ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 2 страница



12


другого оттенка, но тоже желтые. Да, они нарисованы на крас­ной скатерти, а на стене за тарелкой с калачами висит клет­чатое полотенце с узором. Значит, когда художник писал этот натюрморт, он хорошо продумал, какие предметы расставить рядом и какого они должны быть цвета.

Каких красок больше всего использовал художник в этом натюрморте? (Желтых и красных.) Эти краски яркие или тем­ные, тусклые? (Яркие.) Значит, картина написанная яркими красками, получилась радостной.

На этой картине нет людей. На ней изображен лишь боль­шой угол комнаты. А могли бы мы, глядя на эту картину, уз­нать, где находится эта комната — в городе или деревне? Поче­му в деревне? Как вы думаете, люди, живущие в этом доме, уже попили чай или только собираются? Как вы узнали? Видите, как через вещи, изображенные на картине, можно узнать, кто хозяева, где они живут и даже как живут.

Далее рассматриваются два натюрморта с изображениями плодов, выполненные в разной манере: цветы и плоды И.Хруц-кого и яблоки И.Грабаря. Воспитатель говорит, что эти две кар­тины написаны разными художниками. Один жил давно — это художник И.Хруцкий. Другой художник, И.Грабарь, жил в наше время. Подчеркивает разную манеру художников. Хруц-кий рисовал предметы очень подробно. У него видна каждая прожилочка листка, незаметен переход от одного оттенка цве­та к другому в каждом фрукте. Рассматриваются пушистая по­верхность персиков и мякоть разломанного плода, налитый соком спелый виноград.

О другом натюрморте педагог говорит, что художник Гра­барь совсем по-иному изображает плоды и другие предметы. Он пишет крупными мазками, как будто набрасывает краску на холст. Его натюрморт лучше рассматривать на расстоянии. Делается вывод, что каждый художник по-своему, в своей ма­нере изображает предметы.

ЗАНЯТИЕ 2

1. ВЫКЛАДЫВАНИЕ НАТЮРМОРТОВ ИЗ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ

Программные задачи.

Вызвать у детей желание составлять натюрморты из пред­ложенных предметов; поупражнять в составлении нескольких вариантов композиций с учетом формы, величины, цвета пред­метов и фона; развивать воображение и эстетический вкус.

13


Материал.

Муляжи овощей и фруктов, посуда: кувшин, небольшая корзинка, салфетки двух-трех цветов, листы цветного кар­тона для фона (которые можно поместить на книжные под­ставки).

Ход занятия.

Дети сидят полукругом перед столом, на котором будут со­ставлять натюрморты. Предметы для натюрмортов находятся отдельно (на полке). Педагог говорит, что на прошлом занятии дети рассматривали картины, на которых художники изобра­зили разные предметы: овощи, фрукты, цветы, посуду. Спра­шивает, как называются такие картины, есть ли натюрморт в групповой комнате.

— Вы знаете, как рисуют художники натюрморты? Прежде
чем приступить к рисованию, художник подбирает нужные пред­
меты и красиво располагает их рядом друг с другом. Он не про­
сто кладет или ставит их рядом, а группирует так, чтобы среди
них выделялся какой-то главный предмет. Этот главный пред­
мет может быть более крупным, чем другие, или более ярким,
или располагаться посередине. А когда художник начинает ри­
совать рядом другие предметы, то обращает внимание на их цвет,
форму. Например, живописец решил, что главным предметом в
его натюрморте будет коричневая низкая ваза с осенними вет­
ками, а перед вазой он расположил ярко-красный помидор, зе­
леный огурец и несколько золотистых луковиц. Рядом с темной
вазой эти овощи стали казаться более яркими. Другому худож­
нику больше нравились картины, на которых цвета предметов
близкие и резко не отличаются друг от друга. Он подобрал для
своего натюрморта желтые, золотистые, светло-оранжевые фрук­
ты: лимоны, груши, абрикосы и красиво расположил на оран­
жевой скатерти, а рядом поместил светло-коричневую статуэт­
ку. И если у первого художника натюрморт получился ярким,
броским, то у второго — нежным, спокойным.

— Дети, а вы хотите поиграть в художников? Вот здесь на
столе лежат разные овощи и фрукты, салфетки, посуда: блю­
до, вазочка, корзиночка, кувшин. Давайте составим несколь­
ко красивых натюрмортов из этих предметов. Надо и названия
придумать. Предлагайте!

Педагог выслушивает все предложения и выбирает наибо­лее удачное название, например «Плоды осени», «Кувшин и яблоки», «Овощи и фрукты в корзине».

— Какой предмет будет главным в нашем натюрморте? Где
мы его расположим? Что поместим рядом, что впереди?

14


А может быть, нам лучше по-другому разместить эти предме­ты — не вплотную друг к другу, а на некотором расстоянии?

Воспитатель убирает предметы со стола и предлагает не­скольким детям самостоятельно составить другие натюрморты. Во время составления ребенком натюрморта беседует с ним, вов­лекая в разговор и других детей. После окончания работы про­сит ребенка рассказать, какие предметы тот отобрал для своего натюрморта, какой из них самый главный, чем выделяется сре­ди других; как думает назвать свой натюрморт. Обращается ко всем детям: «Может быть, кто-то хочет что-нибудь посовето­вать своему товарищу, чтобы его натюрморт стал еще краси­вее?» Одобряет тех, кто по-своему составил натюрморт. В зак­лючение предлагает детям в свободное время нарисовать натюр­морты, которые они сегодня выкладывали из предметов, или придумать другие.

Целесообразно оставить на несколько дней предметы в рас­поряжении детей, добавить новые и побуждать тех, кто на за­нятии не составлял натюрморты, заняться этим.

2. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО РАЗНОЕ И ЧТО ОДИНАКОВОЕ»

Программные задачи.

Учить детей замечать художественные особенности натюр­мортов: различие и сходство в композиции, в сочетании цве­тов, в манере письма художников.

Материал.

Набор художественных открыток разных авторов, три-четы­ре открытки других жанров: портрета, жанровой картинки, декоративного узора; фишки.

Ход игры.

Игровое упражнение можно проводить в двух вариантах.

1. Задание предлагается всем детям. Ребенок, первым пра­
вильно выполнивший задание, получает фишку.

2. Распределить детей на две команды из четырех-пяти че­
ловек. Дети имеют возможность совещаться. За правильный
ответ команде дается фишка. Задания команды могут получать
одновременно при наличии достаточного количества открыток.
В этом случае команды следует посадить за разные столы или
отгородить друг от друга легкой картонной ширмой.

Игровые задания.

1. «Найдите среди открыток только натюрморты». Положить перед детьми по пять-шесть открыток, среди которых три-четыре натюрморта, и предложить разместить

15


рядом только натюрморты. Две фишки получит команда или ребенок, которая сумеет еще и объяснить, почему эти открыт­ки можно назвать натюрмортами.

2. «Найдите один натюрморт, резко отличающийся (компо­
зицией) от других натюрмортов». Например, на одной открыт­
ке предметы могут быть расположены близко друг к другу, а
на другой разбросаны по всему пространству.

3. «Разложите натюрморты на три группы: в первой группе
должны быть работы, на которых художники изобразили сре­
ди предметов стеклянные; во второй — работы, на которых ху­
дожники изобразили металлические предметы; в третьей —
работы, на которых художники нарисовали керамические пред­
меты. Объясните, как вы узнали стеклянные, металлические и
керамические предметы».

4. «Распределите натюрморты на две группы, по две открыт­
ки в каждой группе. Объясните, почему вы так распределили»
(детализированная и обобщенная манера письма).

5. «Посмотрите на каждую открытку и скажите, красок ка­
кого цвета (какая цветовая гамма) больше всего потребовалось
художнику для рисования того или другого натюрморта».

В конце подводятся итоги и выявляются победители.

ЗАНЯТИЕ 3

ЛЕПКА. «НАТЮРМОРТЫ ИЗ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ»

Программные задачи.

Учить детей точно передавать пару однородных овощей или фруктов, различающихся формой, величиной и другими осо­бенностями, всматриваться в натуру, замечать ее своеобразие; учить сравнивать в процессе лепки получаемое изображение; формировать умение вместе объединять вылепленные предме­ты в общую композицию — натюрморт.

Материал.

На каждого ребенка по два однородных овоща или фрукта: по две морковки, две луковицы, два яблока и др., отличающих­ся друг от друга формой или величиной; цветной пластилин, стеки; для составления натюрмортов маленькие корзиночки, подносы, тарелки на четыре-шесть детей.

Ход занятия.

Воспитатель напоминает, что в старшей группе дети лепили разные овощи и фрукты.

— А сейчас вы будете учиться не просто лепить овощи и фрук­ты, а изображать точно такие, какие лежат перед каждым из вас.

16


А перед каждым из вас лежат по две морковки, по две лукови­цы, по два яблока. Посмотрите внимательно на эти овощи и фрук­ты и скажите, одинаковые они или чем-то различаются.

Выслушав суждения нескольких детей о различиях двух плодов, воспитатель продолжает:

— Вот эти отличия вы и должны передать в своей лепке. Се­
годня вам будет недостаточно один раз рассмотреть эти плоды.
Вам придется не раз смотреть на них во время работы и сравни­
вать с теми, что вы лепите, чтобы добиться сходства. Вы знае­
те, что изделие из глины (пластилина) надо рассматривать со
всех сторон, ощупывать пальцами, чтобы почувствовать все его
выпуклости и впадины. То же надо делать и с образцами.

В процессе занятия надо побуждать детей чаще сравнивать свою лепку с натурой. Напоминать, что поверхность изделий следует заглаживать пальцами, а стекой наносить бороздки, углубления и др.

Когда дети закончат работу, организуется сравнение вылеп­ленных плодов с натурой.

— Посмотрите на свои овощи и фрукты, сравните их с на­
стоящими и покажите тот плод, который больше, чем другой,
похож на настоящий. Какие особенности этих плодов вы суме­
ли передать в своей лепке?

Можно отметить работы тех, кто сумел добиться сходства обоих плодов с натурой.

В заключение педагог ставит на стол, за которым сидят че-тыре-шесть детей, корзиночку, поднос, тарелку и предлагает вместе составить из вылепленных овощей и фруктов натюр­морт, предварительно обсудив, как лучше расположить их. Готовые натюрморты рассматриваются и оцениваются (см. занятия 1,2).

ЗАНЯТИЕ 4

АППЛИКАЦИЯ. «ИЗГОТОВИМ ЛОТО «ОВОЩИ» ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

Программные задачи.

Учить детей передавать в аппликации признаки реальной формы овощей: луковицы, репы, свеклы, кабачка, моркови, перца; развивать способность видеть в исходной форме подхо­дящую для вырезывания конкретного овоща; вызвать желание совместно изготовлять настольную игру для малышей; позна­комить с оформлением коробок для настольных игр; упражнять в плавном вырезывании округлых форм.

17


Материал.

У воспитателя овощи, вырезанные из плотной бумаги, од­ноцветные исходные формы (заготовки) для них, несколько коробок с настольными играми, неоформленная коробка для лото «овощи». У детей картонные карточки, разделенные на три клетки, и маленькие карточки к ним (на троих детей), ши­рокие полосы цветной бумаги для вырезывания овощей (ши­рина 7 см), ножницы, клей. Ход занятия.

Детей приглашают к столу, на котором разложены исход­ные формы и вырезанные из бумаги овощи. Педагог говорит: «Вы знаете, что прежде чем вырезать какой-нибудь предмет, нужно сначала вырезать для него исходную форму (заготовка) примерно такой же величины, какой будет этот предмет, и та­кой формы, которая подойдет к форме предмета.

Давайте поиграем. Я вам раздам по одному овощу, а вы най­дете для него самую подходящую исходную форму и положите свой овощ на нее ».

После выполнения игрового упражнения обсуждается, кто как справился с заданием.

Воспитатель приглашает детей сесть за столы и предлагает вместе сделать лото «Овощи» для малышей. Ведь они еще не умеют вырезывать, но любят играть в настольные игры. По­ясняет, что на длинной карточке с тремя клетками трое детей вырежут и наклеят разные овощи и точно такие же вырежут на маленьких карточках. Спрашивает, как надо вырезать два овоща, чтобы они получились одинаковыми (приемом парно­го вырезывания). Продолжает пояснения: «Кто какой овощ

будет вырезать, вы отгадаете по ис­ходной форме, которая лежит пе­ред вами (одноцветные заготовки). Такие же по форме две заготовки вы вырежете из бумаги подходя­щего цвета. К овощам можно вы­резать листочки, остатки ботвы, чашелистики».

' В ходе занятия воспитатель на­поминает, что при вырезывании ок­ругленных предметов следует де­лать плавный разрез, левой рукой поворачивая заготовку навстречу лезвиям ножниц. Детям, вырезы­вающим длинные овощи: морковь,

18


кабачок, перец, предлагает расположить их на карточках по ди­агонали — с угла на угол. Поощряет проявления взаимопомо­щи в коллективной работе.

В конце занятия надо собрать карточки лото на один стол, рассмотреть и оценить результат коллективной работы. Под­черкнуть, что старания и усилия каждого в общей работе по­могли сделать полезную вещь — настольную игру для малы­шей. Обратить внимание детей, что коробка для лото не офор­млена. Рассмотреть коробки фабричного изготовления и обсудить, как их оформляют художники, какие надписи и ри­сунки делают, где они расположены, как рисунки связаны с со­держанием игрового материала в коробке. Обсудить, как офор­мить коробку для самодельного лото, и предложить тем, кто захочет, сделать это в свободное время.

Когда коробка будет готова, сходить в младшую группу и подарить малышам лото.

ЗАНЯТИЕ 5

АППЛИКАЦИЯ. «НАТЮРМОРТ ИЗ ОВОЩЕЙ (ФРУКТОВ)» (СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДВУХ ДЕТЕЙ)

Программные задачи.

Учить детей располагать в аппликации предметы на широ­кой поверхности, частично загораживая один другим; воспи­тывать умение совместно выполнять общую работу; упражнять в вырезывании исходных форм (заготовки) нужной величины и формы; совершенствовать навыки плавного вырезывания ок­руглых форм.

Материал.

У воспитателя два образца — ваза с фруктами и миска с ово­щами, расположенные на горизонтальной поверхности (часть стола, полки); отдельно вырезанный фрукт и овощ; разноцвет­ные фишки (по три на двух детей). У детей (на двоих) квадрат­ный лист плотной бумаги (примерно 30x30 см), разделенный на две части: нижняя — часть стола, верхняя — стена, жела­тельно с наклеенными на нее обоями с мелким рисунком; ши­рокие полосы цветной бумаги для вырезывания плодов, боль­шие листы бумаги, отличающиеся по цвету от плодов (розовые, сиреневые, голубые), для вырезывания посуды, конверты для обрезков бумаги, которые можно использовать в дальнейшем; клей, ножницы.

                                                                                                                                 19


Рис.2

Ход занятия.

Педагог показывает образцы: «Как можно назвать эти кар­тины? Почему вы их назвали натюрмортами? Как вы думае­те, на чем стоят миска с овощами и ваза с фруктами? (На сто­ле, на полке.) А что вы видите за вазой и миской? (Стену.) Об­ратите внимание, что миска и ваза стоят посередине, а около них есть свободное место. Можно положить это румяное ябло­ко сбоку вазы, впереди нее или за вазой». Воспитатель при­кладывает вырезанное яблоко к разным местам поверхности стола. Вызывает ребенка и предлагает ему приложить морковку (другой овощ) к картинке с овощами, спрашивая, где на­ходится морковь по отношению к миске. Обращает внимание детей на расположение плодов в посуде: «Что необычного вы заметили в расположении плодов, лежащих в миске и в вазе? (Одни плоды частично загораживают другие.) Посмотрите на край вазы и миски — видны ли полностью плоды, располо­женные ближе к нам, зрителям?» (Они частично загорожены краем посуды.)

Далее педагог обращает внимание детей на красивое соче­тание по цвету рядом лежащих овощей и фруктов: зеленого огурца с оранжевой морковью, фиолетового баклажана с жел­той репой, желтого лимона с оранжевым апельсином и т.д.

Убирает образцы. Говорит, что сейчас дети будут делать вдвоем один натюрморт. Что изобразить — овощи в миске или фрукты в низкой вазе, а также кто что будет вырезать, они должны решить сами.

В процессе занятия педагог напоминает, если потребуется, что вырезывание овощей и фруктов надо начинать с исходных форм, что мелкие овощи и фрукты (редис, сливы, вишни) мож­но изготовлять сразу по несколько штук приемом парного

20


вырезывания. Некоторым детям показывает приемы плавно­го закругления при вырезывании округлых форм. Спрашива­ет, каким приемом дети будут вырезывать вазу или миску (симметричным вырезыванием). Советует поместить на столе возле вазы или миски лишние один-два плода, которые в них не уместились.

В конце занятия надо сказать детям, что сегодня они сами оценят, что у них получилось хорошо, а чему еще следует по­учиться. Раздать каждой паре по три фишки красного, зелено­го и синего цветов и сказать: «Красную фишку пусть положат возле своей аппликации те, у кого ваза или миска находится примерно на середине стола, а не у самого его края. Синюю фишку пусть положат те, у кого одни предметы частично заго­раживают другие, а зеленую фишку — те, у кого изображены разные по цвету и форме овощи или фрукты». Отметить объек­тивность самооценки детьми своих работ. Посоветоваться с ними, где можно повесить один-три натюрморта для украше­ния группового помещения и в каких играх их можно исполь­зовать (в качестве витрины для магазина).

ЗАНЯТИЕ 6

АППЛИКАЦИЯ. «КИСТИ И ГРОЗДЬЯ ЯГОД»

Программные задачи.

Учить передавать разную форму кистей и гроздьев ягод, изображать частичную загороженность одних ягод другими, самостоятельно выбирать цвет и оттенки для вырезывания смо­родины, рябины, винограда и цвет бумаги для наклеивания, вырезать тонкие изогнутые стебельки и черешки; вырезывать листья сложной формы у винограда и смородины по предвари­тельно нарисованному контуру.

Материал.

У воспитателя картинки с изображением кистей красной и черной смородины, гроздьев рябины и винограда разного цве­та; кукольный персонаж Петрушка, одноцветные геометричес­кие формы: овал, вытянутые треугольник и прямоугольник; квадратики такого же цвета, как ягоды. У детей листы плот­ной бумаги (1/2 альбомного листа) разного фона, сочетающие­ся по цвету с цветом ягод, полоски цветной бумаги двух оттен­ков, широкие полосы зеленой бумаги для вырезывания лис­тьев; ножницы, клей, черный карандаш.

21


Ход занятия.

Воспитатель спрашивает: «Дети, вам приходилось срывать с кустов крыжовник и малину? Как эти ягоды расположены на кустах?» (Каждая отдельно.)

Помещает перед детыми картинки с изображениями ягод смородины, винограда, рябины: «Кто знает, как можно назвать такое расположение ягод? Да, эти ягоды собраны вместе в кис­ти, гроздья. Давайте сравним их форму. Какая форма у кисти смородины? (Удлиненная, вдоль тоненького черешка «сидят» ягодки, вверху немного крупнее, чем внизу.) А теперь сравните форму гроздьев винограда и рябины». Обводит пальцем оваль­ную гроздь рябины и двумя раздвинутыми пальцами, сужая их ', книзу, гроздь винограда, подчеркивая ее треугольную форму.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1669; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!