форму. Где уберет лишнее, где вотрет еще кусочек глины, пальцы смочит водой и гладит мокрыми пальцами почти готовую фигурку, выравни­вает. Вот уже на столе барышня в кокошнике, гармонист, пти­ца счастья Сирин, сказочный получеловек-полуконь Полкан. Послушайте, что мастер дальше рассказывает.

66


«Игрушку я по-своему каждый раз делаю, на свой вкус, и крашу тоже по-разному. Когда барышню делаю, хочу, чтобы представляли, какими они раньше были. Я знаю, что барыш­ни ходили в кокошниках, длинных сарафанах. Современную одежду мы и так видим, а вот в старину-то как одевались, не все знают. Мишку с гармошкой делаю так, чтобы видно было, что веселый он, не загорюнился. Краски теперь какие хочешь бери — темперу или гуашь. Цвета я выбираю, какие нравятся, какие глаз подскажет. Узоры или из головы выдумываю, или на старинные вышивки посмотрю».

— А вот как мастер раскрашивает обожженные в печи фи­
гурки. Уверенно проведена первая линия по окружности юбки
одной из барышень, чуть ниже талии. Затем еще две вертикаль­
ные линии очерчивают передник. Затем возникают линии блуз­
ки. Мастер закрашивает передник светлой, песочного цвета
краской, юбку — терракотовой, блузку — светло-коричневой,
кокошник — малиновой. Черные бусинки — глаза, ротик —
пуговка — вот и готова барышня. Теперь Рябов берет тонкую
кисть и рисует на переднике овалы, кресты, ромбики. (Из кн.
АЖиловского «Скачи, добрый единорог».)

По ходу рассказа воспитатель демонстрирует игрушки, фо­тографии.

— На столе стоят глиняные игрушки, которые изготовили
мастера в разных местах нашей страны: одни в Каргополе, дру­
гие в Дымкове, третьи в селе Филимоново, четвертые — в Ка­
лининской области в городе Торжке.

Воспитатель предлагает двум детям расставить глиняные игрушки на четыре подноса, каждый вид отдельно. Проверяет вместе со всеми, правильно ли сгруппированы игрушки.

Педагог раздает всем детям по одной картинке с изображе­ниями разных игрушек и предлагает поиграть. Объясняет:

— Я буду называть тот или иной вид игрушек, а те, у кого на
картинке игрушка такого же вида, должны поднимать картин­
ку и называть. Например: у меня калининский петушок. Или:
у меня филимоновская барышня. Или: у меня каргопольский
мужик.

Затем педагог предлагает одному из детей отобрать всех петушков (или игрушки другого содержания: барышень, уто­чек) и поставить их рядом. Спрашивает, одинаковы ли пе­тушки, сделанные мастерами в разных местах. Вместе с деть­ми отмечает различия в форме и росписи изделий. Делает вывод, что в каждом месте сложились свои традиции в лепке и росписи игрушек. И хотя каждый мастер вносит в изделие

5*                                                                                                                               67


что-то свое, он не отходит от традиций, перешедших от пре­жних мастеров.

Затем воспитатель рассматривает с детьми деревянные игруш­ки: богородские и матрешек двух-трех видов (загорские, семенов­ские и полхов-майданские). Рассказывает, что в селе Богородс­кое Московской области создают деревянные резные игрушки. Игрушки режут из липы, у которой мягкая древесина. Вокруг села много лесов, и уже более 300 лет мастера изготовляют из липовых брусков забавные игрушки. Предлагает детям назвать, кого же изображают богородские мастера-резчики. Отмечает, что чаще всего делают медведей. Но каждый медведь чем-то занима­ется -играет на гармошке, стоит под душем и т.п. Игрушки име­ют специальные приспособления, которые заставляют их дви­гаться. Курочки клюют корм, кузнецы бьют молотами.

Воспитатель демонстрирует некоторые игрушки. Далее об­ращает внимание детей на характерные особенности игрушек — их резную поверхность (шерсть животных), естественный цвет дерева (игрушки некрашеные — расписные богородские игрушки встречаются редко). Поясняет, что, несмотря на то что богородские игрушки делают очень давно, они изменились в основном лишь по содержанию. Появились медведи-дискобо­лы, медведи-пианисты, медведи со спутником. А традиции в их изготовлении остались прежними.

Воспитатель ставит на стол трех матрешек. Спрашивает: «Как вы думаете, дети, в одном или в разных местах изготов­ляют эти точеные игрушки из дерева — матрешки?»

Желательно вызвать дискуссию между детьми, давшими разные ответы, предложить каждому доказать правильность своего суждения. Подтвердить мнение тех, кто считают, что матрешек делают в разных местах. Указать на различия в рос­писи. Так, загорских матрешек мастера «одевают» в сарафан, кофточку и платочек со скромным узором, а семеновских мат­решек украшают ярким букетом красных или малиновых цве­тов с зелеными листьями. У полхов-майданских матрешек в окраске больше всего малиновых и фиолетовых цветов и каж­дый цветок обведен черным контуром.

Если внимательно рассмотреть форму матрешек, то и здесь можно заметить различия. Загорские матрешки приземистые, семеновские — более стройные, у полхов-майданских — более плавный контур и более вытянутые фигуры.

— Как вы думаете, дети, почему в одних местах изготов­ляют игрушки из глины, а в других — из дерева? — спраши­вает педагог.

68


В заключение он говорит, что в России есть еще много других мест, где изготавливают игрушки, и всюду на творче­ство мастеров влияет то, как живут вокруг люди, какая при­рода их окружает, какой материал для изготовления имеет­ся поблизости. И каждый мастер хочет, чтобы его игрушки радовали тех, кому они попадают в руки.

ЗАНЯТИЕ 2ЛЕПКА. «ДЫМКОВСКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Программные задачи.

Учить передавать в лепке характерные особенности дымков­ских животных, их позы, лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого; продолжать учить детей в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой — дымковской игрушкой; использовать стеку для надрезания.

Материал.

У воспитателя дымковские игрушки: конь, козлик, баран и олень; две исходные формы в виде толстых цилиндров разной величины для показа способов лепки; четыре карточки с силу­этным изображением дымковских животных. У детей глина или пластилин двух цветов, стеки, печатки-колпачки от фло­мастеров, чашечки с водой для заглаживания поверхности леп­ных изделий, дощечки.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей к столу (полке), на котором под салфеткой стоят дымковские животные — конь, олень, козлик, баран.

— Представьте себе, что вы совсем недавно стали работать в
мастерской, где лепят дымковские

игрушки, и сегодня вам предстоит лепка дымковских животных, вот таких.

Снимает салфетку с игрушек и просит назвать животных.

— Каждое животное отличает­
ся от других своими характерны­
ми признаками. У оленя это... (вет­
вистые рога и короткий хвостик),
у козлика... (загнутые назад рога,
бородка, короткий хвостик, а на

ногах «штанишки»). У коня... (на                   Рис. 17


69


шее грива, стоячие острые уши, пышный хвост), у барана... (круто закругленные волнистые рога, короткий хвост). Этими признаками одно животное отличается от другого.

— В чем же их сходство? Что у всех одинаковое? (Форма головы, шеи, туловища и ног.) Значит, лепить любое дымков­ское животное надо начинать одинаково. Я, как опытный ма­стер, давно работающий в мастерской, покажу вам общие спо­собы лепки для всех дымковских животных. У меня две ис­ходные формы в виде толстых цилиндров. Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сде­лать надрезы впереди и сзади, раздвинуть их слегка и пальца­ми оформить передние и задние ноги животного. Голову с шеей нужно вылепить из меньшего цилиндра, отогнув от него не­большую часть для головы. Место скрепления шеи с тулови­щем надо тщательно примазать и загладить. Это лучше сде­лать мокрыми пальцами. (См. кн. Н.Халезовой «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду».)


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 925; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!